Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Религиозно-философское возрождение начала XX в. (Н.А. Бердяев, Л.И. Шестов) 1 страница




В начале ХХ в. в духовной культуре России происходит мировоззренческий поворот - «религиозно-философское возрождение» (В. Зеньковский). От материализма к религиозному поиску обращаются такие крупные философы, как Н. Бердяев, С. Булгаков, С. Франк. Возникают религиозно-философские общества. Этот поворот в сознании части интеллигенции оформился в сборнике «Вехи».

Символом этой эпохи считается выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), принадлежащий к числу наиболее ярких деятелей культуры «серебряного века». Он критически воспринял революцию и в 1922 г. был выслан из России. В эмиграции написаны «Философия свободного духа» (1927), «О назначении человека» (1931), «Русская идея» (1947) и др. Бердяев известен как религиозный персоналист, экзистенциалист. Отправной точкой его учения является человек. Н. Бердяев отчасти обожествляет человека, рассматривая его как богоподобное существо: «Бесконечный дух человека претендует на абсолютный, сверхприродный антропоцентризм, он создает себя абсолютным центром не данной замкнутой планетарной системы, а всего бытия, всех миров». Основные темы его философии: свобода, творчество, личность. Свобода, согласно философии Бердяева, - основа бытия. Бердяев различает виды свободы, но главная - первичная, иррациональная свобода, укорененная в Ничто. Эта свобода существует предвечно, она не сотворена Богом. Бог творил свободно. Свобода была и есть всегда и везде. Учение о вездеприсутствии несотворенной свободы - одна из оригинальных особенностей философии Бердяева.

Свобода является основой творчества, подлинное творчество свободно. Творчество - важнейшая религиозная задача человека, его долг. «Цель человека - не спасение, а творчество». Творческий акт самоценен, над ним нет внешнего суда. Бердяев разрабатывал этику творчества, которая «вне добра и зла». В этом он также отступает от христианской традиции и критикует христианство за недооценку роли творчества. Но, обожествляя творчество, философ «свободного духа» отмечает его проблематичность в мире. «Бытие в мире есть уже падение». В творчестве проявляется личность. Дух как субъект стремится создать новое бытие. Но осуществление творческого акта в мире требует приспособления, человек обезличивается, дух превращается в объект, в «природу» - происходит объективация духа, подавляющая свободную личность. Формы объективации - это и произведения культуры, и отношения в обществе, и государство. Бердяев пессимистически связывает всякий творческий акт с неизбежностью объективации, хотя и допускает возможность творчества, сохраняющего личностное начало («экспрессивность»). Свобода и творчество предполагают бытие свободной личности. Философский персонализм Бердяева подчеркивает приоритет личности. Она - первооснова всего. «Личность вообще первичнее бытия». В то же время бытие личности - тайна. «О личности не может быть построено никаких метафизических учений», дух личности постигается лишь мистическим опытом. Акцентирование первичности свободной личности ведет к субъективному идеализму, но Бердяев подчеркивает значение духовной «коммюнитарности» (общности) личностей посредством мистического опыта. Субъективизм и индивидуализм преодолеваются через любовь в Божественном начале.

Важное место в творчестве Н. Бердяева занимают проблемы социальной философии, философии истории. Смысл истории философ видит в конечном торжестве «царства Божьего», но реальная история рассматривается им как история объективации, как «неудача духа», так как «в ней не образуется Царство Божие». Основа истории - это свобода зла.

Мыслитель выступает с критикой современной ему цивилизации как в форме капитализма, так и социализма. Цивилизация механична, она убивает живую культуру, происходит утрата духовности и варваризация бытия. Но Россия отличается от Запада, представляя единство: Восток - Запад. «Русская идея» - идея «коммюнитарности и братства людей и народов, искание новой общности», идея «Града Грядущего», в них отразился особый мир России.

Обостренное внимание Бердяева к проблеме личности, свободы и нравственного выбора позволяет рассматривать его как одного из первых представителей экзистенциальной философии как в России, так и на Западе.

С традицией экзистенциальной философии связано творчество Льва Исааковича Шестова (1866-1938), обратившего особое внимание на трагизм человеческого бытия. Отмечая недостаточность рациональных, научных средств для познания бытия человека, он склоняется к иррационализму. Пожалуй, как никакой другой отечественный философ, Шестов выразил сомнение в возможностях рационального познания в разрешении этических проблем, называя себя «ненавистником разума». Не отрицая значения науки, он подчеркивал ее ограниченный характер, резко разделял разум и веру (их символы для него - «Афины» и «Иерусалим»). Познание подлинного бытия возможно лишь сверхъестественным способом, через Откровение. Шестов - религиозный философ-мистик, но в силу своего скептицизма и экзистенциализма занимает особое место в отечественной философии.

8. Седьмой этап

Особым этапом развития отечественной философии является период господства диалектического материализма. Выдающимися представителями марксистской мысли в России были Г.В. Плеханов и В.И. Ленин.

Религиозное возрождение в России обострило споры философов идеалистического и материалистического направлений. Последнее представлено в первую очередь марксизмом, в распространении которого в России в конце XIX в. большую роль сыграл Г.В. Плеханов (1856-1918), один из крупнейших философов-марксистов. Плеханов занимался проблемами истории философии, этики, эстетики, теории познания и материалистического понимания истории.

С середины 90-х годов XIX в. определяющую роль в развитии отечественного марксизма играет В.И. Ленин (1870-1924). Он занимался в основном проблемами социальной теории и практики: разработал теорию империализма как высшей стадии капитализма, теорию социалистической революции. Задачи идейной борьбы побудили его к написанию теоретической работы «Материализм и эмпириокритицизм» (1911). Некоторые философы-марксисты стремились к реформированию марксизма, соединению его с некоторыми новейшими философскими учениями («эмпириомонизм» А. Богданова, богоискательство и богостроительство А. Луначарского). В своей работе Ленин подвергает критике попытки реформ марксизма, критикует эмпириокритицизм как субъективно-идеалистическую философию, дает новое определение материи: «Материя есть объективная реальность, данная нам в ощущении». В «Философских тетрадях» (1916) Ленин обращается к материалистическому исследованию проблем диалектики. Философские работы Ленина надолго определили основные черты советской философии.

9. Восьмой этап

Восьмым этапом в развитии философии в России было советское время в нашей истории (1917-1991 гг.). Новый этап в истории отечественной философии начинается после революции 1917 г. Философия марксизма стала составной частью официальной идеологии. Представители других направлений либо эмигрировали (С.Л. Франк, И. Лосский и другие), либо были репрессированы и погибли (П.А. Флоренский, Г. Шпет). В 1922 г. из России был отправлен «философский пароход», на котором были высланы десятки ведущих философов и деятелей культуры. Оригинальная отечественная философия эмигрировала.

В Советском Союзе в 20-30-е годы формировались официальные стандарты интерпретации философии диалектического и исторического материализма, процесс контролировался партией и государством. Так, борьба механистов и диалектиков (А.М. Деборин) закончилась победой последних, но в 1931 г. они были объявлены «меньшевиствующим уклоном». На этом этапе философия развивалась в рамках диалектико-материалистической концепции, сформулированной в трудах К. Маркса, Ф. Энгельса, Г.В. Плеханова, В.И. Ленина. Согласно этой концепции, которую ее критики называли «наивным материализмом»: материя лежит в основе всего сущего, в том числе в основе жизни общества и человека; мир развивается согласно законам диалектики от простого к сложному через противоречия, борьбу противоположностей; социальный прогресс происходит не только эволюционно, но и, прежде всего благодаря скачкам, или революциям; человек как личность живет и развивается в обществе, коллективе, который и есть условие его индивидуальной свободы; конечной целью всей природной и социальной эволюции является достижение всеобщей гармонии в коммунистическом обществе, формируемом за счет интенсивного развития производительных сил; в этом социальном идеале преобладает моральная идея высшей справедливости и равенства, которые достигаются в процессе труда, освобожденного от всех форм отчуждения.

Некоторое оживление философской мысли начинается с середины 50-х годов. В то же время в истории советской философии достойное место занимают яркие исследователи: А.Ф. Лосев, В.Ф. Асмус, Э.В. Ильенков и др. С конца 80-х годов начинается процесс возвращения эмигрантской части отечественной философии ХХ в., открывается возможность восстановления утраченного единства национальной культуры. Появились предпосылки для дальнейшего развития философии, которая есть творческий поиск свободной личности.

Рекомендуемая литература

1. Акулинин, В.Н. Философия всеединства: От В.С. Соловьева к П.А. Флоренскому: [Текст] / В.Н. Акулинин. - Новосибирск, 1990.

2. Алексеев, П.В. Философы России XIX - ХХ столетий: биографии, идеи, труды: [Текст] / П.В. Алексеев. - М., 1999.

3. Бердяев, Н.А. О назначении человека: [Текст] / Н.А. Бердяев. - М.,1993.

5. Бердяев, Н.А. Философия свободного духа: [Текст] / Н.А. Бердяев. - М., 1994.

6. Булгаков, С.Н. Сочинения: [Текст] / С.Н. Булгаков. - М., 1993.

7. Ванчугов, В. Очерк истории философии «самобытно-русской» / В. Ванчугов. - М., 1994.

8. Вернадский, В.И. Философские мысли натуралиста: [Текст] / В.И. Вернадский. - М., 1988.

9. Галактионов, А.А. Русская философия IX-XIX вв.: [Текст]  / А.А. Галактионов. - Л., 1989.

10. Герцен, А.И. Избранные философские сочинения: [Текст] / А.И. Герцен. - М., 1946.

11. Гоголь, Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями: [Текст] / Н.В. Гоголь. - М., 1980.

12. Горский, В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси X - начала XIX вв.: [Текст] / В.С. Горский. - Киев, 1988.

13. Громов, М.Н. Русская философская мысль Х - XVII вв.: [Текст] / М.Н. Громов. - М., - 1990.

14. Данилевский, Н.Я. Россия и Европа: [Текст] / Н.Я. Данилевский. - М., 1991.

15. Емельянов, Б.В. Русские мыслители: [Текст] / Б.В. Емельянов. - Томск, 1988.

16. Замалеев, А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI-ХVI вв.) / А.Ф. Замалеев. - Л., 1987.

17. Зеньковский, В.В. История русской философии: [Текст] / В.В. Зеньковский. - Л., 1991.

18. Ломоносов, М.В. Избранные философские произведения: [Текст] / М.В. Ломоносов. - М., 1950.

19. Лосев, А.Ф. Владимир Соловьев и его время: [Текст] / А.Ф. Лосев. - М., 1990.

20. Лосский, Н.О. История русской философии: [Текст] / Н.О. Лосский. - М., 1991.

21. Радищев, А.Н. Избранные философские сочинения: [Текст] / А.Н. Радищев. - М., 1949.

22. Соловьев, В.С. Сочинения: [Текст] / В.С. Соловьев. - М., 1980.

23. Толстой, Л.Н. Исповедь. В чем моя вера: [Текст] / Л.Н. Толстой. - Л., 1991.

24. Флоренский, П.А. У водоразделов мысли: [Текст] / П.А. Флоренский. - М., 1990.

25. Франк, С.Л. Духовные основы общества: [Текст] / С.Л. Франк. - М., 1993.

26. Хомяков, А.С. О старом и новом: Статьи и очерки: [Текст] / А.С. Хомяков. - М., 1988.

27. Чаадаев, П.Я. Сочинения: [Текст] / П.Я. Чаадаев. - М., 1989.

28. Чернышевский, Н.Г. Избранные сочинения: [Текст] / Н.Г. Чернышевский. - М., 1950.

29. Чижевский, А.Л. Вся жизнь: [Текст] / А.Л. Чижевский. - М., 1974.

30. Чижевский, А.Л. Земное эхо солнечных бурь: [Текст] / А.Л. Чижевский. - М., 1976.

31. Шестов, Л. Апофеоз беспочвенности: [Текст] / Л. Шестов. - М., 1992.

32. Щеглов, А.П. Древнерусская ноуменальная философия: [Текст] / А.П. Щеглов. - М., 1999.

33. Щипанов, И.Я. Философия русского Просвещения: [Текст] / И.Я. Щипанов. - М., 1971.

Тема 9. Современная западная философия

Вопросы:

1. Классическая и современная философии: преемственность и отличия

2. Позитивизм и его формы - неопозитивизм, постпозитивизм

3. Философская антропология

4. Психоаналитическая философия

5. Религиозная философия

6. Прагматизм

7. Характерные черты философии конца XX в.

8. Герменевтика

9. Структурализм

10. Постмодернизм

11. Неопрагматизм

1. Классическая и современная философии: преемственность и отличия

Современные философские концепции предстают в виде мозаики (если не хаоса) самых различных идей, подходов, точек зрения, проблем, методов. Западная философия конца XIX - начала XX в. представляет собой множество отдельных течений, школ, учений, опирающихся, несмотря на разнообразие, на достаточно сходные основания. Этими основаниями являются: идеализм в его различных модификациях, иррационализм, субъективизм, и это несмотря на то, что в это же время формируются аналитическая философия, философия науки, которые пытаются философствовать, опираясь на научные методы.

Мозаичность новых философских течений ХХ в. имеет как гносеологические, так и социальные основания. Это столетие прошло под знаком практически непрерывного поиска приемлемой научной картины мира, так как ускоренное развитие науки приводило к смене парадигм в различных отраслях знания. Одновременно научно-технический прогресс порождал кризисные и предкризисные явления во многих сферах жизни - экологическая и ядерная угрозы, кризис культуры и т.п. Что касается социальных отношений, то антагонизм между трудом и капиталом не только не исчез, а наоборот обострился, в его сферу попали народы всех континентов, присущие капитализму противоречия распространились на отношения между странами, между «золотым миллиардом» и остальным миром. Философия различными способами искала либо объяснение этих процессов, либо стремилась отвлечь от их истинной природы - антагонизмов капиталистической системы. И все-таки можно сказать, что западная философия в значительной степени стала антропологией, что в первой половине XX столетия в западноевропейской философии произошел поворот к проблеме человека. Если важнейшей идеей XVП-XVIII вв. была идея некоторого мирового начала, то начиная с С. Кьеркегора и Ф. Ницше именно отдельный человек становится центром философского универсума. В ХХ в. гипертрофирование субъективности праздновало свой триумф в экзистенциализме, «философии существования», в которой человек мог бы стать абсолютом, если бы не ограничивающее его «ничто», которое оставалось вечной загадкой философии.

Таким образом, в новейшей философии прослеживаются две тенденции: продолжение линии, связанной с ориентацией на классическую науку (прежде всего - позитивизм); разработка альтернативного пути, на котором осуществляется критика односторонней ориентации на классическую науку и обоснованием методологии социально-гуманитарных исследований.

2. Позитивизм и его формы - неопозитивизм, постпозитивизм

В середине XIX в. появляются течения, претендующие на философское истолкование научного познания. Наиболее влиятельным среди них был позитивизм.

Позитивизм - достаточно широкая совокупность близких школ и подходов, получивших значительное распространение в мире. Некоторые формы позитивизма сохраняют свое влияние и в наше время. Наиболее общая черта позитивизма - ориентация на науку, на нормы научного знания и в связи с этим на опытную проверку знания. Позитивизм: 1) утверждает первенство науки: наше знание - это результаты научного познания; 2) считает, что научное познание основано на единстве метода, - естественнонаучный метод, основанный на выявлении общих законов, распространяется на познание общества (социология); 3) замещает наукой другие формы знания (отсюда критика философии); 4) ставит в основу познания определенным образом понятый опыт, все формы знания сводятся к опыту; 5) преувеличивает роль науки и научного прогресса в решении человеческих проблем. Позитивизм, таким образом, - одна из форм сциентизма и эмпиризма в решении мировоззренческих вопросов. Критикуя метафизику (философию), позитивизм сам является одной из форм философии. При наличии общих черт позитивизм неоднороден, в своем развитии он проходит три стадии: «первый позитивизм» - 40-70-е годы XIX в., «второй позитивизм», или эмпириокритицизм, - 70-е годы XIX в. - начало XX в., «третий позитивизм», или неопозитивизм, - 20-50-е годы XX в.

Создателем позитивизма был французский философ Огюст Конт, провозгласивший полный разрыв с философией, хотя философией теперь называлось знание, полученное как синтез научных знаний. Поскольку позитивизм отказывался от фундаментальных проблем бытия, поскольку он отвергал как материализм, так и идеализм. Наука, по мнению позитивистов, отвечает не на вопрос «почему?», а на вопрос «как?». Последовательное развитие этого принципа ведет к феноменализму, т.е. другой разновидности субъективного идеализма.

О. Конт

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, основатель позитивизма. Изучал математику, астрономию и физику в Парижской политехнической школе, в молодые годы был личным секретарем социалиста-yтописта Сен-Симона, в общении с которым во многом формировались учение о классификации наук, о трех стадиях общественного развития и концепция «позитивного» как высшего социального и духовного состояния. Наибольшую известность Конту принес «Курс позитивной философии» (V. 1-6, 1830-1842). Конт рассматривал позитивизм как среднюю линию между эмпиризмом (материализмом) и мистицизмом (идеализмом): ни наука, ни философия не могут и не должны ставить вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с этим наука, по Конту, познает не сущность, а только феномены. В учении о трех стадиях интеллектуальной эволюции человечества Конт исходит из того, что на первой, теологической, стадии все явления объясняются на основе религиозных представлений; вторая, метафизическая, стадия носит характер критической и в чем-то разрушительной силы, подготавливающей позитивную, или научную, стадию, ни которой возникает наука об обществе, содействующая его рациональной организации. Социологическая доктрина Конта основывается на идее о том, что социология есть «социальная физика», которая применяет принципы «порядка» и прогресса, реставраторские и обновленческие тенденции.

В конце XIX в. вследствие кризиса, вызванного прогрессом естественно-научного знания, на смену позитивизму приходит махизм, или эмпириокритицизм, который носит явно выраженный субъективно-идеалистический характер. (Чего стоит, например, фраза, что «материя есть комплекс ощущений».) Тенденции махизма получили свое дальнейшее развитие в неопозитивизме, возникшем в 20-е годы ХХ столетия. Он получил широкое распространение в англоязычных странах, и его наиболее известными представителями были Р. Карнап, Б. Рассел, Л. Витгенштейн. Под общим названием неопозитивизма объединяются многие теории: от логического позитивизма до аналитической философии. Неопозитивизм - это, по сути, третье явление позитивизма миру. Первый позитивизм возник в 30-х годах XIX столетия и был основан на принципе, что все подлинное, «положительное» знание возможно лишь как результат синтеза отдельных наук, и что философия как особая наука не имеет права на существование.

Б. Рассел

Бертран Рассел (1872-1970) - крупнейший английский философ, логик, математик, общественный деятель. Родился 18 мая 1872 г. старинной аристократической семье, окончил Кембриджский университет, где изучал математику и философию. В юношеские годы находился под сильным впечатлением от знаменитой «Автобиографии» Дж. Ст. Милля, что, возможно, определило его политические взгляды умеренного либерала (он даже выставил свою кандидатуру от либералов в парламент). Преподавал философию в Кембридже, университетах США. Лекции по истории философии, прочитанные им в 1943-1944 гг., легли в основу блестящей книги «История западной философии». Прожив долгую жизнь, Б. Рассел в значительной степени определил и облик философии ХХ в., став одним из основоположников аналитической философии. Основные идеи аналитического метода в философии содержатся уже в книге 1900 г. «Критическое изложение философии Лейбница». Особое место в научном творчестве Б. Рассела занимает разработка философских проблем математики, в первую очередь ее обоснование в виде логицизма - сведения основных понятий и предложений математики к логике. Эта программа была изложена Расселом в трехтомном, написанном совместно с А. Уайтхедом труде «Начала математики»(«Principia Mathematica») (1910-1913). Здесь же Расселом был предложен вариант разрешения так называемого «парадокса Рассела» (обнаруженного им в логицистской программе известного логика Г. Фреге) в вид теории типов. Вместе с Г. Фреге Б. Рассела можно считать и одним из основоположников современной символической логики. Его теория дескрипций (статья «О денотации», 1905), в которой дается анализ смысла и значения именующих выражений языка, является существенным вкладом в логическую семантику. Среди работ общефилософского характера особое место занимает книга Б. Рассела «Человеческое познание, его сфера и границы» (1948), подводящая итог эволюции взглядов Рассела на гносеологию. Б. Рассел известен и как активный общественный деятель. Он был одним из инициаторов Пагуошского движения ученых за мир, соавтором Манифеста Рассела-Эйнштейна, лауреатом Нобелевской премии по литературе (1950).



Л. Витгенштейн

Людвиг Витгенштейн (1889-1951) - выдающийся мыслитель ХХ столетия, соединивший в своем творчестве идеи родившейся в Англии философии анализа (Рассел, Мур и др.) и континентальной, прежде всего немецкой философии (Кант, Шопенгауэр и др.). Впрочем, в его трудах отчетливо слышны также давние, классические - античные и иные - мотивы. В философском пути Витгенштейна выделяются два периода. Основные идеи первого сгруппированы в «Логико-философский трактат» (1921), мысли второго вошли в «Философские исследования» (1953) и другие работы. Две позиции, выработанные в разное время, тесно связаны между собой, но во многом диаметрально противоположны. Они стимулировали формирование столь характерных умонастроений ХХ в., как философия логического анализа (логический позитивизм и др.) и - лингвистического анализа. Родиной и духовным домом Витгенштейна была Австрия, философская же деятельность его оказались связанной с Англией. Сегодня идеи, труды философа, безусловно, принадлежат к достижениям мировой культуры, оказывая все большее влияние на современную философскую мысль. Витгенштейн - создатель самобытной и оригинальной концепции. В его трудах раскрыта органическая связь философствования с глубинными механизмами, концептуальными схемами языка. Вмеcтe с тем и ему удалось выявить, сколь важную роль в философском мироуяснении играет невыразимое, невысказываемое - то, о чем невозможно говорить и приходится молчать, особым, исполненным глубокого смысла молчанием. Тексты Витгенштейна необычны: они составлены из кратких пронумерованных мыслей-фрагментов.

К. Поппер

Карл Раймунд Поппер (1902-1994) - один из крупнейших западных философов и социологов XX в., чьи идеи оказали большое влияние на развитие всей интеллектуальной культуры ХХ в. До 1937 г. Поппер занимался преподавательской деятельность в Вене, в 1937 г. эмигрировал в Новую Зеландию, с 1946 г. до середин 70-х годов - профессор Лондонской школы экономики и политических наук, где он создал философскую школу, влияние которой давно перешагнуло границы Великобритании. В июле 1992 г. сэр Кари как его называют в Англии, отметил свое 90-летие, к которому России была, наконец, переведена и издана одна из самых известно его книг «Открытое общество и его враги». Наиболее значительный вклад Поппер внес в философию науки и социальную философию. Известность ему принесла разработанная им в рамках критического рационализма теория роста научного знания, основные идеи которой изложены в книгах: «Логика научного исследования» (1934 г., английский вариант - в 1959 г.), «Предположения и опровержения»(1963 г.) и «Объективное знание» (1972 г.). Одна из центральных проблем философской науки, по Попперу, состоит в нахождении критерия демаркации между наукой и ненаукой, в качестве которого он предложил принцип фальсифицируемости как принципиальной опровержимости любой научной теории. Другой существенной чертой попперовской концепции роста научного знания является антииндуктивизм: он резко критикует познавательную значимость индукции и считает методом развития научного знания метод выдвижения новых гипотез и т.д. Любое научное знание носит, по Попперу, гипотетический, предположительный характер, подвержено ошибкам. Этот тезис Поппера о принципиальной погрешимости человеческого знания получил название фаллибилизма. В конце 60-х годов К. Поппер выдвинул оригинальную теорию трех миров: физического, ментального и объективного знания, нередуцируемых друг к другу. Постулируя существование третьего мира, Поппер предлагает свое решение одной из кардинальных философских проблем определения объективного характера человеческого знания. Во время второй мировой войны философ отдает себя работам, представляющим, как он сам пишет в предисловии 1943 г. к книге «Открытое общество и его враги», «критическое введение в философию политики и истории». В этой и следующей книге «Нищета историцизма» он подвергает критике «историцистские» концепции, претендующие на предсказание будущего всего человечества на основании открытия «законов», «ритмов», «тенденций» всемирной истории. Такие теории, обосновывающие революционное, насильственное преобразование общества, носят профетический», утопический характер, и поэтому последствия их воплощения в действительность мучительны и трагичны для народа. Поппер не против изменения общества, но реформы должны носить «частичный» характер, тщательно обосновываться и проверяться. Выдающийся мыслитель критикует величайшее зло ХХ в. - тоталитаризм во всех его «коричневых» и «красных» вариантах и защищает «открытое» общество - демократию, свободу, законность и мораль.

Т. Кун

Томас Кун (1922-1996) - американский историк науки, один из представителей исторической школы в методологии и философии науки. Получив теоретико-физическое образование, он наибольшую известность приобрел благодаря своей монографии «Структура научных революций» (Чикаго, 1962), в которой раскрыл концепцию исторической динамики научного знания. В основе последней лежит представление о сути и взаимосвязи таких понятийных образований, как «нормальная наука», «парадигма», «кризис парадигмы нормальной науки», «научная революция» и другие. Некоторая неоднозначность понятия парадигмы вытекает из того, что, по Куну, это и теория, признанная научным сообществом, и правила (стандарты, образцы) научной деятельности, и «дисциплинарная матрица». Однако именно смена парадигм и представляет собой научную революцию. Подобный подход получил международное признание в рамках постпозитивистского этапа методологии и философии науки. Основныеработы: Copernican Revolution. Cambridge, 1957; Sources History of Quantum Physics. Philadelphia, 1967; Структура научных революций. М., 1975, 1977.

М. Полани

Майкл Полани (1891-1976) Крупный ученый и философ науки М. Полами известен как автор оригинальной эпистемологической концепции, разработанной им в 50-е годы нашего века в острой полемике с наиболее влиятельным в то время философским течением - логическим позитивизмом. Позитивистской идее демаркации научного знания от ненаучного Полани противопоставил детально разработанную концепцию неявного знания, основанную на представлении об укорененности всех форм познавательной деятельности, включая научные, в обыденном практическом опыте и телесной организации человека. Его концепция неявного знания, основанная как на достижениях современной ему психологии, так и на личном исследовательском опыте ученого, - одна из блестящих попыток «наведения мостов» между естественнонаучным, социогуманитарным и художественным познанием, с одной стороны, и обыденно-практическим, включающим в себя опыт зрительного восприятия, телесно-двигательных навыков и инструментальной деятельности, с другой. Наиболее известное произведение Полани - «Личностное знание. На пути к посткритической философии» - было опубликовано в переводе на русский язык в 1985 г. Пустота и бесплодность формального анализа языка науки в конце концов привели к новым проблемам. Предметом анализа уже стали значения слов и знаков, что привело к семиотическим проблемам, а это уже имело прямой выход на практику и создание вычислительной техники, разработка машинных языков и т.п. Неопозитивизм эволюционировал от анализа языка науки к анализу обыденного языка, что вело порой к более или менее содержательному анализу собственно философских проблем.

3. Феноменология

В критике сциентизма в XX в. важную роль играет феноменология. Феноменология понимается, прежде всего, как метод, основанный на интуитивном усмотрении сути вещей (вернуться «к самим вещам»), через очищение сознания от эмпирических деталей и словесных наслоений. Основатель феноменологии Э. Гуссерль, автор работ - «Логические исследования» (1901), «Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (1936). Уже в ранних работах он пытается выявить очевидные основания научного познания (математики). В процессе анализа Гуссерль приходит к необходимости устранения психологических аспектов из познавательного процесса и выявления его абсолютных истоков, чистой логики. Для очищения сознания субъекта, выявления его абсолютных оснований Гуссерль предлагает достаточно сложный метод - феноменологическую редукцию, в процессе которой из сознания устраняются предмет, субъект, сам акт постижения. Остается лишь бессубъективная структура отношений (или «трансцендентальное сознание»).










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 262.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...