Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Идеология, политика и культура




В идеологии постмодернизма, как мы видели, очень сильны политические мотивы, авторы этого круга постоянно взывают к справедливости и стремятся к освобож­дению. Нельзя не признать, что и общество в целом, и государство, которое осуществляет управление им, сильно влияют на систему образования, на ту среду, которая может выстроиться в конкретных образовательных учреждениях. Управление учением, формирование нравственных ценностей, попытки измерения достижений учеников, поддержание дисциплины или, лучше сказать, рабочей атмосферы в группе — формы и методы осуществления всех аспектов педагогичес­кой деятельности весьма сильно зависят от структуры управления в обществе, от типа государственных институтов.

{136}

Множественность социальных институтов, признание ими одной и той же демократической системы ценностей, равновесие их притя­заний на руководство обществом создают обстановку терпимого, мягкого управления системой образования со стороны общества и государства. В таких условиях велика роль творчества, личного инте­реса и познавательной инициативы. В Афинах эпохи Перикла разви­тая и образованная личность была уже отчетливо осознана как одна из наивысших ценностей сообщества, а в то же самое время в тота­литарной Спарте круг ценностей образования и воспитания ограни­чивался воинскими доблестями, преданностью государству и способ­ностью переносить лишения.

В истории представлены и такие варианты развития общества и культуры, при которых происходит упрощение их структуры, дегра­дация и вырождение. Такое катастрофическое изменение условий развития связано с предельным уменьшением внутреннего разнооб­разия системы. Если одна из подсистем общества — церковь, партия, армия — захватывет абсолютное главенство и подавляет все осталь­ные, управление становится авторитарным, разрушаются внутренние системные связи, в результате чего происходит, по существу, откат к стадной организации.

В этом случае общество в целом и любая его подсистема не терпит игры, пытается совершенно исключить случайность. Устанавливается вполне определенное представление об истине: она абсолютна, едина и единственна, ее догматы установлены от века и гарантированы гос­подствующей идеологией. Можно упражняться, говоря языком евро­пейского средневековья, в апологетике (защите существующей идео­логии), патристике (изучении писаний отцов данной конкретной церкви) и схоластике (догматизированной разновидности науки, в которой основные положения не разрешается пересматривать), но дух свободного исследования тщательно вытравляется.

Общества такого типа, как известно, называются тоталитарными, и примеры тоталитаризма отнюдь не исчерпываются тем, что известно по политической истории XX века. Расцвет греческой культуры сна­чала в Ионии, а затем с центром в Афинах продолжался два века, но уже при жизни Аристотеля началась эпоха императоров, военной дик­татуры, стремления к мировому господству. Сначала это происходило в Греции, а затем в Риме. Христианство, бывшее вначале гонимой сектой, постепенно становится государственной религией и начинает вести войну на уничтожение с античной культурой.

{137}

В государствах тоталитарного типа реализуются мечты утопистов всех времен о предельной рассудочной функциональности образова­ния: личность, сведенная к социальной роли, исчерпывается знания­ми, умениями и навыками, минимально необходимыми для отпра­вления служебных функций. Здесь вообще нет места развитию инди­видуальности: «Регламентирование предписанных функций... не до­пускает необратимого проникновения в вероятностное будущее, — проникновения, которое является действительным условием челове­ческой жизни» (Норберт Винер).

В благоприятных условиях развитого демократического общества пространством образования личности выступает вся мировая культура. Личность, примеряясь к различным образцам, находит себе во внутренне разнообразной культуре подходящую нишу. Яркая творческая личность, не умещаясь ни в какой нише, имеет возможность найти свой путь в мирном преобразовании традиции посредством диалога.

Аксиология образования

Общая характеристика

Аксиология (от греч. «аксиа» — цен­ность) — философское учение о структуре мира ценностей, их месте в реальности. Эта дисциплина ставит вопросы о связи ценностей между собой и связи их с природой, культурой, обществом и личностью. Смысл самого термина «ценность» указывает на особое значение для человека или сообщества тех или иных объектов, отношений или явлений действительности. Ценности — некоторые черты, характери­стики реальности (подлинной или воображаемой), относительно ко­торых существует установка глубокого приятия, крайней желатель­ности их воплощения.

Все, что существует в мире, может стать объектом ценностного отношения, т.е. оцениваться человеком как добро или зло, красота или безобразие, допустимое или недопустимое, истинное или неис­тинное. Однако, согласно провозглашенному софистами принципу относительности, то, что является ценным для одного человека, для другого может оказаться безразличным или даже неприятным. Вопрос о «ценностях вообще» можно ставить, если исходить из того, что для всех людей ценным, хорошим (добром, благом) является одно и то же. Именно так он и ставился в истории европейской философии от Платона до Гегеля.

{138}

В течение многих веков ценностные характеристики преимущест­венно связывались с представлением о подлинном существовании. Аксиология тем самым поглощалась онтологией: вопрос о том, что является ценным, подменялся проблемой подлинного бытия, которое, приписывалось Богу. (Культура Европы после искоренения антично­сти была даже не просто христианской, а церковной.)

Как самостоятельная область философии аксиология выделяется в период ослабления власти церкви, после Возрождения, когда стало позволительно обращать внимание на расхождение человеческих уст­ремлений и реальной жизни. Действительно, если человек высоко ценит то или иное, почему он не может постоянно обладать этим? Главная задача аксиологии, как она определилась в процессе станов­ления этой дисциплины, — показать, какое место занимает ценность в структуре бытия и каково ее отношение к фактам реальности. В XX веке, когда относительность и субъективность снова стали нормами философского размышления о мире, аксиология как раздел филосо­фии образования заключает в себе многие различные варианты реше­ния этой задачи.

Для нерелигиозного сознания сфера ценностного составляет се­рьезную гуманитарно-научную проблему. Если искренне принять принцип относительности, придется признать, что не существует единственной «подлинной» системы ценностей, что все мыслимые системы, вообще говоря, равноправны. Простое здоровое нравствен­ное чувство восстает против этого: кажется, что так можно оправдать любые человеконенавистнические построения. Однако в этом и со­стоит противостояние ценностей: гуманисты и фашисты живут в раз­ных аксиологических мирах, у них нет общей платформы для сопо­ставления и согласования их систем, просто одни выбирают одно, а другие — другое. Никакой логической процедуры оправдания или ниспровержения той или иной системы ценностей просто не суще­ствует.

Ценность чего бы то ни было — объекта, явления, отношения — определяется его значимостью для субъекта и только таким (субъек­тивным) образом и существует. Индивидуальная система ценностных ориентации человека является важнейшей подсистемой личности. Она созидается и закрепляется всем жизненным опытом человека, всей совокупностью его переживаний, которые вырастают из его взаимодействия с внешним окружением. Эта система обеспечивает устойчивость личности, преемственность поведения, определяет на-

{139}

правленность потребностей и интересов. Целостность, устойчивость системы ценностей определяет зрелость личности.

Ценности выполняют функцию перспективных стратегических жизненных целей и главных мотивов жизнедеятельности. Они опре­деляют нравственные устои и принципы поведения, поэтому любое общество заинтересовано в том, чтобы люди придерживались тех, а не иных принципов поведения, и человек неминуемо оказывается объектом целенаправленного воспитания. Метод воспитания, приня­тый в данном обществе, определяется в свою очередь возобладавшей в нем системой ценностей.

Работа в образовании и особенно непосредственная педагогичес­кая деятельность очень тесно связаны с основами мировоззрения человека, даже если это и не осознается им и не выражается явно. Смысл и ценности образовательной деятельности лежат за пределами любой конкретной педагогической или психологической дисципли­ны, изучаемой педагогом в процессе профессиональной подготовки. А положение учителя по отношению к ученикам таково, что в его повседневной деятельности с необходимостью проявляются основные ценности, с одной стороны, личности педагога, а с другой — системы образования. Они могут находиться в гармонии, но могут и жестоко конфликтовать.

Ценности и цели

Важно прояснить сходство и различие в употреб­лении понятий ценности и цели — эти две категории часто упо­минаются вместе. Цель (от греч. «телос» — результат, завершение) — осознанное предвосхищение результата деятельности. В самом общем виде цель можно определить (вслед за Аристотелем) как «то, ради чего». Высокая значимость — ценность — какого-то объекта в глазах данного человека может побудить его стремиться к обладанию им, т.е. поставить перед собой такую цель. Таким образом, ценность как пе­реживаемое отношение и цель как предвосхищенный результат дея­тельности могут замыкаться на одних и тех же объектах, но распола­гаются в различных плоскостях рассмотрения.

В теории управления считается необсуждаемым постулатом нали­чие у любой системы определенной цели, ведь только при этом ус­ловии можно строить стратегию и тактику деятельности. Однако только для искусственной системы деятельность полностью опреде­ляется заранее известной целью, заданной извне, как, скажем, для самолета или радиоприемника. Человек может ставить себе цели и

{140}

порой делает это, но по отношению к ценностям личности его цели занимают подчиненное положение, как в свою очередь средства по отношению к целям.

Личность скорее ощущает свои ценности, нежели сознает свои це­ли. В процессе развития она вырабатывает ценности, нормы и идеалы, которые и определяют (вместе с совокупностью обстоятельств внеш­него окружения) ее путь. (Некоторые философские школы вообще отвергают категорию цели. В частности, прагматизм не считает чело­веческое поведение целенаправленным. Экзистенциализм отрицает не вообще цель и не целеполагание как таковое, он отрицает объек­тивную обусловленность цели человеческого поведения в этом аб­сурдном мире и отдает целеполагание самому субъекту.)

Некоторые насущные ценности, составляющие повседневное ус­ловие существования личности, сводятся ею в представление о норме. Со стороны можно сказать, что вероятность осуществления нормы оценивается человеком как высокая. Идеал же представляет собой не­которую конструкцию из горячо желаемых ценностей, вероятность осуществления которых невелика. Такая конструкция может быть на­мечена лишь схематически, поскольку является результатом заостре­ния в воображении черт подлинной реальности.

Работа идеализации происходит постоянно и бессознательно от­носительно различных черт, сторон, аспектов жизнедеятельности в частности и способа существования в целом. Человек обычно отдает себе отчет в том, что вероятность осуществления идеала мала, но же­лательность его настолько велика, что стремление к нему, сознатель­ное или бессознательное, происходит постоянно. Иногда приходится обманываться, принимая за воплощение идеала нечто, сходное с ним лишь по несущественным внешним признакам.

Ценности принадлежат не одному только сознанию, но всей целостности личности, в них много бессознательного. Обычно они только смутно ощущаются. При развитом самосознании ценности, вообще говоря, могут быть выражены явно, но весьма приблизитель­но. В понятии цели, напротив, существен аспект осознанности: че­ловек может задавать цели себе самому, другим людям или искусст­венным устройствам; приписывать их реальным людям, сообществам, природным или даже вымышленным объектам. В вероятностной сре­де, богатой случайностями, цели могут изменяться в процессе взаи­модействия личности с ее окружением, ибо они (в норме) постоянно поверяются ценностями.

{141}

При всем многообразии ценностей образовательной сферы их можно условно разделить на две основные группы: ценности сохранения суще­ствующего порядка вещей и ценности его преобразования.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 200.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...