Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие процессы памяти известны? Каковы их функции?
К процессам памяти относят запоминание (закрепление), воспроизведение(актуализацию, возобновление), а также сохранение и забывание материала. В указанных процессах особенно ярко проявляется связь памяти с деятельностью. 1. Запоминание— это процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретен-ным ранее. Запоминание - необходимое условие обогащения опыта индивида новыми формами поведения и знаниями. Запоминаем мы далеко не все. Прежде всего запоминается то, с чем человек действует. Материал, занимающий место основной цели в деятельности, запоминается лучше:
58 2. Воспризведение— это процесс памяти, в результате которого происходит актуализация закрепленного ранее содержания психики путем извлечения его из долговременной памяти и перевода в оперативную. Внутри процесса воспроизведения выделяют узнавание, воспроизведение (произвольное и непроизвольное) и воспоминание: а) узнавание - это воспроизведение какого-либо объекта б) воспроизведение осуществляется без повторного восприя
в) воспоминание — это воспроизведение образов нашего прошлого, локализованных во времени и пространстве. Воспоминания связаны с событиями общественной и личной жизни человека и сопровождаются целым рядом эмоций. 3. Забывание— процесс, характеризующийся постепенным умень-шением возможности припоминания и воспроизведения материала. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом. Он установил, что забывание особо интенсивно протекает после заучивания, а затем процесс забывания замедляется. При этом чем более осознан материал, тем медленнее он забывается. Забывание, как 59 воспроизведение и запоминание, имеет избирательный характер: значимый для человека материал, конечно, забывается медленнее. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно теории Р. Аткинсона не забывается ничего, но пережитый материал уходит в долговременную память, где и хранится вечно. 4. Сохранение- фаза памяти, характеризующаяся долговре-менным хранением воспринятой информации в скрытом состоянии. Сохранение — это не пассивное удержание информации. В психологической литературе описана зависимость сохранения от: — установок личности; — условий и организации заучивания материала; — мыслительной переработки материала; — переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Результаты исследований показывают, что лучше всего сохраняются основные положения, менее полно сохраняются отдельные смысловые единицы и наименее сохраняется текстуальное содержание материала. Поэтому сохраняющийся в памяти материал приобретает более обобщенный характер. Чем внимание отличается От других познавательных процессов? Внимание выступает одной из сторон сознания человека. В любой сознательной деятельности людей оно проявляется в большей или меньшей степени: прислушивается ли человек к музыке или всматривается в чертеж детали. Внимание включено в процесс восприятия, в процесс памяти, мышления, воображения. Наличие внимания в человеческой деятельности делает ее продуктивной, организованной и активной. Внимание - это сосредоточенность сознания и его направленность на что-либо, имеющее то или иное значение для человека. Под направленностью понимается избирательный характер этой деятельности и ее сохранение, а под сосредоточением — углубление в данную деятельность и отвлечение от остального. Из этого определения следует, что у внимания нет своего собственного продукта, оно лишь улучшает результат других психических процессов. Внимание неотделимо от других психических процессов и состояний. Многие десятилетия феноменологический критерий внимания (ясность и отчетливость того, что входит в поле внимания) оставался, по существу, единственным. В этом плане отметим 60 значительный прогресс в разработке оригинальных методик изучения внимания, достигнутый в последние десятилетия в русле когнитивной психологии. Феноменологический критерий внимания должен быть дополнен другими: — продуктивным (внимание повышает продуктивность деятельности); — мнемическим (запоминается то, что входит в поле внимания); — регистрацией внешних проявлений внимания (Ю. Б. Гип-пенрейтер). |
||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 234. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |