Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Экологический аудит как инструмент экологического менеджмента




 

Одним из основных механизмов управления и регулирования антропогенного воздействия на окружающую среду является экологический аудит.

Экологический аудит (ЭА) как инструмент появился в начале 70-х г.г. в США в связи с ужесточением экологического законодательства, причем в качестве цели ЭА выступал, прежде всего, анализ соответствия требованиям существующих или готовящихся законодательных и нормативных актов. Однако распространение и развитие ЭА получил во всем мире в качестве инструмента менеджмента, обеспечивающего поиск путей уменьшения воздействия на окружающую среду.

В настоящее время в соответствии с конкретными целями, принято различать следующие направления экологического аудита:

- аудит соответствия требованиям законодательства;

- аудит состояния производственной площадки;

- аудит потенциальной ответственности (комбинация первых двух направлений);

- аудит системы предотвращения аварийной ситуации;

- оценка исходной ситуации и аудит системы экологического менеджмента.

Практически все виды аудита реализуются не только за рубежом, но и в Российской Федерации. Аудит соответствия преобладает в ряде регионов как своеобразная профилактика, обеспечение подготовленности к инспекциям органов государственного экологического контроля. Аудит загрязнений производственной площадки и аудит потенциальной ответственности все чаще выполняются по требованию кредитующих и инвестирующих организаций (как зарубежных, так и отечественных). Предварительная экологическая оценка и аудит системы экологического менеджмента (СЭМ) привлекают все больший интерес российских предприятий, внедряющих и развивающих СЭМ.

Существует множество определений экологического аудита. Большинство из них являются переводом иностранных терминов.

По определению Международной Организации по стандартизации (ИСО), экологический аудит (ЭА) - это систематически проводимый и документированный процесс проверки, заключающейся в объективном получении и оценке информации с целью определения соответствия конкретных экологических мероприятий, условий, систем управления и информации о них критериям аудита, а также передачи результатов этого процесса заказчику.

Несколько иные значения в термин ЭА вкладывают финансовые организации: Мировой банк Реконструкции и Развития, Европейский Банк Реконструкции и Развития и т.п., когда аудит по охране окружающей среды проводится для оценки потенциальных обязательств, порожденных прошлой и текущей деятельности в интересах финансового посредника и получении инвестиций.

По определению Международной торговой палаты экологический аудит - это инструмент менеджмента, охватывающий систематическую, документированную, периодическую и объективную оценку функционирования организационной структуры, менеджмента и оборудования с целью охраны окружающей среды, способствующий анализу экологической деятельности руководством и оценивающий соответствие политике компании, в том числе, соответствие нормативным документам.

В любом определении ЭА должно констатироваться, что эта деятельность является:

-предпринимательской;

-вневедомственной;

-независимой;

-объективной.

Основные цели ЭА - установление соответствия деятельности экономических субъектов нормативным актам, регламентирующим охрану окружающей среды и природопользование в РФ, определение основных экологических проблем экономических субъектов, их текущей и потенциальной финансовой ответственности, а также содействие разработке мер по снижению негативных экологических последствий их деятельности. Конкретные цели ЭА определяются его заказчиком.

При этом под экономическими субъектами понимаются созданные в соответствии с законодательством РФ независимо от организационно-правовых форм и видов собственности предприятия, их объединения (союзы, ассоциации, концерны и др. объединения), организации и учреждения, банки и кредитные учреждения, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и др. фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность.

ЭА - это комплексное изучение экологической информации об организации, сооружении, объекте для выяснения степени их соответствия определенным критериям. Эти критерии могут быть основаны на местных, национальных или международных экологических нормах, государственных законах или нормативах, решениях и допущениях, условиях систем управления, корпоративных стандартах или методических указаниях международных организаций.

ЭА служит важным инструментом экологического управления непосредственно на действующем источнике воздействия на природную и социальную среду. Экологические проверки проводятся как представителями администрации, так и независимыми экспертами. Участие работников предприятия в процедуре ЭА повышает эффективность и результативность мер по защите природной среды и обеспечению производственной безопасности.

В большинстве случаев под ЭА подразумевается вневедомственная независимая квалифицированная оценка, анализ, разработка соответствующих рекомендаций и предложений по фактическим результатам любой экологически значимой деятельности. Следовательно, ЭА не столько проверка работы и отчетности предприятий и организаций на предмет их соответствия действующему природоохранному законодательству, сколько большой набор аудиторских услуг, в частности, консультационных. Основная цель таких услуг - повышение эффективности внутренней системы экологического контроля и управления объекта аудирования, развитие системы экологического менеджмента и в конечном счете, возможность получитьдополнительную прибыль. Предоставление подобных услуг становится в последние годы преобладающим в деятельности многих аудиторских фирм.

Первым шагом ЭА должно быть точное определение объекта аудита. Это определяет тип проводимого аудита, состав необходимой информации, опыт и количество специалистов, привлекаемых для выполнения аудита.

Объектом ЭА может быть степень соответствия конкретной процедуры, процесса, характера деятельности организации нормативно-правовым актам в области ООС. Такой аудит может выполняться органами надзора, властными структурами как обычная контрольная процедура либо как ответное действие на поступивший запрос, например, от общественных организаций. Такой аудит может быть сделан собственником предприятия как элемент экологического управления для оценки возможных расходов при экологическом страховании.

При аудите процедур экологического мониторинга осуществляется анализ накопленных статистических данных мониторинга с определением потребной точности измерений и их соответствия необходимым точностным характеристикам.

Прогнозные оценки воздействия на окружающую природную среду осуществляются в рамках аудита в целях сопоставления сделанных прогнозов с фактическими воздействиями в процессе реализации какого-либо проекта. Параметры сравнения могут касаться физической среды (выбросы в атмосферу, уровень загрязнения поверхностных и подземных вод, состав и количество отходов и др.), биологической системы (структура биосообшеств, размеры популяций, наличие болезней и др.), человеческого сообщества (существующая инфраструктура, заболеваемость населения и др.).

Аудит уровня экологических рисков включает составление перечня потенциально опасных объектов (технологических процессов, оборудования, сырья, материалов), нарушения технологии, которые могут привести к негативным воздействиям на ОС, анализ факторов, которые могут быть причиной аварий, катастроф.

Объектом ЭА могут быть и финансовые риски, связанные с ответственностью за нарушение допустимых уровней воздействия на ОС.

При ЭА продукции осуществляется проверка соответствия выпускаемой продукции, сырьевой базы, тары, упаковки требованиям потребителей в отношении экологической чистоты.

ЭА основывается на целях, определенных заказчиком. План аудита, разрабатываемый руководителем группы аудита при консультациях с заказчиком, доводится до сведения проверяемого до выполнения аудита.

Объективность аудита, его выводов и заключений обеспечивается независимостью аудиторов от проверяемого предприятия, отсутствием у них непосредственных финансовых интересов к деятельности объекта аудита, их личной объективностью, свободой от предубеждений, конфликта интересов, компетентностью.

Аудиторы не должны раскрывать информацию или документы, полученные в процессе аудита, какой-либо третьей стороне, не получив предварительного разрешения со стороны проверяемого предприятия или заказчика.

ЭА должен проводиться в соответствии с основными принципами, критерями и руководящими документами, разработанными для соответствующего вида аудита. На начальном этапе аудита должны быть определены критерии, предъявляемые к объектам аудита. Они должны быть согласованы с заказчиком и доведены до сведения проверяемого предприятия. Аудиторская группа должны собрать, проанализировать и документировать соответствующую информацию, используемую для оценки соответствия объекта критериям аудита.

Процесс ЭА должен быть выполнен так, чтобы заказчик и аудитор достигли требуемого уровня согласия в оценке надежности выводов и заключений по результатам аудита.

Термин «аудит» заимствован изфинансового лексикона. Однако между финансовым и экологическим аудитом существует принципиальная разница, заключающаяся в различии предметов аудирования. Предметом ЭА является не столько отчетность экономического субъекта в части охраны окружающей среды и использования природных ресурсов, сколько его фактическая экологическая деятельность во всех ее многочисленных аспектах и по всем направлениям, включая:

- разработку экологической политики;

- установление природоохранных целей и задач;

- мониторинг, регулирование и минимизацию выбросов и сбросов загрязняющих веществ;

- мониторинг, регулирование и минимизацию образования, размещения и захоронения отходов;

- рациональное использование природных ресурсов, сырья, материалов, а также готовой продукции;

- деятельность в области экологической безопасности персонала и населения, включая оценку риска и предупреждения аварий и деятельность в условиях их возникновения;

- экологическое информирование, просвещение и образование персонала;

- взаимодействие с общественностью и населением;

- оценку и снижение риска эколого-экономической и эколого-правовой ответственности за нарушение природоохранного законодательства;

- взаимодействие с органами государственного экологического контроля и управления, включая лицензирование природопользования, страхование, сертификацию и т.д.

На практике перечисленные направления и аспекты экологической деятельности обычно документально не фиксируются.

Особенностью реализации программ ЭА является и то, что практически вся официальная природоохранная отчетность, составляемая экономическими субъектами (в отличие от финансовой отчетности) недостаточна или недостоверна. Так, по экспертным оценкам в статистическую природоохранную отчетность попадают данные о примерно 15-20 % фактически образующихся выбросов, сбросов, отходов. В такой ситуации при ЭА на первое место должна выходить не столько оценка соответствия деятельности субъекта законодательству, сколько дополнительные консультационные услуги, в частности:

- обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

- определение приоритетов и планирование природоохранной деятельности;

- разработка рекомендаций по снижению рисков возникновения чрезвычайных экологических ситуаций;

- услуги, связанные сповышением эффективности регулирования воздействия на ОС, минимизацией воздействия, рациональным использованием природных ресурсов;

- услуги, связанные с развитием системы производственного экологического мониторинга и управления;

- разработка рекомендаций по развитиюотношений с органами государственного экологического контроля и управления, общественностью и населением;

- разработка рекомендаций и предложений по экологическому образованию персонала;

- консультирование в вопросах природоохранного законодательства, информационное обслуживание и др. услуги

Все это определяет отличные от финансового аудита цели и задачи ЭА, иные формы аудиторского заключения и требования к нему.

Сходство экологического и финансового аудита заключается в следующем:

- независимость, объективность, высокий профессиональный уровень аудиторов;

- конфиденциальность получаемых данных;

- предпринимательский характер деятельности;

- предоставление заказчику большого набора консультационных аудиторских услуг;

- преобладание добровольных форм аудита над обязательными;

- предоставление заказчику информации, позволяющей повысить эффективность управления;

- возможность получения прямой или косвенной экономической выгоды;

- обязательная оценка соответствия аудируемой деятельности действующему законодательству

Важное значение имеют различия между государственным экологическим контролем и ЭА.

Государственный экологический контроль - деятельность специально уполномоченных государственных органов, направленная на соблюдение действующего природоохранного законодательства. Эта деятельность строго обязательна и формально регламентирована. Государственный экологический контроль непосредственно связан с различными формами эколого-правовой ответственности.

ЭА - предпринимательская деятельность физических и юридических лиц, имеющих соответствующую лицензию на ее проведение, направленная на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему законодательству. ЭА, носит преимущественно добровольный характер, формально строго не регламентирована и с эколого-правовой ответственностью непосредственно не связано.

Существуют принципиальные различия между оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ЭА.

ОВОС - это общая процедура разработки и обоснования намечаемых экологически значимых решений и действий с учетом позиций всех заинтересованных или не заинтересованных в решении сторон. ОВОС относится к намечаемой, предполагаемой, планируемой деятельности.

ЭА относится к уже реализованной деятельности и реально достигнутым результатам. Отдельные этапы процедуры ОВОС, например, разработка исходных данных для заявления о воздействии на ОС, могут включать в себя проведение программ ЭА в целях получения дополнительной информации о экологической ситуации (в регионе, на промышленной площадке) из независимых источников.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 505.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...