Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозно-философское возрождение начала XX в. (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) 6 страница




Так как в объективной действительности все взаимосвязано, находится во всеобщем взаимодействии, то и отражающие ее категории связаны между собой таким образом, что каждая из них может быть осмыслена лишь как элемент определенной системы категорий.

Чтобы понять категории диалектики, удобнее рассматривать их в той последовательности, в которой они выступают как ступеньки познания: категории определенности (единичное, особенное и общее, сущность и явление, содержание и форма), категории обусловленности (причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность) и категории выбора (целое и часть, система, элемент и структура).

Общую структуру определенности любого отдельного предмета описывают категории общего и особенного.

Существование отдельных, отграниченных друг от друга в пространстве и во времени предметов и явлений, обладающих индивидуальной качественной и количественной определенностью, характеризуется категорией единичного. Единичным может быть известная планета, тот или иной город, конкретный человек - Петр. Общность свойств и отношений вещей выражается в категории общего. Эта категория отражает сходство свойств, сторон объекта, связь между элементами, частями данной системы, а также между различными системами. Например, общие признаки пространства и времени. Общее не существует до или вне единичного, точно так же единичное не существует вне общего. Всякий объект есть единство общего и единичного. Как уже отмечалось ранее, общее и его отношение к единичному по-разному истолковывалось в различных философских системах в эпоху средневековья. Номиналисты и реалисты спорили по поводу природы универсалий, т.е. общих понятий.

Связь единичного и общего носит всеохватывающий характер: в нее включены все явления, предметы и процессы. Общее и единичное синтезируется в категории особенного, которая отражает меру и способ их «сплавленности». Особенное выступает в диалектике как среднее, промежуточное звено между единичным и общим. Так дерево - понятие особенное, ибо оно входит в более общее понятие лес, но в то же время, деревья включают единичное понятие: береза, дуб, осина и др.

Существуя в отдельном в качестве его сторон, свойств, единичное и общее не просто сосуществует, а находятся в органической взаимосвязи и взаимозависимости. Они обладают противоположными тенденциями: единичное имеет тенденцию не повториться, общее - повториться в других вещах. Будучи противоположными сторонами вещи, они в процессе ее изменения и развития переходят друг в друга: единичное становится общим, общее единичным. Так, например, организм путем индивидуальной изменчивости приобретает какой-либо новый полезный признак. Этот единичный признак может быть передан по наследству и со временем стать признаком уже не отдельной особи, а ряда особей, т.е. свойством разновидности в рамках данного вида. В дальнейшем данная разновидность может превратиться в новый вид. Следовательно, признак из единичного становится общим видовым.

С категорией общее тесно связана категория сущность. Она отражает совокупность глубинных связей и отношений, определяющих основные черты и тенденции развития предмета, материальной системы. Постигнуть сущность какого-либо объекта - это, значит, понять причину его возникновения, свойственные ему внутренние противоречия, тенденции развития, его определяющие свойства. Сущность как внутреннее свойство противопоставляется внешней, изменчивой стороне вещей. Последняя выражается категорией явление. Когда говорится, что явление- это нечто внешнее, а сущность внутреннее, то имеется в виду не пространственное отношение, а объективная значимость внутреннего и внешнего для характеристики самого предмета.

Сущность и явление - различные стороны действительности, они связаны друг с другом в едином предмете, определенной области реального мира. Сущность обнаруживает себя в явлениях, а явления отражают сущность. Отношение сущности и явления есть закон: если явление существует, то оно обусловлено некоторой сущностью; и наоборот, если имеется некоторая сущность, она обязательно должна явиться.

Сущность выражается во множестве ее внешних проявлений. Вместе с тем в явлениях сущность может не только выражаться, но и маскироваться. В процессе чувственного познания мы нередко сталкиваемся с тем, что явления кажутся нам не таковыми, каковы они есть на самом деле. Это - видимость или кажимость. Но видимость не есть порождение нашего сознания. Она возникает в результате воздействия на субъект реальных отношений в объективных условиях наблюдения. Сторонники геоцентризма принимали видимое неподвижное состояние Земли за действительное. Явление может искажать сущность.

Постижение вещей, предметов и событий в их сущности - основная задача науки. Если бы они совпадали друг с другом, то всякая наука была бы излишня.

Важное значение для осмысления процессов развития предметов и явлений имеют категории содержания и формы. Под содержанием понимают совокупность различных элементов и их взаимодействий, определяющих основной тип, характер того или иного предмета, явления, процесса. Форма - принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания. Так содержание современной эпохи можно определить как становление информационного общества, формой которого является антропогенная цивилизация.

Форма и содержание представляют собой определенное отношение не только различных, но и противоположных моментов объекта. При этом само разделение объекта на форму и содержание существует только в рамках их неразрывного единства, а их единство существует лишь как внутренне расчлененное.

Между содержанием и формой нет непроходимой пропасти. Они могут переходить друг в друга. Так, мысль есть идеальная форма отражения действительности и вместе с тем составляет содержание нервно-физиологических процессов.

Форма и содержание в каждом конкретном объекте неотделимы друг от друга. Ведущей стороной в их единстве является содержание. Единство формы и содержания предполагает их относительную самостоятельность и активную роль формы по отношению к содержанию. Относительная самостоятельность формы проявляется в том, что она может несколько отставать от развития содержания, что ведет к несоответствию одного другому. В этом случае между формой и содержанием созревает противоречие, которое обостряется. Наступает необходимость замены старой формы новой, соответствующей содержанию.

Знание процессов, явлений есть, прежде всего, знание причин их возникновения и развития. Причинность - одна из форм всеобщей законной связи явлений. Образуя понятия причина и следствие, человек изолирует те или иные стороны единого объективного процесса.

Причина и следствие - соотносительные понятия. Явление, которое вызывает к жизни другое явление, выступает по отношению к нему как причина. Результат действия причины есть следствие. Электрический ток, проходя через нить лампочки вызывает ее накаливание. Таким образом, электрический ток является причиной накаливания нити, а появление света- следствие прохождения тока по нити накаливания.

Связь причины и следствия носит характер взаимодействия: не только причина порождает следствие, но и следствие может действовать на причину и изменять ее. В процессе взаимодействия причина и следствие меняются местами. Например: развитие капитализма в России послужило причиной отмены крепостного права, но отмена крепостного права в свою очередь явилась причиной дальнейшего ускоренного развития капитализма.

Причинно-следственная связь проявляет себя как закономерность, объективная необходимость.

Необходимость - устойчивая существенная связь, определенный порядок развертывания событий, господствующая тенденция в развитии, вытекающая из внутренних коренных особенностей предметов, процессов. Это есть то, что обязательно должно произойти при наличии причин в данных условиях. Например, с необходимостью зима следует за осенью. Необходимым для общества является развитие материального производства.

Необходимость носит всеобщий характер. Однако необходимость не фатальна, ибо она зависит от условий. В изменившихся условиях данная необходимость может отпасть. Но в определенных условиях необходимость постоянна и устойчива.

Противоположностью необходимости является случайность. Случайность не вытекает с неизбежностью из внутренних взаимосвязей, а коренится в другом, не связанном с сущностью данного предмета, и в силу этого не может наступить.

Неверно думать, будто явления могут быть либо только необходимыми, либо только случайными. Диалектика необходимости и случайности состоит в том, что случайность выступает как форма проявления необходимости и как ее дополнение, как момент необходимого процесса. Например, развитие сознания человека определяется объективными процессами общественной жизни. Но это общее, необходимое проявляется через случайные моменты в жизни индивидуума.

Случайности в ходе развития могут превращаться в необходимости. Так, закономерные признаки того или иного биологического вида вначале появляются как случайные отклонения от признаков другого вида. Эти случайные отклонения сохраняются и накапливаются, и на их основе складываются необходимые качества живого организма. Случайность оказывает решающее влияние на процесс самоорганизации открытых систем, определяет направленность ее развития. Об этом будет сказано дальше.

Ступеньками познания обусловленности являются также категории возможности и действительности. Данные категории выражают основные этапы, ступени становления и развития предмета. Категория возможности выражает объективные, необходимые условия и тенденции возникновения и развития некоторого предмета. Так, на нашей планете когда-то создались условия для формирования первых живых существ. Эти простейшие существа подготовили возможность для образования новых, более совершенных организмов, которые, в свою очередь, породили возможность появления такого разумного существа как человек.

Возможность может быть абстрактной и реальной. Возможность считается абстрактной, если имеются для ее осуществления некоторые основания, но отсутствуют необходимые условия для превращения ее в действительность. Возможность сама по себе не противоречит объективным законам. И в этом смысле она коренным образом отличается от невозможности, т.е. от того, что принципиально, ни при каких условиях не может быть реализовано. Например, невозможно создание вечного двигателя, так как это противоречит законам сохранения энергии.

Возможность реальна, если она выражает существенную тенденцию развития объекта и в действительности существуют необходимые условия ее реализации. Различия между реальной и формальной возможностями в известной мере относительны. Вполне реальная возможность может быть упущена или объективно не реализована в силу каких-то обстоятельств. Она превращается в формальную возможность. Вместе с тем формальная возможность может превратиться в реальную. Например, возможность человека побывать на Луне была формальной, а теперь она осуществилась.

Действительность - это реализованная или осуществленная возможность. Действительность является объективной реальностью во всей ее конкретности. Она отличается от всего вымышленного, фантастического.

Возможность и действительность органически связаны между собой. Они взаимопроникают. В этой взаимосвязи «первенство» принадлежит действительности. Правда, во времени возможность предшествует действительности. Но сама возможность является лишь одним из моментов того, что уже существует как реальная действительность. Действительность, будучи результатом предшествующего развития, является в то же время исходным пунктом дальнейшего развития. Таким образом, направленность развития не может быть иной, кроме как от возможного к действительному.

Процесс развития всегда имеет системный характер. Системность развития выражается через соотношение категорий часть и целое, система, элемент и структура, система и среда.

Часть и целое - философские категории, выражающие отношения между совокупностью предметов и объективной связью, которая их объединяет и приводит к появлению новых свойств и закономерностей. Эта связь выступает как целое, а предметы - в качестве его частей. Причиной этого является связь, объединяющая предметы и сложные комплексы, взаимовлияние частей. Единство частей в многообразии их взаимосвязей есть целостность. Идея целостности выступает в качестве общефилософского принципа, отражающего важную сторону существования, развития и познания мира.

Практически в любой сфере действительности люди имеют дело не с отдельными изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными комплексами. Все существующие в мире комплексы можно разделить на такие, в которых слабо выражены черты внутренней организации, а связи их частей носят внешний, случайный, нестабильный характер, и такие, в которых явственно выражены системные связи. Объекты первого типа условно называют неорганизованными совокупностями. Объекты второго типа, обладающие целостной устойчивой структурой, представляют собой системы. Для них характерно появление новых свойств, в результате взаимодействия элементов в рамках целого. Для системных объектов типична иерархичность строения - последовательное включение систем более низкого уровня в систему более высокого уровня. Таким образом, системой называют упорядоченную определенным образом целостную структуру, единый сложный объект. Так в структуре живых организмов легко обнаружить различные органы, способные функционировать только во взаимодействии друг с другом и только в составе данных организмов.

Понятие системы предполагает такие понятия как элемент и структура. Элемент - неразложимый далее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Относительно устойчивый способ связи элементов того или иного сложного целого называется структурой.

Система может быть понята как нечто целое лишь в сопоставлении со средой. В понятии среды отражается совокупность внешних характеристик возникновения и развития системы. В зависимости от характера отношений со средой различают типы поведения систем: реактивное, адаптивное и активное. Последнее направлено на преобразование среды в соответствии с потребностями системы. Наиболее высокоорганизованными являются самоорганизующиеся системы.

5. «Неклассическая диалектика»

В ХХ столетии проблема развития мира вышла за рамки философии, с одной стороны, и за пределы отдельных областей научного знания, с другой стороны. В настоящее время эта проблема получила статус фундаментальной мировоззренческой и методологической константы. Бурное развитие физики элементарных частиц и астрофизики выдвинуло на первый план вопрос о применимости диалектической концепции развития в глобальном масштабе. Элементарные частицы, ядра атомов, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д. рассматриваются в рамках неклассической науки как звенья «глобальной эволюции». Время перестает рассматриваться как просто «геометрический параметр». Корни такого понимания тесно связаны с новыми методами исследования физико-химических структур, разрабатываемых в рамках теории самоорганизации.

Самоорганизация - это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Она является источником и основой эволюции систем, так как служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в развитии системы.

Первым условием самоорганизации является открытость системы, ее способность обмениваться веществом, энергией и информацией с окружающей средой. Второе условие - неравновесность системы. Развитие такой системы носит нелинейный характер. А это значит, что для нее существует несколько возможных путей эволюции. Развитие осуществляется через случайный выбор одной из нескольких возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Примером бифуркации является состояние борьбы двух фронтов в атмосфере с возможными вариантами изменений погодных условий.

Некоторое множество траекторий, по которым возможно развитие системы после точки бифуркации и которые отличаются от других относительной устойчивостью, то есть являются наиболее реальными, называются аттракторами. Примером аттракторов являются популяции морозоустойчивых особей в случае наступления глобального похолодания; погода, соответствующая времени года.

Благодаря тому, что процессы самоорганизации разворачиваются во времени и пространстве, богатство их форм и проявлений чрезвычайно велико. Поэтому идея самоорганизации приобретает все более многообразные формы, реализуясь в различных контекстах исследовательских задач. Так, школа И.Р. Пригожина (Бельгия) исследовала в частности, возникновение структур из беспорядка в химических растворах и других средах (диссипативные структуры). Г. Хакен (Германия) шел от теории лазерного излучения, обосновав принцип «кооперативности», указал, что неотъемлемым признаком самоорганизации в физических системах является самосогласованное поведение их элементов. Б.П. Белоусов, А.М. Жаботинский исследовали автоволновые процессы в активных средах, идущие с превращением беспорядка в порядок. Эти исследования показывают, что процессы самоорганизации не связаны с какой-то определенной формой движения материи, а относятся ко всем. В результате экстраполяции принципов самоорганизации на все формы движения материи, возник методологический подход, названный Г. Хакеном синергетическим. Он вобрал в себя представления Платона об эйдосах (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии); Р. Декарта о космических вихрях, Г. Лейбница о монадах, Ф. Шеллинга о самоорганизации в природе как аналоге творчества человеческого духа, А. Бергсона о необратимости эволюции, жизненном прорыве. И. Пригожин назвал эти идеи «философским откликом на ключевые проблемы времени и сложности».

Широкое распространение синергетического подхода и тенденция к его универсализации не означает редукции социокультурных и биологических процессов к химическим и физическим. Применимость его в различных сферах действительности вытекает из наличия фундаментальной связи между всеми существующими видами самоорганизации, из протекания процесса глобальной эволюции, охватывающего разные уровни структурной организации материи.

Таким образом, в современной неклассической науке наряду с диалектикой успешно «работает» синергетический подход. C его появлением современная научная картина мира получила возможность отразить материальное единство мира в явлениях природы не только со стороны их причин или функций, он и в плане выявления общих закономерностей согласованного (когерентного) взаимодействия частей изучаемой системы безотносительно к их субстанциональной основе.

Рекомендуемая литература

1. Алексеев, П.В. Философия: учеб. пособ.: [Текст] / П.В. Алексеев, А.В. Панин. - М., 2000.

2. Кохановский, В.П. Философия и методология науки: [Текст] / В.П. Кохановский. - Ростов-на-Дону, 1999.

3. Пригожин И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой: [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1986.

4. Энгельс, Ф. Диалектика природы: [Текст] / Ф. Энгельс. // Маркс К., Энгельс Ф. - Соч.: В 50 т. - М., 1955.

Тема 12. Философская проблема сознания

Вопросы:

1. Проблема сознания в философии и науке

2. Социологизация сознания

3. Сознание согласно концепции отражения. Отражение как всеобщее свойство материи

4. Идеальность - характерная черта сознания

1. Проблема сознания в философии и науке

Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа. Традиционно считается, что заслуга целостной постановки проблемы сознания, а точнее проблемы идеального, принадлежит Платону. До Платона такой проблемы не существовало. Носителем мыслей и чувств человека считалась душа, которая сводилась к первооснове всего мира. Атомисты (Демокрит) рассматривают душу как образование, состоящее из особых округлых атомов и пустоты, т.е. как особое материальное образование. Развивая идеи Сократа о прирожденности истинного знания душе до воплощения ее в человеческое тело, Платон впервые выделяет идеальное как особую сущность, не совпадающую и противоположную чувственному, предметному, материальному миру вещей. В аллегорическом образе узников в пещере Платон объясняет самостоятельное существование мира идей (реального мира), определяющего существование мира вещей как отблеска, тени первичного мира. Эта концепция расчленения мира на две части (мир идей и мир вещей) оказалась решающей для всей последующей философской культуры Европы, в отличие от восточной традиции. В философии сложились и сохраняют свое значение в современной культуре следующие концепции сознания.

Объективно-идеалистическая интерпретация сознания как сверхчеловеческой, надличностной, в конечном счете трансцендентальной идеи (мир идей у Платона; абсолютная идея у Гегеля; Бог у теологов; инопланетный разум у уфологов), лежащей в основе всех форм земного бытия. Человеческое сознание есть частица, продукт или инобытие мирового разума.

Субъективно-идеалистические системы рассматривают сознание человека как самодостаточную сущность, содержащую картину самой себя и являющейся субстанцией материального мира (Р. Декарт, Дж. Беркли). Гилозоизм (овеществленная жизнь) утверждает, что вся материя мыслит, сознание является атрибутивным свойством всего материального мира. С точки зрения гилозоизма, вся материя одушевлена или, по крайней мере, обладает предпосылками к мышлению. Эта концепция восходит к ранним учениям милетской школы, ее элементы содержатся в учениях Аристотеля, Дж. Бруно, Б. Спинозы. Данные современной науки об элементах рассудочной деятельности животных, успехи физиологии в диагностике заболеваний центральной нервной системы, достижения кибернетики в создании «мыслящих машин» возрождают идеи гилозоизма и психофизиологического параллелизма, согласно которому и психическое, и физиологическое есть две самостоятельные сущности, исследование которых должно вестись через собственную субстанциональность.

Вульгарный материализм как редукционистское отождествление сознания с вещественными образованиями в мозгу человека. Сознание имеет чисто материальный характер, оно результат функционирования определенных частей или образований мозга. Отрицание качественной специфики сознания, мышления человека своими истоками уходит в античную культуру и особенно ярко проявилось в античном атомизме, но особую популярность материализация сознания получила в конце XVIII - начале XIX в. в связи с распространением идеи дарвинизма. Наиболее видные его представители К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт, пропагандируя достижения науки середины XIX в., огрубляли, упрощали сложнейшую философскую и психофизическую проблему, проблему соотношения материи и сознания. В XX в., в связи с успехами решения технических задач конструирования искусственного интеллекта, философскими дискуссиями по поводу проблемы «может ли машина мыслить?», исследованиями, обнаружившими непосредственную взаимосвязь между содержательной стороной мышления и структурой протекающих в мозгу процессов, вновь актуализировались идеи характеристики мышления как атрибута материального субстрата.

2. Социологизация сознания

Сознание ставится в абсолютную зависимость от внешней, в том числе и социальной среды. У истоков этих идей стоит Дж. Локк и его последователи, французские материалисты XVIII в., считающие, что человек рождается с душой, сознанием, как чистый лист бумаги. Критикуя концепцию «врожденных идей» Декарта, они считали, что содержание идей, понятий, при помощи которых человек анализирует данные органов чувств об отдельных свойствах вещей, формирует общество, воспитание. Зачатки этой концепции можно обнаружить уже у Аристотеля, ставящего формирование способностей, добродетелей человека в зависимость от потребностей общества, интересов государства - полиса. В этих идеях отрицается индивидуальность мышления человека, зависимость способностей мыслящего индивида от особенностей строения и функционирования его центральной нервной системы.

Диалектический материализм подходит к изучению сознания как сложному, внутренне противоречивому феномену единства материального и идеального, объективного и субъективного, биологического и социального. Опираясь на достижения классической и современной науки, диалектико-материалистическая концепция сознания вскрывает сущностные черты и особенности человеческого сознания:

1. Сознание - идеальное явление, функция, особое свойство, продукт высокоорганизованного материального субстрата - человеческого мозга, мыслящей материи.

2. Сознание - идеальный образ, снимок, копия, отражение в мозгу субъекта материального объекта.

3. Сознание обладает творческой активностью, проявляющейся в относительной самостоятельности его функционирования и развития и обратном воздействии на материальный мир.

4. Сознание - продукт общественно-исторического развития, вне общества оно не возникает и не может существовать.

5. Сознание как идеальное отражение материального мира не существует без языка как материальной формы своего выражения.

Все рассмотренные концепции содержат в себе долю истины в понимании природы сознания, имеют своих сторонников, достоинства и ограниченности, отвечают на одни вопросы, но не дают ответов на другие и потому имеют равные права на существование в рамках философского знания. В неклассической и постнеклассической философии складывается парадоксальная ситуация: в теоретическом отношении вопрос о специфике сознания и, следовательно, о философском статусе феномена сознания ставится под сомнение, а практическое изучение сознания объективными, в том числе научными, методами активизируется, что свидетельствует о непреходящем значении и значимости человеческого мышления. На протяжении всего XX в. одни участники в спорах о природе сознания воспроизводят идеи об ирреальности, трансцендентности сознания, а другие сводят сознание к языку, поведению, к нейрофизиологическим процессам, отрицая специфику и особую, свойственную самому сознанию структуру и сущность.

Разнообразие интерпретаций сознания связано в первую очередь, с вопросом о природе сознания и обоснованием его содержания. Представители современного конкретно-научного знания и философские системы, ориентирующиеся на науку, отдают предпочтение диалектико-материалистической концепции, которая в отличие от других дает возможность исследовать различные формы и продукты мыслительной деятельности научными методами. Однако, несмотря на популярность в научном сообществе, данная концепция не дает логически непротиворечивых и проверяемых на практике ответов на самые сложные, фундаментальные вопросы проблемы сознания: Как в процессе эволюции неживой, неощущающей природы возникла мыслящая материя? Каков механизм превращения материального, биологического раздражения в центральной нервной системе живых организмов в идеальное отражение, в акт сознания? Что такое идеальное, какова его природа? И другие.

Указанные вопросы непосредственно связаны с общей философской и научной проблемой происхождения человека, решение которой предлагает концепция антропосоциогенеза. В рамках этой гипотезы сформулированы несколько идей, в частности концепция отражения и концепция эволюционно-трудовой природы происхождения человека.

3. Сознание согласно концепции отражения
Отражение как всеобщее свойство материи

Согласно концепции отражения сознание является свойством высокоорганизованной материи - головного мозга человека. Из известных современной науке материальных структур именно мозг обладает наиболее сложной субстратной организацией. Около 11 млрд. нервных клеток образуют весьма сложное системное целое, в котором происходят электрохимические, физиологические, биофизические, биохимические, биоэлектрические и другие материальные процессы. Возникнув в результате длительной эволюции живого, мозг человека как бы венчает биологическую эволюцию, замыкая на себя всю информационно-энергетическую систему целостного организма, контролируя и регулируя его жизнедеятельность. Как результат исторической эволюции живого мозг выступает генетическим продолжением более простых форм и способов связи живого с внешним, в том числе и неорганическим миром. Но как и почему материя, состоящая из тех же атомов и элементарных частиц, начинает осознавать свое бытие, оценивать себя, мыслить? Логично предположить, что в фундаменте самого знания материи существует способность, сходная с ощущением, но не тождественная ей, что «вся материя обладает свойством, по существу родственным ощущению, свойством отражения». Такое предположение было сделано Д. Дидро еще в XVIII в.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 214.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...