Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Ценности консерватизма в образовании




Культурный консерватизм (от лат. «conservatio» — сохраняю) — вероятно, самая древняя идео­логия образования. Идеи, лежащие в основе этого направления, по структуре довольно просты: образование есть передача культурных достижений, составляющих ткань цивилизации; долг учителя — со­хранять и передавать достойные традиции прошлого. Уважение к тра­дициям, стремление к ревностной их охране свойственно, в частнос­ти, всем религиям. Очень мощно представлено это умонастроение в любом гражданском обществе, существующем достаточно долгое время, чтобы пройти через различные острые кризисы. Консерваторы твердо и неуклонно противостоят всякого рода революционерам, го­товым смести с дороги надежно устоявшееся прошлое и заменить его некими абстрактными, не вполне ясными идеалами.

Основной ценностью (еще не осознанной в качестве цели) образо­вательных систем, сложившихся в ранние времена, как раз и было сохранение культуры; задача ее развития (преобразования традиции) и, соответственно, развития личности в образовании не осознавалась и не ощущалась. Школы были не слишком разборчивы в средствах, которые применялись, чтобы ученики освоили письменную речь и запомнили тексты, подлежащие непременному сохранению. Шумерская, египет­ская, спартанская и многие другие школы имели простую и весьма жесткую иерархическую структуру: во главе стоял директор, главный учитель (в Шумере — «отец школы»); почти такой же высокий статус имел человек, которого в Шумере называли «владеющий хлыстом». Его обязанностью было поддерживать суровую дисциплину, и из самого ти­тула видно, какими методами это осуществлялось. Строгая регламента­ция охватывала все стороны образовательного взаимодействия.

Появление альтернативных образовательных систем стимулирова­ло сторонников старой традиции осознать свои важнейшие ценности. Речь вовсе не идет о каких-то темных силах, обскурантах от образо­вания: просто консерваторы вполне определенно полагают, что не дело школы возглавлять преобразовательные движения; по их глубо­кому убеждению, школа должна отстаивать ясные, определенные и, главное, стабильные ценности. «Вся жизнь школы должна быть при­мером и идеалом сотрудничества, бодрости, верности долгу и истине,

{142}

мужества и упорства перед лицом разочарования, настойчивых уси­лий по решению насущных задач и стремления сделать все как можно лучше, лояльности по отношению к друзьям, семье и тем, за кого че­ловек несет ответственность, готовности не прятаться перед лицом фактов, ясного и честного размышления. Хотя все это — не всеобщие ценности, можно с уверенностью предсказать, что они будут сохра­нять свое значение и тысячу лет спустя, как сохраняли его в прошлом» (Уильям Бэгли).

Цель образования, как полагают консерваторы, в приспособлении не к жизни, а к нормам, непреходящим стандартам, вечным истинам. Это происходит в процессе изучения вполне традиционных дисцип­лин: литературы, истории, предметов естественно-научного цикла. Дисциплину в широком смысле этого слова они глубоко почитают, понимая под ней не жесткое принуждение, не бессмысленную при­верженность рутине, но упорядоченность мышления, поиски цели и связности жизни. Общее образование, считают они, с необходимо­стью традиционно, оно направлено на сохранение цивилизации. Это великая, святая по сути задача — сохранять и распространять сово­купность известных истин, сохранять связь и суть человеческого существования, которая называется культурой.

Классический реализм

Одно из консервативных течений в филосо­фии образования называется классическим реализмом. Центральным принципом этого направления является то, что формы, идеи вещей имеют наиболее важное значение для их познания. Чтобы понять ка­кой-то объект, надо постичь его форму. Классический реализм убежден, что формы — не плод воображения и не продукт культуры, они не изо­бретены познающими субъектами, а существуют объективно, т.е. бук­вально содержатся в самих объектах. (Для релятивиста, полагающего, что любые наши представления об объекте суть модели и не могут претендовать на сколько-нибудь полное раскрытие его сущности, такое представление кажется наивным и даже несколько смешным.)

Чтобы понять, к чему ведет такой взгляд, предположим (в духе классического реализма), что и человеческая жизнь имеет свою форму и это — закон природы. Если мы сможем постичь этот естественный закон, то сможем понять, что нужно человеку для счастья. Вот почему классический реалист склонен думать о процессе образования как обретении юным, незрелым человеком присущей ему формы и, следовательно, достижении счастья для себя и человечества.

{143}

Классический реалист начинает размышления об образовании с вопроса: какие способности являются общими для всего человечест­ва? И отвечает: способностями приобретать знания, использовать их и наслаждаться ими обладает каждый человек, они составляют часть человеческой природы. Поэтому общее образование должно быть на­правлено на формирование привычек приобретения знаний, исполь­зования их и наслаждения ими. При всем разнообразии дарований и интересов учеников у всех у них должны быть сформированы именно эти привычки.

«В изменчивом мире все школы будут устаревать, они не смогут двигаться в ногу с переменами. Задача образования становится бессмыс­ленной, если не существует фиксированных моделей того, что хорошо для человека, моделей хорошей жизни, которые существуют независимо от этих изменений и придают им смысл. Без таких моделей я вообще не знаю, чем может заниматься система образования» (Гарри Брауди).

«Образование — искусство передачи истины, цель его не достиг­нута, пока истина не овладела еще умом и сердцем ученика. Ребенок, конечно, должен быть заинтересован в том, что он изучает, но из этого не следует, что все, в чем заинтересован ребенок, является ценностью. Это — абсурд. Умелость учителя заключается в том, чтобы направить интересы ребенка на достойные объекты, в особенности на постиже­ние истины как таковой» (Джон Уайлд).

Эссенциализм

Одно из крайних консервативных течений, назы­ваемое эссенциализмом (от лат. «essentia» — сущность), упорно отста­ивает необходимость сохранения и передачи идей, представлений и видов практики, которые характеризовали культуру в прошлом. Ны­нешняя культура, как полагают приверженцы этого направления, слишком далеко отошла от верной дороги. Чтобы человечество могло снова обрести веру в себя, необходимо сначала вернуться на эту доро­гу, а потом уже надежно и стабильно двигаться вперед.

Эссенциализм решительно восстает против концепций, ставящих во главу угла учение путем проб и ошибок, гибкость преподавания, активную самостоятельную деятельность учащихся; он, хотя и при­знает некоторую ценность всего этого, считает гораздо более необхо­димыми для образования упорядоченность и глубокое содержание, последовательность и дисциплину.

К этому направлению принадлежат очень разные люди, верующие и неверующие, материалисты и идеалисты, но роднит их всех глубоко

{144}

прочувствованное благоговение перед культурой прошлого. Например, Лесли Уайт утверждает, что человек — столь же культурное существо, сколь и природное. Он, конечно, подчиняется действию законов гене­тики или даже физики — как физическое тело, но не в меньшей мере он подлежит действию еще не сформулированных законов порядка, процесса и цели, которые антропология должна найти и сформулиро­вать. Образование — ни в коем случае не преобразование культуры, а восстановление ее и передача новым поколениям.

Эссенциалисты возводят свою генеалогию к Платону и Аристоте­лю, числят в своих предшественниках многих мыслителей Возрожде­ния и Нового времени. В их представление о реальности входит кон­цепция мира, который управляется нерушимым порядком, властвую­щим над человеком и через человека. Человек как микрокосм уни­версума (космоса, вселенной) «знает» универсум в той мере, в какой его мозг способен это отразить, т.е. воспроизвести содержание этого знания как некоего приближения к объективно существующему. Цен­ности человека суть ценности универсума, они укоренены в объек­тивном источнике и выводятся из него.

Эссенциализм предлагает поставить учеников в позицию воспри­имчивых наблюдателей универсума независимо от того, считается ли эта реальность прежде всего материальной или духовной, верим мы в Бога или нет, занимаемся ли мы искусством, химией или биологией. В любом случае цель учения, по эссенциализму, одна и та же — вос­принимать. Учителей он рассматривает как представителей мира, отбирающих для вновь пришедших подходящие фрагменты из кладо­вой исторических и современных фактов, законов, обычаев, видов практики, различных достижений; учителя организуют учебные си­туации, которые кажутся им наиболее удобными для передачи ото­бранных фрагментов. Ученик считается успешным, если он способен связно описать мир, который был ему предъявлен; процедуры про­верки направлены на то, чтобы определить полноту и точность согла­сованности разума с реальностью.

Дух сложного, но с несомненностью принадлежащего к эссенциализму умонастроения известного философа и деятеля науки Майкла Поляни хорошо передает следующая цитата: «Я попытался связать наши творческие устремления с биологической эволюцией, результа­том которой мы являемся. Возникновение разума в космосе вдохнов­ляет, но до этого продуктами эволюции были в основном растения и животные, которые вполне удовлетворялись своим кратким сущест-

{145}

вованием. Людям нужна цель, простирающаяся в вечность. Истина этого не дает, идеалы тоже. Возможно, эта проблема не может быть решена только на светских основаниях, но ее религиозное решение могло бы стать более осуществимым, если бы религиозная вера освободилась от давления старого абсурдного видения универсума, тогда бы открылся полный смысла мир, созвучный религии».

Ричард Питере так выразил эссенциалистское представление об образовании: «Основополагающей идеей образования, несомненно, является то, что дети должны повторять в своем развитии в краткой форме развитие предков. Они должны быть посвящены в традиции, в которых неявно заложены фундаментальные принципы мышления. Сначала, еще не понимая основ, они научатся действовать. Посте­пенно они придут к постижению принципов, лежащих в основе их действий, и станут действовать с пониманием и приспосабливать свои действия к новым ситуациям».

Немало размышлял о философских проблемах образования и знаменитый психолог Джером Брунер. Его едва ли можно считать последовательным эссенциалистом, однако некоторые его высказы­вания вполне характерны для представителей этой ориентации. В своем эссе «Что после Джона Дьюи?» он говорит, что цель образова­ния — упорядоченное, дисциплинированное понимание: «Предмет­ным содержанием образования является знание о мире и его связно­сти, знание, имеющее структуру и историю, которые позволяют нам обнаружить порядок и предсказуемость в опыте и дают радость неожиданного удивления...»

Перенниализм

Близкими по своим устремлениям к эссенциалистам являются перенниалисты (от лат. «perennia» — вечность). Они считают, что важнейшие представления античной и средневековой культуры так же применимы в наше время, как это было в XIII веке или V веке до н.э. Принципы философии аксиоматичны, они расположены вне вре­мени и пространства, стоят над историей и над всеми отдельными культурами и именно поэтому могут служить надежными направляю­щими развития личности — в сущности, единственно надежными.

Реакция перенниалистов на кризис XX века заключается в призыве восстанавливать вечные ценности. Главными авторитетами для этого направления являются Платон, Аристотель и Фома Аквинский. Если наша больная культура хочет выздороветь, считают они, именно этих великих докторов следует призвать на помощь, только с их помощью

{146}

можно разработать программу излечения от хаоса Здесь также высту­пают вместе религиозные и светские мыслители: Фома Аквинский, правда, считал земную жизнь человека лишь подготовкой к небесной, однако он не отворачивался от проблем этого мира, признавал важ­ность каждодневного труда и творчества.

По образовательным ценностям перенниалисты близки эссенци-алистам: они верят в универсальность форм реальности и в то, что посредством познания мы ухватываем ее основные смыслы. Истина для них — соответствие мысли реальности, и философия должна от­крыть принципы, с помощью которых познание сможет описывать реальность адекватным образом. Их трактовка универсума довольно тесно связана с религией, в части практической реализации их взгля­дов также многое связано с религиозным образованием и попытками религии влиять на образование вообще. В частности, они утвержда­ют безусловную власть и авторитет учителя, приветствуют авторитар­ность в обществе и школе.

Эссенциализм и перенниализм — учения идеалистические в том смысле, что они ориентированы на идеал, он для них единственная реальная основа всех объектов в этом мире. Из этого вовсе не следует, что они не видят конкретного ребенка или не имеют его в виду — они стремятся поддерживать активную самореализацию и самосовершен­ствование каждого ученика как духовного существа. Герман Хорн так определил иерархию целей образования (начиная с самых высоких): привести людей в сознательные отношения с бесконечным духом универсума (т.е. научить их служить Богу); сформировать характер и чувство справедливости; направить волю человека на вечные истины; дать ему знания; научить его создавать красоту и наслаждаться ею; устремить его к бесконечному совершенствованию; устремить его к размышлению об идеях, воплощенных в структуре универсума; дать навыки для экономической независимости; наконец, дать ему хоро­шее здоровье как основу всего остального.

Образование для идеалиста — внутренний духовный рост, развитие природы ученика в направлении совершенствования «Я», роста само­сознания и самоуправления. Цель образования состоит в содействии растущему человеку в полном раскрытии его уникального природного потенциала Оно должно поднимать учеников к пределам их способ­ностей и обращать к основам существования — туда, где они будут вынуждены задать решающие вопросы относительно самой глубокой сущности реальности.

{147}

Идеалисты считают школы необходимыми, поскольку они рас­крывают для ученика реальность и приводят к его «культурному рождению»; кроме того, школы и учителя должны воспитывать буду­щих активных членов общества, давая им руководство и стремление совершенствоваться. «Образование — всеобщий процесс высшего приспособления свободного сознательного человеческого существа к Богу» (Дж. Дональд Батлер).

За исключением таких крайних направлений, как эссенциализм или перенниализм, в широком течении идеализма нет духа автори­тарности. Ученики рассматриваются как существа, способные к раз­витию, совершенствованию, проявлению инициативы, стремящиеся уподобить себя далекому идеалу. Проявления инициативы не только поощряются, но считаются совершенно необходимыми для реального роста и развития. Поэтому для идеалистов учение есть не столько формирование человека внешними стимулами, сколько активный от­клик индивида на эти стимулы. Знания образованного человека при­званы в основном дать ему ощущение родства с бесконечным уни­версумом, но, тем не менее, они достаточно конкретны, чтобы его работа в этом мире могла доставлять удовольствие ему и приносить пользу другим.

Главным в преподавании считается прежде всего предоставление учителем должного примера для подражания, примера активной, зрелой, творчески живущей личности. Учитель всегда готов поддер­жать активность учеников, которая порождена их интересом к рабо­те — идеалисты считают интерес важным фактором учения, понимая его как полную погруженность в выполняемую работу, не требующую принуждения. «Образованный человек — это не просто сложный ме­ханизм, не просто набор условных рефлексов... Это — культивиро­ванная личность, постоянно становящаяся все более культивирован­ной и все более личностью» (Герман Хорн).

Аналитическая философия

Аналитическая философия в образова­нии выступает за союз между духом науки и логическим методом. Для представителей этого направления философия — деятельность, а не предмет, нечто такое, что следует не изучать, а делать. Философский анализ — метод, а не доктрина, цель его — дать понимание, а не со­веты, это набор применяемых процедур и методов, а не выводов.

Философы-аналитики занимаются критикой, корректировкой или, в некоторых случаях, отвержением теорий других философов.

{148}

Они прослеживают логические и исторические связи важнейших понятий, вокруг которых и теперь не смолкают философские споры. Израиль Шефлер утверждает, что, применяя философские методы анализа, «мы стараемся устранить неясности, которые возникают при попытках систематично и понятно сказать, что именно мы делаем в образовании и почему мы это делаем».

Образование, говорит аналитическая философия, — практическое искусство, имеющее, однако, научные основания, оно продвигает убеждения учеников в направлении истинного знания и развивает их способность разумно мыслить. По ее мнению, главная ценность в образовании — развитие способности мыслить. Наука порождает принципы, объясняющие явления и объекты мира, благодаря абстра­гированию от практики, поэтому «школы должны стоять в стороне от жизни» (Израиль Шефлер). Необходимо, однако, показывать учени­кам широкий мир, поддерживать такие способы мышления, которые позволяют видеть его более полно и всесторонне. Учитель должен быть человеком, приверженным ценностям истины, разума и расши­рения человеческих возможностей. В образовании необходимо не только насаждать нравственность, но и приучать размышлять о про­блемах морали, считают аналитики.

Ценности развития и роста

Сохранение традиционных ценнос­тей, культурных достижений — задача настолько бесспорная, что многие современные направления мысли в области образования не считают необходимым ее специально подчеркивать. Конечно, они не отрицают значимости этой задачи, но на первый план для них вы­двигаются ценности, которые были осознаны сравнительно недавно. Если консерваторы рассматривают более пристально работу учителя, его высокий долг и повседневные служебные обязанности, то либе­ралы подчеркивают первостепенную важность деятельности учения, работы самого учащегося, они пытаются выявить основные факторы, способствующие развитию личности в образовании.

Экспериментализм

В поисках ценностей, которые должны руко­водить опытом, эксперименталисты обращаются к самому опыту. Они отдают себе отчет в том, что и деятельность может быть бесцельной, и даже опыт — не образовательным, и дело школы так организовать работу учеников, чтобы заменить случайную деятельность ведущей к ясному знанию и плодотворному пониманию.

{149}

«Школа не должна уводить молодых людей из сферы деятельности в судорожное изучение отчетов об открытиях, сделанных другими. Ее дело — вывести их из мира относительно случайных занятий в мир видов деятельности, специально отобранных для руководства учени­ем. Наиболее сильный удар по традиционному разделению делания и знания и по традиционному престижу «чисто интеллектуальных за­нятий» нанесен прогрессом экспериментальной науки. Он показал, что истинное знание и плодотворное понимание приходят исключи­тельно в результате собственной деятельности. Люди должны что-то делать с вещами, если они хотят что-то выяснить; они должны варь­ировать условия. В этом состоит урок лабораторного метода, который должна выучить система образования» (Джон Дьюи).

Учитель несет ответственность за создание условий, при которых участие в деятельности приведет ученика к максимуму понимания и знания. И, конечно, он должен возбуждать в ученике познавательный интерес — для эксперименталистов личный интерес ученика является решающим фактором учения.

Эксперименталисты отнюдь не считают, что каждый человек дол­жен самостоятельно открыть или изобрести собственные новые цен­ности. Они не отвергают устоявшийся материал культуры, ценности, выработанные людьми в прошлом, именно с них следует начинать, к ним можно и нужно всегда обращаться. Но единственный способ плодотворно с ними взаимодействовать — привлекать для решения собственных проблем, использовать для удовлетворения личного ин­тереса.

Если экспериментализм в целом отстаивает идею постепенного эволюционного совершенствования общества, то социальные реконструктивисты — радикальная ветвь экспериментализма — полагают, что социальные институты, в частности школы, могут и должны взять на себя ведущую роль в быстром изменении общественного порядка Они призывают педагогов превратить школы в ведущие центры соци­ального планирования, управляемых социальных изменений и пере­стройки общества. Поскольку они полагают, что общество находится в кризисном состоянии, в их книгах и статьях всегда звучит призыв к неотложным действиям.

Если консервативное направление подчеркивает роль образования как хранителя культуры, то социальный реконструктивизм видит в нем культурного архитектора. Указывая на высокий темп изменений в технологическом обществе, реконструктивисты пытаются показать,

{150}

каким образом этими изменениями можно ответственно управлять при помощи системы образования. «Не отрицая ничего конструктив­ного в других образовательных теориях, реконструктивизм посвящает себя прежде всего возрождению современной культуры. Он проник­нут глубоким убеждением, что мы переживаем революционный пе­риод, из которого должно возникнуть такое управление индустри­альной системой, социальной сферой, культурными и природными ресурсами, которое будут осуществлять простые люди и во имя про­стых людей, — людей, на протяжении столетий боровшихся за жизнь в безопасности, чистоте и мире для себя и своих детей. Образование, должным образом направленное к достижению этой цели, безуслов­но, не может оставаться интеллектуально бесстрастным. Оно должно быть проникнуто энтузиазмом исследования, распространения зна­ний, красотой, добром и истиной, — образование, которое через школы Америки и всех других демократий наконец продемонстрирует свою способность играть не второстепенную, а главную роль в пре­образовании цивилизации» (Теодор Брэмелд).

Экзистенциализм

В системе ценностей экзистенциализма главное место занимают свобода и ответственность. Для экзистенциалиста человек всегда находится в становлении, всегда отвечает за то, что он с собою сделал, его свобода и ответственность за себя не имеют границ. Человек — не объект управления, а сознательный субъект, выбирающий, в частности, свое отношение к себе и миру. Выбор для экзистенциалиста — главный аспект человеческой жизни.

Поскольку для представителей этого направления результатом об­разования является самостоятельная человеческая личность, они мало заинтересованы в простой передаче учащимся каких-то сведений, пусть даже о реальности, истине и добре. Их больше интересует, ка­кую роль данные знания или представления играют в конкретном ин­дивидуальном существовании. Экзистенциалисты признают возмож­ность объективного знания, но не видят смысла в его распростране­нии как такового, вне значимости этого знания для человека.

Знание в самом полном и проникновенном смысле этого слова существует для них лишь как нечто, возникающее из человеческих переживаний. Образование — процесс развития свободных, самоактуализирующихся личностей, поэтому организация образовательного процесса не создает необходимости ни в принуждении, ни в предпи­саниях, учащиеся сами выбирают и созидают свою природу. Подлин-

{151}

но человечное образование, считают экзистенциалисты, должно про­буждать в ученике осознание себя полноправным субъектом и стиму­лировать процесс индивидуального выбора. Именно на это направ­ляют свои усилия педагоги этой ориентации, поэтому их интерес сме­щается от естественных и общественных наук к гуманитарным дис­циплинам и искусствам, занятия которыми лучше содействуют эмоциональному и нравственному развитию личности.

В рамках экзистенциалистского представления о мире образование начинается не с изучения природы, а с постижения человеческой сущ­ности, не с освоения отчужденного знания, но с раскрытия нравст­венного «Я». Хотя процесс организованного образования обычно осу­ществляется не в одиночку, а в группах, это вовсе не мешает экзис­тенциалистам видеть в учащихся отдельные личности и рассматривать группы лишь как среду, в которой проходит свой уникальный путь каждая отдельная личность.

Дети пришли в этот мир, обладая полной свободой строить себя, они рассматриваются как активные и сознательные существа, кото­рых невозможно, безнравственно приводить в соответствие с неким априорным знанием о том, какими они должны стать. Долг учителя состоит в такой организации учебного процесса, чтобы каждый уче­ник мог ощутить три основные ценности жизни: я — существо вы­бирающее, и мне не избежать выбора собственного пути по жизни; я — человек свободный, абсолютно свободный в определении целей моей собственной жизни; я — человек, несущий личную ответствен­ность за каждый совершаемый мною акт выбора. Все это может прои­зойти лишь в атмосфере свободы, следовательно, в образовательных учреждениях не должно быть иерархии власти, доминирования педа­гогов над учащимися, внешних стандартов успеха, а стало быть, нет надобности в тестах и оценках. В центре учебного процесса — само­определение ученика.

Экзистенциалисты считают, что современные школы с их озабо­ченностью дисциплиной и применением всякого рода наказаний раз­рушают спонтанность, любознательность и творческие способности учащихся, препятствуя тем самым развитию личности. Для них педа­гог — лишь один из источников самоуправляемого роста ученика Учитель создает среду, позволяющую каждому ученику принимать осознанные решения относительно собственной свободы. То, что изу­чается, должно иметь какой-то смысл в жизни ученика; ученик дол­жен не просто принять определенные знания и ценности, но прожить,

{152}

пережить их. Такой учитель — не дрессировщик, не тренер и даже не инструктор, он участник диалога с учениками, он выстраивает с ними равноправные отношения. Ученику дают возможность свободного исследования в насыщенной образовательной среде, где есть различ­ные необходимые инструменты и материалы, есть и учитель, и ко всему этому есть открытый доступ. Учитель не дает готовых ответов, он предлагает каждому ученику найти свое собственное уникальное решение.

Экзистенциализм считает переживание само по себе определенной ценностью, он привлекает внимание формирующегося человека к таким явлениям, как страдания, конфликты, личная вина, смерть, по­могает понять, что жизнь состоит из горя и радости, восторга и боли, нежности и печали. Учитель-экзистенциалист всегда самым букваль­ным и глубоким образом учится вместе со своими учениками, решая каждый раз заново проблему содействия развитию уникальной лич­ности каждого ученика.

Ценность предметного содержания образования для экзистенциа­лизма состоит лишь в том, что оно предоставляет ученикам средства самореализации и саморазвития, в нем самое главное — значение и смысл его для ученика. Школьные программы так или иначе охваты­вают огромный массив знаний, накопленных в мире, но что из него взять — дело ученика. Содержание существует не для заучивания и последующего воспроизведения перед учителем «на отметку», но для того, чтобы быть выбранным или отвергнутым.

С точки зрения педагогов-экзистенциалистов, школы обязаны признавать, что все творческие работы учеников обладают высокой степенью оригинальности, отмечены печатью индивидуальности. Для такого образования очень важен личный опыт ученика в музыке, танце, драме, живописи, пластических искусствах, литературе. Одна­ко и в этой области опыт должен соответствовать видению самого ученика, а не мастера. Качество созданного здесь менее важно, чем сам факт создания учеником чего-то такого, что он сам интерпрети­рует как выражение своего личного опыта. В некотором смысле каж­дый человек сам творит свою личную историю. «Главной ценностью образования является возможность завоевания внутренней духовной свободы отдельным человеком» (Жак Маритен).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 470.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...