Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема: «Одежда, обувь. Рассказ»




Цели:

1. Закрепить обобщающие понятия «одежда» и «обувь».

2. Учить составлять предложения по картинкам.

3. Учить составлять рассказы.

4. Закрепить употребление изученных предлогов В, НА, С, ИЗ.

5. Развивать внимание, мышление, память, внимание.

6. Воспитывать аккуратность.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, наборное полот­но или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Скажите со словом «пара»: ботинки, туфли, сапоги, сандалии, тапочки, валенки, калоши, босоножки.

 

2.Беседа « Что такое хорошо? Что такое плохо?».

Прочитать отрывки из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо»:

Этот в грязь залез и рад, что грязна рубаха.

Про такого говорят: он плохой, неряха.

 

Этот чистит валенки, моет сам калоши.

Он хотя и маленький, но вполне хороший.

- Почему одного мальчика назвали «плохой - неряха»?

- А другого - «хороший»? Как еще его можно назвать? (Аккуратный.)

3.Упражнение «Ухаживаем за одеждой и обувью».

Рассмотреть сюжетные картинки про Ваню и Петю (см. задание на дом 79). Предложить детям ответить на вопросы:

- Где валяются одежда и обувь у Вани?

- Рубашка валяется на шкафу.

- Брюки валяются на полу.

- Тапка лежит ...

- Свитер валяется ...

- Носки ...

- Ботинки ...

- Откуда Ваня ее достает? (Со шкафа, с тумбочки.)

- Ваня возьмет рубашку со шкафа.

- Он поднимет брюки с пола. И т.д.

- Какой Ваня мальчик — аккуратный или неряшливый?

- Чем Петя протирает обувь?

- Чем он чистит обувь?

- Чем Петя гладит брюки?

- Куда он убирает одежду?

- Петя убирает одежду в шкаф, на полку.

- Вешает ее?

- Вешает на вешалку.

- Куда складывает головные уборы?

- Складывает головные уборы в коробку, на полку.

- Как ты думаешь, какой Петя мальчик — неряшливый или акку­ратный?

 

4.Физкультминутка.

Упражнения«Делай, как я».

Логопед выполняет различные движения, дети повторяют.

 

5.Упражнение «Послушай и перескажи».

Предложить детям послушать рассказ:

 

Сережа как проснется, так и начинает свои вещи собирать: один носок у него на стуле, другой под столом; один ботинок под кроватью, а другой за шкафом; брюки под диваном, а рубашка за креслом. Ищет Сережа свою одежду и обувь, возится... и опаздывает в детский сад.

 

Задать вопрос: «Какой мальчик Сережа?» и предложить детям пе­ресказать этот рассказ близко к тексту.

 

6.Упражнение «Наши рассказы».

- Расскажите, что вы будете делать, если пришли с прогул­ки, а ботинки грязные? Расскажите, что вы сделаете сначала, что потом.

- Расскажите, что вы сделаете, если вернулись с прогулки, а ваши носочки мокрые и грязные?

- Расскажите, что вы будете делать, если у вас запачкалась одеж­да? Самостоятельные рассказы детей.

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 79.

 

Занятие 80

Тема: «Звук и буква Ы (продолжение)»

Цели:

1. Учить ориентироваться относительно своего тела.

2. Закрепить понятия «звук „Ы"», «гласный звук».

3. Учить выделять звук «Ы» в конце слова.

4. Учить выделять звук «Ы» в середине слова.

5. Закрепить зрительный образ буквы Ы.

6. Развивать просодическую сторону речи, внимание, память, общую и мелкую моторику, графические навыки.

Оборудование: предметные картинки, изображение фей Графики и Фонетики, красный кружочек (символ звука «Ы»), буквы Ы, тет­ради логопедических заданий, ручки, наборное полотно или маг­нитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто выполнит команду (подними руки вверх, в стороны, правую руку вперед и т.д.).

 

2.Игра «Живые звуки».

- Звуки встали в ряд: «АУЫ» («ЭУЫ», «ИЭЫ» и т.д.). Где слы­шится звук «Ы»? (В конце ряда.)

- «АЫО» («ОЫА», «ЭЫУ» и т.д.). Где слышится звук «Ы»? (В середине ряда.)

3.Упражнение «Подарки феи Фонетики».

- Фея Фонетика прислала нам картинки. Назовите, что на них нарисовано. Где слышится звук «Ы» в слове «дым» («бык», «мыло», «сыр», «дыня», «тыква», «мышка»)?

 


4.Физкультминутка «Ножками потопаем, ручками похлопаем».

Предложить детям похлопать (потопать), воспроизводя заданный ритм.

1.

1.

1.

1.

 

5.Упражнение «Задания феи Графики».

- Где буква Ы?

Предложить найти букву Ы среди зашумленных букв, среди букв, наложенных друг на друга.

- Допишите букву Ы.

- Выложите на наборном полотне ряды букв и прочитайте их. (АЫО, ЭЫУ, ОЫА.)

 

6.Пальчиковая гимнастика:2-3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).

       

       7.Работа в тетради логопедических заданий.

- Напишите по следам чтения и образцам по одному буквенному ряду в каждой строчке. (АЫО, ЭЫУ, ОЫА.) Логопед показывает и объясняет написание на доске.

 

8.Итог занятия

На дом: задание 80.

 




Занятие 81

Тема: «Семья (знакомство). Словоизменение»

Цели:

1. Уточнить и расширить словарь по теме.

2. Формировать обобщающее понятие «семья».

3. Учить составлять предложения с дополнением, выраженным существительными единственного числа в косвенных падежах.

4. Учить понимать сложныелогико-грамматические конструк­ции.

5. Развивать мышление, внимание, память, мелкую моторику.

Предварительная работа: предложить родителям сделать семей­ный альбом своему ребенку.

Оборудование: предметные картинки, сюжетная картинка «Семья», наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

2.Беседа.

- Петя, кто привел тебя в детский сад? (Спросить 2-3 человек.)

- Кто остался дома?

- Кто ушел на работу?

- У вас есть папы, мамы, бабушки, дедушки. Как назвать папу, маму, бабушку, дедушку всех вместе? (Семья.)

- Кто ты для мамы (папы)? Бабушки? Дедушки? Сестры? Брата?

 

3.Упражнение «Этот пальчик — дедушка...».

Для правой (левой) руки Для обеих рук вместе
Этот пальчик - дедушка, Этот пальчик - бабушка, Этот пальчик - папа, Этот пальчик - мама, Этот пальчик - я. Это вся моя семья. Эти пальцы - дедушки, Эти пальцы - бабушки, Эти пальцы - папа, Эти пальцы - мама, Эти пальчики - сыночки или маленькие дочки.

 

4. Упражнение «Семейный альбом».

Предложить детям по семейным альбомам показать и назвать чле­нов своей семьи.

 

5.Физкультминутка «Зарядка».

Выполнить несколько упражнений утренней зарядки (руки под­нять вверх, опустить, присесть — встать и т.д.).

 

6.Упражнение «Посмотри и назови».

Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку «Семья» и составить предложения по вопросам:

- Кто этот мальчик для мамы (бабушки, сестры)?

- Кто эта девочка для папы (дедушки, брата)?

- Кто мальчик и девочка друг другу?

- Кто мальчики (девочки) друг другу?

 

7.Игра «Отгадай-ка».

- Она старше всех в семье. Мама для нее дочка. А мальчик для нее внук. Кто она? (Аналогично про дедушку.)

- Он самый младший в семье. Для дедушки он внук. Кто он для папы?

- Для мамы она дочка. Для бабушки она внучка. Кто она для брата?

 

8.Итог занятия.

На дом: задание 81.

Занятие 82

Тема: «Семья (продолжение)»

Цели:

1. Формировать употребление сравнительной степени прилага­тельных: старший (старше), младший (младше), большой (больше), маленький (меньше).

2. Учить составлять сложносочиненные предложения с противи­тельными союзами А, НО.

3. Формировать правильное употребление падежных окончаний существительных единственного числа.

4. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, мышле­ние.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, сюжетная кар­тинка «Семья», изображения Незнайки и Знайки, наборное полотно или магнитная доска.

 

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто назовет членов семьи.

 


2.Упражнение «Семья».

Рассмотреть картинку «Семья». Предложить показать и назвать каждого человека на картинке и ответить на вопросы:

- Кто они все вместе?

- Что такое семья? (Это родные люди, родственники, которые помогают друг другу, заботятся друг о друге.)

- Кто старший в семье? Младший?

- Кто старше (младше), бабушка или мама? Дедушка или внук? И т.д.

 


3.Упражнение «Дружная семья».

Предложить детям составить предложения по сюжетным картин­кам. (Мама варит суп. Бабушка вяжет. И т.д.)

 

4.Упражнение «Подумай и ответь».

Выставлять перед детьми предметную картинку и задавать вопро­сы:

- На кого смотришь?

- К кому подошел?

- Кому рад?

- С кем разговариваешь?

- О ком расскажешь другу?

 

5.Упражнение «Кто ушел ? Кто пришел ?».

Выставить ряд предметных картинок с изображением членов се­мьи. Предложить детям рассмотреть их, запомнить и закрыть глаза. Убрать или добавить картинку. По команде дети открывают глаза и отвечают на вопросы:

- Кто ушел? Кто пришел?

 

6.Физкультминутка (см. занятие 81).

 

7.Упражнение «Помоги Незнайке».

Предложить детям помочь Незнайке правильно ответить на во­просы:

- Кто старше, а кто младше? (По паре картинок: мама - бабушка, папа - дедушка и т.д. - Мама старше, а дочь младше. И т.д.)

- Кто старше, а кто младше? (По трем картинкам: папа - сын - дедушка. - Папа младше дедушки, но старше сына.)

 

8.Упражнение «Угадай, о ком спрашивает Знайка?».

На наборном полотне картинка «Семья».

Знайка задает вопросы:

- Он старше сына, но младше дедушки. Кто он?

- Она младше бабушки, но старше дочери. Кто она?

И т.д.

 

9.Итог занятия.

На дом: задание 82.



Занятие 83

Тема:«8 Марта»

Цели:

1.Учить составлять и пересказывать рассказ по сюжетной кар­тинке.

2.Познакомить с некоторыми «женскими» профессиями.

3.Развивать внимание, память, умение вслушиваться в речь собе­седника.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, сюжетная кар­тинка «Подарок маме», семейные альбомы, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто назовет какую-нибудь профессию.

 

2.Беседа о «женских» профессиях.

Рассмотреть с детьми картинки с изображением мужчин и женщин одной профессии. Предложить ответить на вопрос: «Кто это?»

- Учитель — учительница.

- Художник - художница.

- Продавец - продавщица.

- Летчик — летчица.

- Скрипач - скрипачка.

- Пианист — пианистка.

- Спортсмен — спортсменка.

- Портной - портниха.

Далее выставлять предметные картинки и спрашивать:

- Кем еще могут работать женщины? Назовите эти профессии. (Логопед, воспитатель, врач, водитель, парикмахер, повар и т.д.)

- - Что делает логопед (врач, учительница, летчица и т.д.)?

 

3.Упражнение «Семейный альбом».

Предложить детям по семейным альбомам назвать профессии сво­их мам (бабушек) и сказать, что они делают на работе.

 

4. Физкультминутка. - Подарим маме красивый букет цветов.

Наши алые цветки распускают лепестки. Дети сидят на коленях, медленно поднимаются и показывают, как вырастают из земли цветы.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет. Поднимают руки вверх и качают ими из стороны в сторону, легко наклоняя туловище.
Наши алые цветки закрывают лепестки, Сжимают в кулачки пальцы-лепестки, опускают руки.
Головой качают, тихо засыпают. Покачивают головой, опускают подбородок на грудь, закрывают глаза.

 

5. Упражнение «Посмотри, подумай, ответь».

Предложить детям ответить на вопросы, а затем по сюжетным кар­тинкам составить предложения.

- Какой праздник бывает ранней весной?

- Как можно поздравить маму с праздником? Какой подарок можно ей подарить?

- Еще маме можно помочь, и это тоже будет подарок.

Составление предложений по картинкам:

Дочка стирает пыль с мебели. Сестренка обувает братишку. Дочка помогает маме мыть посуду. И т.д.

Вывод: вот какие замечательные подарки сделали дети маме к празднику!

 

6.Упражнение «Подарок маме».

Предложить детям рассмотреть сюжетную картинку и ответить на вопросы:

- Какой день наступил?

- Что это за праздник - 8 Марта?

- Что подарила дочка маме?

- Кто сделал аппликацию?

- Какая аппликация получилась у дочки?

- Обрадовалась или огорчилась мама?

Попросить детей самостоятельно составить рассказ по картинке (текст рассказа см. в задании на дом 83).

 

7.Итог занятия.

На дом: задание 83.

Занятие 84

Тема: «Звуки и буквы И - Ы»

Цели:

1.Учить дифференцировать звуки и буквы И - Ы.

2.Формировать умение образовывать существительные множе­ственного числа при помощи звуков «Ы» — «И».

3.Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза обратных слогов ИМ, ЫМ.

4.Формировать графические навыки.

5.Развивать артикуляционный аппарат, мелкую моторику, слухо­вое и зрительное внимание, фонематическое восприятие.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, буквы И - Ы, кассы букв, ручки, тетради логопедических заданий, наборное полотно или магнитная доска.


Ход занятия

1.Организационный момент.

Предложить детям назвать по артикуляции изученные гласные звуки.

 

2.Упражнение «Звуки „Ы" — „И"». Предложить детям ответить на вопросы:

- Какие звуки «Ы», «И»? (Гласные.)

- Почему?

- Как их можно произносить? (Их можно произносить громко, тихо, долго, коротко.)

- Что еще можно делать с этими звуками? (Их можно петь.)

- Каким символом их обозначаем?

Произнести звуки перед зеркалами и уточнить их артикуляцию.

 


3.Игра «Повтори, не ошибись».

Предложить детям произнести звуковые ряды:

- Ы-и-и.

- И-ы-ы.

- Ы-и-ы.

- И-ы-и.

Произнести звуковые ряды с соблюдением ритма:

- Ы-и-и.

- И-ы-ы.

- И-и-ы. И т.д.

Воспроизвести заданную интонацию при произнесении этих звуков:

- Ы?

- Ы-ы!

- И-и?

- И! И т.д.

 

4.Упражнение «Скажи во множественном числе».

Предложить детям образовать множественное число существи­тельных и определить, какой звук слышится в конце каждого слова: жук, кот, носок, ключ, бант, петух, утюг, кит, мешок.

 

5.Физкультминутка.

Произнесение звуков «Ы» - «И» с движением.

· Совместно с логопедом дети произносят «Ы», делая поворот, руки согнуты в локтях, пальцы сжаты в кулаки. Затем - звук «И», делая дорожку руками вверх с поднятыми указательными пальцами, остальные пальцы в кулаке.

· Приседая, дети произносят «Ы», вставая - «И».

· Наклон влево - «Ы», вправо — «И» и т.д.

 

6.Упражнение «Найди свой домик».

На доску прикрепить буквы Ы, И и раздать детям предметные кар­тинки: коты, мосты, петухи, банты, жуки и т.д. Предложить каждо­му ребенку найти «домик» для своей картинки.

 


7.Упражнение «Живые звуки».

Логопед вызывает двух детей, каждому на ушко говорит звук: „И", „М". По сигналу логопеда дети произносят свой звук. После этого логопед спрашивает детей: «Что получилось?» («ИМ».) Затем вызы­вает вторую пару детей («Ы», «М»),

 

8.Работа с кассой букв.

Попросить детей составить в кассах букв слоги ИМ, ЫМ.

 

9.Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).

 

10.Работа в тетрадях логопедических заданий.

Предложить детям написать по два образца букв Ы, И и слогов ИМ, ЫМ. Объяснить и показать написание на доске.

 

11.Итог занятия.

На дом: задание 84.



Занятие 85

Тема: «Весна»

Цели:

1. Формировать понятия «время года», «весна».

2. Учить выделять признаки весны, отличать ее от других времен года.

3. Учить составлять рассказ по картинно-графическому плану.

4. Развивать внимание, память, мышление, речевой ритм и коор­динацию речи и движения.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки по теме, кар­тинки-символы, картинно-графический план рассказа (см. задание на дом 85), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение «Когда это бывает?».

Предложить детям ответить на вопрос: «Когда это бывает?» и най­ти соответствующую картинку:

Солнце сильно греет, травка зеленеет.

Ягоды собирают, на пляже загорают.

 

Солнце слабо греет, листики желтеют.

Дожди поливают, люди урожай собирают.

 

Солнце не греет, повсюду снег белеет.

Мороз донимает, люди шубы надевают.

 

Солнце припекает, снег повсюду тает.

Почки набухают, птицы с юга прилетают.

- Как вы думаете, в какое время года это бывает?

- После какого времени года наступает весна?

- На какой картинке изображена весна?

 

3.Упражнение «К нам пришла весна».

Рассмотреть с детьми картинки, на которых изображены различ­ные признаки весны. Предложить дать полные ответы на вопросы:

- Что такое весна? (Весна - это время года.)

- После какого времени года наступает весна?

- Как начинает пригревать солнце?

- Что от этого происходит?

- Что происходит, когда тает много снега?

- Где снег тает быстрее: на пригорке или в низинке?

- Что появляется на земле, где растаял снег?

- Что вырастает на проталинах?

- Что набухает на ветках?

- Что происходит со льдом на реках?

- Кто просыпается после зимы?

- Кто возвращается из теплых краев? Почему?

- Что надевают люди?

 

4. Физкультминутка. Упражнение «К нам весна идет».

Предложить детям проговорить чистоговорки с движениями.

На-на-на - к нам идет весна. Дети на слоги делают хлопки, на слова шагают.
Но-но-но - на улице тепло. На слоги - хлопки, на слова - руки вверх.
Ну-ну-ну - встречаем мы весну. На слоги - хлопки, на слова выпрямляют руки вперед.
Ны-ны-ны - долго не было весны. На слоги - хлопки, на слова - наклоны в стороны, руки на поясе.
Да-да-да, хороша весна! Шагают и на слоги, и на слова.

 

5.Упражнение «Подходит - не подходит».

Показывая детям картинки-символы, предложить объяснить, подходят ли они для понятия «весна» (почки набухают, листья опа­дают и т.д.). Оставить только те картинки-символы, которые соот­ветствуют этому понятию. Попросить детей составить предложения по этим картинкам.

 

6.Работа над рассказом.

Составить рассказ «Весна» с помощью логопеда по картинно-гра­фическому плану и пересказать его.

 

Солнце пригревает. Становится тепло. Тает снег. Появляются протали­ны. На проталинах вырастает молодая зеленая травка. Просыпаются насе­комые. На реках тает и ломается лед. Начинается ледоход. На деревьях набухают почки. Так к нам приходит весна.

 

7.Итог занятия.

Прочитать детям стихотворение Г. Ладонщикова «Весна» и спро­сить, о каком времени года идет речь:

Отшумела злая вьюга,        Солнце, землю нагревая,

Стала ночь короче дня.              Гонит с нашей горки лед.

Теплый ветер дует с юга,   Тает баба снеговая

Капли падают, звеня.          И ручьями слезы льет.

На дом: задание 85.

 

Занятие 86

Тема: «Весна. Пересказ»

Цели:

1. Учить составлять рассказ по картинке и вопросам, пересказы­вать его.

2. Формировать понятия «время года», «весна».

3. Закрепить признаки весны.

4. Закрепить образование множественного числа существитель­ных.

5. Развивать внимание, память, мышление, ритм.

Оборудование: картинка «Весна», предметные и сюжетные картин­ки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Назовите во множественном числе: дождь, лужа, капель, ручей, ручеек, дорога, пригорок, проталина, трава, цветок, подснежник, река, ветер.

 

2.Упражнение «Вспомни и расскажи».

Предложить одному-двум детям рассказать стихотворение Г. Ла­донщикова «Весна» и задать вопрос:

- Какие признаки весны названы в этом стихотворении?

 


3.Упражнение «Посмотри внимательно и ответь».

Рассмотреть сюжетную картинку «Весна» и предложить детям от­ветить на вопросы логопеда по ней:

- Какое это время года?

- Как пригревает солнышко? И т.д.

 

4.Физкультминутка (см. занятие 85).

           

5.Работа над рассказом.

Прочитать детям рассказ по картинке «Весна», составленный из их ответов на вопросы (см. п. 3), и попросить придумать ему название.

Предложить детям пересказать текст: цепочкой, весь текст полно­стью (2-3 ребенка).

 

6.Итог занятия.

На дом: задание 86.

 


Занятие 87

Тема:«Звук и буква М (продолжение)»

Цели:

1.Учить читать прямые открытые слоги с буквой М и слово «мама».

2.Обучать звуко-буквенному анализу и синтезу.

3.Формировать графические навыки.

4.Развивать внимание, память, мышление, фонематическое вос­приятие, мелкую моторику.

Оборудование: кассы букв, гласные буквы и буква М, 2 карточки со слогом МА, ручки, тетради логопедических заданий, красные и синие кружочки (символы звуков), наборное полотно или маг­нитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Назовите слова, которые начинаются со звука «М».

 

2.Упражнение «Изученные звуки».

- Назовите гласные звуки. («А», «У», «О», «Э», «Ы».) Почему они называются гласными?

- Назовите согласный звук. («М».)

 

3.Упражнение «Сколько звуков?».

- Послушайте: «МА» - сколько звуков я произнесла? (2.)

- Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги МУ, МО, МЭ, МЫ.)

4.Упражнение «Составь вместе».

- Маша произносит звук «М» и выкладывает синий кружочек, а Уля произносит звук «У» и выкладывает красный кружочек (выло­жить на доске). Что у детей получилось? («МУ».)

- Максим произносит звук «М». Какой кружочек он выложит? А Аня произносит звук «А». Какой кружочек она выложит? Что по­лучилось? («МА».)

И т.д.: Макар - Оля, Матвей - Эля.

- Если сначала произнести звук «М», а потом «Ы», что получит­ся?

- Какой кружочек поставить первым? Вторым?

 

5.Упражнение «Повтори чистоговорку» (хором и индивидуаль­но).

- Ма-ма-ма — Маша моется сама.

- Му-му-му — молока налить кому?

- Мы-мы-мы - в иле прячутся сомы.

- Мо-мо-мо — мыло мылится само.

 

6.Упражнение «Где звук „М"?».

Предложить детям назвать слова из чистоговорок, которые начи­наются со звука «М». (Маша, мыло, моется, молоко, мылится.)

 

7.Физкультминутка. Игра «Повтори, не ошибись».

Дети произносят слоги, выполняя движения (руки вперед, вверх, В стороны, приседают и т.д.).

- Ма-мо-мы.

- Мы-ма-мо.

- Мэ-мы-ма.

- Му-мо-мэ.

 

8.Работа с кассами букв.

- Выложить по заданию логопеда слоги МА, МО, МУ, МЫ и про­читать их.

- Составить слово «мама» из слогов и прочитать его.

 

9.Пальчиковая гимнастика: 2—3 упражнения по выбору логопеда (см. Приложение).

 

10.Работа в тетради логопедических заданий.

Попросить детей написать по 2 слога в каждой строчке и слово «мама». Объяснить и показать написание на доске.

 

11.Итог занятия.

На дом: задание 87.

Занятие 88

Тема:«Животные и птицы холодных стран, их детеныши и птенцы»

Цели:

1. Уточнить знания по теме, расширить и активизировать словарь.

2. Закрепить умение употреблять существительные в именитель­ном падеже единственного и множественного числа.

3. Закреплять умение употреблять существительные множествен­ного числа в родительном падеже.

4. Учить составлять сложносочиненные предложения с противи­тельным союзом А.

5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные картинки, сюжетные картинки «Арктика» и «Антарктида», глобус, «фотоаппараты», картинно- графические схемы предложений (см. задание на дом 88), наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Дети называют диких животных наших лесов во множественном числе.

 


2.Упражнение «Мы едем, едем, едем в далекие края».

Предложить детям отправиться в Арктику (на Север). Рассмотреть местоположение Арктики на глобусе и уточнить, на чем туда можно добраться.

Рассмотреть сюжетную картинку «Арктика» и предметные кар­тинки с изображением северных оленей, моржей, тюленей, белых медведей и их детенышей. Уточнить названия обитателей Севера (во множественном числе).

 

3.Упражнение «Фотограф».

Предложить детям «сфотографировать» жителей Севера и сказать, кого они сфотографировали (в единственном числе).

 

4.Упражнение «Мы едем, едем, едем в далекие края» (продолжение). Предложить детям отправиться дальше, в Антарктиду. Показать ее на глобусе и уточнить, как и на чем туда можно добраться.

5. Физкультминутка.

Сядем мы на самолет и отправимся в полет. Дети имитируют полет на самолете.
Мы летели, мы летели - к океану прилетели. Тут - стоп, поворот: сядем мы на теплоход. Теплоход плывет, плывет - в Антарктиду нас везет. Имитируют передвижение на теплоходе.

 

6.Упражнение «Мы едем, едем, едем в далекие края» (продолжение). Рассмотреть сюжетную картинку «Антарктида» и предметные кар­тинки с изображением пингвинов и их птенцов. Предложить назвать  их во множественном числе.

 

7.Упражнение «Фотограф» (продолжение).

Предложить детям «сфотографировать» жителей Антарктиды и сказать, кого они сфотографировали (в единственном числе).

 

8.Упражнение «Кого много?».

Предложить детям ответить на вопросы:

- Кого много на Севере?

- Кого много в Антарктиде?

 

9.Упражнение «Кто у кого?». Предложить детям ответить на вопросы:

- Кто детеныш у оленя, а кто детеныши? (У оленя детеныш — оле­ненок, а детеныши — оленята.)

И т.д.

 

10.Упражнение «Наш фотоальбом».

Предложить детям по «фотографиям» и картинно-графическим схемам составить предложения, ответив на вопросы:

- Кто живет в Антарктиде?

- Кто живет на Севере?

 


11.Итог занятия.

На дом: задание 88.

 



Занятие 89

Тема:«Животные и птицы холодных стран.

Словообразование»

Цели:

1. Учить образовывать притяжательные прилагательные от назва­ний животных и птиц.

2. Формировать представление о питании животных и птиц холодных стран.

3. Учить правильно использовать предлоги ЗА, ИЗ-ЗА, В, ИЗ.

4. Формировать умение составлять сложноподчиненные предло­жения.

5. Развивать внимание, зрительное восприятие, память, мышле­ние.

Оборудование: предметные картинки, недорисованные изобра­жения животных и птиц, картинки частей тела животных и птиц, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение «Рассказы путешественников».

Предложить детям вспомнить, где путешествовали на прошлом занятии (Антарктида, Север), кого видели во время путешествия.

 

3.Упражнение «Скажи, кто это?».

Предложить детям по недорисованным картинкам сказать, кто на них изображен.

 

4.Упражнение «Составь пару».

Предложить детям разложить картинки парами и ответить , на вопрос: «Кто чем питается?»

 • Олень - ... (мох).

• Белый медведь (тюлень, морж) - ... (рыба).

• Пингвин - ... (креветки, мелкая рыба).

 

5.Упражнение «Подумай и ответь».

Предложить детям придумать предложения по вопросам:

-Зачем олень разгребает копытом снег? (Олень разгребает копы­том снег, чтобы достать мох.)

-Зачем белый медведь ныряет в море? (Белый медведь ныряет в море, чтобы поймать рыбу.)

-Зачем тюлень (морж) ныряет в океан?

-Зачем пингвин ныряет в море?

 

6. Физкультминутка «Северные олени».

Посмотрите, мы олени, Ветер рвется нам навстречу. Дети медленно двигаются в разные стороны, держа руки с расставленными и напряженными пальцами скрестно над головой.
Ветер стих, копытом бьем, Лед долбим, мох достаем. Соответствующие словам движения.

 

 

7. Упражнение «Чьи это части тела?».

Животные и птицы Чей нос, хвост, глаз? Чья голова, морда, шея, спина? Чье ухо, туловище? Чьи лапы, ноги, когти, копыта, усы, уши, зубы, клыки, ласты, крылья?
медведь медвежий      
морж моржовый      
олень олений      
тюлень тюлений      
пингвин пингвиний      

 

8. Упражнение «Покажи и ответь».

Предложить детям дать полные ответы на вопросы по картинкам:

- Где спрятался белый медведь (морж, тюлень, пингвин, север­ный олень)? (Белый медведь спрятался в море (в снегу, за льдиной, за сугробом и т.д.).)

- Как ты догадался, кто там спрятался? Что ты увидел? (Я увидел оленьи рога (пингвиний клюв, медвежью морду и т.д.) и догадался, что там спрятался северный олень.)

И т.д.

 

9.Упражнение «Откуда?».

Предложить детям ответить на вопросы:

- Откуда выглядывает медвежья голова (оленьи рога, тюленья морда, пингвинье крыло и т.д.)? (Медвежья голова выглядываем из моря, из-за льдины и т.д.)

 

10.Итог занятия.

На дом: задание 89.

 



Занятие 90

Тема: «Животные и птицы холодных стран.

Описательный рассказ»

Цели:

1. Учить составлять описательные рассказы.

2. Познакомить с профессией зверолова.

3. Учить согласовывать числительные 1—5 с существительными.

4.Развивать внимание, память, мышление, общую моторику.

 Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинно-гра­фический план описательного рассказа (см. задание на дом 90), кар­точки с цифрами 1—5, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1. Организационный момент.

— Назовите во множественном числе диких животных и птиц, которых знаете.

 

2. Упражнение «Кого мы видели в холодных странах?».

Предложить детям вспомнить, кто живет в холодных странах и пи- можно увидеть этих животных и птиц у нас.

Затем спросить:

- Как эти животные попадают в зоопарк? Кто их туда доставляет? (Кто зверей ловит? (Зверей ловит зверолов.)

 

3.Упражнение «Кого сколько?».

 Раздать детям карточки с цифрами 1—5 и предметные картинки с изображением животных и птиц холодных стран. Попросить со­ставить предложения по вопросу:

- Сколько животных (птиц) поймал зверолов?

 

4.Физкультминутка «Море волнуется».

Море волнуется — раз,

Море волнуется — два,

Море волнуется — три,

Животное Севера изобрази.

Выбранный ведущий отгадывает, кого изобразили дети.

 

5. Игра «Отгадай-ка».

 — Он большой, тонконогий, рогатый, его тело покрыто серо-коричневой шерстью, ест он мох, живет на Севере. Кто это?

 — Как угадали?

 

 6. Упражнение «Расскажи, кто еще живет в зоопарке». Рассмотреть с детьми предметные картинки и картинно-графический план описательного рассказа. Предложить детям составить рассказы самостоятельно.

7. Итог занятия.

На дом: задание 90.

 

Занятие 91

Тема:«Звук и буква П (знакомство)»

Цели:

1. Познакомить со звуком и буквой П, учить выделять звук ИЗ начала слова.

2. Формировать понятие «согласный звук».

3. Активизировать звук в слогах, словах, предложениях.

4. Формировать графические навыки.

5. Развивать внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, буквы П из наж­дачной бумаги или другого шершавого материала, изображения фей Фонетики и Графики, синие кружочки (символы звука «П»), ручки, тетради логопедических заданий, счетные палочки, набор­ное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

- Садится на место тот, кто скажет слово на заданный звук.

 

2.Упражнение «В гостях у феи Фонетики».

- Фея Фонетика позвала в гости Полину и Пашу. Она испекла для гостей пышки, поставила на плиту чайник, а когда вода заки­пела, крышка от пара стала подпрыгивать, а чайник запыхтел: «П-п-п-п». Как пыхтел чайник? Какой звук услышали Полина и Паша?

 

3.Упражнение «Звук „П"».

- Предложить детям произнести звук «П» перед зеркалами (хо­ром и индивидуально).

- Попросить определить, какой это звук: гласный или согласный и почему.

 

4.Упражнение «Слушай внимательно, выполняй старательно».

Предложить детям поднять синий кружочек, когда они услышат звук «П»:

- среди звуков;

- среди слогов.

 

5.Упражнение «Вспомни и скажи».

Предложить детям вспомнить, кто приходил в гости к фее Фоне­тике, что она испекла для гостей.

Спросить, с какого звука начинаются слова: Полина, Паша, пыш­ки.

 

6. Упражнение «Подарки феи Фонетики».

— Фея Фонетика подарила Полине и Паше картинки. Выставлять по одной картинке на наборное полотно, называть их и спрашивать, с какого звука начинаются эти слова: пальма, пума, полка, парта, пони, пух, поле, паста, паук, пылесос.

 

7. Физкультминутка.

Мы попрыгаем немножко и похлопаем в ладошки. Дети выполняют соответствующие движения.
Чайник на плите пыхтит: «П-п-п», Приседания.
Чай нам пить скорей велит: «П-п-п». Наклоны в стороны.
Пышки мама испекла Имитация лепки пышек.
И к столу всех позвала. Приглашающий жест.

 

8.Упражнение «Помоги Полине и Паше».

- Полина и Паша решили составить предложения по своим кар­тинкам, но еще не умеют это делать. Помогите им.

 

9.Упражнение «Подарок феи Графики».

- Фея Графика прислала нам подарок: буквы П из наждачной бумаги. В алфавите эта буква называется П (пэ), а когда мы ее чита­ем, то произносим звук «П».

- На что похожа эта буква? Обведите ее указательным пальцем ведущей руки.

- Попробуйте выложить из палочек.

 

10.Работа в тетради логопедических заданий.

Предложить детям написать одну строчку буквы П в тетрадях.

Объяснить и показать написание на доске. «Написать» букву вме­сте с детьми в воздухе, проговаривая последовательность действий.

 

11.Игра «Отгадай-ка».

- Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук.)

- Пыль и сор легко глотает, нам квартиру убирает. (Пылесос.)

- Почему фея Фонетика прислала такие загадки?

 

12.Итог занятия.

На дом: задание 91.

Занятие 92

Тема: «12 апреля - День космонавтики»

Цели:

1.Учить составлять рассказ по картинке.

2.Учить использовать существительные единственного числа в различных падежах.

3.Закрепить умение согласовывать числительные 1—5 с сущест­вительными.

4.Учить префиксальному способу образования глаголов.

5.Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, демонстраци­онный материал для фронтальных занятий «Космос», наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Беседа «День космонавтики».

- Что такое космос?

- Кто такие космонавты?

- Как готовились к полетам в космос?

- На чем космонавты летают в космос? Где они работают в кос­мосе?

- Почему мы празднуем этот день?

3.Прочитать детям стихотворение В. Степанова «Юрий Гага­рин».

В космической ракете        Поет об этом песни

С названием «Восток»        Весенняя капель:

Он первым на планете        Навеки будут вместе

Подняться к звездам смог.    Гагарин и апрель.

 

4.Упражнение «Первый космонавт».

- Кто первым облетел вокруг Земли на космической ракете? (Первым облетел вокруг Земли на космической ракете Юрий Гага­рин.)

- Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин? (Юрий Алексеевич Гага­рин — первый космонавт.)

- Кем гордится вся Россия?

- О ком мы вспоминаем в День космонавтики? (В День космо­навтики мы вспоминаем о первом космонавте Юрии Гагарине.)

 

5.Упражнение «Добавь нужное слово».

Предложить детям подобрать нужное слово (полетел, облетел, прилетел) и повторить все предложение:

· Юрий Гагарин на ракете в космос ...

· Вокруг Земли ...

· Обратно на Землю ...

 

6.Физкультминутка. Игра «В невесомости».

Предложить детям «полетать», как в невесомости.

 

7.Упражнение «Космодром».

Предложить детям посчитать по предметным картинкам:

- Сколько ракет подготовлены к полету в космос?

- Сколько космонавтов готовятся к полету в космос?

Дети пересчитывают предметы и дают короткие, а затем полные ответы.

 

8.Составление рассказа по картинке.

Рассмотреть с детьми картинку и предложить ответить на вопро­сы:

- Кто пришел на космодром?

- Куда он полетит? На чем?

- Что надето на космонавте? Для чего?

- Что космонавт будет делать во время полета?

- Кто его провожает?

- Как встретят космонавта на Земле?

 

9.Упражнение «Послушай и перескажи».

Используя ответы детей, составить рассказ по картинке и предло­жить детям пересказать этот рассказ.

10.  Итог занятия.

На дом: задание 92.

Занятие 93

Тема:«Домашние животные»

Цели:

1.Уточнить знания по теме, расширять и активизировать сло­варь.

2.Закрепить образование множественного числа существитель­ных.

3.Закрепить использование в речи творительного падежа суще­ствительных.

4.Закрепить умение составлять предложения по картинкам.

5.Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, наборное полот­но или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед показывает картинку с изображением домашнего живот­ного, дети называют его, и логопед ставит картинку на доску.

 

2.Беседа.

- Кто они все вместе?

- Каких домашних животных вы еще знаете?

- Почему этих животных называют домашними?

- Какую пользу они приносят?

- Какие части тела домашних животных вы можете назвать и показать?

- Чем покрыто тело домашних животных?

 

3.Упражнение «Найди пару».

Предложить детям найти силуэт домашнего животного, поставить рядом с изображением этого животного и назвать их во множест­венном числе.

 

4.Упражнение «Кто где живет?».

Предложить детям подобрать для каждого животного подходящее жилье и сказать, кто где живет. (Собака — конура (будка).) Собака живет в конуре (будке). И т.д.: сарай, хлев, коровник, овчарня, сви­нарник, конюшня, квартира (дом).

 

5. Физкультминутка.

Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Кони по лугу скакали, кони травушку топтали. Дети прыгают.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Козы по лугу гуляли, козы травушку щипали. Ходьба с наклонами вперед.
Далеко-далеко на лугу пасутся ко... Правильно, коровы... по лугу шагали, травушку жевали. Ходьба по кругу.

 

6.Упражнение «Дома и на ферме».

- Кто ухаживает за домашними животными дома? (Хозяин, хозяйка.)

- Кого много на ферме? (На ферме много коров, овец и т.д.)

- Кто ухаживает за домашними животными на ферме? (За живот­ными на ферме ухаживают животноводы: пастухи пасут коров, дояр­ки доят коров, за конями и лошадьми ухаживают конюхи, за свинь­ями — свинарки, за овцами — овчары и т.д.)

 

7.Упражнение «Кому какая еда?».

Предложить детям подумать, кто кого и чем накормит. Составить пары картинок: конь — овес, корова — сено, коза - трава, свинья — репа и т.д. Затем составить предложения, например: («Корова — сено. Хозяйка кормит корову сеном».

 

8. Упражнение «Посмотри, подумай и скажи».

Предложить детям назвать профессии людей, которые ухаживают за домашними животными, и составить про них предложения по сю­жетным картинкам. (Конюх чистит лошадь. Свинопас пасет свиней, пастух пасет коров. Доярка доит корову. И т.д.)


9. Итог занятия.

На дом: задание 93.

 


Занятие 94

Тема: «Домашние животные. Описательный рассказ»

 Цели:

1. Расширять и обогащать глагольный словарь (ест, жует, грызет, дерет, щиплет, лакает).

2. Закрепить обобщающее понятие «домашние животные».

3. Формировать умение образовывать существительные множе­ственного числа в родительном падеже.

4. Учить образовывать составные прилагательные.

5. Формировать диалогическую форму речи.

6. Учить составлять рассказы описательного характера о домаш­них животных.

7. Развивать внимание, память, мышление.

8. Воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинно- графический план рассказа (см. задание на дом 94), игрушка или изображение Незнайки, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Попросить детей назвать профессии животноводов.

 

2.Упражнение «Кому какая еда?».

- Чем свинарка накормит свиней?

- Чем конюх накормит лошадей и коней?

- Чем овчар накормит овец?

- Чем хозяин накормит собак? Кроликов? И т.д.

 

3.Упражнение «Составь слово».

Предложить детям рассмотреть картинки с изображением различ­ных животных и составить новые слова.

· Длинная грива - (длинногривый).

· Черная грива — ...

· Белая грива — ...

· Длинный хвост - ...

· Короткий хвост - ...

· Серый хвост - ...

· Густая шерсть — ...

· Длинные рога — ...

· Острые рога — ...

· Крутые рога — ...

· Белый лоб — ...

· Длинные ноги — ...

· Длинные уши - ...

· Два горба —

 

4.Физкультминутка «Как живете? Что жуете?».

Разучить с детьми диалоги.

- Кони, кони, как живете? Кони, кони, что жуете?

- Хорошо пока живем, на лугу траву жуем.

(Дети скачут, как кони.)

- Козы, козы, как живете? Козы, козы, что жуете?

- Хорошо пока живем, но, простите, не жуем, А дерем мы поутру с молодых осин кору.

(Идут, как козы.)

-Как вы, кролики, живете? Что вы, кролики, дерете?

-Хорошо пока живем, но, простите, не дерем.

-А грызем мы ловко свежую морковку.

(Прыгают, как кролики.)

 

 5.Игра «Помоги Незнайке».

· Рассмотреть предметную картинку с изображением домашнего животного.

· Выделить его особенности.

· Послушать про это животное рассказ Незнайки и исправить его:

 

Верблюд - это домашнее животное. Он маленький, черный, короткоше­ей, коротконогий, длинногривый, безгорбый, редкошерстный. Люди его кормят овощами, сеном, овсом. А в пустыне он питается колючками (колю­щими растениями), может долго обходиться без пищи и воды. Верблюд перевозит людей и грузы через леса, дает людям молоко и шерсть.

 

Правильный вариант рассказа:

 

Верблюд - это домашнее животное. Он огромный, коричневый, длинношеий, длинноногий, короткогривый, двугорбый (одногорбый), густошерст­ный. Люди его кормят овощами, сеном, овсом. А в пустыне он питается колючками (колючими растениями), может долго обходиться без пищи и воды. Верблюд перевозит людей и грузы через пустыню, дает людям молоко и шерсть.

 

- Составить самостоятельно рассказы о 2—4 домашних животных с опорой на картинно-графический план.

 

6.Итог занятия.

На дом: задание 91.

Занятие 95

Тема:«Звук и буква П (продолжение)»

Цели:

1. Закрепить изученные звуки и буквы.

2. Учить выделять звук «П» в конце слова.

3. Продолжать формировать понятия «гласный звук», «согласный звук», «буква».

4. Учить звуковому анализу и синтезу, чтению слогов с изученны­ми буквами.

5. Формировать графические навыки.

6. Развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание, память, мышление, общую и мелкую моторику.

Оборудование: предметные картинки кассы букв, красные и синие кружочки (символы звуков), ручки, тетради логопедических зада­ний, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Попросить детей назвать звук по артикуляции. («А-У-О-Ы- Э-И».)

 

2.Упражнение «Какой звук?».

- «А, «О», «У» - какие это звуки? Почему?

- «И, «Э», «Ы» - какие это звуки? Почему?

- «П» — какой это звук? Почему? Как мы его обозначаем?

 


3.Упражнение «Сколько звуков?».

- Послушай: «АП» — сколько звуков я произнесла? (2.)

- Какой первый звук? Какой второй звук? (Так же слоги УП, Oil, ЭП, ИП, ЫП.)

 

4.Упражнение «Составь вместе».

- Уля произносит звук «У» и выкладывает красный кружочек (выложить на доску), а Паша - звук «П» и выкладывает синий кружочек. Что у детей получилось? («УП».)

- Аня произносит звук «А». Какой кружочек она выложит?Пахом произносит звук «П». Какой кружочек он выложит? Что получилось? («АП».)

И т.д.: Оля - Платон, Инна — Потап, Эля - Прохор.

 

5.Упражнение «Повтори чистоговорку и подбери картинку».

Проговорить с детьми чистоговорки (хором и индивидуально) и попросить подобрать подходящую картинку.

- Уп-уп-уп — мы готовим суп.

- Ап-ап-ап — слышен деда храп.

- Оп-оп-оп — в поле стоит сноп.

- Оп-оп-оп - красный свет - машины, стоп.

- Эп-эп-эп - ток дает нам ЛЭП.

 

6.Упражнение «Где звук „П"?».

По картинкам предыдущего задания определить позицию звука «П» в словах: суп, храп, сноп, стоп, ЛЭП.

 

7.Физкультминутка. Игра «Повтори, не ошибись».

Дети произносят слоги, выполняя движения (руки вперед, вверх, К стороны, приседают и т.д.).

- Ап-оп-уп.   • Эп-ип-оп-уп.

- Оп-эп-ип.   • Ап-эп-ип-оп.

 

8.Игра «Лифт».

Игра проводится аналогично данной в занятии 74, только вместо карточки с буквой М использовать карточку с буквой П.

 

9.Работа с кассами букв.

Дети выкладывают по заданию логопеда слоги (АП, УП, ИП, ЫП, ЬП, ОП) и читают их.

 


10. Пальчиковая гимнастика: 2-3 упражнения по выбору логопеда(см. Приложение).

 

11. Работа в тетради логопедических заданий.

Предложить детям написать по одному слогу каждого образца.

Объяснить и показать написание на доске.

 

12.Итог занятия.

На дом: задание 95



Занятие 96

Тема: «Детеныши домашних животных. Словоизменение»

Цели:

1. Расширить и активизировать словарь по теме и формировать обобщающее понятие «детеныши».

2. Учить детей образовывать именительный и родительный паде­жи множественного числа существительных.

3. Учить образовывать уменьшительно-ласкательную форму су­ществительных.

4. Учить составлять простые распространенные предложения и сложносочиненные предложения с противительным союзом А.

5. Развивать внимание, память, мышление.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, мяч, наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед называет домашнее животное в единственном числе, ре­бенок — во множественном.

 

2.Игра «Отгадай-ка».

С бородой, а не старик.

С рогами, а не баран,

Не конь, а брыкается.

Доят, а не корова.

(Коза.)

У козы с козлом ребенок — маленький ... (козленок).

- Кто такой козленок? (Козленок — детеныш козы и козла.)

 

3.Упражнение «Кто у кого детеныш?».

Логопед предъявляет 2 картинки домашних животных (например, коровы и быка) и спрашивает: «Кто детеныш у коровы и быка?», дети подбирают картинку детеныша и произносят фразу: «У коровы и быка детеныш теленок».

· Лошади и коня ...

· Свиньи и кабана ...

· Верблюда и верблюдицы ...

· Осла и ослицы...

· Собаки и пса...

· Кошки и кота ...

· Кролика и крольчихи ...

· Овцы и барана ...

 

4.Игра с мячом «Скажи во множественном числе».

Логопед говорит «теленок» и бросает мяч ребенку. Ребенок возвра­щает мяч и говорит «телята» и т.д. Так же и части тела.

 

5.Игра с мячом «Назови ласково».

Логопед говорит «теленок» и бросает мяч ребенку. Ребеноквозвра­щает мяч и говорит «теленочек» и т.д. Так же и части тела.

 

6.Физкультминутка.

Разделить детей на 2 команды — «жеребят» и «козлят».

- Кто выше (дальше) прыгает - жеребята или козлята? (Предло­жить детям попрыгать.)

 

7.Упражнение «Подумай и скажи». Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

- Кого много у собак (кошек, коров, лошадей, свиней, овец, кро­ликов, верблюдов, коз)? (У собак много щенков (щенят). И т.д.)

 

8.Упражнение «Добавь слово и скажи все вместе».

- У собаки хвост, а у щенка ... (хвостик).

- У кошки усы, а у котенка ... (усики).

- У коровы рога, а у теленка ... (рожки).

- У козы копыта, а у козленка ... (копытца).

- У свиньи щетина, а у поросенка ... (щетинка).

- У овцы шерсть, а у ягненка ... (шерстка).

 

9.Итог занятия.

На дом: задание 96.

Занятие 97

Тема: «Детеныши домашних животных. Пересказ»

Цели:

1. Активизировать словарь по теме, развивать навыки связной речи.

2. Учить составлять рассказы по картинке, вырабатывать алго­ритм составления рассказа.

3. Учить изменять существительные по падежам во множествен­ном числе.

4. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.

5. Воспитывать положительное отношение к труду, желание по­могать взрослым.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, картинка «В телятнике» (см. задание на дом 97), наборное полотно или маг­нитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Логопед называет детеныша домашнего животного в единствен­ном числе, а дети — во множественном.

 

2.Пальчиковая гимнастика.

Предложить детям изобразить пальцами рук лошадь (см. задание на дом 97), сказать:

- Это лошадь. А у вас жеребята.

Изобразить пальцами рук кролика (как зайца) и задать вопросы:

- Кто это? (Кролик.) А кто у вас? (Крольчата.)

И т.д.: собака, коза, корова.

 

3.Работа над рассказом.

Рассмотреть картинку «В телятнике» и предложить детям ответить на вопросы:

- Кто это? (Это дети.)

- К кому пришли дети?

- Где живут телята? (Телята живут в телятнике.)

- Кого много в телятнике?

- По кому соскучились дети?

- Кого они кормят (поят)?

- За кем ухаживают?

- О ком заботятся?

 

4.Физкультминутка (см. занятие 96).

 

5.Работа над рассказом (продолжение).

Предложить детям дать полные ответы на вопросы:

- Что делает Вика? (Вика поит теленка водой.)

- Почему Вика поит теленка водой? (Вика поит теленка водой, потому что теленок хочет пить.)

- Что делает Петя? (Петя кормит теленка травой.)

- Почему Петя кормит теленка травой? (Петя кормит теленка травой, потому что теленок голодный.)

- Что делает Коля? (Коля поит теленка молоком.)

- Почему Коля поит теленка молоком? (Коля поит теленка моло­ком, потому что теленок маленький.)

Затем прочитать детям рассказ, попросить пересказать его и при­думать ему название:

 

У Вики, Пети и Коли мама работает на ферме. Она телятница.

Дети пришли в телятник и помогают маме ухаживать за телятами.

Вика поит черного теленка водой. Петя кормит белолобого теленка тра­вой. Коля поит черноголового теленка молоком.

Дети хорошо заботятся о телятах. У мамы растут замечательные помощники.

 

6.Итог занятия.

На дом: задание 97.

Занятие 98

Тема:«Домашние птицы и их птенцы»

Цели:

1.Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме.

2.Формировать обобщающие понятия «домашние птицы», «птен­цы».

3.Познакомить с профессией птичницы.

4.Учить согласовывать числительные 1-5 с существительными.

5.Учить пересказывать рассказ по серии сюжетных картинок.

6. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Оборудование: серия картинок «Как утки курам помогли» (см. зада­ние на дом 98), предметные и сюжетные картинки, теневые изобра­жения птенцов домашних птиц, картинка «Птичий двор», наборное полотно или магнитная доска.

Ход занятия

1.Организационный момент.

 

2.Упражнение «Посмотри и назови».

Рассмотреть с детьми картинки с изображением домашних птиц. Предложить назвать их и ответить на вопросы:

- Кто это все вместе? Почему их называют домашними?

- Где живут домашние птицы на птицеферме? (На птицеферме домашние птицы живут в птичнике.)

- Кто за ними ухаживает на птицеферме? (На птицеферме за ними ухаживает птичница.)

- Чем их кормят?

- Какую пользу приносят домашние птицы?

 

3.Упражнение «Кто чей птенец?».

Составить пары картинок: домашняя птица — птенец. Предложить ответить на вопрос:

- Чей птенец? (Цыпленок - птенец курицы. И т.д.)

 

4.Упражнение «Раз, два, три, четыре, пять — надо всех пересчи­тать».

Рассмотреть картинку «Птичий двор». Предложить посчитать птиц и птенцов. (Один цыпленок, два цыпленка... пять цыплят.)

 

5. Физкультминутка.

Индюки шагали, весело болтали:  - Бу-бу-бу, бу-бу-бу! Дети идут по кругу.
Наши уточки с утра:  - Кря-кря-кря, кря-кря-кря! Дети идут «утиным» шагом.
Наши гуси у пруда: - Га-га-га, га-га-га! Дети вытягивают шеи и машут руками, как крыльями.
А наш Петя-петушок рано-рано поутру Нам споет ку-ка-ре-ку. Дети идут, высоко поднимая колени.

 

6.Работа над рассказом.

Рассмотреть серию картинок и попросить детей составить предло­жения по вопросам по каждой картинке.










Последнее изменение этой страницы: 2018-06-01; просмотров: 227.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...