Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Образование для психологической зрелости




Существуют и концеп­ции, рассматривающие организованное образование с таких позиций,

{153}

которые если и выдвигались когда-либо по отношению к образова­нию, то скорее к спонтанной его составляющей. Такова, в частности, концепция, рассматривающая в качестве основной ценности образо­вания возможность достижения психологической зрелости. Образо­вание есть воспитание души — вот тезис, который выдвигают сто­ронники этого направления, и предлагают основывать это воспитание на современной глубинной психологии, идущей от Фрейда, Юнга, Адлера, Салливена и др. Представители этого направления считают своим девизом изречение, высеченное на стене храма Аполлона в Дельфах: «Познай самого себя». Они полагают, что учителя, препо­давая основные предметы, должны уделять больше внимания лич­ностному смыслу того, чему они учат, личным интересам и заботам учеников.

«Образование должно помочь детям и взрослым узнать самих себя и выработать здоровое отношение самопринятия. Нужно ли ученику то, что он изучает, а мы преподаем? Мы должны сделать усилие и увести образование вглубь, за фасад фактов предметного содержания, логики и рассуждений к тому, что важно для личности, туда, где скрыты человеческие мотивы и реальные борения и стремления. Чтобы стиму­лировать процесс самораскрытия, мы должны ставить вопрос о личност­ном смысле в связи со всем, что мы пытаемся изучить или что нам преподают от детского сада до послевузовского образования. Что это значит? Что это меняет? Зачем это нужно? Что есть такое в уроках, ко­торые мы проводим, упражнениях, которые задаем, книгах, которые читаем, приключениях, в которые пускаемся, и вообще во всех наших предприятиях, что может помочь нам найти себя и благодаря этому по­мочь другим в их поисках?» (Артур Джерсилд).

Джерсилд призывает признать, что мы отдаем все время безличностному предметному содержанию, но при этом ничего не делаем для поддержки эмоционального созревания. У многих детей и под­ростков существуют эмоциональные проблемы, страхи, чувства вины и самообвинения, которые они сохранят и став взрослыми. У неко­торых людей эти проблемы взрываются отклоняющимся поведением и даже преступлениями, но они есть и у множества людей, которые на первый взгляд кажутся вполне социально приспособленными. В образовании, как правило, эти проблемы игнорируются, детей учат почти всему и рассказывают почти обо всем, кроме как о них самих, об учениках как личностях. Приходится признать, что в культуре глубоко укоренена традиция обходить молчанием внутреннюю жизнь

{154}

человека и направлять его усилия на изучение безличных, внеличностных вещей.

Настаивая на том, что школы должны уделять больше внимания психическому здоровью учеников, вести специальную психологичес­кую работу, способствующую созреванию их психики, представители этого направления говорят вещи как будто очевидные, однако прак­тически нигде такая работа не ведется, правилом является как раз обратное: школа скорее порождает стрессы, чем снимает их. Пожалуй, трудно не согласиться с тем, что должны существовать специальные образовательные программы, которые помогали бы ученикам найти себя и быть собой. Это не значит, что придется нагружать учеников и учителей новыми задачами, ведь все люди и так заняты решением такого рода задач с младенчества, однако пока что каждому прихо­дится самостоятельно искать свой способ справляться со своими пе­реживаниями, с трудностями взросления. Концепция образования для психологической зрелости призывает честно ставить и решать вопросы, с которыми сталкивался и сталкивается каждый в тайной глубине своей личной жизни, обычно не получая никакой помощи.

В Соединенных Штатах Америки был проведен опрос, в ходе которого 90% опрошенных педагогов сказали, что такие программы абсолютно необходимы и, более того, им самим нужна этого рода помощь. Безусловно, и многим взрослым нужна психотерапевтичес­кая помощь, но все же взрослые люди, если они не невротики, гораздо дальше детей продвинулись в приспособлении к жизни, выработали какие-то способы справляться с нею и могли бы помогать детям в залечивании жизненных ран.

К сожалению, помочь детям в понимании себя могут только не­многие тактичные и чуткие педагоги, в большинстве же случаев уче­ники сталкиваются с проявлениями психологически некомпетентно­го профессионального поведения. Именно об этом говорят данные опроса, в котором выяснилось, что подростки чаще испытывают в школе чувство вины, чем ощущение собственной ценности и уверен­ности в себе.

Конечно, этот подход предполагает особую и очень высокую ком­петентность учителей. Вряд ли можно рассчитывать, что, если бы многие прониклись осознанием ценности психологического взросле­ния в рамках системы образования, все быстро изменилось бы. Од­нако можно надеяться, что осознание и распространение этой цен­ности будет постепенно создавать более благоприятные условия для

{155}

ее реализации. Нужно только понимать, что совершенно невозможно внедрить в систему образования новую ценность за одну ночь, а утром отрапортовать. В сущности, речь идет о повышении психологической культуры учителя.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 196.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...