Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие процессы памяти известны? Каковы их функции?




К процессам памяти относят запоминание (закрепление), вос­произведение(актуализацию, возобновление), а также сохране­ние и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью.

1. Запоминаниеэто процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретен-ным ранее. Запоминание - необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения и знаниями. Запо­минаем мы далеко не все. Прежде всего запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается лучше:

 

Непроизвольное запоминание Произвольное запоминание
— непроизвольно запоминается лучше тот материал, который вызывает активную умственную работу над ним. Обнаружили, что очень легкий текст запоми­ нается хуже, чем текст средней трудности; - непроизвольно запоминается полно и точно то, что имеет для нас особо важное жизненное зна­ чение, что вызывает наш инте­ рес и эмоции — в произвольном запомина­ нии большую роль играют мо­ тивы, побуждающие запоми- натпь;ри использовании рацио­ нальных приемов произволь­ ное запоминание протекает эф­ фективнее; — понятое запоминается быст­ рее и прочнее, так как ассоции­ руется с уже усвоенными ранее знаниями

58


2. Воспризведениеэто процесс памяти, в результате которо­го происходит актуализация закрепленного ранее содержания пси­хики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную.

Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, вос­произведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание:

а) узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта
в условиях повторного восприятия. Основа узнавания —
сличение наличного восприятия со следами, хранящими­
ся в памяти. Узнавание бывает полным, когда человек не­
произвольно, без каких-либо усилий узнает предмет, ко­
торый ранее воспринимал. Неполное узнавание бывает
тогда, когда мы только частично вспоминаем какие-либо
обстоятельства встречи; переживаем «чувство знакомо­
го», но не можем отождествить встреченного нами чело­
века с тем, кого мы знали в прошлом;

б) воспроизведение осуществляется без повторного восприя­
тия того объекта, который воспроизводится:

 

Непроизвольное воспроизведение Произвольное воспроизведение
воспроизведение вызывается обычно содержанием той дея­ тельности, которую человек осуществляет в данный момент, хотя эта деятельность и не на­ правлена специально на вос­ произведение; — толчком к непроизвольному воспроизведению служат пред­ ставления, мысли; — направление и содержание воспроизводимых мыслей и об­ разов определяется теми ассо­ циациями, которые образова­ лись в нашем прошлом — произвольное воспроизведе­ ние вызывается задачей, кото­ рую человек ставит перед собой; — активные поиски решения, при невозможности сразу вспом­ нить необходимое, называются припоминанием; — успешность припоминания за­ висит от того, насколько четко и точно осознается содержание репродуктивной задачи

в) воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и сопровождаются целым рядом эмоций. 3. Забываниепроцесс, характеризующийся постепенным умень-шением возможности припоминания и воспроизведения материала. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом. Он устано­вил, что забывание особо интенсивно протекает после заучива­ния, а затем процесс забывания замедляется. При этом чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание, как

59


воспроизведение и запоминание, имеет избирательный характер: значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее.

Невозможность припомнить какой-либо материал не означа­ет, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма ма­териала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта.

Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пере­житый материал уходит в долговременную память, где и хранит­ся вечно.

4. Сохранение- фаза памяти, характеризующаяся долговре-менным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии.

Сохранение — это не пассивное удержание информации. В психологической литературе описана зависимость сохране­ния от:

— установок личности;

— условий и организации заучивания материала;

— мыслительной переработки материала;

— переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бес­сознательное.

Результаты исследований показывают, что лучше всего сохра­няются основные положения, менее полно сохраняются отдель­ные смысловые единицы и наименее сохраняется текстуальное содержание материала. Поэтому сохраняющийся в памяти мате­риал приобретает более обобщенный характер.













Чем внимание отличается

От других познавательных процессов?

Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включе­но в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, вообра­жения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной.

Внимание - это сосредоточенность сознания и его направлен­ность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубле­ние в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических про­цессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний.

Многие десятилетия феноменологический критерий внима­ния (ясность и отчетливость того, что входит в поле внимания) оставался, по существу, единственным. В этом плане отметим

60


значительный прогресс в разработке оригинальных методик изу­чения внимания, достигнутый в последние десятилетия в русле когнитивной психологии. Феноменологический критерий вни­мания должен быть дополнен другими:

— продуктивным (внимание повышает продуктивность дея­тельности);

— мнемическим (запоминается то, что входит в поле внима­ния);

— регистрацией внешних проявлений внимания (Ю. Б. Гип-пенрейтер).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 192.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...