Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЛЕЧЕНИЕ ПОСРЕДСТВОМ ЦИГУН (ЦИГУН-ТЕРАПИЯ) 2 страница




Опущение матки
В китайских медицинских книгах это называют «выпячивание инь» (иньтин) и «сбрасывание инь» (иньто); поскольку часто наблюдается после родов, отсюда и такие названия: «родовая кишка не подбирается» или «выпавшая тыква». Что касается причины заболевания, то, по представлениям китайской медицины, — обычно из-за травмы при выходе плаценты во время разрешения от бремени, когда средней ци недостаточно, ци в пустоте — проваливается вниз; или по причине возрастного одряхления тела.
В 1960 г. в бывшем Шанхайском городском санатории цигуна ради того, чтобы распространить цигун по деревням, приняли на лечение пять женщин из сельхозкооперативов, провели клиническое обследование и после 24–32 дней цигун-закалки этих женщин, прежде страдавших опущением матки второй степени, одна выздоровела, две в основном выздоровели, у двух наступило улучшение — добились значительного успеха. Это создало условия для широкого распространения цигун-терапии для профилактики опущения матки.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям, хранить мысль в пупочном центре.
Метод дыхания с подтягиванием. Руки кладут на живот (левую поверх правой) и вдыхают. При этом, имея точку «встреча инь» (хуэйинь, в пахе) в качестве центра, одновременно подтягивают вверх переднюю и заднюю инь (влагалище и анус — М. Б.), как будто сдерживаются перед посещением туалета. Затем разводят руки, рисуя дуги вверх и в стороны, и одновременно выдыхают. Снова помещают руки на живот, устраивают небольшой перерыв и продолжают. Всего — 10 раз. Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна: укрепляющее потирание (мо) живота, растирание (ца) поясницы, одиночное поднимание и подпирание неба (т. е. выполняемое поочередно одной рукой — М. Б.), потягивание стоп.
Массаж (аньмо) для «работы с опущением матки». Выполняется следующим образом.
Средним пальцем левой руки подпирают точку «встреча инь» (хуэйинь), помещая «пятку ладони» не сочленение лобковых костей. Во время выдоха трижды нажимают пальцем вверх. После трех дыханий повторяют то же правой рукой. Помещая левую руку туда же и, толкая вверх, делают 10 кругов, затем повторяют то же правой.
Обе кисти поместить в пах по бокам и растирают (ца) с силой косо вверх 10 раз, при этом средние пальцы служат центром.
Сначала левую руку помещают справа на пах и средним пальцем с силой двигают косо вверх до crista iliaca 10 раз, затем то же делают правой рукой.
Эти упражнения можно выполнять сидя или лежа.
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Центр охраны матери и ребенка Китайского благотворительного общества в статье «Клинический анализ лечения 78 случаев опущения матки с помощью цигуна и лекарственных трав» в 1961 г. сообщил следующее.
Вначале эффективность лечения была 97,4 %, с месяцами немного снижалась, к шестому месяцу достигла 92 %. У тех, кто продолжал заниматься цигуном, эффективность была 86,6 %, кто не смог заниматься — 70,8 %. Цигун также повысил упругость мышц паха и ануса.
Сочетание беременности с гипертонией
Речь идет о сочетании комплекса симптомов, возникающих после 24-й недели беременности: отеки, высокое давление крови, белок в моче и прочих — головные боли, теснение в груди, рвота. Иногда доходит до судорог и комы, в отдельных случаях в дополнение падают функции сердца, почек, в тяжелых случаях возникает угроза жизни матери и ребенка. Клинически разделяют на легкую степень (родовые отеки, гипертония), среднюю и тяжелую.
Данное заболевание в китайской медицине описано давно. Так, Ван Тао, живший при династии Тан, в книге «Тайные основы внешней площадки» рассказывает: «При беременности внезапно возникает помутнение, глаза не узнают людей, нужно быстро пробудить — и пробуждение снова наступает. Когда же остаются непробужденными, это называют судорожная болезнь, зовут также детская падучая, зовут также детский риск». Кроме того, из описаний «детской опухоли», «детской ци», «детской полноты» и «детского беспокойства» также видно их прямое отношение к области данного заболевания. Китайская медицина полагает, что причина этой болезни — пустота и слабость селезенки и желудка, остановка воды между плотво и полво, пустота ян почек, приводящая к разливу водных путей, недостаточность инь почек, возвысившийся ян печени и прочие факторы.
Цигун-терапия этой болезни получила развитие, исходя из возможности понижать давление с помощью цигуна. Впервые применили в 1960 г. в указанном Центре защиты матери и ребенка и в родовом отделении 1-й Шанхайской больницы и получили терапевтический эффект. Позже использовали и в других учреждениях.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям, мысль хранить в пупочном центре.
Дыхание животом. Ртом выдыхают, носом вдыхают, сначала выдох, потом вдох. На вдохе в уме произносят «успокаиваюсь» (цзин), кончиком языка касаются верхнего нёба, живот выпячивается, а на вдохе в уме произносят «расслабляюсь» (сун), язык опускают, живот подбирают. Минут через 15 внимание обращают на пупочный центр
. Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
Делают похлопывание (пай) по голове, почесывание (жоу) кожи головы, растирание (ца) шеи.
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Ван Цзюйхуа и др. с кафедры акушерства 1-го Шанхайского мединститута в 1962 г. в статье «Анализ терапевтического эффекта при лечении 120 случаев токсикации на позднем этапе беременности комплексно цигуном, китайскими и западными лекарствами» сообщают. После занятий цигуном в предродовой период сразу же наблюдается эффект понижения давления: из 151 человеко-занятия в 108 случаях соблюдения требований цигуна диастолическое давление снизилось на 10 мм рт. ст. и выше, эффективность составила 71,6%. Среди этих 151 случая в 67 случаях были самоощущения головокружения и головных болей, которые или прошли, или состояние улучшилось — в 42 случаях (62,7 %). Во время родов в 31 случае соблюдения требований цигуна обнаружено, что вскоре после родов диастолическое давление по сравнению с базовым повысилось не более чем на 20 мм рт. ст. в 27 случаях (эффективность 87,2 %). Следовательно, у тех, кто продолжал заниматься, после родов скачок давления уменьшился, терапевтический эффект также был относительно высокий («Шанхайский журнал китайской медицины и фармакологии», 1962, май).
Хроническое воспаление полости таза
Имеются в виду болезненные изменения воспалительного характера половых органов, находящихся в тазе: матки, фаллопиевых труб, яичников, соединительной ткани тазовой полости, тазовой диафрагмы. Эти воспаления могут возникать в одном месте или в нескольких местах сразу, и если длительное лечение не помогает, переходят в хроническую форму...
Судя по клиническим симптомам, это близко к таким показателям китайской медицины, как «месячные не регулярные», «опоясывание таза» (болезненность, боли — М. Б.), «боли при месячных», «комок» (непроходимость кишечника — М. Б.). Считается, что основные причины — вредоносная ци и застой крови, нерегулярность месячных.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям, хранить мысль в пупочном центре.
Дыхание животом. Выдох — расслабление, вдох — успокоение, естественные вздымание и опускание, хранение мысли в пупочном центре.
Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
Потирание (мо) низа живота. Обе кисти помещают на сочленение лобковых костей внизу живота и вращают одновременно в обе стороны до области «мышиной тропки» (паха — М. Б.) и снова от этой области, вращая, потирают низ живота, всего 24–36 раз. Это способствует протеканию ци-крови в данной области, облегчает боль.
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Чэнь Жуцзюнь и др. из гинекологической больницы 1-го Шанхайского мединститута в 1961 г. в статье «Общий итог обследования отдаленных эффектов экспрессного комплексного лечения 217 случаев хронического воспаления полости таза» сообщили. Тем, у кого часто случаются приступы, кто лечится, но без эффекта, была предложена комплексная терапия, включающая цигун, тайцзи-цюань, иглоукалывание и прижигание, припаривание, физиотерапия. Обследование после 6 и более месяцев показало, что болезненное состояние и симптомы тела полностью исчезли, выздоровление с полной возможностью каждодневно трудиться — 33 случая (15,2%), значительный прогресс — 69 случаев, в сумме по этим двум пунктам — 60,4 %; рецидивы, отсутствие эффекта — 53 случая (24,4 %).
Сахарный диабет
По своим клиническим особенностям диабет в китайской медицине относится к таким показателям, как «исчезновение жажды» или «исчезновение и онемение». При Ханьской династии (206 гг. до н. э. – 222 н. э.) Чжан Чунцзин в книге «Основные выдержки из золотого шкафа» отмечал: «У мужчины исчезает жажда, а мочи, наоборот, много: выпьет ковш — мочи тоже ковш». Китайская медицина считает, что данное заболевание вызывается такими факторами, как «у природного тела инь в пустоте», «прием пищи нерегулярный», «настроение теряет управляемость».
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям, хранить мысль в пупочном центре.
Дыхание животом. Выдох — расслабление, вдох —успокоение, естественные вздымание и опускание, мысль хранят в пупочном центре.
Избранные упражнения оздоровительного цигуна.
Массаж (аньмо) точки «три версты на ноге» (цзусаньли), растирание (ца) точки «бьющий родник» (юнцюань).
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Чжу Сисин и др. из 1-й больницы 1-го Шанхайского мединститута в 1961 г. в статье «Предварительное обсуждение механизма метода цигун-терапии и сопоставление четырех видов терапии, включая цигун, при комплексном экспресс-лечении сахарного диабета» сообщили: среди четырех методов лечения: цигун, электроиглоукалывание, ультразвуковое воздействие на точки и ионное введение берберина — цигун-терапия лучше всего. После тренировочной работы среди 30 анализов в 29-ти содержание сахара в крови в различной степени снизилось: от 2,4 до 55,7, в среднем на 27,3%, причем в 15 анализах, проведенных после цигуна, снижение составило 140 мг%. Только в одном случае, наоборот, наблюдался рост. В 16 случаях среднее содержание сахара в крови снизилось с 221,7 до цигуна до 161,2 мг% после цигуна.
Неврастения
Это функциональное заболевание, симптомы которого многообразны: потеря сна, беспокойство, вспыльчивость, невозможность сконцентрироваться, тахикардия, шум в ушах и пр. Часто возникает из-за умственного переутомления, что приводит к разрегулированности возбуждения и торможения центральной нервной системы. Анализ основных клинических симптомов позволяет отнести эту болезнь к таким показателям китайской медицины, как «потеря сна» (шиминь), «пустота и изнурение» (сюйлао), «застой и скопление» (юйчжэн). Китайская медицина считает причиной или перенапряжение мышления, или длительное напряжение, или беспокойное настроение, из-за чего ци печени застаивается и скапливается; или неотрегулированность питания, что травмирует селезенку и желудок; или большую потерю крови.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям. Хранить мысль в пупочном центре или точке «бьющий родник» (юнцюань).
Поза стоя. Поза «три окружности» или поза «надавливание вниз». Мысль хранить в точке «бьющий родник». Собирать внешние виды.
Работа по регулированию дыхания. Выдох — расслабление, вдох — успокоение.
Хранить мысль в пупочном центре.
Избранное использование шестисловного заклинания.
Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
Массаж (аньмо) точек «ворота духа» (шэньмэнь), «внутренняя застава» (нэйгуань), «скрещение трех инь» (саньиньцзяо); растирание (ца) точки «бьющий родник» (юнцюань).
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Кафедра нервных заболеваний 1-го Шанхайского мединститута в 1961 г. в статье «Терапевтический эффект при комплексном сочетании китайской и западной медицины при лечении неврастении и изучение его механизма» сообщила: подверглись лечению 973 человека, наблюдался эффект у 870 человек (89,5%).
Кроме того, для 48 человек, убрав цигун, провели управляемую терапию, эффект составил всего 50%.
Потеря семени и увядание ян
Поллюции большей частью бывают, когда инь в пустоте, «огонь» в расцвете, и когда почки в пустоте и непрочны, изредка — когда влажность и тепло стекают вниз. Увядание ян чаще всего бывает, когда отдаются страстям и потакают желаниям, ошибочно или преднамеренно занимаются онанизмом, что приводит к убыли и потерям воспроизводящей энергии (цзин) почек, «ворота жизни» (минмэнь) оказываются в «огне» и пустоте. Другой причиной могут быть размышления, испуг, страх.
1. Методы цигуна.
Работа по расслаблению.
Работа по внутреннему взращиванию (нэйянгун).
Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
Массаж точки «срещение трех инь» (саньиньцзяо), растирание точки «бьющий родник» (юнцюань), активирование поясницы и ягодиц.
Растирание (ца) поля пилюли, обхватив мошонку. Сидят или лежат, мысль хранят в поле пилюли. Одной рукой охватывают мошонку, другой надавливают (ань), растирают поле пилюли, вращая по кругу 18 раз. Затем сменяют руки.
М е т о д з а к р е п л е н и я с е м е н и. Устное заклинание: и растираю, и обхватываю, левую и правую сменяю руки, девять и девять раз работаю, истинный ян не уходит. Поза сидя или лежа, мысль хранят в поле пилюли, правой рукой охватывают иньский мешок (мошонку), левой ведут от левого угла живота по горизонтали к области пупка, косо вниз трут к правой стороне «мышиной тропки» (паха). Всего 81 раз. Затем смена: левой рукой охватывают, правой растирают. Метод укрепления семени следует выполнять в сочетании с четырехсловным заклинанием, тогда результат будет лучше.
Ч е т ы р е х с л о в н о е з а к л и н а н и е: щипать (цо), упираться (ди), закрывать (би), втягивать (си). «Щипать» означает подтягивать: подтягивают вверх «встречу инь» (хуэйинь), анус, копчик. «Упираться» — касаться языком верхнего нёба. «Закрывать» — закрыв глаза, смотреть вверх. «Втягивать» — делать длительный вдох. Поза — сидя, мысль хранят в поле пилюли, языком касаются верхнего нёба, со вздохом, закрыв глаза, смотрят вверх и подтягивают «встречу инь», анус, копчик; чуть задерживаются и затем медленно выдыхают. Так выполняют 7 раз. Можно выполнять отдельно, можно в сочетании с методом закрепления семени.
Р а б о т а « ж е л е з н ы й п а х» (работа «железная пилюля»). Это работа по самосовершенствованию (гунфу), представляющая собой комплекс упражнений для укрепления яичек и пениса. Когда работой «железный пах» мужчины занимаются с малых лет, называют «твердый железный пах», а когда тренируются взрослые — «мягкий железный пах». Здесь рассказывается о работе «мягкий железный пах», выправленной в Таншаньском городском санатории цигуна. Занимаясь закалкой мастерства по этому комплексу, необходимо иметь настоящего учителя, который бы руководил конкретно, ни в коем случае нельзя слепо заниматься самому. Методика состоит из следующих операций.
Разминание (нянь) зоны основания пениса. Указательным и средним пальцами обеих рук берутся за семенной канатик и с силой разминают примерно 30–50 раз. Разминание (жоу) яичек. Сначала правой рукой плотно берут основание пениса, а 4 пальца левой руки (без большого) соединяют вместе и центром ладони, положенной на яички, слегка надавливая, вращают слева направо, сминая и растирая (жоу, мо), всего 30–50 раз.
Потирание (цо) яичек. Соединив четыре пальца обеих рук, подпирают яички, большие пальцы кладут на них сбоку и, слегка надавливая, потирают вверх-вниз 30–50 раз.
Сдавливание (не) яичек. Фиксируя яички двумя руками, большим и указательным пальцами слегка захватывают придаток яичка и участки, где проявляется боль.
Подпирание яичек. Двумя руками фиксируют яички, затем одно из них поднимают вверх к лобковой кости. Считая поднимание и опускание за раз, повторяют трижды.
Подвешивание кирпича. Плотно обматывают основание пениса мягкой тканью и подвешивают обыкновенный кирпич. Начинают с половинки кирпича, затем постепенно увеличивают. Подвесив, расставляют ноги примерно на ширину плеч, затем сгибают и разгибают ноги в коленях, так чтобы кирпич раскачивался вперед-назад, однако не слишком: не более чем на 90°. Число колебаний увеличивают постепенно от 10 до 50. Ежедневно подвешивают 1–2 раза. Это упражнение — важнейшее в методике лечения «железный пах». Необходимо освоить принципы последовательности и постепенности, абсолютно недопустимо резко набрасываться и сумбурно выполнять, иначе могут возникнуть нежелательные реакции.
Поколачивание (чуй) паха. Ноги расставляют несколько шире плеч, корпус слегка выгибают вперед, одну руку, сжатую в кулак, кладут на спину сзади, а другую, тоже сжатую в кулак, боковой стороной кулака прикладывают к яичкам. И так поколачивают, сменяя руки. Но сила не должна быть большая — так, чтобы можно было вытерпеть. Поколачивают 30–50 раз.
Поколачивание почек. Расставив ноги на ширину плеч, кисти наполовину сжимают в кулаки и одновременно поколачивают по почкам 30–50 раз.
Прохождение спины. Поза та же, кисти естественно наполовину согнуты в кулаки, все тело расслабляют, затем руками поочередно наносят маховые удары вперед 30–50 раз.
Качание колен. Ноги соединить вместе, кисти положить на коленные чашечки согнутых в коленяхног. Сначала повращать коленями влево 10 раз, затем столько же вправо. Так продолжают, но обычно не более 50 раз.
Катать палку. Сесть на стул ровно, ноги слегка раздвинуть, положить стопы на тополиную или ивовую палку диаметром 8 см и длиной 75 см и катать вперед-назад, постепенно увеличивая число катаний, ежедневно 1–2 раза.
Согласно опыту стоматологов Дома Благодарственного Отражения (сеинчжай) Шанхая, данная методика исходит из «Основ преобразования связок» («И цзинь цзин»), поэтому сначала нужно освоить эти «Основы», потратить 120 дней на тренировку гражданской ци, малой ци, большой ци (драконовой ци), ци свернувшегося дракона, и только потом заниматься работой «железный пах».
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Фань Юйлин и др. из 1-й Центральной больницы Тяньцзиньского мединститута в 1962 г. в статье «Предварительное наблюдение экспресс-лечения импотенции и ранней эякуляции комплексным сочетанием западной и восточной медицины, главным образом используя цигун», сообщили: в группе, сочетающей эти болезни, было 25 человек, с поллюциями 5 человек. Продолжительность болезни максимально 20 лет, в среднем 3 года 9 месяцев. После двухнедельного лечения появилось относительно сильное половое влечение, при импульсе полового влечения возникала эрекция, пенис твердый, что сохраняется относительно долго, позволяя вести интимную жизнь, поллюции отсутствуют, психические симптомы полностью исчезают, а оптимистический настрой использовался для лечения. Всего 27 случаев такого рода. После лечения беспокойство в мыслях рассеялось, появилась половая потребность, но не было прочной уверенности, интимная жизнь не очень удовлетворяла, психические симптомы в той или иной степени улучшились — таких 3 случая («Справочные материалы по китайской медицине», 1962, № 7).
Первичная глаукома
Глаукома — в офтальмологии одна из часто встречающихся болезней, чаще других заболеваний приводящая к слепоте. Клинические проявления: головные боли, пучение глаз, боли в глазах, радужные цвета на видимых предметах, а также постоянно повышенное глазное давление, сужение поля зрения и пр.
В китайской медицине дальтонизм и глаукома очень схожи. При Суйской династии (589–619 гг.) Чао Юаньфан и др. в книге «Об источниках и последствиях болезней» указывали: «Дальтониками называют тех, у кого в основе глаз нет предметов, зрачок различает черное и белое, но непосредственно не видит предметов». «Белый и черный, два зрачка, если нет травмы, зрачки различают, но не видят предметов, это называют: слепые к зеленому. Причина заболевания при остром приступе — полнота огня в меридиане печени, ветер и жар в меридиане печени и пр.; у хроников большей частью ян возвысился, поскольку инь в пустоте. При Минской династии (1368–1644 гг.) Ян Кэнтан в книге «Точная нить к диагностике и лечению» указывал: «Если можно сохранить истинное и отказаться от пустого, охватить первоначальное и сохранить единое, то часто случается: не лечат, но выздоравливают». В 1959 г. медработник Шанхайского городского санатория цигуна, исходя из вышеописанного, собрал первую группу страдающих глаукомой и добился значительных результатов. После этого во многих больницах цигун стал одним из средств лечения данного заболевания.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению: расслабление по трем линиям, местное расслабление области глаз. Мысль хранят в пупочном центре и в точке «бьющий родник» (юнцюань).
Поза стоя. Поза «три окружности», открытыми глазами собирают внешние виды. Шестисловное заклинание, интенсивно — заклинание со словом сюй (медленное выдыхание).
Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
Разминание (жоу) глаз, «срывание» (лу) глаз, вращение двумя глазами, растирание (ца) точки «бьющий родник» (юнцюань) в центре стопы.
2. Наблюдения эффективности лечения
Пример. Шанхайский городской санаторий цигуна в 1960 г. в статье «Предварительное обследование эффективности лечения первичной глаукомы цигун-терапией» сообщил: среди 9 глаз, пораженных глаукомой, у 5 лиц, прозанимавшихся более 2,5 месяцев, кроме одного глаза с абсолютной глаукомой, в остальных 8 глазах глазное давление снизилось до нормальных пределов, клинические симптомы полностью исчезли («Сообщения о цигуне», выпускаемые Шанхайским городским санаторием цигуна, 1960, № 5).
Острый аппендицит
... В китайской медицине эта болезнь относится к «нарывам в кишечнике» (чанъюн). Считается, что причина болезни в том, что холод и тепло не сочетаются, питание нерегулярное, после насыщения резко куда-то бегут, это приводит работу толстой кишки к засорению, ци-кровь застаивается, влажность и тепло накапливаются внутри, что и приводит к болезни.
1. Методы цигуна
Работа по расслаблению. После расслабления по трем линиям расслабляют все тело. Усиливают руководство работой. Повторять 20 минут.
Избранные упражнения обычного оздоровительного цигуна.
2. Наблюдения эффективности лечения
Ся Цичан и др. из Шанхайской горбольницы, лечащей за государственный счет, в 1962 г. в статье «Первичное обсуждение эффективности и механизма клинического лечения 190 случаев острого аппендицита цигун-терапией» сообщили: использовали только цигун-терапию для лечения острого аппендицита в 156 случаях, острый приступ хронического аппендицита в 34 случаях. Лечение успешное в 171 случае (эффективность 90%). В 55-ти случаях у имевших такие симптомы как боли в животе, боль при надавливании и при отрыгивании у большинства через 2–3 дня занятий цигуном все эти симптомы прошли. Температура тела у большинства через день пришла к норме. У имеющих более 10 000 лейкоцитов в куб. мм в 94% случаев через день занятий их количество стало линейно снижаться, на второй день пришло в норму. В 10 случаях наблюдали действие фагоцитов, из них в 8 случаях после цигуна их деятельность возросла («Шанхайский журнал китайской медицины и фармакологии», 1962, № 5).
Опухоли
...Об опухолях имели представление еще в древности. Так, в «Линшу», в главе о нарывах описывается «каменный нарыв» (шицзюй), что очень схоже с нынешним представлением об опухоли кости. В книге «Об источниках и последствиях болезней» есть отрывок о «каменном нарыве», как будто описывающий опухоль: «Опухоль завязана прочно, особенно прочно основание, кожа и ядро взаимоблизки». Кроме того, говорится: «Когда ядро прочно как камень, то покрытие велико, цвет не меняется, когда образуется каменная опухоль, прочная, как камень, не образующая нарыв». После династий чжурчжэней и монголов опухоль называли «скала», тоже, в основном потому, что опухолевая масса прочна наподобие скалы, это аналогично сегодняшнему представлению об опухоли. В литературе по китайской медицине опухоли относят к области многих заболеваний: опухоль (лю), скала (янь), непроходимость кишечника (чжэнцзя), скопление (цзицзюй), обрушивание и протекание (бэнлоу), трудность глотания (егэ), простирание кишечника (чантань), потеря цветения (шижун), плесень на языке (шэцзюнь), мозолистые губы (цзяньчунь).
Причина опухоли в китайской медицине видится главным образом в изменениях семи эмоций. Так, в «Простых вопросах», в главе «Теория постижения и оценки пустого и полного» говорится, что «трудность глотания» возникает из-за «взрыва беспокойства». В «Полной книге Цзин Юэ» в главе о трудности проглатывания также сказано, что причина в «беспокойстве и тоске в мыслях», когда «радость и гнев переходят пределы, семь чувств травмируют селезенку и желудок, застой вызывает мокроту, мокрота дерется с ци».
Для лечения с помощью цигуна болезней, относящихся к этой области, древние проводили определенные опыты. Так, в «Линшу», в главе о начале и рождении ста болезней, говорится: «Изучали то, что остается и не уходит, дыханием образуются скопления». О «скоплении дыхания» под боками, где собирается ци, в «Простых вопросах», в «Теории странных болезней», говорится, что нужно «заниматься ведением и привлечением (даоинь) и принимать лекарства — лекарства самостоятельно вылечить не могут». В книге «Об источниках и последствиях болезней», в главе о периоде скопления и собирания, сказано, что лечат этого рода болезни «методами взращивания жизни, способами ведения и привлечения». В Минскую династию в книге «Драгоценный комментарий к киноварной площадке» есть описание лечения трудности глотания с помощью цигуна, ведения и привлечения.
С помощью цигун-закалки опухолевые больные обычно могут повысить аппетит, восстановить силы тела, укрепить организм. Поскольку к больным обычно применяется комплексное лечение, то добавление цигун-закалки может быть весьма благоприятным для регулирования инь-ян, ци-крови, для поддержания равновесия и устойчивости внутренней среды, укрепления сил организма, противостоящих раку.
Цай Ляньпу и др. из Пекинского городского НИИ опухолей легких сообщили: у семи лиц с выявленным раком легких перед занятием цигуном были четкие симптомы болезни в самоощущениях, организм ослаблен. Среди них пятерым уже проведена операция. После трех месяцев тренировочной работы болезненные симптомы не ощущались, у всех наступило четкое улучшение. Особенно явно это проявилось в отношении улучшения сна, увеличения аппетита, профилактики простудных заболеваний, укрепления тела, повышения физических сил. Рентгенограммы груди показали, что у двух непрооперированных лиц влияние опухоли не расширилось, а у пяти прооперированных не возникали новые очаги болезни. Определение иммунитета, анализ на иммунноглобулиновый белок ни разу не выявили четких изменений. Определение фитокоагуляции на коже, позволяющее отразить иммунные функции клеток в теле больного, показало, что кроме одного случая, когда реакции не было ни до, ни после занятий, в двух случаях до занятий реакции не было, после занятий появилась, а в остальных четырех случаях уровень повысился. Следовательно, цигун позволяет укрепить организм онкологических больных, что благоприятно для лечения страдающих раком легких («Физкультурная газета», 2.7. 1980 г.).
Под руководством специалистов цигуна среди распространенных в настоящее время методик можно подобрать подходящие. Можно воспользоваться книгой Го Линь, специально этому посвященной: «Новые методы лечения рака цигуном».

Понятие о цигун и его особенностях..

  МА ЦЗИЖЕНЬ. Перевод с кит. и комментарии М.М. Богачихина.
   
   


1-я глава из книги о теории цигун: «Китайское учение о жизненной энергии».
ЗАО издательство ТИМОШКА, 1996.

Цигун - древняя китайская лечебная техника. В наше время, с 50-х годов, ее начали применять в клиниках и добились определенных успехов, она получила достаточно широкое распространение. Однако сам термин «цигун» трактуется у разных авторов неоднозначно. Одни исходят из значений составляющих слово иероглифов, рассматривая «ци» как дыхание, а «гун» как постоянные упражнения в регулировании дыхания и положений тела. Другие видят смысл термина в работе (гунфу) над ци. Третьи полагают, что название не соответствует содержанию. В древности метод называли «ян шэн фа» - «метод взращивания жизни». В одном докладе о цигун-терапии цигун назвали «методом закаливания во время отдыха», в другом - «методом психотерапии».

Надо сказать, что в древности словосочетание «ци гун» встречается крайне редко - говорят, только в книге даоса Сюй Суня во время династии Цзинь (265-420 гг.), а также - значительно позже - в одной из книг в конце Цинской династии. Термин этот довольно широко распространен среди занимающихся ушу (боевыми искусствами). Так, в современной книге «Тайны шаолиньских гимнастик» 2 говорится: «Цигун - два сказа: один - взращивать ци, второй - тренировать ци». Однако первое из этих понятий говорит о даосской саморегуляции (гунфу), второе - о тренировке ушу, к рассматриваемому здесь цигуну это отношения не имеет. Только существовавший до освобождения (1949) «ицигун» 3 относится к рассматриваемой модели. В 1934 г. в Китае вышла книга о лечении чахотки методом цигуна, но внимания она не привлекла.

В 1960 г. директор Таншаньской клиники цигун-терапии Ван Цзиньбо прибыл в Шанхайскую городскую клинику цигун-терапии, где специалисты обсуждали вопросы терминологии, ибо «если имя не дано, то как именовать?» И было решено не понимать иероглиф «ци» узко, опираться на практически вкладываемый в него смысл. Исходили из того, что цигун - метод и теория самостоятельной тренировки тела и духа, прошедшие в народе длительный путь развития. Тренируя позы, дыхание, расслабляя тело и сердце (душу), концентрируя и используя сознание, совершая ритмические движения и пр., можно регулировать и усиливать различные механизмы человеческого тела, инициировать и возбуждать скрытые в теле силы. Это оказывает оздоровительное и общеукрепляющее действие, способствует профилактике заболеваний, долголетию. Использование цигуна для последней цели и говорит о методах цигун-терапии.

В «Хуанди нэйцзин» 4 в числе пяти методов лечения: иглоукалывание каменными иглами, использование лекарств, прижиганий, «девять игл», упоминается «дао инь ань цяо» 5 - это и есть древний цигун. В перечислении восьми слов: выдыхать, вдыхать, выплевывать, набирать, медведем повисать, птицей вытягиваться - содержится описание метода «даоинь». Ныне это называют статическим и динамическим цигуном. Многие классические медицинские трактаты на протяжении веков рассматривают эту технику.

Однако методы, используемые в цигуне, словами передать очень трудно. Кроме того, и в древности, и сейчас людей, овладевших им, не очень много. В Цинское время (1644-1911 гг.) Чжоу Сюэхай писал: «О методах даоинь - литература таинственная, смысл скрытный, многое не прочитаешь, стыдно, но не усвоить эти методы». Поэтому часто цигун считают священной тайной, смысл которой понять невозможно. Поэтому в прошлом специалистов по цигуну было очень мало.

Цигун - часть традиционной китайской медицины, но некоторые относят его (а точнее, «метод взращивания жизни») к даосской саморегуляции (гунфу) и возводят к Лао-цзы. Позже он стал методом самосовершенствования (сю фа) в тайных даосских сектах. Когда во время Восточно-ханьской династии (в начале нашей эры) в Китай проник буддизм, имевший собственный метод «взращивания жизни», методика цигуна получила дальнейшее развитие. Считается, что ответвлений цигуна очень много, в даосизме они разделяются на две группы - северные и южные, поскольку даосизм раскололся на северный и южный.

Существование цигуна уходит в глубь веков, вплоть до периода Тан Яо 6 . В годы «весен и осеней» и «борющихся царств» (VIII- III вв. до н.э.) он уже получил развитие, и в течение веков на него оказали влияние и даосы, и конфуцианцы, и различные методы укрепления здоровья, бытовавшие в народе. О некоторых методах цигуна пишется в даосских трактатах «Лао-цзы», «Чжуан-цзы». Это говорит о том, что уже в то время эти методы были известны: при Цинь (246-207 гг. до н.э.) и в начале Хань (с 206 г.) числилось, например, с десяток философских школ, и даосизм принадлежал лишь к одной из них.

В самом даосизме тоже было много направлений и не в каждом использовали цигун. После династий Сун и Юань (X-XIV вв.) существовало два основных направления. Первое называлось сектой единого (чжэн и пай) или сектой амулетов и талисманов, заговоров и заклинаний, служащих для «изгнания бесов и снятия порчи». Второе называлось сектой киновари и котла (дань дин лай) или сектой плавления и взращивания (лянь ян пай), на севере именуемой сектой полной истины (цюань чжэнь пай), она имела задачей «плавить киноварь и добиваться долгой жизни», поэтому говорили о даосском учении золотой киновари (цзинь дань дао цзяо) 7 . Метод тренировки называли «техникой внутренней киновари» (нэй дань шу). Распространилась она со времени династий Сун и Юань (Сун: 960-1279 гг.). Основателем южной школы называют Чжан Бодуаня, а Ван Чжэ считают основателем северной школы. При династиях Мин и Цин появились, кроме того, так называемые западная и восточная школы.

Следует иметь в виду, что медицинский цигун и даосская техника внутренней киновари имеют каждая свои особенности. Однако относиться пренебрежительно к даосским и конфуцианским гимнастикам, тем более отвергать их не следует, так как ими накоплен опыт, который можно выборочно использовать.

Автор наблюдал немало хронических больных, начавших заниматься цигуном, после чего состояние у них стабилизировалось, некоторые выздоровели и вернулись к труду. Это говорит о терапевтическом действии цигуна. У тех, кто после выздоровления продолжал заниматься цигуном, здоровье укрепилось еще более. Некоторые ослабленные или дряхлые после занятий цигуном укрепили тело, восстановили жизненные силы, стали более жизнерадостными, что говорит о профилактическом действии цигуна. Китайская медицина объясняет все это тем, что цигун активизирует ци и кровь, гармонизирует «плотные» (цзан) и «полые» (фу) внутренние органы, усиливает истинную ци 8 успокаивает сердце 9 и дух (шэнь), каналы (цзин и ло, т.е. продольные и поперечные) прочищаются, здоровье укрепляется, кости становятся более прочными.

Китайская медицина считает, что эмоционально-волевая деятельность человека сопровождается семью чувствами: радость, гнев, печаль (тоска), размышление, скорбь, страх, испуг; обычно они находятся в рамках биологических процессов и не ведут к заболеванию. Однако при длительном психическом возбуждении или при внезапной резкой психической травме, выходящей за рамки возможностей регулирования психической деятельности, возникает потеря способности управления работой инь и ян, ци и крови, плотных и полых внутренних органов, и развивается болезнь. Данные биопсихологии также говорят о том, что настроение отражается на вегетативной нервной системе, системе внутренних секреций, тесно с ними связано и отражается на их работе.

Так вот, расслабление, вхождение в покой 10 , управление дыханием, отрабатываемым в цигуне, как раз оказывают непосредственное влияние на центральную и вегетативную нервную систему, позволяя воздействовать на настроение в сторону его улучшения. А непрерывное улучшение настроения, в свою очередь, все более улучшает характеристики физиологической деятельности, образуя цикл улучшения. Так, расслабление мышц и скелета полезно для центральной нервной системы, особенно в отношении понижения напряженности симпатической нервной системы. И когда во время тренировок «входят в покой» и прерывается связь с внешним миром, то это оказывает на кору головного мозга тормозящее действие, позволяя восстановиться клеткам коры головного мозга, работа которых из-за избыточного возбуждения стала сумбурной; кроме того, это может оказать защитное действие при возникновении вредного стресса от внешних впечатлений. Далее, с помощью управляемого дыхания можно массировать внутренние органы, способствуя кровообращению, усиливая работоспособность органов. К тому же при регулировке дыхания возбуждается дыхательный центр, что оказывает положительное влияние на общее состояние человека и, кроме того, гармонизирует симпатическую и парасимпатическую нервные системы, относящиеся к вегетативной нервной системе.

В результате такой тренировки и изменений, возникших в организме, головной мозг, безусловно, в значительной степени понизит свою чувствительность к травмирующим действиям семи чувств. А с другой стороны, торможение дыхания и вегетативной нервной системы, расслабление костей и мышц, возникающие при тренировках, - это форма единой реакции организма, входящего в покой, это реакция, характеризующаяся низким метаболизмом и накоплением энергии, или процесс, способствующий подпитке, т.е. биологически это «стабильность внутренней среды», самый благоприятный момент для процессов, протекающих в теле человека. Поэтому занятия цигуном могут не только способствовать сохранению здоровья и укреплению тела, но и оказать лечебное воздейс

Кроме медицинского назначения, т.е. профилактики и лечения заболеваний, цигун может широко использоваться и для следующих целей.

Физкультура. Если тот, кто занимается физкультурой и спортом, овладеет методами тренировки по системе цигун, в особенности методами расслабления, позволяющими стабилизировать нерную систему, то это поможет сосредоточить в одной точке возбуждение коры головного мозга, особенно когда большая часть нервной системы будет находиться в расслабленном состоянии, что позволит исключить нервное напряжение перед выходом на спортплощадку, стабилизирует настрой, а после выхода на спортплощадку сделает движения гармоничными, использование сил рациональным, будет способствовать взрыву сил, достижению на состязаниях более высоких результатов.

Двадцать с лишним лет назад My Чэнкуань прибыл в Шанхай с инспекцией и посетил Шанхайскую цигун-клинику для обмена опытом. Он ознакомил спортсменов г. Тянъцзинь с цигуном, и они стали тренироваться, сочетая занятия спортом с цигуном. В настоящее время в таких странах, как Западная Германия и Япония, также используются методы психической тренировки, базирующиеся на цигуне, с целью преодоления предстартовой напряженности и достижения более высоких результатов.

Театр. Артисты театра отрабатывают «ци поля киновари 11 - один из методов цигуна, позволяющий продлевать выдох, стремятся использовать незначительное количество воздуха при выдохе, чтобы длительное время петь арию. Поскольку только при глубоком вдохе можно продлить выдох, то при отработке дыхания требуется, чтобы возникало ощущение, что вдыхают до низа живота, при этом живот поджат, задерживают на короткое время воздух и выдыхают при пении или декламации, достигая желаемого эффекта. Кроме того, у драматического артиста или певца часто неустойчивое настроение приводит к тому, что отвечающие за выражение чувств мышцы не подчиняются приказам, игра становится неестественной, сценический эффект падает. Отработка расслабления с помощью цигуна в большой степени способствует восстановлению возможности произвольного управления мышцами, отвечающими за мимику.

Каллиграфическая живопись. В истории Китая было немало каллиграфов и художников-долгожителей, имевших отношение к занятиям цигуном. Чтобы создавать каллиграфическую надпись или картину, древние пользовались двумя видами опыта: «Кристальный дух, спокойные думы, исправить себя, поправить манеры, овладеть кистью, думать о жизни, около пруда стремиться к покою» и «Собирать увиденное, отражать услышанное, сердце прямое, ци гармонична - это гарантия прекрасного; если же сердце и дух неверны - знаки рисуются вкривь и вкось, воля и ци не гармоничны - знаки, конечно, все потрясенные». Другими словами, необходимо сконцентрировать сознание, отбросить побочные мысли, выправить сердце (душу) и сгармонизировать ци, затем объединить мысль и силу кисти и заниматься творчеством. Иногда прежде чем опустить кисть, опускают ци в нижнее поле киновари (т.е. делают вдох до низа живота), двигают пальцами и руками, опускают кисть на бумагу, движения кисти исходят как бы из поля киновари, то вбирая, то выпуская, поднимая тяжелое как легкое. Поэтому процесс каллиграфии и рисования - это тоже процесс тренировочной работы.

Такой же подход характерен при других видах творчества.

Образование. Когда учащиеся занимаются цигуном, это помогает ликвидировать нежелательные факторы окружающей обстановки (такие, как напряженность при обучении), приводящие к снижению психических возможностей. Серьезные занятия цигуном позволяют успокоить нервную систему, снять усталость с клеток мозга, затормозить и ослабить беспокойтво и возбуждение, способствуют возможности полного сосредоточения внимания. Все это повышает эффективность учебы, и таким образом у человека пробуждаются скрытые возможности умственной деятельности. Поэтому в некоторых странах цигун иногда называют «тихое сидение - творческое раздумье».

Цигун - способ самозакаливания тела и души. Способы закаливания многочисленны и многообразны, например, ушу, физкультура, и цигун - лишь один из этих комплексов, отнюдь не обобщение различных методов закаливания. Нет основания называть цигун всеобъемлющим методом «взращивания жизни» (т.е. заботы о здоровье) или методом избавления от всех болезней и продления долголетия. Поскольку в понятие «взращивание жизни» входит очень многое, резюмируем сказанное выводом, сформулированным в «Сувэнь», в «Истинной теории древнего неба»: «Те же, кто знает Путь, образцом берут инь-ян, гармонию у всех искусств, пить и есть - имей грань, встать, сесть - имей порядок, не безрассудно трудись и работай - сможешь тогда сочетать дух и форму, а иссякнут и небесные годы, окажется: счет шел на века». Другими словами, Путь взращивания жизни (ян шэн), метод взращивания жизни, способ изгнания болезней и продления долголетия включает следующее: необходимо выбирать способ тренировки в зависимости от сезона и изменений погоды, есть и пить - в определенное время, определенное количество, работа и отдых должны разумно чередоваться, физический и умственный труд - иметь определенные пределы. И цигун - лишь составная часть многих искусств (или способов взращивания воспроизводящей, жизненной и духовной энергий - цзин, ци, шэнь). Цигун - это метод тренировки, имеющий целью непосредственно предупреждать и лечить заболевани

В целом цигун можно разделить на два больших класса: статический и динамический. Статический цигун (цзингун, что можно перевести как «статическая работа».- М.Б.) пользуется сидячими, лежачими и стоячими позами, внешне статичными. При этом применяются такие методы, как расслабление, успокоение, концентрация, правильное дыхание, делается упор на внутреннем закаливании тела, отсюда другое название метода - «внутренняя работа» (нэйгун). Однако, будучи методом тренировки, он, безусловно, не обходится без движений. Как сказано в книге жившего в начале Цинской династии Ван Фучжи «Записки о вопросах мышления» («Сы вэнь люй»

Динамический цигун (дунгун, или динамическая работа,- М.Б.) использует методы движения конечностей в сочетании с сознанием и ци, а также самомассаж, похлопывание и другие приемы - с целью закалки внутренних органов, костей, мышц и кожи. Поскольку он предполагает движения, проявляющиеся вовне, его также называют «внешней работой» (вайгун); поскольку он проводится в условиях концентрации внимания и спокойного сознания, это метод «движения в покое».

Таким образом, содержание цигун-тренировки многосторонне, это не только метод дыхания, не только метод психотерапии, а особый процесс деятельности, направленный на закаливание внутренних частей организма.

Из выше перечисленных методов цигун-тренировок можно видеть, что они не совпадают с тем, что имеет место в физкультуре и ушу (воинских искусствах), каждый метод имеет свои особенности.

Если говорить о спортивной тренировке, то ее различные направления имеют соревновательные требования. Так, в гимнастике прыжки в высоту требуют поиска путей, как прыгать выше, прыжки в длину - как прыгать дальше, различные виды бега в гимнастике требуют бегать быстрей, а при поднятии тяжестей требуется поднять более тяжелый груз. При соревнованиях с мячом ищут, как вырвать победу у противника. У цигуна нет подобных требований. Конечно, некоторые виды спорта, если исключить соревнования, тоже хороши для закаливания, если, например, бег наперегонки заменить медленным бегом.

Если теперь рассмотреть воинские искусства, то они тренируют бойцовские качества, отрабатывают технику рукопашного боя, чтобы добиться победы путем ударов, поддержать тело и защитить себя, упражняются в имитации нападения и защиты. Все движения в воинских искусствах выражают их бойцовский характер и закон силы. Цигун же не предполагает подобных требований. Тайцзи-цюань - одна из гимнастик - метод борьбы, в котором используют податливое, встречая жесткое усилие. Как сказано в книге Чжан Взньюаня «Вопросы и ответы, касающиеся общих сведений по тайцзи-цюаню»: «Тайцзи-цюань - не цигун, это техника борьбы». Однако движения в тайцзи-цюане мягкие и естественные, требуется все выполнять очень спокойно, объединять движение и сознание, присоединяя соответствующее дыхание, поэтому в ушу эту технику также называют «гимнастикой внутренней школы» (нэйцзя-цюань). Тайцзи-цюань можно сочетать с занятиями цигуном, некоторые его моменты можно включить в цигун-тренировки.

Что касается «жесткого цигуна» (ин цигун), то это органическое соединение двух вещей: «внутри тренируют один вдох ци, снаружи тренируют мышцы, кости и кожу», то есть путем вдыхания ци, движения ци, соединения ци, наполнения ци и пр., добавляя впридачу внешние удары, добиваются того, чтобы мышцы стали более крепкими. Если при этом после усиленного вдыхания присоединяют ци и внутри мощно концентрируют силу с помощью сознания, то тогда эту силу взрывообразно выбрасывают наружу через одну из конечностей, в случае быстроты движения можно иметь огромную ударную силу, а в случае медленного движения можно воспринять тяжелый удар и мощное давление.

Таким образом, «жесткий цигун» и рассматриваемый здесь цигун имеют неодинаковые требования, разница между ними очевидна. Соответствующие организации проанализировали и изучили особенности техники «жесткого цигуна» (или жесткой работы - ингун) и сделали первичное заключение: «жесткий цигун» не относится к области спорта и не соответствует смыслу воинских искусств, поскольку он не пригоден для широкого внедрения в качестве метода укрепления организма и не имеет особенностей ударов в нападении и обороне. Однако нужно сохранить имеющую ценность особую технику жесткой работы, нельзя терять традиции. То, что связано с мистикой и ложным, надо отбросить. Это мнение очень ценное.

Цигун-тренировки имеют такие следующие особенности.

а) Цигун - способ лечения всего тела, при котором укрепляются внутренние факторы.

Цигун - не терапевтический метод, направленный специфически на одну какую-то болезнь, а целостный лечебный метод, главным образом имеющий задачу улучшить рабочие возможности и внутренние факторы всего организма человека. Прежде всего, считает китайская медицина, только, когда в теле человека истинная ци (чжэньци) в недостатке и слаба, недостаточна и не способна противостоять внешней вредоносности или когда соответственно изменяется настроение - только тогда теряется работоспособность плотных и полых внутренних органов, ци и крови, и возникает болезнь. Пустота 12 и слабость истинной ци не только основная причина возникновения болезни, но развитие болезни, ее изменения, последствия и рецидивы также определяются ими. Особенно важна поддержка со стороны истинной ци, когда «старая болезнь непременно сопровождается пустотой», все тело ослаблено.

Гимнастика цигун - это метод лечения, при котором добиваются поддержания истинной ци и улучшения состояния всего тела. Если говорить о четырех основных компонентах тренировки: расслаблении, успокоении, концентрации и дыхании, то расслабляют организм, успокаивают мышление, «хранят мысль в поле пилюли» 13 , регулируют дыхание, все это вместе и есть метод закалки всего тела. В результате занятий гимнастикой цигун обычные результаты следующие: сон постепенно улучшается, аппетит постепенно повышается, экскреция нормализуется, состояние духа становится более полным. Это действительно отражает постепенное улучшение состояния истинной ци в теле. Немало ослабленных или больных путем постепенного наполнения внутренними силами укрепили тело, повысили уровень здоровья. Кроме того, болезни, излечиваемые цигун-терапией, главным образом связаны с «семью чувствами». Хотя эти болезни поражают многое и имеют отношение к плотным и полым внутренним органам (цзан и фу), однако в основном они влияют на их работоспособность: из-за снижения работоспособности внутренних органов и нарушения гармонии в их работе возникают болезни.

Китайская медицина считает, что сердце - главный хозяин пяти плотных и шести полых внутренних органов, правильность действия хозяина - погружение в спокойствие. Поэтому при занятиях цигуном необходимо постоянно изгонять путаные мысли, утихомиривать сердце, успокаивать дух и таким образом входить в спокойное состояние, чтобы сердце могло регулировать работу негармонично функционирующих внутренних органов. Это совпадает с точкой зрения современной медицины, которая утверждает, что после самоторможения коры головного мозга регулируется и восстанавливается нормальное функционирование на линии «мозг - внутренние органы» 14 Это подтверждает комплексный характер действия цигун-терапии. С другой стороны, еще одна отличительная особенность цигуна заключается в том, что этот метод главным образом тренирует внутренние органы.

Конечно, мы не можем пренебрегать важной ролью внешних вредоносных воздействий и других болезненных факторов, а также различными заболеваниями и недугами, проявляющимися в зависимости от состояния тела и духа, условий жизни и питания, поэтому необходимо также использовать узконаправленные методы занятий цигуном, только в сочетании обоих подходов можно добиться ожидаемых результатов.

б) Цигун - метод самолечения, делающий упор на закаливании.

Цигун - метод закалки (тренировки), его непременные требования - самореализация, самозакаливание, только таким образом можно добиться результата - укрепления тела, профилактики и лечения болезни. Если подход не таков, то это не цигун. Например, самомассаж - цигун, а массирование других, это «туй-на» 15

Древнейшее название «туйна» - «сломанная ветвь» (чжэчжи). В комментарии Чжао Ци, жившего во время Ханьской династии (206 г. до н.э.- 220 г. н.э.), говорится: «Сломана ветвь: часть массажа (аньмо) с изгибанием рук, распусканием и остановкой ветвей. Некоторые стыдятся этой деятельности, поэтому не занимаются». В «Толковании смысла четырехкнижия» («Сы шу бань и») говорится: «ветвь - то же, что конечность». В книге «Мэн-цзы: истинные принципы» («Мэн-цзы чжэн и») высказано мнение, что «сломанная ветвь» - это «изгибание и распрямление тела ветви», т.е. приведение в действие конечностей. «Остановка» (ба) имеет значение «усталость». «Распускание и остановка ветвей» - приведение в действие усталых конечностей с помощью других людей. Такой способ лечения движением - не то, что гимнастика цигун. Цигун требует самостоятельного проведения тренировок, поэтому психологические факторы состояния человека очень важны, особенно для страдающих вялотекущими заболеваниями. Из-за того, что болезнь длится относительно долго, люди не могут вести нормальную работу, учебу, жизнь, телесно и духовно страдают, это легко вызывает пессимистические настроения, беспокойство и страх перед болезнью, вплоть до того, что больной может махнуть на себя рукой. Такое психическое состояние мешает излечению болезни и тем более служит препятствием для правильных занятий гимнастикой цигун. Поэтому в процессе тренировок необходимо постоянно помнить и верить: болезнь может постепенно быть излечена, нужно цигун-тренировки и излечение болезни сделать важной задачей, поставить в центр внимания, стремиться проникнуть в методы гимнастики цигун, расширять результативность занятий, укреплять их терапевтический эффект, поскольку цигун - один из видов гунфу 16 . Нужно изучать его, овладевать им, и хотя это не очень трудно, это своего рода процесс и его нельзя брать наскоком. Мы не можем требовать мгновенного всестороннего овладения гунфу, тем более нельзя ограничивать число дней для тренировок, нужно время, чтобы тело окрепло, болезнь прошла. Тренирующимся не следует повсюду выискивать «высший гунфу», стремиться увидеть необычное, постоянно менять один тип гимнастики на другой, чтобы добиться быстрого успеха. Нужно выработать привычку, подождать, пока она закрепится, нельзя «три дня ловить рыбу, два дня сушить сеть», необходимо постоянство, настойчивость.

Все методы тренировок требуют непосредственного руководства со стороны специалиста. Тайцзи-цюань - не исключение. Нельзя, руководствуясь лишь книжными указаниями, овладеть позами и движениями. Поскольку письменная передача характера действия вызывает затруднения, в методиках часто говорится нечетко и не конкретно. Особенно если цигун служит оружием в борьбе с болезнями и необходимо выяснить, как правильно выполнять упражнения, очень важно исходить из состояния тела занимающегося, характера протекания болезни и с учетом этого давать указания, а книги и другие материалы пригодны лишь как вспомогательный средства.

Вышеприведенные рассуждения заимствованы в основном у Ма Цзихъня, медика. Он разделяет цигун на оздоровительно-медицинский и даосский культивацию жизни. Однако последний также считает необходимым "избавиться от ста болезней" и предлагает для этого методику психофизической саморегуляции, которая, вскрывая внутренние силы организма, позволила воздействовать на живые и неживые объекты. То, что не все понятно, не должно нас смущать: чтобы во всем разобраться, нужно по крайней мере прочитать всю книгу.

Цигун хорошо излечиваются многие болезни. Особенно показан при неврастении, анемии, астме, гипертонии, язвенной болезни, хронических дискинезиях кишечника и пр. Начинают расти волосы у облысевших из-за какой-либо болезни, происходит размягчение тканевых рубцов. Нейродермит может быть излечен одновременно с язвой желудка. При нерегулярных месячных или потере способности иметь детей из-за какой-либо затяжной болезни женщины, пройдя курс пневмотерапии, становились матерями. Так писал проф. В.Г.Вогралик, наблюдавший цигун в Китае. Однако и Ма Цзижэнь, и И.Г.Вогралик – медики, они не рассматривали парапсихологическое воздействие цигун-тренировок, роль жизненной энергии ци, главенствующее влияние мысли и на процессы в собственном теле, в теле пациента и воздействие на живые и "неживые" объекты с их помощью. Эти возможности развивает цигун, но относят их уже к "особым функциям" – тэи гуннэн, а не к цигуну . Практика "особых возможностей" опровергает известные законы физики и прочих западных наук, так что пишут о "кризисе науки" - поскольку законы мысли и информации западная наука не рассматривает, а речь идет об энерго-информационных взаимодействиях.

Цигун – слово общее. Даже индийскую йогу китайцы называют йога-гун (гун может означать сокращение от цигун). Система цигун включает множество школ и направлений: известны стойка "парящий журавль", "дикий гусь" и многие другие. Своеобразный цигун – работа со звуками, воздействующими на внутренние органы: "шестисловное заклинание". Есть цигун, делающий акцент на напряжение, "преобразующий суставы и связки". Однако для европейцев и, тем более, американцев, вечно куда-то спешащих, напряженных, живущих в стрессе, наибольшую ценность представляют китайские релаксационные гимнастики, делающие акцент на освоении расслабления тела и сознания – цигун, а также гимнастика " великий предел" (тайцзи-цюань ) и "ладонь – восемь триграмм " (багуа-чжан) – так называемые гимнастики внутренних школ. Ибо расслабление дает прилив энергии, а напряжение – ее трата. Организму же необходимо и то, и другое, но напрягаться нас учат с детства, а вот по части расслабления – явный дефицит. Только при расслабленных мышцах и сознании возможно ясновидение – получение информации извне, независимо от времени и расстояния. В том числе и сенсорная диагностика – непосредственно по телу, по фотографии или по мыслеобразу. Как известно, что не тренируется, то отмирает или не развивается. Отсюда ценность внутренних гимнастик, направленных на самого человека и его системвх, а не на проявление вовне. Европейская культура до этого не дошла.

ПРИМЕЧАНИЕ ПЕРЕВОДЧИКА К ГЛАВЕ 1

Итак, данная глава позволила нам ознакомиться с современным подходом к гимнастике цигун и близким к ней методам тренировок и саморегуляции. Как видно из вышесказанного, автор разделяет цигун на оздоровительно-медицинский и даосский - культивацию жизни. Однако последний также считает необходимым «из-бавиться от всех болезней» и предлагает для этого методику психофизической саморегуляции, которая, вскрывая внутренние силы организма, позволила воздействовать на живые и неживые объекты 17 . То, что не все понятно в этой вводной главе, не должно нас смущать: чтобы во всем разобраться, нужно, по крайней мере, прочитать всю книгу.

Системе цигун в современном Китае уделяется серьезное внимание. Лица, прибывающие из Китая, рассказывают о массовом увлечении этой системой, причем более серьезной и глубокой считают цигун, а тайцзи-цюань считают очень полезным для немолодых.

После фильма «Шаолинь-сы», созданного совместно с гонконгской киностудией «Чжунъюань», молодежь увлеклась боевыми искусствами так называемых внешних стилей. В помощь занимающимся внешними и внутренними стилями выходит много журналов и книг, созданы учебные видеофильмы. В Китае выходит много литературы по цигуну. Например, еще в 1958 г. вышел сборник статей медиков из Шанхайской городской клиники цигуна, Таншаньской больницы цигуна, Пекинской амбулатории чжэнь-цзю-терапии и пр 18 . Журнал «Китай» в 1984 г. поместил статью «Дыхательная гимнастика» 19 , в которой отмечается, что цигун, или дыхательная гимнастика, сформировался в лечебную и оздоровительную гимнастику, основанную на психофизическом контроле, а также на движении (дун) и покое (цзин) в организме человека.

Древняя китайская медицина считала, что энергию в теле поддерживает «настоящее» или «полное» дыхание, от которого зависит здоровье. Слово цигун состоит из «ци» - энергия, которая поддерживает все физиологические функции в организме, и «гун» - работа над собой. Цигун помогает мобилизовать и выявлять скрытые возможности организма и этим укрепляет здоровье и продлевает жизнь.

Системой цигун занимается масса людей. В своих плавных движениях одни подражают аисту и журавлю, другие застыли, углубившись мыслями в самих себя, третьи делают порывистые, быстрые движения.

Выполняют гимнастику на ходу (син), стоя (чжань), сидя (цзо) или лежа (во). При статическом исполнении (цзингун) тело не движется, человек находится в душевном спокойствии и выполняет упражнения мысленно, перемещая жизненную энергию по организму («внутреннее движение при внешнем покое»). Динамическое исполнение (дунгун) подразумевает движение тела при спокойствии духа («внешнее движение при внутреннем покое»). Первая используется для исцеления, вторая - для закалки.

В Пекине, Шанхае, Бэйдайхэ и других местах есть санатории дыхательной гимнастики. В 1979 г. в Пекине состоялась отчетная конференция по цигуну. Эксперименты, проведенные в последние годы, позволили получить всевозможные физические и физиологические данные. Клинические наблюдения показали, что цигун не только укрепляет здоровье и продлевает жизнь, но и предохраняет от хронических и старческих болезней, часто дает хороший клинический эффект при таких болезнях, которым не помогают лекарственные средства.

Оригинальная китайская литература на эту тему малодоступна. Из советских изданий о цигуне упоминают две книги 30-летней давности. Приведем отдельные выдержки из них, исправив транскрипцию.

В первой книге 20 пишется, что цигун (дыхательная гимнастика или пневмотерапия) описан во многих произведениях народной медицины и даосизма. Это экономичный и простой метод лечения.

Прежде чем начать упражнения, расстегивают пояс и развязывают одежду, чтобы почувствовать себя свободно и удобно (и т.д., с. 13).

В другой книге 21 пишется следующее: ежедневно в Пекине и других китайских городах в парках, на площадях, в отдельных дворах можно наблюдать, как люди, особенно более пожилого возраста, преимущественно мужчины, в одиночку или группами выполняют своеобразные упражнения. Некоторые движения плавны, напоминают танцы, другие резки и неожиданны и похожи на приемы рукопашной схватки. Это ушу - «искусство боя», в настоящее время эти физические упражнения утратили свое чисто военное значение и используются как народная гимнастика для подготовки спортсменов и артистов, а также как гигиеническая и лечебная гимнастика. Среди множества форм, по мнению авторов, наибольший интерес представляет система тайцзи-цюань, или просто тайцзи, где выбор приемов, последовательность движений и ритмичность перехода от одного движения к другому дает возможность постепенно, вполне физиологично усиливать нагрузку на организм для его укрепления.

Кроме того, широким распространением в Китае пользуется система дыхательных упражнений цигун. Различают два вида этого метода укрепления «духа и тела» - систему общеукрепляющего действия и систему лечебных упражнений. В первом случае человек занимает спокойное положение, сидя в определенной позе, отвлекается от мира и мыслей, и так сидит длительное время. Второй метод перестал быть тайным лишь в 1955 г., после призыва к народным врачам открывать свои секреты для блага народа. Упражнения выполняют лежа на боку или на спине. Больной должен устремить неподвижный («мертвый») взгляд на кончик носа, мысленно сосредоточиться на нижнем даньтяне 22 . По мере сосредоточения дыхание должно становиться все равномернее, реже и глубже, и в конце концов дойти до ощущения «опускания легких в живот». Здесь сочетаются дыхательная гимнастика, самогипноз и сон. Мозг при этом отдыхает, а внутренние органы действуют активно. Первое укрепляет нервную систему, второе усиливает обмен, способствует очищению организма от шлаков и тренирует нормальную деятельность органов. После такой процедуры больные обычно ощущают бодрость, дыхание улучшается, кровообращение усиливается, пищеварение налаживается, обмен веществ повышается и т.д. В итоге хорошо излечиваются многие болезни. Особенно метод показан при неврастении, анемии, астме, гипертонии, язвенной болезни, хронических дискинезиях кишечника и пр. Начинают расти волосы у облысевших из-за какой-либо болезни, происходит размягчение тканевых рубцов. Нервный дерматит может быть излечен одновременно с язвой желудка. При нерегулярных месячных или потере способности иметь детей из-за какой-либо затяжной болезни женщины, пройдя курс пневмотерапии, становились матерями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 295.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...