Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Нормативные основы экологического аудита




 

Понятие «экологический аудит» введено в России постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.94 № 1418 «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 26.02.96 № 168 «Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды» и от 26.05.97 № 643 «Об утверждении Положения о Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды».

Постановлениями Правительства Российской Федерации от 27.12.94 № 1418 и от 26.02.96 № 168 определено, что Госкомэкология России и его территориальные комитеты являются органами, уполномоченными на проведение лицензирования видов деятельности в области охраны окружающей среды, одним из которых является экологический аудит. Однако отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы, определяющей требования к профессиональной подготовке аудиторов, их аттестации, требования к юридическим лицам-организациям, осуществляющим эту деятельность, к регламентации процедур, не позволяло реализовать указанные постановления Правительства Российской Федерации в полной мере.

С целью реализации упомянутых постановлений Правительства Российской Федерации в части выдачи лицензий на проведение экологического аудита и с целью осуществления практических работ по экологическому аудиту приказами Госкомэкологии России были утверждены основные положения экологического аудирования, план первоочередных мероприятий и вопросы организации экологического аудирования в системе Госкомэкологии России.

В документах дано определение экологического аудита, изложены основные принципы и задачи экологического аудита, приведены требования к аудиторам и организациям, осуществляющим эту деятельность.

В России экологический аудит начал развиваться с 1998 г., когда Госкомэкология России стала целенаправленно проводить мероприятия по его использованию в управлении антропогенным воздействием на окружающую среду.

После ликвидации Госкомэкологии России и передачи ее функций МПР России внедрение экологического аудита затормозилось. Только в 2003 г. МПР России был объявлен конкурс на разработку проекта федерального закона «Об экологическом аудите». Рабочей группой были подготовлены концепции и проект закона, который должен был рассматриваться Правительством РФ в первом квартале 2004 г. Однако реорганизация исполнительной власти отодвинула представление данного проекта на неопределенный срок.

Тем не менее в октябре 2004 г. в Госдуме состоялись парламентские слушания «О законодательном обеспечении экологического аудита в РФ».

В сегодняшних условиях использование процедуры экологического аудита предусмотрено нормами Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха», постановлением Правительства РФ от 15.011.2001 г. № 312 «Об утверждении Положения о государственном контроле за охраной атмосферного воздуха». Об экологическом аудите говорится в Указе Президента РФ от 15.03.2000 г. № 511 «О классификаторе правовых актов».

В Федеральном законе РФ № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» дано официальное определение понятия ЭА как «независимой комплексной, документированной оценки соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовки рекомендаций по улучшению такой деятельности». Тем не менее в законе отсутствуют какие-либо положения по порядку, процедурам проведения и оформлению результатов ЭА.

На ЭА могут быть распространены в качестве некой методологической основы нормы Федерального закона от 07.078.2001 г. №№ 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности», но этот закон направлен на правовую регламентацию общего аудита, т.е. предпринимательской деятельности по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности организаций, и упоминаний об экологическом аудите в его тексте нет.

Требования к системам управления качеством окружающей среды, процедурам экологического аудита и квалификационные критерии для экоаудиторов закреплены в международных стандартах серии ISO 14000. Госстандартом России в 1998-1999 г.г. эти стандарты введены и в нашей стране.

В 2002 г. принят международный стандарт ISO 19011:2002, в котором объединены руководящие указания по аудиту систем управления качеством и систем экологического управления. В 2003 г. постановлением Госстандарта России от 29.12.2003 № 432-СТ данный стандарт был принят в России как ГОСТ Р ИСО 19011-2003 «Руководящие указания по аудиту систем менеджмента качества и/или систем экологического менеджмента», который в настоящее время является основной нормативной базой для установления процедур планирования, организации проведения и завершения ЭА.

В общем виде международный стандарт ISO 19011:2002 и отечественный ГОСТ Р ИСО 19011-2003 предлагают к использованию определенным образом трактуемые понятия, основные принципы и более или менее унифицированные процессы и процедуры управления программами аудита, их внедрения, завершения аудита и возможных последующих действий, а также установление компетентности и оценки аудиторов. Это является предпосылками для объективности аудитов и в целом должно обеспечивать воспроизводимость их результатов, т.е. получение при одних и тех же обстоятельствах примерно одинаковых выводов аудитов, проводимых разными аудиторами независимо друг от друга, что безусловно, способствует повышению доверия и к результатам аудита, и к аудиторам.

Международный стандарт ISO 19011:2002 и ГОСТ Р ИСО 19011-2003 применительно к экологии базируются на обобщении и уточнении норм ранее действующих стандартов ИСО 14010, 14011, 14012, но в большей степени отражают распространение на сферу охраны окружающей среды положений по аудиту систем качества как наиболее формализованных и широко адаптированных, что делает процесс аудита более конкретным (при всей его гибкости и универсальности). В широком смысле стандарт ISO 19011:2002 отражает тенденции глобализации подходов к проведению аудитов, к сближению методологии различных видов аудита и, в конечном счете, к частичному замещению трудоемких государственных инспекций системой внутренних и внешних коммерческих аудитов для поддержания необходимого уровня соблюдения установленных требований в определенных сферах деятельности.

Принципы проведения аудита делают его результативным и надежным методом контроля, обеспечивая информацией, на основе которой организации могут улучшать свои характеристики, а также являются предпосылкой для объективных заключений по результатам аудита.

Экологический аудит вводится на территории субъектов РФ - Республики Татарстан, Республики Хакасия, Удмуртской Республики, Пермской и Томской областей и др. - принятием соответствующих региональных законодательных и других нормативных правовых актов.

Методическими рекомендациями по организации лицензирования деятельности по обращению с опасными отходами на территории РФ предусмотрено право лицензирующего органа принимать решение рекомендательного характера о проведении независимой оценки экоаудиторскими организациями соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям осуществляемой деятельности по обращению с опасными отходами (распоряжение МПР РФ от 02.12.2002 № 483-р). Использование процедуры ЭА предусмотрено также и рядом других законодательных и нормативно-методических документов.

В целях становления и развития в РФ системы ЭА на основе российских и международных стандартов создано Некоммерческое Партнерство «Национальная экологическая аудиторская Палата» (НП НЭАП), которая организует свои филиалы в регионах. В состав Президиума Совета и Совета НП НЭАП вошли руководители государственных органов, научных и неправительственных организаций.

По инициативе сотрудников Управления Росприроднадзора по Алтайскому краю образован филиал «Экологическая аудиторская Палата Алтайского края» и Совет филиала, утвержденные приказом Национальной Палаты от 10.11.2005 г. № 46. Алтайский Филиал НП «НЭАП» ставит своей целью внедрение добровольного экологического аудита в практику хозяйственной и природоохранной деятельности на территории Алтайского края и содействие хозяйствующим субъектам по экологической сертификации производства, услуг и продукции, по формированию на предприятиях СЭМ в соответствии с российскими и международными стандартами серии ИСО 14000, по проведению независимой экологической оценки различных видов деятельности, по оказанию сопутствующих экоаудиторской деятельности услуг.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 364.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...