Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема в когнитивной психологии 9 страница
Раньше срок жизни орудий и машин исчислялся столетиями; за этот срок путем проб и ошибок удавалось нащупать наибо-лее подходящую форму орудия и машинных характеристик. Современная же техника изменяется столь быстро, обходится так дорого, что отлаживать и приспосабливать машину в ходе ее работы некогда — необходимо заранее научно обосновывать требования будущего работника к машине и создавать ее с учетом его человеческих возможностей. Эти задачи призваны решать психология труда и инженерная психология. Они разрабатывают методы оцен-ки состояний и психических возможностей человека в трудовой деятельности, оценки степени владения профессией, психологической оценки машин и изделий. Они же дают рекомендации по психологическому проектированию новой техники и деятель-ности человека. Современная техника приносит нам не только облегчение и удобства. За комфорт, скорость, свободу от физических нагрузок приходится порой расплачиваться травмами, а то и смертельным исходом. Причиной ава-рий машин зачастую выступают неправиль-ные действия самого управляющего техни-кой. 70—80% всех катастроф в авиации и на автотранспорте происходит из-за таких действий. Ежегодно в мире в автокатастро-фах погибает около 200 тыс. человек и 7 млн человек получают травмы. <...> Но еще чаще возникает проблема эф-фективности использования новой машины, а в ряде случаев вообще ее нормальной работы. ...На двух новых шлифовальных стан-ках органы управления были расположены очень низко (на расстоянии 47—65 см от пола) и примерно в 1 м от основного 63 рабочего места. Такое расположение вне зоны оптимальной досягаемости заставляло станочника бесполезно терять время и быстро утомляло. В результате производительность станков оказалась на 22—37% ниже расчетной. Все эти неудачи произошли от того, что, конструктор станков исходил лишь из технических характеристик и не учел физических возможностей человека. Приведенный пример демонстрирует очень грубую ошибку проектировщика, которую можно было заметить без всякого научного анализа. Но возникают проблемы, которые не решаются на уровне элементарного здравого смысла. Вот факт, имевший место в электротехнической промышленности. Каждому ясно, если два станка наматывают провод на катушку, то, естественно, больше намотает тот, у которого скорость намотки выше. И конструкторы стремились всемерно ее увеличить. На последних станках удалось добиться очень высокой скорости. Но увеличения производительности не последовало, а процент брака увеличился. В чем причина? Найти ее помог психологический анализ деятельности намотчиц. Оказалось, виновата во всем... скорость намотки провода! Она была выше психических возможностей работниц — люди не успевали замечать дефекты намотки, обрывы, перекосы. В результате станки приходилось часто останавливать, простои тормозили выработку. Когда психологами Московского университета была предложена оптимальная скорость намотки провода, производительность труда возросла на 15%. <...> Некоторое время казалось, что проблема соотношения человека и техники может быть решена путем отбора подходящих именно для данной профессии людей. Предполагалось, что для каждой профессии существуют свои психофизиологические особенности, свой оптимальный тип человека, который станет работать в данной профессии наиболее успешно. Есть люди, заведомо не способные работать успешно в данной профессии. И первые работы психологов подтверждали такую точку зрения. Например, предложенный психологом Г. Мюнстер-бергом метод отбора водителей трамваев привел к значительному снижению количества несчастных случаев. Однако все оказалось не так просто. Психологи ожидали, что среди передовиков производства будут люди только одного типа (по психофизиологическим показателям). Казалось, что люди со слабым типом нервной системы не выдержат там, где велики физические и нервные нагрузки, где всегда надо быть в напряжении, быстро решать сложные задачи. Но ожидания психологов не подтвердились. Среди передовых шоферов, ткачих и представителей других профессий процент лиц со слабым и сильным типом нервной системы оказался примерно одинаков. Значит ли это, что тип нервной системы не играет никакой роли в профессиональной деятельности? Нет. Среди шоферов лиц со слабым типом нервной системы намного меньше, чем с сильным, а в сложных условиях горных дорог и длительных рейсов слабый тип среди шоферов, как правило, не удерживается. Нет слабого типа и среди диспетчеров аэропортов, операторов сложных и опасных производств (химическое, энергетическое). Как же они оказываются среди передовиков, если они вообще не удерживаются в некоторых профессиях? Дело в том, что слабый тип не вообще хуже сильного, а лишь по определенным характеристикам. По другим же своим свойствам он может оказаться лучше. Он обладает более высокой чувствительностью и большей эмоциональностью. Он осторожнее. Чаще следует правилам. Поэтому среди шоферов, часто попадающих в аварии, людей этого типа фактически нет. Шофер сильного типа, обладая уверенностью, что в трудной ситуации сумеет избежать аварии, часто думает во время работы о посторонних вещах. Шофер со слабым типом постоянно занят оценкой дорожной ситуации и прогнозом ее изменений, заранее готовится к возможным действиям. Зато машина такого водителя быстрее изнашивается — он как бы перекладывает на машину свою неуверенность и страх перед аварией, постоянно работая педалями и рычагами переключения скорости. В.Г.Местников описал работу двух разметчиков высокого класса, обладающих различными профессионально важными свойствами, но добивающихся одинаково высоких трудовых результатов. Психологический анализ деятельности передовиков производства показал: люди с различным типом нервной системы добиваются успеха в работе существенно раз- 64 личными способами, находя свой индивидуальный стиль. Это позволяет любому че-ловеку успешно трудиться в большинстве профессий, не требующих повышенной вы-носливости и эмоциональной устойчивости. Но тот факт, что различные типы лю-дей находят свой индивидуальный почерк, заставляет думать над разными способами обучения профессии. Сейчас всех учат одинаково, по единому образцу, а научиться работать ученики должны каждый по-сво-ему, как им удобно. Иначе некоторые не выдерживают и отсеиваются. Особенно ве-лик отсев в сложных профессиях. Например, в летных училищах он достигает от 30 до 70%, принося государству значительный ущерб. Поэтому, наряду с индивидуальны-ми способами отбора, для ряда специально-стей более выгодным бывает отбор кандидатов по психофизиологическому соответствию профессии. Во время второй мировой войны в США стали применять психологический отбор курсантов в летные училища. В результате отсев вдвое уменьшился. При обследовании 500 учеников авто-школы по психофизиологическим методикам была выявлена группа потенциальных аварийщиков. Действительно, 46 человек этой группы в течение года после оконча-ния училища дважды попадали в аварии. Статистика показывает, что водители автомашин-холостяки, алкоголики, невра-стеники попадают в аварии втрое чаще, чем остальные. <...> Хороший эффект дает перераспределение обязанностей и участков работы среди рабочих с различными индивиду-альными особенностями. Так, на одной из шахт перемещение рабочих, сделанное на основе только самых простых физиологических показателей, позволило уменьшить травматизм и поднять производительность труда. Особенно часто отбор приходится вести по степени эмоциональной устойчивости человека в экстремальных, стрессовых ситуациях. Работа современного операто-ра на первый взгляд проста. Часто все де-журство заполнено лишь ожиданием не-поладок и их устранением. Операторские помещения на многих участках обставле-ны удобной мебелью, хорошо освещены, в них можно послушать музыку. Но среди операторов аэропортов (диспетчеров) 35% страдает язвенной болезнью, у многих ги- пертония, неврозы. Такая же картина и среди операторов химического производства, диспетчеров энергосистем, машинистов скоростных локомотивов. Особенности работы оператора в том, что: 1) ему приходится иметь дело с боль-шим числом объектов, множеством их па-раметров и характеристик. Например, диспетчер крупного аэропорта помнит о десятке самолетов на земле и в воздухе, их тип, высоту и скорость полета, запас горю-чего, очередность посадки и взлета и мно-гое другое; 2) оператор часто имеет дело с высокими скоростями и сложностью управляемых процессов (авиация, химическое производство, электроэнергетика); 3) управ-ление объектами и процессами является не прямым, а дистанционным, и оператору непосредственно недоступны сами процессы, например, химического производства; 4) неисправности или ошибки в управле-нии часто грозят крупными авариями с большими материальными потерями, риском для жизни людей. Сложность управления такими объектами, большие нагрузки на внимание, па-мять и мышление, постоянное ожидание опасности создают значительное напряжение. Так, при полете на современном истребителе пульс у летчика доходит до 120 ударов в 1 мин, а при переходе через зву-ковой барьер — до 160. При стыковке космических кораблей или дозаправке са-молетов в воздухе отмечается до 180 со-кращений сердца в 1 мин, а дыхание при этом учащается до 30—50 раз в 1 мин. При создании в лаборатории экстремальных условий работы около 30% испытуемых действуют значительно хуже, около 40% практически не меняют своих результатов и 30% улучшают свою деятельность. По особенностям поведения че-ловека в стрессовой (особо напряженной) ситуации выделяют пять типов операто-ров: напряженный, трусливый, тормозной, агрессивно-бесконтрольный и прогрессив-ный. Как и всякая классификация, упо-мянутое деление несколько условно, одна-ко довольно точно описывает изменения деятельности оператора в экстремальных условиях <...>. Такая классификация типов поведения определяется не только индивидуально-пси-хологическими особенностями человека, но и степенью владения своей профессией. 65 Когда оператор только начинает осваивать свою профессию, то даже в поведении прогрессивного типа наблюдаются скованность, излишняя возбудимость и напряженность, неуверенность в своих действиях. По мере освоения профессии и совершенствования трудовых навыков напряженность снижается, появляются уверенность и надежность в работе. Наоборот, плохое владение навыками, неумение разобраться в причинах аварии и устранить ее приводят к страху перед возможной аварией, скованности действий, суетливости, нервным срывам. Поэтому повышение профессионального мастерства становится одной из самых важных проблем современного производства и психологии, чья задача — разработать научно обоснованные рекомендации обучения профессии. <...> Разработанные под руководством З.А.Решетовой новые методы обучения на часовом заводе ускорили адаптацию молодых рабочих, а также снизили текучесть кадров. Оказалось, одна из причин ухода молодых рабочих с завода та, что они не справлялись с заданиями и, занимая последние места в бригадах, не смогли смириться с более низким статусом по сравнению со статусом своих приятелей и знакомых. <...> Хороший результат в обучении операторов дает активный способ подачи информации. Традиционное обучение операторов страдает теми же недостатками, что и школьно-вузовское: оно слишком формально, так как работа идет в основном с печатным словом. Учащемуся дается для заучивания подробное описание установки, управление и ремонт которой предстоит освоить. Письменно же излагаются и инструкции по эксплуатации. В распоряжении ученика также полная технологическая схема и список возможных неполадок при работе установки. Все это создает большую нагрузку на память и внимание, и будущий оператор вынужден искать особые оценки состояний объекта и отказов в работе. По предложению психологов в обучении операторов сейчас широко применяются наглядные средства обучения — командно-информационные мнемосхемы, сокращающие сроки обучения и повышающие его качество. <...> Наряду с квалификацией, стиль работы и ее итоги определяются состоянием человека. Высокая надежность и эффективность наблюдается только при оптимальном состоянии работающего. Например, из-за утомления появляется неуверенность при выработке решений, в действиях, внимание легко отвлекается на побочные раздражители, снижается чувствительность и пропускаются нужные сигналы, ухудшается координация движений, нарушается память, снижаются интеллектуальные способности (быстрота принятия и нахождение правильных, нешаблонных решений). Одно из условий, вызывающих нежелательные состояния человека в процессе труда, — монотонность многих производственных процессов и связанных с ними действий (конвейер, управление движущимися объектами и т.д.). На железнодорожном транспорте одна из серьезнейших проблем — борьба с утомлением машинистов. По данным психологов, около 60% железнодорожных аварий связано с потерей машинистами бдительности. Описано много случаев, когда они засыпали или впадали в особое состояние типа гипнотического. В таких случаях человек, ведущий состав, несмотря на предупреждающие сигналы семафоров, не останавливает локомотива, и он врезается в вагоны стоящего на станции поезда. Причина таких состояний машинистов — недогруженность их деловой информацией и перегрузка стереотипной, не требующей осмысления (мелькание шпал, деревьев, равномерное покачивание). Против сонливости применяют периодически подаваемые звуковые сигналы, световые раздражители, устраиваются специальные “рукоятки бдительности”, которые автоматически включают сирену. Для борьбы с монотонностью меняется, если возможно, технология труда в сторону снижения однообразия. Одно из средств снимать усталость от монотонии — повышение интереса к труду, изменение его смысла. Немецкий психолог К.Левин заметил что человек не может длительно выполнять однообразные действия по инструкции и, чтобы продолжать работу, выдумывает для себя особый смысл в тех действиях, которые ему предлагает экспериментатор. Применяются отвлекающие моменты — музыка, освещение, изменение ритма работы. Эффективный заслон однообразию — смена рабочих операций в течение дня, 66 недели, месяца. Это не дает накопиться усталости от однообразия. В сложных условиях работы хроническое утомление приводит к переутомлению и другим нарушениям здоровья операторов. Наиболее подробно такие состояния описаны в работе Ф.Д.Горбова и В.И.Лебедева. Они показали множество случаев переутомления и невротических реакций летчиков. При переутомлении в первую очередь теряется интерес к прежде любимому делу, с трудом выполняется самая обычная профессиональная задача. Как ни странно, но переутомленный с большей охотой берется за дела сложные, чем за простые. И как правило, выполняет их успешно, без проявления невротических симптомов. При выполнении простых заданий (например, пилотирование самолета по курсу) возникают ощущения остановки самолета, онемение рук и ног, потемнение в глазах. В условиях, требующих быстрого переключения или раздвоения внимания, возникают невротические срывы с потерей сознания или памяти. Например, полеты строем на заданной высоте или дозаправка в воздухе требует от летчика умения постоянно переключать внимание с приборной доски на другие самолеты. В таких условиях бывают потери сознания, нарушения полета, аварии. Описанные выше случаи изменения психики и поведения человека в труде проявляются, как правило, в экстремальных условиях. Однако чаще всего психологу труда или инженерному психологу приходится иметь дело не с исключительными случаями, а с обычной деятельностью. Работа психолога на производстве преимущественно связана с организацией рабочего места (поза рабочего, размещение рукояток, индикаторов, поле обзора, пространственная организация панелей, освещение и т.д.), с разработкой информационных индикаторов, мнемосхем для сложных систем, разработкой режимов труда и отдыха, а также с инженерно-психологической (эргономической) экспертизой создаваемых машин и изделий. <...> Большое внимание в последнее время стало уделяться анализу групповых отношений внутри малых производственных коллективов (экипажи самолетов, космических кораблей, группы операторов, машинисты блюминга). В современном производстве многими процессами и объектами нередко управляет всего несколько человек, имеющих персональные четкие функции и осуществляющих единую взаимосвязанную деятельность. В такой группе неизбежно формируется субординация, подчас складываются присущие только данной группе способы взаимодействий. Нередко два отличных пилота, объединенных в единый экипаж, не только не показывают хороших результатов, но могут из-за несогласованности действий создать аварийную ситуацию. Нецелесообразно объединять в одном таком малом коллективе лидеров, не способных уступать, а также людей, плохо относящихся друг к другу, людей с быстрыми и, наоборот, медленными реакциями на события, управляющих вместе одним объектом. Все подобные рекомендации — на уровне простого здравого смысла. Однако есть отношения и более сложные, они не раскрываются без научного анализа, а при этом значат очень много для жизни коллектива. Как мы уже видели, такие отношения изучаются особой отраслью психологической науки — социальной психологией, Не только психология труда и инженерная психология вносят вклад в создание и использование новой техники. Немалое значение для технического прогресса имеют исследования, ведущиеся в общей, педагогической, социальной психологии и даже в такой, казалось бы, далекой от техники области, как зоопсихология. Например, результаты исследований сигнального общения птиц позволили предложить меры по отпугиванию пернатых от аэропортов, где раньше их скопления часто создавали аварийные ситуации для самолетов; птицы попадали в двигатели, разбивали стекла кабины пилотов. Записывая на магнитофонную ленту крики тех или видов птиц, предупреждающих пернатую родню об опасности, и воспроизводя эти крики через громкоговоритель, можно достаточно эффективно отпугивать птиц от взлетных полос. Итоги исследований химических сигналов насекомых продиктовали подбор химических веществ, привлекающих или отпугивающих этих насекомых. С помощью таких веществ можно заманить в ловушку всех самцов определенного вида, оставив самок бесплодными. 67 Раздел II ИСТОРИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ Часть 7.Из истории развития представлений о предмете психологии А.В.Петровский, М.Г.Ярошевский ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ — ОСОБАЯ ОТРАСЛЬ ЗНАНИЯ1 Термин “психология” древнегреческого происхождения. Он составлен из двух слов: “псюхе” — душа и “логос” — знание или изучение. Предложен же был этот термин не в Древней Греции, внесшей бесценный вклад в наше понимание психической жизни, а в Европе в XVI веке. Мнения историков о том, кто изобрел слово “психология”, расходятся. Одни считают его автором соратника Лютера Филиппа Меланхтона, другие — философа Гоклениуса, который применил слово “психология” в 1590 году для того, чтобы можно было обозначить им книги ряда авторов. Это слово полу-чило всеобщее признание после работ не- мецкого философа Христиана Вольфа, книги которого назывались “Рациональная психология” (1732) и “Эмпирическая психология” (1734). Учитель же Вольфа — Лейбниц пользовался еще термином “пнев-матология”. До XIX века это слово не употреблялось ни в английской, ни во фран-цузской литературе. Об использовании слова “психолог” (с ударением на последнем слоге) в русском языке говорит реплика Мефистофеля в пушкинской “Сцене из Фауста”: “Я психолог... о вот наука!..” Но в те времена психологии как отдельной науки не было. Психолог означал знатока человеческих страстей и характеров. В XVI веке под “душой” и “логосом” понималось нечто иное, чем в период античности. Если бы, например, спросили у Аристотеля (у которого мы впервые находим не только разработанную систему психологических понятий, но и первый очерк истории психологии), к чему относится знание о душе, то его ответ существенно отличался бы от позднейших, ибо такое знание, с его точки зрения, имеет объектом любые биологические явления, включая жизнь растений, а также те про-цессы в человеческом теле, которые мы сейчас считаем сугубо соматическими (вегетативными, “растительными”). 1ПетровскийА.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии: В 2 т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. Т.1. С. 42—47, 50—52. 68 Еще удивительнее был бы ответ предшественников Аристотеля. Они понимали под душой движущее начало всех вещей, а не только организмов. Так, например, по мнению древнегреческого мудреца Фалеса, магнит притягивает другие тела потому, что обладает душой. Это учение о всеобщей одушевленности материи — гилозоизм — может показаться примитивным с точки зрения последующих успехов в познании природы, однако оно было крупным шагом вперед на пути от анимистического (мифологического) мышления к научному. Гилозоизм видел в природе единое материальное целое, наделенное жизнью, понятой как способность ощущать, запоминать и действовать. Принцип монизма, выраженный в этом воззрении, делал его привлекательным для передовых мыслителей значительно более поздних эпох (Те-лезио, Дидро, Геккеля и других). Анимизм же (от лат. “анима" — душа) каждую конкретную вещь наделял сверхъестественным двойником — душой. Перед взором анимистически мыслившего человека мир выступал как скопление произвольно действующих душ. Элементы анимизма представлены, как отмечал Г.В. Плеханов, в любой религии. Анимистические донаучные взгляды на душу веками влияли на понимание человеческих мыслей, чувств, поступков. Эти рудименты дают о себе знать и в значительно более поздние времена в представлениях об обитающем в мозгу "внутреннем человеке" (скрывающемся под термином “душа", “сознание", “Я"), который воспринимает впечатления, размышляет, принимает решения и приводит в действие мышцы. Господствовавшая в средние века религиозная идеология придала понятию о душе определенное мировоззренческое содержание (душа рассматривалась как бесплотная, нетленная сущность, переживающая бренное тело, служащая средством общения со сверхъестественными силами, испытывающая воздаяние за земные поступки и т.д.). Именно это отнюдь не “языческое” содержание имплицитно было заложено в древнегреческом по своей этимологии слове “психология”, когда оно впервые стало прилагаться к совокупности сведений о душевных явлениях. Нет ничего более ошибочного, как делать на этом основа- нии вывод, будто человечество не знало тогда иных взглядов на психику и сознание, кроме религиозно-идеалистических. Царившая в университетах схоластическая философия (ее и представляли те, кто создал термин “психология”) действительно подчинялась диктату церкви. Однако даже в пределах этой философии возникали, отражая запросы новой социальной практики, передовые идеи. В борьбе с церковно-богословской концепцией души утверждалось самосознание рвавшейся из феодальных пут личности. Отношением к этой концепции определялся общий характер любого учения. В эпоху Возрождения, когда студенты какого-нибудь университета хотели с первой лекции оценить профессора, они кричали ему: “Говорите нам о душе!”. Наиболее важное в те времена могли рассказать о душе не профессора, кругозор которых был ограничен сочинениями античных авторов и комментариями к ним, а люди, представления которых не излагались ни в лекциях, ни в книгах, объединенных Гоклениусом под общим названием “Психология”. Это были врачи типа Вивеса или Фракасторо, художники и инженеры типа Леонардо да Винчи, а позднее — Декарт, Спиноза, Гоббс и многие другие мыслители и натуралисты, не преподававшие в университетах и не претендовавшие на то, чтобы разрабатывать психологию. Длительное время по своему официальному статусу психология считалась философской (и богословской) дисциплиной. Иногда она фигурировала под другими именами. Ее называли ментальной философией (от лат. mental — психический), душесловием, пневма-тологией. Но было бы ошибочно представлять ее прошлое по книгам с этими заглавиями и искать ее корни в одной только философии. Концентрация психологических знаний происходила на многих участках интеллектуальной работы человечества. Поэтому история психологии (до момента, когда она около ста лет назад начала вести свою историческую летопись в качестве самостоятельной экспериментальной науки) не совпадает с эволюцией философских учений о душе (так называемая метафизическая психология) или о душевных явлениях (так называемая эмпирическая психология). 69 Означает ли это, что в интересах научного прогресса, радикально изменившего объяснение явлений, некогда названных словом “душа”, следует отказаться от термина “психология”, хранящего память об этом древнем слове-понятии? Ответ на данный вопрос дал Л.С. Выготский: “Мы понимаем исторически, — писал он, — что психология как наука должна была начаться с идеи души. Мы также мало видим в этом просто невежество и ошибку, как не считаем рабство резуль-татом плохого характера. Мы знаем, что наука как путь к истине непременно включает в себя в качестве необходимых моментов заблуждения, ошибки, предрассудки. Существенно для науки не то, что они есть, а то, что, будучи ошибками, они все же ведут к правде, что они преодолеваются. Поэтому мы принимаем имя нашей на-уки со всеми отложившимися в нем следами вековых заблуждений как живое указание на их преодоление, как боевые рубцы от ран, как живое свидетельство истины, возникающей в невероятно сложной борьбе с ложью”1. Психологию на ее многовековом историческом пути считали наукой о душе, сознании, психике, поведении. С каждым из этих глобальных терминов сочеталось различное предметное содержание, не го-воря уже о конфронтации противоположных взглядов на него. Однако при всех расхождениях, сколь острыми бы они ни были, сохранялись общие точки, где пересекались различные линии мысли. Именно в этих точках “вспыхивали” искры зна-ния как сигналы для следующего шага в поисках истины. Не будь этих общих точек, люди науки говорили бы каждый на своем языке, непонятном для других ис-следователей этого предметного поля, будь то их современники, либо те, кто пришел после них. Эти точки, ориентируясь на которые мы способны вернуть к жизни мысль былых искателей истины, назовем категориями и принципами психологического познания <...>. Информацию о прошлом психологии хранят не только сменявшие друг друга философские системы, но и история естественных наук (в особенности биологии), медицины, педагогики, социологии. Объективная природа психики такова, что, находясь в извечной зависимости от своих биологических оснований, она приобретает на уровне человека социальную сущность. Поэтому ее причинное объяснение не-обходимо предполагает выявление ее обус-ловленности природными и общественно-историческими факторами. Исследуются же эти факторы не самой психологией, а соответствующими “сестринскими” наука-ми, от успехов которых она неизменно зависит. Но и они, в свою очередь, зависят от нее, поскольку изучаемые ею явления и закономерности вопреки эпифено-менализму2 играют важную роль в биологической и социальной жизни. Невозможно адекватно отобразить становление психологических проблем, гипотез, концепций, абстрагируясь от развития знаний о природе и обществе, а также игнорируя обширные области практики, связанные с воздействием на человека. История науки — это особая область знания. Ее предмет существенно иной, чем предмет той науки, развитие которой она изучает. Следует иметь в виду, что об истории науки можно говорить в двух смыслах. История — это реально совершающийся во времени и пространстве процесс. Он идет своим чередом независимо от того, каких взглядов придерживаются на него те или иные индивиды. Это же относится и к развитию на-уки. Как непременный компонент куль-туры она возникает и изменяется безотносительно к тому, какие мнения по поводу этого развития высказывают различные исследователи в различные эпохи и в различных странах. Применительно к психологии веками рождались и сменяли друг друга представления о душе, сознании, поведении. Воссоздать правдивую картину этой смены, выявить, от чего она зависела, и призвана история психологии. Психология как наука изучает факты, механизмы и закономерности психической 1 Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 Т. М.: Педагогика, 1982—1984. Т. 1. С. 429. 2 Эпифеноменализм — учение о том, что психические акты не имеют самостоятельной ценности 70 жизни. История же психологии описыва-ет и объясняет, как эти факты и законы открывались (порой в мучительных поисках истины) человеческому уму. Итак, если предметом психологии является одна реальность, а именно реальность ощущений и восприятий, памяти и воли, эмоций и характера, то предметом истории психо-логии служит другая реальность, а имен-но — деятельность людей, занятых позна-нием психического мира. Поскольку же знание является продуктом умственной работы, то обычно исто-рия психологии выступает как история научно-психологической мысли. <...> Имеется определенная последователь-ность в смене “формаций” научного мыш-ления. Каждая “формация” определяет типичную для данной эпохи картину психической жизни. Закономерности этой смены (преобразования одних понятий, категорий, интеллектуальных структур в другие) изучаются историей науки, и только ею одной. Такова ее первая уникальная задача. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 213. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |