Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Игра-развлечение. Игра, в которой полностью отсутствует сюжет. Ее цель – развлечь, каким-то образом развеселить участников.
Игра-упражнение – также отсутствует сюжет, при этом преобладают физические действия, так же одно и то же действие может повторяться несколько раз подряд. Сюжетная игра – присутствуют игровые действия и воображаемая ситуация, хотя и в зачаточной форме. Процессуально-подражательная игра, воспроизведение действий или ситуаций, которые ребенок наблюдает в настоящий момент времени. Подражательная и сюжетная игра схожи друг с другом. Традиционная игра. Это такая игра, которая передается из поколения в поколение, в нее играют взрослые и дети, она имеет правила, но в ней отсутствует воображаемая ситуация. Ученый К. Гросс выделял следующие виды игр [6]: · подвижные; · умственные; · сенсорные; · интеллектуальные. Американский ученый и исследователь К. Гарвей выделяет следующие виды игр: · игры с предметами, которые начинаются с манипуляции, а зачем происходит практика и тренировка до полного их совершенствования; · речевые игры – создание детьми определенных произведений, которые не имеют точного смыслового содержания; · игры с социальным материалом; · игры по определенным правилам; · ритуальные игры, которые основаны на движениях игровых предметов. С.А. Шмаков предлагает иную классификацию [17]. Он выделяет 3 группы игр: Предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки и различные предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т.д. Игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности. Более показательны здесь «игры-путешествия». Игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков – это игры с готовыми правилами. Игровая деятельность представляет собой своего рода многогранную палитру. Мероприятие в игровом формате можно провести практически в любой сфере деятельности. Значимость игровой деятельности в процессе развития и воспитания ребенка трудно переоценить. Организуя деятельность детей в игровом формате, последовательно развивается активность и инициативность. В процессе игры формируются навыки самоорганизации, что весьма благоприятно складывается на дальнейшей деятельности ребенка.
Сущность воспитательного процесса. В целостном педагогическом процессе особое место занимает воспитательный процесс. Сущность, место и роль этого процесса легче всего изучать, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. Там, где формирование личности имеет управляемый и контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. В учебных пособиях по педагогике прежних лет была распространена формулировка, согласно которой процесс воспитания - это организованное, целенаправленное руководство воспитанием детей в соответствии с целями, поставленными обществом. Воспитание, как общественное явление, характеризуется следующими позициями: Воспитание – это вечное, необходимое и общее явление, появившееся и развивающееся с человеческим обществом. Воспитание возникло из практической потребности приобщения подрастающего поколения к условиям жизнедеятельности общества. На каждом этапе развития общества воспитание по своему назначению, содержанию и формам носит конкретно исторический характер. Воспитание, как педагогическое явление – это целенаправленный, системно-организованный процесс, реализуемый с целью адаптации, развития (в том числе и саморазвития) и формирования личности [21]. На сайте Министерства Образования РФ дается следующее определение: «Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социо-культурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» [27]. Воспитанию, как педагогическому явлению, присущи следующие признаки: 1. Целенаправленность воздействия на воспитанников; 2. Гуманистическая направленность; 3. Активность субъектов; 4. Качественные и количественные изменения [28]. Воспитательный процесс имеет ряд особенностей, определяющих его сущность, специфику и характер протекания. Воспитание – это прежде всего целенаправленный процесс. Это проявляется в том, что основным ориентиром в работе педагога служит социальный заказ, как совокупность норм, принятых в обществе. Воспитательный процесс становится эффективным, когда при подготовке воспитательного мероприятия педагог ставит себе определенную цель. При этом, будет лучше, если воспитанник тоже будет придерживаться данной цели. Воспитание – это многофакторный процесс, поскольку при его осуществлении педагог должен учитывать множество объективных и субъективных факторов. В числе объективных факторов можно выделить внешние факторы, влияющие на процесс воспитания, а в числе субъективных факторов – социальную среду, в которой воспитывается ребенок. Воспитание – субъективный процесс, что выражается в неоднозначной оценке его результатов. Это объясняется тем, что уровень воспитанности ребенка порой бывает очень сложно определить. Воспитание – это процесс, характеризующийся отдаленностью результатов от момента воспитательного воздействия. Это связано с тем, что воспитательные мероприятия оказывают глубинное воздействие на воспитанников, что может проявиться не сразу. Воспитание – это непрерывный процесс, поскольку личность нельзя воспитывать «от случая к случаю». Воспитательные мероприятия должны проводиться постоянно, так как отдельное мероприятие не сильно повлияет на развитие ребенка. Воспитание – это комплексный процесс, что выражается в единстве его целей, задач, содержания, форм и методов, в подчинении всего воспитательного процесса идее формирования личности. Воспитание – это двусторонний процесс, поскольку он идет как от воспитателя к воспитаннику, так и в обратном направлении. Исходя из указанного выше ряда характеристик воспитательного процесса, можно сделать вывод о важности воспитательного процесса в развитии ребенка. Воспитание является одним из значимых факторов формирования личности. Процесс воспитания помогает развитию самосознания личности, помогает ей в самоопределении, самоутверждении.
Педагогические условия использования игровой деятельности в процессе воспитательной работы. Задолго до того, как игра стала предметом научных исследований, ее широко использовали в качестве одного из важнейших средств воспитания ребенка. Особое время, когда воспитание выделилось в определенную общественную функцию, уходит вглубь веков, и в такую же глубь веков уходит и использование игры как средства воспитания. Особое место игровой деятельности в различных системах воспитания, видимо, определялось тем, что игра определенным образом созвучна природе детей. Главнейшим является значение игры для развития мотивационно-потребностной сферы ребенка. Л.С. Выготский на первый план выдвигал проблему мотивов и потребностей как центральную для понимания самого возникновения игры. Чтобы воспитательный процесс был эффективнее, недостаточно знания определенного набора игр. Игра, как и любое другое средство, становится воспитательным фактором только при соблюдении ряда условий. Главное из них – это отношение педагога к детям, которое выражается при помощи игровых приемов. Это можно назвать игровой позицией педагога. Именно игровая позиция педагога помогает создать особую творческую атмосферу, настроиться детям на «нужный лад». Также, очень многие игры бывают неинтересны детям, только потому, что педагог неумело распределил роли участников. Именно поэтому при организации воспитательного мероприятия с использованием игровой деятельности необходимо учитывать способность детей выполнять определенные роли, а также их индивидуальные особенности, их интересы и потребности. Исходя из этого, можно выделить требование, которому должна соответствовать игровая деятельность. Оно состоит в том, что большинство людей, принимающих участие в игре, должны быть заинтересованы в ее сюжете. Кроме того, необходимо отметить, что преподаватель ни в коем случае не должен навязывать проведение игры детям. Также, будет хорошо, если инициатива в игре будет исходить от самих ребят. Часто при проведении воспитательного мероприятия педагогики сталкиваются с рядом проблем. Одной из них можно выделить трудность развертывания игрового процесса. Поэтому необходимо отметить, что функции преподавателя не должны заканчиваться разработкой плана игры, а должны и захватывать ее проведение. Только при высоком уровне организации можно решить все поставленные педагогом воспитательные задачи. Обобщая все вышеперечисленное, можно выделить следующие педагогические условия использования игровой деятельности в процессе воспитательной работы: · Привлечение детей к изменениям, создание особой игровой среды; · Соблюдение должного отношения педагога к детям (игровая позиция педагога); · Применение грамотного разделения ролей между воспитуемыми (с учетом их способностей); · Отсутствие авторитаризма, наличие инициативы у самих детей; · Стимулирование самостоятельной игры у детей; · Использование разнообразных технологий развития игры; · Применение тактики избирательного взаимодействия воспитуемого с воспитанниками; · Использование педагогом разных позиций при руководстве игрой. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 447. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |