Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Действия с предметами. «Фигурные пирамидки»




Задачи.Учить составлять пирамидки из разных геометрических фигур, подбирая их в разных вариантах. Закреплять умение дей­ствовать с предметами разной формы. Способствовать накоплению сенсорного опыта при действии с объемными геометрическими фигурами, практически познавать их свойства. Развивать тонкую моторику кончиков пальцев.

317


 


 



Материалы. Кубики, шарики, цилиндры, кольца разного цвета и размера (5—6 штук); стержни для нанизывания предметов высо­той 12—15 см (по 2 штуки на каждого ребенка).

Содержание занятия. Взрослый обращает внимание детей на то, что у каждого есть 5-6 разных фигур, которые можно нани­зывать на стержень (стержни располагаются на середине стола). Предлагает придвинуть к себе стержни и собрать пирамидки из этих фигур.

Когда пирамидки будут готовы, взрослый предлагает поставить их на середину стола и рассмотреть: «У Саши пирамидка сделана из шариков и кубиков. Вот она какая, посмотрите». Поднимает пирамидку над столом, чтобы всем было видно. Затем каждый ребенок берет другой стержень и делает еще одну из оставшихся деталей.

Взрослый предлагает сравнить пирамидки. Называет сам и пред­лагает детям назвать детали, из которых они составили пирамид­ки (шарики, кубики, столбики, кирпичики и т.п.).

Варианты. На повторных занятиях или в свободное время мож­но не раздавать фигуры, а выложить их на середину стола широ­кой дорожкой. Это дает возможность большего выбора и большей вариативности при составлении пирамидок.

Речь. «Поиграем!»

Задачи. Вовлекать детей в общий разговор. Воспитывать ори­ентировку на сверстника. Учить вести диалог (отвечать на вопро­сы словом и выразительными движениями). Активизировать сло­варь наименований игрушек, деталей предметов, глаголов. Подво­дить к описанию предметов. В процессе звукоподражаний уточнять произнесение гласных и простых согласных звуков.

Материалы. Игрушки: лошадка, машина, пароход, самолет, две куклы (лучше мальчик и девочка).

Содержание. Воспитатель приглашает детей посмотреть театр. Читает стихотворение И. Токмаковой «Поиграем!». Чтение сопро­вождается действиями с игрушками на столе.

318


На лошадке ехали, До угла доехали.

Сели на машину, Налили бензину. На машине ехали, До реки доехали.

Трр! Стоп! Разворот. На реке — пароход. Пароходом ехали, До горы доехали.

Пароход не везет,

Надо сесть на самолет.

Самолет летит,

В нем мотор гудит:

У-у-у!

(И.Токмакова «Поиграем!»)'

Детей приглашают поиграть на ковре. Показать: как дети еха­ли на лошадке (условные действия и звукоподражания: «но-но»); как будто едут на машине, сигналят — «би-бип»; едут на парохо­де — «ту-ту»; летят на самолете, мотор заводится — «д-т, д-т, д-т» (в медленном темпе), полетели — «у-у-у», приземлились. Звукопо­дражания сопровождаются выразительными движениями. (Повто­рить 2 раза.)

Дети садятся на свои места и слушают повторное чтение стихо­творения. Чтение сопровождается действиями с игрушками. Детям предлагают поиграть с игрушками: «На чем хотите покататься?» Вызвавшийся ребенок действует с выбранной игрушкой и произно­сит звукоподражание. (Повторить 4—5 раз.)

Во время манипуляций с игрушками педагог задает детям во­просы: «Что это?» — указывает на разные части и детали игрушек. Если ребенок не называет части, то педагог называет сам и пред­лагает ребенку показать их.

Воспитатель:

— А сейчас будем отгадывать загадки.

— У нее есть хвост и грива. Она умеет скакать. Кто это? (Ло­
шадка.)

— У нее есть кабина, колеса. Она умеет ездить по дороге. Что
это? (Машина.)

— Он умеет плавать по реке. (Пароход.)

— У него есть крылья и хвост. Он умеет летать. (Самолет.)

100 любимых стихов малышей. — М.: Планета детства, 2005. С. 28.

319


— Что умеет делать лошадка (машина, пароход, самолет)?

— А что умеют делать дети? (Свободные высказывания.)
«Сейчас мы все как будто самолеты, — говорит воспитатель. —

Заведем мотор — „д-т, д-т, д-т"; полетели — „у-у-у", приземли­лись». Повторить 2-3 раза.

Лепка. «Прилетели птички, птички-невелички»

Задачи. Учить лепить фигурку птички разными способами (из частей или использовать приемы вытягивания, прищипывания для лепки хвоста, крыльев, клюва из целого куска). Вызвать интерес к сюжетно-игровому замыслу с использованием макета.

Материалы. Вылепленная воспитателем заранее фигурка птич­ки. Пластилин, стеки, клееночки. Макет кормушки, сделанный воспитателем вместе с детьми.

Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок (клюют, прыгают по снегу, летают). Рассматривание ил­люстраций, картинок, изображающих повадки зимующих птиц. Чтение рассказов, стихов, пение песенок.

Содержание занятия. На столе у воспитателя стоит макет кор­мушки. «Птички узнали, что вы, ребята, сделали для них кормушку и насыпали в нее корм: они скоро прилетят». Незаметно достает вылепленную ранее птичку и говорит: «Вот одна птичка уже приле-

320


тела, посмотрите, какой у нее хвостик, круглая головка, клюв и пе­рышки на крылышках. Птичке одной скучно клевать зернышки, она просит вас, ребята, слепить много-много птичек. Мы с вами видели на прогулке, как воробышки всегда прилетают клевать зернышки стайкой. Вначале один воробышек прилетит, потом зовет других: „Чив-чив-чив! Прилетайте, поскорей, клевать вместе веселей"».

Воспитатель предлагает детям из комочков пластилина слепить фигурки птичек: круглую головку, удлиненное, как морковка, ту­ловище и потом соединить комочки. А чтобы птичка стала похо­жей, надо вытянуть пальчиками клюв, хвостик. Дети лепят птичек, используя разные по величине комочки. Ребенок может, экспери­ментируя с комком пластилина, использовать знакомые ему спо­собы лепки (из целого куска).

Воспитатель обращает внимание детей в процессе лепки, как «птичка может наклонить или поднять головку, расправить кры­лышки, чтобы взлететь». Для передачи характерных признаков де­тям можно посоветовать использовать стеку, чтобы изобразить гла­за, перышки. В результате всех действий у каждого ребенка полу­чается фигурка птички. При желании он может слепить еще одну птичку. Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие фигурок птиц («клюют, подняли головку или повернули ее» и т.д.).

С вылепленными фигурками птичек дети совершают игровые действия. Воспитатель просит их показать, как птички летают. Дети берут фигурки и совершают с ними «полет» по групповой комнате. Затем «птички подлетают к кормушке и садятся, чтобы поклевать ягоды рябины, зернышки». В процессе «полета» воспи­татель произносит: «Птички прилетели, на кормушку сели, покле­вали, поклевали, снова полетели». Ритм слов доставляет детям ра­дость, они эмоционально проявляют свои чувства (улыбаются, смеются). В конце занятия воспитатель говорит: «Как хорошо птичкам всем вместе клевать зернышки, послушайте, они даже весело щебечут» (можно включить звукозапись птичьих голосов).

В вечернее время дети продолжают рассматривать в природном уголке фигурки птичек, объединенных на макете в общую компо­зицию, рассказывать о том, как надо о них заботиться, кормить.

Организация детской игры

В процессе наблюдения за живой природой (кормлением птиц), в результате рассказов воспитателя и чтения соответствующей ли­тературы, дети получают информацию о жизни птиц зимой, о том, как человек может о них заботиться.

321

21 Заказ 544


В играх с игрушками вспоминаются мотивы, связанные с жи­вой природой: кто где живет, у кого какая норка, дупло, гнездыш­ко. При наличии подходящих игрушек можно развернуть игру в кормление животных в лесу: покормить птичек около игрушеч­ного (бумажного, тряпочного, сделанного из старой корзинки) гнезда, посыпать на «кормушку» корм — бумажные шарики, бу­синки, желуди или просто воображаемые зернышки. Зайца около норки покормить морковкой, другими игрушечными овощами, белку — орехами (не расколотыми большими настоящими, а луч­ше — свернутыми из цветных бумажек комочками). Корм можно развозить на игрушечной машине, разносить в корзинке или су­мочке. Если дети хотят «сварить» обед для животных и раздать его в тарелках — не надо их исправлять: они реализуют свой личный игровой и жизненный опыт, учатся передавать его в игре с игруш­ками, включать в игровой контекст.

На улице можно поиграть в подвижные игры, где роль птичек и зверей (синичек, петушков, зайцев, белок и других) будут испол­нять уже не игрушки, а сами дети: они ходят, как вороны, прыга­ют, как воробышки и синички, скачут, как зайки и т.д. Воспита­тель организует игру, в которой «птички» должны прилетать, «кле­вать» корм, чирикать, искать зернышки, пугаться кошки и улетать от нее к маме-птичке и т.д. После нескольких игр со взрослым многие дети легко начинают играть сами (при условии, что они овладели необходимыми способами изображения нужных дей­ствий). Реалистические действия, свойственные птицам и живот­ным в природе, дети охотно дополняют типично человеческими, знакомыми из своего жизненного опыта: птички могут танцевать, ездить на санках или «ледянках», кататься с горки, лепить снеж­ную бабу. Такие игры становятся предпосылкой формирования игрового ролевого поведения, развивают фантазию и воображение.

И на улице, и в группе развиваются игры с транспортными средствами: машинками, корабликами, самолетами, тележками и т.д. (особенно у мальчиков). Чтобы эти игры не превращались во внесюжетное манипулирование с игрушками, их желательно объ­единять в связанные цепочки сюжетных действий, привлекая дру­гих детей и игрушки: машинки перевозят кубики, пассажиров — игрушки, игрушечные продукты и т.д., чтобы осуществить какие-либо цели: построить дом, привезти лекарство для больных, док­тора, еду для зверей и т.д.


IIIКВАРТАЛ

МАРТ. 24 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.Первая неделя весны связана с «маминым днем» — Восьмым марта. Кульминацией ее станет музыкальный праздник. Чувство любви к маме, желание радовать ее, дарить подарки, помогать будут эмоциональной доми­нантой событий этой недели. Педагог будет постоянно включать детей в диалог, беседу о маме, побуждать их высказываться на темы из личного опыта без опоры на наглядно представленную ситуацию. В течение недели дети послушают много стихов, рассмотрят, потро­гают, понюхают веточку мимозы, а вызванные ассоциации педагог свяжет с нежным образом мамы. Многообразно будет представлена тема подарков для мамы: выбор картинки для нее, конструирова­ние цветов из мягкой цветной бумаги, рисование их красками, леп­ка «оладушков». В процессе предметной и продуктивной деятельно­сти дети будут совершенствовать следующие умения: идентифици­ровать предметы по признаку цвета; самостоятельно рисовать красками, заполняя лист мазками и пятнами разных цветов; ориен­тироваться на опорные линии при создании образа; ритмично рас­катывать комок пластилина и расплющивать его в ладонях. Зани­маясь физкультурой, дети будут учиться прыгать через две парал­лельные линии, упражняться в ходьбе по кругу.

Организация наблюдений.«Ветка мимозы»

Задачи.Организовать рассматривание детьми веточек мимозы. Вызывать ассоциации при сравнении цветов мимозы с лучиками солнца, желтыми «цыплятками», легкими пушинками, бубенчика­ми. Цветение мимозы связать с приходом весны и «маминым праз­дником». Обогащать речь детей новыми словами: «весна», «мимо­за» и словосочетаниями: «пришла весна», «цветы мимозы», «мамин праздник» и др.

Содержание наблюдения.Предложить детям рассмотреть ком­позицию «Ветка мимозы» (в вазе). Обратить внимание на особен­ность цветов мимозы — желтые, пушистые бубенчики. Создать


 


21*


323


возможность обследовать веточку тактильно, положив на ладош­ки детей опавшие «бархатные бубенчики». «Вот они, ребятки — желтые цыплятки, — весело говорит взрослый и добавляет: — Так цветет мимоза». Следует обратить внимание на резные листики и свежий душистый запах растения, дать возможность полюбовать­ся его красотой.

Сказать детям, что мимоза расцветает, когда приходит весна в теплых краях, где много солнца. Скоро и у нас будет много солн­ца и тепла, побегут ручьи, расцветут подснежники и весенние фиалки. А сегодня у нас в гостях мимоза, и мы подарим ее нашим дорогим мамам. Поздравим их с приходом весны, женским празд­ником.

МИМОЗА

Кончились морозы, Весна уже в пути. Веточку мимозы Хочу преподнести! В день 8 Марта, С раннего утра: «Вот, тебе подарок, Мамочка моя!

(Л. Павлова)

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Педагог продолжает закреплять и совершенствовать у детей гигиенические навыки. Он обращает особое внимание на качество выполнения детьми навыков, связанных с водными про­цедурами, и умение малышей самостоятельно без помощи и напо­минания взрослого своевременно мыть руки, умываться, полоскать рот после приема пищи; умение самостоятельно одеваться (отдель­ные детали одежды) при подготовке к прогулке; после дневного сна, при подготовке к занятиям физической культурой. Мокрую одежду дети обязательно выкладывают для просушки, а не засо­вывают ее в шкаф. Воспитатель объясняет: «На улице сейчас сыро и одежду обязательно надо просушить, для того чтобы можно было еще погулять, идти домой в сухой одежде, иначе можно заболеть».

Приучает детей к опрятности в одежде, напоминает им о не­обходимости быть всегда аккуратно и чисто одетыми, учить детей замечать небрежность в одежде и уметь ее исправить (например, подтянуть носки, колготы, поправить воротничок, застегнуть пу­говицу и т.п.).

Воспитатель постоянно напоминает детям о необходимости быть аккуратными во время приема пищи — есть не спеша, не

324


крошить хлеб, правильно держать ложку, чашку, жевать бес­шумно.

Аккуратным ребенку нужно быть в разных ситуациях — в том числе и во время игры (не разбрасывать игрушки, убирать их на место), а по окончании игры — мыть руки, независимо от того, каковы будут его дальнейшие действия.

Педагог обязательно хвалит малыша, умеющего правильно и хо­рошо выполнять все требования, предъявляемые детям, ставить их в пример другим детям, но не обижая и не порицая их.

Сетка занятий

 

Дни недели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Что подарим маме?» 2. Физкультура. № 47-48
Вторник 1. Музыка. Повторение песен «Солнышко» и «Ма­ме к дню 8 Марта». Разучивание упражнения под музыку «Польки» И. Штрауса: 1-я часть — бегут парами, одна рука на поясе; 2-я часть — остано­вились, кружатся парами, держа друг друга за обе руки. Повторение движений русской плясовой, свободная пляска 2. Конструирование. «Подарок для мамы»
Среда 1. Рисование. «Цветы для мамочки» 2. Действия с предметами. «Забавные ленточки»
Четверг 1. Речь. «Мама дорогая крепко любит нас» 2. Физкультура. № 47-48
Пятница 1. Музыка. Праздник, посвященный дню 8 Мар­та. Упражнение с шарами (без подготовки), муз. М. Карминского, ел. Я. Акима. Автор Н. Фок. Вы­полняется по показу воспитателя и сопровождает­ся пением взрослых. Вступление — дети стоят сво­бодной группкой, у каждого ребенка в правой руке воздушный шарик, который он держит за основание. Запев — все маршируют по комнате, подняв шарики. Припев — покачивают шарики, стоя на месте. Заключение — спрятав шарики за спину, покачиваются вправо и влево. По оконча­нии музыки воспитатель говорит: «Салют!», и дети подбрасывают шарики вверх. Песни «Маме к дню 8 Марта» и «Солнышко». Упражнение под музы­ку «Польки» И. Штрауса и свободная пляска под музыку русской плясовой 2. Лепка. «Оладушки для любимой мамочки»

325


Конспекты занятий










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...