Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Методика изучения социализированности личности учащегося




Цель:выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения. Учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда;

3 – почти всегда;

2 – иногда;

1 – очень редко;

0 – никогда.

 

1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей.

2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.

3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.

4. Я умею прощать людей.

5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.

6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.

7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.

8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.

9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.

10. Общаясь с товарищами, отстаиваю свое мнение.

11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.

12. Мне нравится помогать другим.

13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.

14. Если мне не нравятся люди, то не буду с ними общаться.

15. стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.

16. переживаю неприятности других, как свои.

17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.

18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.

19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.

20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.  

 

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

 

1 5 9 13 17
2 6 10 14 18
3 7 11 15 19
4 8 12 16 20

 

Обработка полученных данных. Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основании аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух. Но меньше трех, то это свидетельство о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух балов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет низкий уровень социальной адаптированности.

 

Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью

Цель: определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Ход проведения. Учащимися предлагается прочитать (прослушать) утверждения и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен;

3 – согласен;

2 – трудно сказать;

1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

 

1. Я иду утром в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. в нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я могу всегда свободно высказать свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельной жизни.

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

 

Обработка полученных данных. Показателем удовлетворенности учащихся школьной жизнью (У) является частное от деления общей суммы баллов ответов всех учащихся на общее количество ответов. Если У больше 3 , то можно констатировать о высокой степени удовлетворенности, если же У больше 2, но меньше 3 или 2, то это соответственно свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

Диагностика личности подростка и его социальных связей

Для подобной диагностики могут использоваться следующие методики.

Недописанный тезис

Эта методика позволяет определить убеждения людей, которые повлияли на развитие и становление личности ребенка.

Педагог просит ребенка закончить следующие утверждения:

Я был воспитан с убеждением в том, что….

Семья –это …

Деньги – это…

Работа – это …

Учеба – это …

Мужчина – это …

Женщина – это…

Успех – это …

Важно объяснить ребенку, что он должен определить не собственную позицию, а позицию окружающих (родителей, родственников, учителей и др.). Ребята также могут отметить, какие позиции они принимают (+), с какими категорически не согласны (-). Проанализировав полученную информацию, можно определить ценности и убеждения подростка.

 

Выявление мотивов в учебной деятельности

Внимательно прочитать анкету и подчеркнуть пункты, которые соответствуют их стремлениям и желаниям.

Анкета

1. Учусь потому, что на уроках (назвать предмет) интересно.

2. Учусь потому, что заставляют родители.

3. Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки

4. Учусь потому, что хочу подготовиться к будущей профессии.

5. Учусь потому, что в наше время учатся все, незнайкой быть нельзя.

6. Учусь потому, что хочу завоевать авторитет у товарищей.

7. Учусь потому, что нравится узнавать новое.

8. Учусь потому, что нравится учитель ( по такому-то предмету).

9. Учусь потому, что хочу избежать плохих отметок и неприятностей.

10. Учусь потому, что хочу больше знать.

11. Учусь потому, что люблю мыслить, думать, соображать.

12. Учусь потому, что хочу быть первым учеником.

Обработка и анализ результатов:

Мотивы делятся на следующие группы:

А) широкие социальные мотивы -4,5

Б) мотивация благополучия – 1, 11

В) престижная мотивация – 6,12

Г) мотивация содержания – 7,10

Д) мотивация подавления (послушания) – 2,9

Е) узкие социальные мотивы – 3,8.

 

 

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ ЛИЧНОСТИ

Психологические свойства личности

Уровни развития

Низкий Ниже среднего Средний Высокий
1. Социальное самочувствие (степень удовлетворения жизнью в классе, в школе, в семье)        
2. Направленность личности: ценности, интересы, мотивы        
3 Самооценка, уровень притязаний        
4.  Самочувствие, активность, настроение (САН)        
5. Коммуникативные и организаторские способности        
6. Воспитанность        
7. Общая осведомленность        
8. Черты характера        
9. Профессиональные склонности        
10 Качество выполнения учебной деятельности        

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 287.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...