Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Конструирование. «Волшебные кирпичики»




Р170

РАЗВИВАЮЩИЕ

занятия

с детьми


 



лет


 


ОЛМАМедиаГрупп 2008


УДК 372.8(072) ББК 74.10 Р 17

Под редакцией доктора педагогических наук, директора ГОУ Центр

«Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца, академика РАЕН, президента

Российского Национального Комитета ОМЕР Л.А. Парамоновой

Авторы:

Алиева Т.Н., АрушановаА.Г., Богина Т.Л., Волкова Е.М., Иванкова Р.А.,

Казакова Т. Г., Кондратьева Н.Л., Павлова Л. Н., Парамонова Л.А.,

Рычагова Е.С., Тарасова К.В., Тимофеева Е.А.

Художник Людмила Двинина

11 Развивающие занятия с детьми 2—3 лет/ Под ред. Парамо­новой Л.А. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2008. - 512с: ил. ISBN978-5-373-01758-9

Данная книга адресована воспитателям детских садов (первая младшая группа), методистам, педагогам дополнительного образования, всем, кто ра­ботает с детьми третьего года жизни. Много полезного найдут в этой книге и родители, которые занимаются воспитанием и развитием своих детей.

Данное пособие является первым (начальным) звеном общей развиваю­щей педагогической системы реализации базисного содержания дошкольного образования и представляет собой систему интегрированных занятий с деть­ми, построенную с учетом их возрастных особенностей.







УДК 372.8(072) ББК 74.10

| ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», издание, 2008 'АлиеваТ.И., АрушановаА.Г., БогинаТ.Л., Волкова Е.М., Иванкова Р.А., КазаковаТ.Г., Кондратьева Н.Л., Павлова Л.Н., Парамо­нова Л.А., Рычагова Е.С., Тарасова К.В., Ти­мофеева Е.А., 2008

Государственное образовательное учрежде­ние дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов) Центр «Дошкольное дет­ство» им. А.В. Запорожца, 2008

ISBN978-5-373-01758-9


Предисловие

Данное пособие является первым (начштьным) звеном общей раз­вивающей педагогической системы реализации базисного содержа­ния дошкольного образования. Такое содержание включает в себя и факты из разных областей действительности, и способы решения проблем, и способы и средства разных видов детской деятельности, и способы общения, и ряд важных личностных качеств (любозна­тельность, активность, отзывчивость, ответственность, творчество и др.). Его освоение детьми призвано обеспечить необходимый ба­зис их развития.

Данная система выстроена на основе постепенно усложняющих­ся задач развития детей, на деятельностном подходе и интегратив-ных принципах организации содержания его усвоения. Это посо­бие может вариативно использоваться педагогами, работающими как по программе «Истоки», «Примерной общеобразовательной программе обучения, воспитания и развития детей раннего и до­школьного возраста», рекомендованным Министерством образования и науки РФ, так и по другим общеобразовательным программам.

Предлагаемое пособие (в качестве важного начального блока целостной развивающей образовательной системы) адресовано вос­питателям детских садов (первая младшая группа), методистам, педагогам дополнительного образования, всем, кто работает с деть­ми третьего года жизни. Оно представляет собой систему интег­рированных занятий с детьми, построенную с учетом их возраст­ных особенностей.

Подобных пособий по организации воспитательно-образова­тельной работы с детьми раннего возраста, в которых были бы представлены методики взаимообогащающих занятий по всем ос­новным направлениям воспитания и развития ребенка, до сих пор не существовало. Вследствие этого педагогическая работа с деть­ми третьего года жизни не имела грамотной методической базы. А это вело к тому, что упускались наиболее сенситивные перио­ды для становления речи, предметной деятельности, игры, разви­тия первых представлений об окружающем мире. Попытки же подой­ти к формированию упущенного в более поздние сроки не всегда приводят к успеху и в результате зачастую сводятся к формальному «натаскиванию» детей на узкий набор «значимых» для последующе­го систематического обучения функций.

В предлагаемом пособии, прежде всего, учитывались возрастные возможности детей третьего года жизни, их не всегда равномерная представленность у детей одного возраста, посещающих одну груп­пу. Дети 2-3 лет в разное время начинают говорить, по-разному

3


Процесс обучения изобразительной деятельности в раннем возра­сте не выступает как средство «отработки» технических навыков и умений, что часто имеет место в педагогической практике. Главным при обучении ребенка является создание им «живого» образа, само­стоятельный выбор цвета краски, карандаша, фломастера, цветового фона листа бумаги; постоянное сотворчество взрослого и ребенка.

Отличительной чертой занятий, представленных в пособии, яв­ляется тесная связь изобразительной деятельности с ознакомлени­ем с окружающим (цвет осенних листьев, первый снег, яркое солн­це, птички и т.п.), развитием детских сюжетно-игровых замыслов.

На третьем году жизни речевое развитие происходит в процессе предметной, познавательной деятельности, игры, общения. Это воз­раст необыкновенного чутья языка, лингвистической одаренности.

В процессе повседневной жизни и в играх-занятиях у детей расширяется ориентировка в окружающем, и на этой основе про­исходит обогащение словаря и формирование грамматического строя речи; овладение произношением гласных и простых соглас­ных звуков, свистящих.

В процессе общения со взрослым дети к трем годам осваивают связную речь, умение выразить мысль, чувство, желание в форме самостоятельного высказывания, состоящего из двух-трех предло­жений. Взрослый вовлекает детей в совместное рассказывание, описание предметов и игрушек, подговаривание слов в коротких сказках, потешках. У детей формируется умение отвечать на во­просы, спрашивать, инициативно высказываться. Включение в за­нятие разных видов активности и добровольность выбора деятель­ности обеспечивают активное участие всех детей в соответствии сих индивидуальными особенностями, потребностями, интереса­ми. Широко практикуется совместное говорение, сопряженная (со­вместная) и отраженная (вслед за воспитателем) речь; прием, ког­да взрослый начинает фразу, а ребенок ее завершает. Такой дуэт со взрослым создает психологический комфорт и дети не боятся свободно говорить. Усложнение также происходит в связи с пере­ходом от восприятия, понимания речи, соотнесения слова и вы­разительного движения, выполненного поручения — к передаче со­держания в слове, предложении, коротком тексте.

Все проводимые с детьми занятия (лепка, рисование, ознакомление с окружающим и др.) пронизаны художественным образным словом: широко используются фольклорные произведения, стихи, сказки.

Особое внимание в пособии уделяется организации и развитию детской игры, так как именно в этом возрасте закладывается необ­ходимая основа для ее дальнейшего развития. Методика выстроена так, что вначале с помощью педагога, а далее и самостоятельно ре-


бенок отражает в игре, проигрывает, повторяет и проговаривает, выражает в словах и в действиях то, что узнал на занятиях, то что вошло в его расширяющиеся представления об окружающем мире, о людях, их действиях и возможных поступках; одновременно игра пронизывает все другие виды детской деятельности.

Развитие игры, переход от простых действий с игрушкой, как с предметом, к простейшим игровым отобразительным действиям, а позже сюжетным, к появлению первого ролевого поведения, ро­левых действий, включенных в сюжет, — все это возможно в ран­нем детстве только в постоянном игровом взаимодействии с вос­питателем. Именно воспитатель создает игровую ситуацию, пока­зывает игровые действия, называет словом роли, игрушки, себя, ребенка, разворачивает сюжет: сначала несложный, основанный на хорошо знакомых детям событиях, потом — более сложный, со­стоящий из нескольких логически связанных игровых цепочек. Постоянные повторные проигрывания знакомых сюжетов, возмож­ность использовать разные игрушки, подражание взрослому и бо­лее умелым в игровом отношении детям помогают овладеть до­статочно сложными игровыми умениями. Расширяющийся жиз­ненный опыт ребенка, обогащающийся на занятиях, комплексно отражается в его игре, обогащая, в свою очередь, и ее.

В пособии отражена система работы по формированию у детей первых культурно-гигиенических навыков (умения умываться, оде­ваться, пользоваться туалетом, быть опрятным, соблюдать прави­ла поведения во время еды и т.п.).

Физкультурные занятия направлены на развитие движений, обеспечивающих перемещение в пространстве, ориентировку в нем, умение сохранять устойчивое положение тела, способству­ют развитию координации движений, формируют потребность в двигательной активности. Широкое использование подвижных игр, игрушек, физкультурного оборудования делает эти занятия развивающими и эмоционально насыщенными.

Все содержание педагогической работы в пособии представле­но понедельно. В каждой неделе выделяются три раздела.

Первый раздел — «Планирование работы» содержит следующие части:

1. Общее объединяющее начало — «Направленность педагоги­
ческой работы», которая предположительно реализуется через оп­
ределенные задачи как на занятиях, так и вне занятий.

2. «Организация наблюдений», которые воспитатель может по
своему усмотрению распределять в течение недели.

3. «Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­
ских навыков».

7


4. «Сетка занятий» на неделю.

Такое планирование выступает, с одной стороны, как основа интеграции всего содержания, а с другой — сохраняет логику раз­вития каждого раздела, что, собственно, и обеспечивает системный подход к педагогическому процессу. Планирование музыкальных занятий опирается на материалы книги В.А. Петровой «Музыка малышам» (М., 2001).

Второй раздел содержит конспекты всех занятий с подробным методическим описанием.

Заканчивается каждая неделя третьим разделом — «Организация детской игры», которая органично вбирает в себя содержание всех занятий.

При разработке данного пособия авторы опирались на соб­ственные исследования, на исследования таких известных ученых, как А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.М. Щелованов, Н.М. Акса-рина, М.И.Лисина, А.Г. Рузская, Е.И. Радина, С.Л.Новоселова, A.M. Фонарев и др., а также учитывался и зарубежный опыт.

Апробация системы развивающих занятий с детьми третьего года жизни проводилась в следующих дошкольных образователь­ных учреждениях города Москвы: № 225; № 523; № 176, № 1271, № 1619; № 1951, № 1682, № 2098.

Книга написана коллективом авторов:

Предисловие — Парамонова Л.А.

Направленность педагогической работы — Алиева Т.П. Организация наблюдений — Павлова Л.Н. Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков — Богина Т.Л.

Ознакомление с окружающим — Павлова Л.Н.

Физкультура — Кондратьева Н.Л., Тимофеева Е.А.

Музыка — Тарасова К.В.

Конструирование — Парамонова Л.А.

Рисование, лепка — Казакова Т.Г.

Действия с предметами — Павлова Л.Н.

Речь — Арушанова А.Г., Рычагова Е.С.

Организация детской игры — Волкова Е.М., Иванкова Р.А.

Авторский коллектив выражает благодарность Булатовой Е.А. и Абакумовой Е.М. за помощь в подготовке рукописи.


IКВАРТАЛ

СЕНТЯБРЬ. 1 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе дети будут знакомиться с воспитателями, друг с другом, групповой ком­натой — локальными игровыми пространствами, игрушками и их практическим использованием. В период адаптации будет уделять­ся особое внимание эмоциональному состоянию детей. Этому спо­собствуют яркие занимательные показы игрушек, картинок, ис­пользование сюрпризных моментов. Также будет уделяться усилен­ное внимание индивидуальному общению взрослых с детьми с целью снятия тревожности и негативизма в поведении малышей. Пройдут первые занятия по рисованию, лепке, конструированию, на которых малыши, в игровой форме, будут знакомиться со свой­ствами карандашей, пластилина (глины), деталей конструктора.

Организация наблюдений. «Знакомство друг с другом»1.Пе­дагог обращает внимание детей на осенние погодные явления: све­тит солнышко, на деревьях зеленые и желтые листочки, моросит дождь, мокрые дорожки, мокрый песок, мокрые листочки на де­ревьях, лужи и др.

Вызывает эмоционально-положительное отношение к окружаю­щей действительности с помощью коротких стихотворений, рифмо-вочек, потешек, создающих у детей радостное настроение. Например,

Солнышко-ведрышко, Выйди из-за облышка, Сядь на пенек, Погуляй весь денек2.

Продолжает знакомить детей друг с другом, способствует тому, чтобы малыши узнавали друг друга в ситуации прогулки, в верх­ней одежде, запоминали имена товарищей.

Учит играть, не мешая друг другу, побуждает вступать в игро­вые контакты.

' Воспитатели сами распределяют эту работу по дням недели. (Это касается организации наблюдений на протяжении всех недель года.)

2 Трынцы-брынцы, бубенцы: Русск. нар. потешки, прибаутки, заклич-ки, считалки, дразнилки, колыбельные / Сост. Г.М. Науменко. — М.: Дет. лит., 1984. С. 46.


Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков1. Педагог создает в группе атмосферу психологиче­ского комфорта для ребенка, чтобы вновь поступившие и воспи­тывавшиеся в предыдущей возрастной группе дети чувствовали себя спокойно, уверенно и относились с доверием к воспитателю. Знакомит детей друг с другом (улыбается, называет детей по име­ни, ласково называет детей — Васенька, Машенька и др. — помо­гает каждому ребенку в ситуации любого затруднения).

Привлекает внимание детей к выполнению несложных правил: собраться всем вместе, подойти к воспитателю, послушать, что он скажет.

Знакомит детей с разными помещениями группы, их назначе­нием и обстановкой в каждом из них. Показывает спальную ком­нату, объясняет, что здесь они будут спать, показывает туалетную, игровую комнаты и раздевалку.

В туалетной комнате показывает детям, как пользоваться водо­проводным краном, как его правильно открывать, чтобы вода не разбрызгивалась, а текла тонкой струйкой и не намочила одежду ребенка.

При мытье рук показывает, как надо закатывать рукава, чтобы не намочить их, поправляет и помогает расстегивать на рукавах пуговички; показывает, как намыливать руки, как тереть ладони одну о другую, смывать мыло водой и насухо вытирать руки.

Воспитатель также показывает, как пользоваться туалетом, про­сит детей обращаться к нему или его помощнику (называет его по имени), когда ребенок захочет в туалет, первое время отдельным детям тихонечко напоминает о необходимости сходить в туалет2.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети после посещения туале­та мыли руки с мылом и насухо их вытирали своим личным по­лотенцем. Каждому ребенку педагог показывает место, где будет храниться его полотенце. Это место должно быть обозначено ин­дивидуальной для каждого малыша яркой картинкой, изображаю­щей знакомые им предметы: лошадка, мишка, мячик и т.п.

Для того чтобы дети запомнили месторасположение своего по­лотенца, можно использовать разные игровые приемы: например, «Кто быстрее найдет свою картинку», «Отгадай свою картинку».

1 На протяжении всего года воспитатели сами распределяют эту работу
по дням недели.

2 Если вновь пришедшие в группу дети приучены к памперсам, то вос­
питателю необходимо проводить работу с родителями, но ни в коем слу­
чае насильно не менять привычку ребенка, поскольку это может способ­
ствовать негативному отношению к детскому саду.

10


 


Сетка занятий

 

Дни недели Занятия
Понедельник 1.Ознакомление с окружающим. «Наша группа» 2. Физкультура. № 1—2
Вторник 1. Музыка. Проходит в группе как первое знаком­ство музыкального руководителя с детьми. Музы­кальный руководитель включается в игру детей, которые склонны к общению. Музыка на этом за­нятии не звучит 2. Конструирование. «Волшебные кирпичики»
Среда 1. Рисование. «Вам, малыши, цветные карандаши» 2. Действия с предметами. Знакомство с дидакти­ческим столиком и дидактическими игрушками
Четверг Пятница 1. Речь. «Мохнатенькая, усатенькая» 2. Физкультура. № 1—2 1. Музыка. Проходит в группе. Музыкальный ру­ководитель приносит какой-либо музыкальный инструмент, например, дудочку. Играет на ней ко­роткую мелодию (можно дважды). Общается с детьми, спрашивает, придут ли они к ней в гос­ти, в музыкальный зал 2. Лепка. «Столбики для заборчика»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим. «Наша группа»

Задачи. Знакомить детей со спальней, туалетной комнатой. Обращать внимание на предметы индивидуального пользования («твоя кроватка», «твое полотенце», «твой шкафчик» и пр.)

Материалы. Игрушка би-ба-бо (Петрушка и т.п.). Цветные лен­точки на каждого ребенка (2x40 см).

Содержание занятия. Занятие проводят двое взрослых — вос­питатель и его помощник.

Воспитатель собирает малышей вокруг себя. «Пойдемте, по­смотрим, кто спрятался в уголке, за стульчиком?» — приглашает педагог. «Да это Петрушка!» — радостно восклицает педагог, наде­вает игрушку на руку.

«Ребята, смотрите, какой красивый у нас Петрушка, в колпач­ке, с бубенчиками! Ты почему спрятался?» — спрашивает взрослый

11


и отвечает за Петрушку: «Я хочу с ребятами поиграть». Педагог обращается к детям: «Вы хотите играть с Петрушкой?»

Воспитатель с Петрушкой на руке предлагает детям пройти в спальню, из которой слышится пение колыбельной песни. Дети входят и видят, что помощник воспитателя качает куклу (в кроват­ке) и поет: «Баю-баю-баю-бай, кукла, глазки закрывай! Видите, куколка спит, и вы здесь будете спать в своих кроватках», — го­ворит воспитатель.

Далее педагог предлагает украсить свою кроватку (с целью ори­ентировки), раздает цветные ленты, которые дети раскладывают на свои кроватки. Воспитатель называет цвет ленточек. Помощник воспитателя в присутствии ребенка завязывает ленточку в изголо­вье его кроватки, называя цвет. Воспитатель предлагает каждому ребенку потрогать свою подушечку, приложить к ней головку: «Вот какая мягкая подушечка, какое красивое одеяльце».

Затем воспитатель ведет детей в туалетную комнату к полочкам для полотенец, предлагает ребятам рассмотреть картинки. Петруш­ка разговаривает с малышами, обращает внимание на картинки, называет их, просит детей повторить название своей картинки. Далее зовет помощника воспитателя и, указывая на ту или иную картинку, спрашивает: «Чья эта картинка?» Помощник воспитате­ля отвечает: «Сашина» и т.п.

В течение нескольких дней эта игровая ситуация повторяется, и помощник воспитателя сознательно допускает ошибки, которые исправляют сами дети.


















Физкультура. № 1-2

Задачи.Познакомиться с детьми. Приобщать детей к ходьбе и бегу стайкой в одном направлении.

Материалы.Мягкая игрушка кошка.

Содержание занятия.Воспитатель здоровается с детьми, пока­зывает игрушку, говорит, что кошечка хочет узнать, как их зовут. Дети называют себя по имени, таким образом воспитатель знако­мится с каждым ребенком.

Воспитатель рассказывает о кошечке, что она любит играть, бегать, прыгать и т.д. Предлагает детям поиграть с кошкой. Во­влекает детей в ходьбу по залу стайкой, чередует ходьбу с бегом. Построив детей в свободном порядке, воспитатель спрашивает

12


у них, что умеет делать кошка (умываться, потягиваться, прыгать и т.д.), просит показать эти движения и сама выполняет движения вместе с детьми, подбадривая их: «Вот как тянется кошечка! А как хорошо Виталик показывает, как умывается кошечка то одной, то другой лапкой» и т.д. Подвижная игра «Догоните кошечку». Вос­питатель держит в руках игрушку и говорит, что кошечка хочет, чтобы дети попробовали ее догнать. Воспитатель быстрым шагом уходит от детей, дети идут за ним и «догоняют» кошку, гладят ее — кошечка довольна. Повторить игру 2-3 раза.

В конце занятия проводится игра малой подвижности «Найди кошечку»: воспитатель незаметно от детей прячет кошку и просит детей помочь найти ему игрушку. Вместе с детьми ищет ее. Если дети сами не смогут найти игрушку, то воспитатель помогает им.

На прогулке и во второй половине дня.Поиграть в игру «До­гоните кошечку».


Конструирование. «Волшебные кирпичики»

Задачи.Познакомить детей со свойствами деталей строитель­ного материала через организацию совместного со взрослым прак­тического экспериментирования и сюжетного конструирования.

Материалы.Набор строительного материала, матрешки.



13


Содержание занятия:Воспитатель рассаживает группу детей (4-6 чел.) за стол, открывает коробку (ящик) со строительным ма­териалом (кубики и кирпичики) разного цвета. Далее показывает детям поочередно два кирпичика: «Дети, это кирпичик и это тоже кирпичик, из таких кирпичиков можно сделать разные построй­ки: дорожки, диванчики, стульчики, домики». Затем демонстрирует детям зависимость устойчивости кирпичиков от их расположения: ставит их друг за другом на узкую сторону вертикально и легким


движением слегка подталкивает первый кирпичик, и тогда все кир­пичики медленно падают друг на друга.

Далее воспитатель предлагает каждому взять по несколько кир­пичиков и сделать то же самое. Затрудняющимся детям помогает.

После 3-4-х минут игры воспитатель вносит маленькую мат­решку и говорит: «Вот какая красивая к нам пришла Машенька. Она живет на даче, вот в таком домике».

Воспитатель строит домик, в котором живет Машенька и предла­гает детям от домика построить красивую цветную дорожку (из кирпичиков разного цвета), по которой Машенька будет гулять. Дети подают разные кирпичики, а воспитатель строит ровную дорожку, укладывая каждый кирпичик, называет его цвет, сопровождая свои действия словами: «По ровненькой дорожке шагают наши ножки».

«Вот Машенька гуляла, гуляла, устала, захотела отдохнуть; где же ей присесть?! Давайте построим для нее синюю скамеечку. Дай мне, Саша, синий кирпичик и Таня тоже... Посидела Машенька, отдохнула и пошла в свой домик».

Далее воспитатель предлагает всем вместе собрать кубики и кир­пичики. А вечером с детьми складывает их по порядку, называя каждую деталь.

Рисование. «Вам, малыши, цветные карандаши»

Задачи. Познакомить детей с карандашами, правилами пользо­вания ими, способами владения карандашом: держать его в пра­вой руке (если ребенок — левша, то в левой руке), не нажимать сильно на бумагу.


О


О


14


Материалы. Белые листы бумаги альбомного формата, цветные карандаши.


Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций в кни­гах, игры с мячами.

Содержание занятия. Воспитатель привлекает внимание детей к перчаточной кукле — Петрушке, который обращается к детям: «Здравствуйте, ребята, я пришел к вам в гости и принес подарок. Посмотрите, какая у меня красивая коробочка. Угадайте, что в ней, — трясет коробочку, прислушивается к звуку. - Что же в ней? Сейчас открою крышку и посмотрю».

Открывает коробку и достает из нее цветные карандаши. Гово­рит: «Вот какой подарок я вам принес. Это цветные карандаши. Давайте все вместе скажем: „карандаши". (Дети повторяют.) Бу­дем ими рисовать на бумаге. Посмотрите, я возьму красный каран­даш и нарисую большой мячик (рисует форму круга) и рядом ма­ленький мячик. А теперь, ребята, вы сами берите карандаши и на­рисуйте много мячей больших и маленьких».

Воспитатель предлагает каждому ребенку взять карандаши лю­бого цвета в правую руку. Показывает, как надо его держать боль­шим, средним и указательным пальцами. Еще раз показывает дви­жение рукой с карандашом на бумаге; изображает форму круга. Затем воспитатель предлагает детям нарисовать мячи, поощряет их желание рисовать карандашами большие и маленькие круги. Пет­рушка хвалит детей, радуется, что получается много-много боль­ших и маленьких разноцветных мячей. Петрушка вместе с детьми рассматривает рисунки, которые ему очень понравились, и гово­рит: «А теперь я хочу вместе с вами поиграть в мячи». Воспита­тель раздает мячи, и дети вместе с Петрушкой подбрасывают их вверх и стараются поймать. .

Действия с предметами. Знакомство с дидактическими игрушками

Задачи. Продолжить знакомить детей с локальными игровыми пространствами, в частности, с дидактическим столиком и дидакти­ческими игрушками: пирамидками, башенками, матрешками, геомет­рическими (плоскостными) фигурами (пазлы); игрушками-вкладыша­ми (кубы, цилиндры, конусы-колпачки и др.). Вызывать у малышей интерес к дидактическим игрушкам, желание играть с ними.

Материалы. Воспитатель заранее готовит дидактический столик: раскладывает шарики, кубики, кольца. Располагает наборы колпач­ков, «мисочек-вкладышей», шаробросы. В другой части столика раскладывает одноцветные пирамидки.

15


 

Содержание занятия. Педагог собирает детей вокруг дидакти­ческого стола: «Посмотрите, какой столик у нас в группе! Какой он у нас красивый, сколько на нем разных игрушек!» — начинает разговор взрослый, стараясь привлечь внимание малышей к дидак­тическому комплексу.

Далее педагог рассаживает малышей вокруг дидактического стола.

Что за шрушка?

Ни фонарик, ни хлопушка!

Кто же это?

То — матрешка!

В сарафане расписном

И в платочке уголком!

В гости к деточкам пришла

И кого-то привела!

(Л. Павлова)

С этими словами воспитатель открывает матрешку и достает из нее одну игрушку за другой. Раздает детям матрешки и про­сит посмотреть: какие сарафанчики, какие расписные платочки у каждой игрушки. Проходит непринужденный разговор, в про­цессе которого матрешки сравниваются по росту, по цвету сара­фанчика и пр.

Педагог предлагает поставить игрушки на плоское и широкое деревянное хохломское блюдо. Блюдо ставиться на стол и повора­чивается по часовой стрелке — матрешки «танцуют». Педагог на­певает веселую мелодию, под которую матрешки «танцуют». Дети

хлопают в ладоши.

Затем воспитатель показывает малышам одноцветные пирамид­ки (пирамидки не раскрываются), отмечает их цвет. Каждому ре­бенку дается пирамидка, педагог обращает внимание, что на каж­дой игрушке много колесиков, а сверху — крышечка (шапочка). «У кого красная пирамидка?» — спрашивает взрослый, держа в ру­ке красную игрушку. «И у Коли, и у Маши, и у Оли, и у Даши... А у Саши и Светы пирамидки зеленые. Саша, какого цвета твоя пирамидка? Правильно, зеленая», — поясняет педагог.

Далее все пирамидки устанавливаются вокруг матрешек. Взрос­лый поворачивает блюдо, пирамидки «кружатся». Дети наблюдают красочную панораму. Взрослый напевает веселую мелодию, напри­мер, «Во саду ли, в огороде» (русск. нар. песня), дети хлопают в ла­дошки.

По аналогии педагог проводит показ вкладышей. Воспитатель на глазах малышей раскладывает и собирает, например, цветные колпачки, привлекая то одного, то другого ребенка.

16


 

Воспитатель приглашает""дёТёТПЩдбйти к дидактическому сто­лику и посмотреть, какие еще имеются игрушки.

Показывается игра «Скатывание шариков». Дети по очереди ска­тывают шарики с лоточков.

Варианты. Могут быть показаны и другие материалы, которы­ми оборудован дидактический стол. Игры с ними происходят фраг­ментарно: задача педагога — заинтересовать детей и продемонст­рировать перед ними разные действия с предметами, такие как: нанизывание, проталкивание, накладывание, вкладывание предме­тов в полые емкости; прокатывание и скатывание и др.

Воспитатель снова относит все игрушки на дидактический стол и говорит: «Здесь „живут" все эти игрушки. У них есть „домики" — коробочки, в которые их аккуратно убирают дети, когда поиграют. Ребятки будут аккуратными, а игрушки — веселыми, интересными».

Речь. «Мохнатенькая, усатенькая»

Задачи. Вовлекать детей в игровое и речевое взаимодействие. Побуждать соотносить слово и выразительные движения. Обога­щать словарь детей образными словами (мохнатенькая, усатень­кая). Развивать речевое внимание, речевой слух, артикуляционный аппарат детей.

Материалы. Корзинка, салфетка, игрушка кошка.

Содержание занятия. Воспитатель вносит в группу корзинку с игрушкой кошкой, накрытую салфеткой.

Собирает детей и помогает сесть на стульчики. Обращается к детям: «Кто это к нам пришел? Кто это там мурлычет — мяу, мяу? Чья это песенка?» С таинственным видом заглядывает в кор­зинку и достает игрушку. Игрушка обращается к детям: «Я кошка Мурка, серенькая шубка, мягкие лапки. В гости к вам пришла. Да­вайте знакомиться. Меня зовут Мурка. (Поочередно приближает­ся к детям, чтобы услышать, как их зовут). Игрушка поощряет детей: «Мяу, мяу! Как тебя зовут? Погладь меня».

Воспитатель гладит кошку и приговаривает: «Кошка мохнатень­кая, усатенькая, молочко пьет, песенки поет. Как киска песенки поет? (Мяу, мяу — вместе с детьми). Киска умывается, а с водой не знается. Она лапочкой моет свою шерстку, ушки, носик. Вот так. (Выразительные движения вместе с детьми).

Далее воспитатель читает потешку:

!


— Ох ты, котик-коток, Крутолобенький! Поиграй ты, кот, со мной, С Машкой, кошкой молодой!'

Воспитатель: «А кошка Машка лежит на дорожке и не хочет уходить». Воспитатель организует игру: «Скажем: киска, брысь! На дорожку не садись! Погрозим пальчиком». Игра повторяется 3—4 раза.

В завершение киска прощается с детьми: «Мяу, мяу, до свида­нья! Пока. Пока!» Дети отвечают: «Мяу, мяу, пока!» (выразитель­ный жест).

Лепка. «Столбики для заборчика»

Задачи. Познакомить детей с новым материалом — глиной или пластилином. Учить приемам лепки, отрывать комочки от целого куска, затем раскатывать в ладонях, не разбрасывать глину, лепить на клееночке. Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки.

Материалы. Глина или пластилин (если пластилин, надо его предварительно размять, чтобы детям было легче лепить), клееноч­ки, салфетки для вытирания рук.

1 См.: Великорус в своих песнях, обрядах, обычаях, верованиях, сказ­ках, легендах и т.п. Материалы, собран, и приведен, в порядок П.В. Шей-


ном. - СПб., 1900. Т. 1.


18


Предварительная работа. Игры с предметами (шарики, грибоч­ки, пирамидки).


Содержание занятия. На занятие вновь приходит Петрушка с коробочкой цветного пластилина и радостно говорит: «Здрав­ствуйте, ребята, я опять пришел к вам в гости и принес еше один подарок. Посмотрите, какая у меня красивая коробочка». Подни­мает ее: «Ох, она тяжелая» (предлагает каждому ребенку ощутить ее тяжесть). Открывает крышку и радостно восклицает: «Какие красивые разноцветные брусочки. Это пластилин, из него будем лепить разноцветные фигурки».

Петрушка достает один брусок, отрывает небольшой кусочек и раскатывает в ладонях прямыми движениями: «У меня получился столбик, (отрывает еще кусочек), а вот еще столбик для заборчика. А теперь, ребята, вы сами возьмите кусочки пластилина и слепите столбики, из них мы построим заборчик».

Воспитатель раздает детям комочки пластилина и предлагает лепить столбики путем раскатывания комочка в ладонях (прямы­ми движениями). Поощряет стремление к экспериментированию в процессе лепки, видоизменять форму комка — превратить его в другую форму (столбик); находить сходство со знакомым ребен­ку предметом. Воспитатель говорит: «Дети, постарайтесь, чтобы столбики были ровными, а то заборчик сломается».

После завершения лепки Петрушка с детьми рассматривает все работы, хвалит их за старания, предлагает из цветных столбиков построить заборчик. Воспитатель собирает у детей столбики и со­единяет их вместе: «Вот у нас появился разноцветный заборчик. Его можно поставить около домика». Для этого воспитатель использует заранее вылепленный им домик и спрашивает детей: «А кто в нем будет жить? Зайка? Лисичка? Мишка? Петушок?».

Петрушке очень нравится разноцветный заборчик: «Какой кра­сивый разноцветный заборчик около домика, давайте на следую­щем занятии слепим еще скамеечку и поставим ее около заборчи­ка, чтобы зайка, лисичка, мишка, петушок могли посидеть и от­дохнуть».

Организация детской игры

В период адаптации главной задачей педагога является обеспе­чение эмоционального комфорта детей. Необходимо помочь им пережить расставание с мамой, почувствовать свою безопасность в совершенно новой обстановке, среди чужих детей и взрослых. Для этого нужно обязательно организовать такие условия для игр и занятий с детьми, чтобы ребенок отвлекся от негативных пере­живаний, переключил внимание на интересные игрушки, принял

2*                                           19


других детей ивоспитателя как возможных участников совместных игр.

Для этого детям должны быть представлены игрушки и игро­вые материалы в достаточном количестве, но не все сразу. Легко заинтересовать детей игрушками, используемыми на занятиях (ко­шечка, Петрушка, матрешки). Педагог не уносит их после прове­дения занятия, а оставляет в группе ивключает в игру: Петрушка с помощью воспитателя может «познакомить» детей друг с другом или показать «своих друзей» — другие игрушки (зайчик, поросе­нок, мишка, куклы); показать, как с ними можно поиграть (пока­тать в машинке, коляске, посадить за стол и «налить» им «чай»).

Дети охотно повторяют игровые действия, начинают самостоя­тельно играть. Воспитатель должен проследить, чтобы все дети, заинтересовавшиеся продемонстрированной игрой, получили иг­рушки и могли поиграть сами. Однако если кто-то из детей не хочет включаться в игру, не следует его принуждать. Лучше дать ему мячик или кубики, предложить не задействованную в показе игрушку и эмоционально «настроить» ребенка на игру, улыбаясь, заговаривая с ним от лица того или иного персонажа. «Сашенька, покатай меня на машине», — просит зайчик. Ребенок сажает его в машинку и катает.

В зависимости от уровня развития игры у детей, пришедших в группу, можно предлагать им игровые задачи различной сложно­сти. Одни способны лишь относительно похоже повторить дей­ствие, показанное взрослым с той же самой игрушкой. Другие уже могут перенести его на другую (покатать не только зайчика на машинке, но и мишку на коляске, уложить спать всех кукол и т.д.). Часть детей уже владеют условными действиями: могут «понарош­ку» помыть зайке лапки или как будто налить кукле чай. Педагог показывает детям условные действия, и дети, подражая друг другу и воспитателю, могут их повторять, а некоторые и добавлять свои варианты, используя различные предметы-заместители и жесты. Хорошо владеющие речью дети иногда используют и слово для обозначения воображаемого предмета.

Большое значение в этот период имеет использование игр, в ко­торых ребенок обращен не только к игрушке, но и к сверстнику. Хорошо зарекомендовали себя в этом отношении игры с мячом. Например, сначала воспитатель с ребенком катают мячик друг другу, а потом — ребенок к сверстнику. Эти действия сопровож­даются словами: «Мячик катится к Ване. Лови, Ваня!»


СЕНТЯБРЬ. 2 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе будет продолжаться работа по созданию положительного эмоционального микроклимата в группе, становлению доброжелательных и довери­тельных отношений детей к взрослым и друг к другу в условиях детского сообщества, развитию потребности в общении; дети бу­дут осваивать некоторые правила поведения в детском саду. Дея­тельность педагога будет направлена на то, чтобы вызвать у детей желание посещать детский сад. Яркие занимательные игровые ме­тодики будут способствовать возникновению познавательного ин­тереса малышей. А использование на занятиях привлекательных для детей образов мишки, петушка, белочки позволит вовлечь их в игровое и речевое взаимодействие с педагогом и вызвать у них желание сконструировать башенку для петушка, слепить орешки для белочки и т.п. В жизнь детей войдет музыка — они услышат песенки про птичек, куколку.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 519.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...