Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Билет 35. Прибыль предприятия




С экономической точки зрения прибыль это разница между денежными поступления и денежными убытиями.

С хозяйственной точки зрения прибыль это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало отчетного периода.

 

Прибыль предприятия выполняет ряд важнейших функций. Является: критерием и показателем эффективности деятельности предприятия, обладает стимулирующей функцией, является источником формирования бюджетов различного уровня. Кроме того она является источником развития предприятия и прироста акционерного капитала. Прибыль организации – это основной фактор экономического развития и социального развития как самого предприятия так и общества в целом. В состав конечного финансового результата прибыли организации за финансовый период включается: прибыль от реализации продукции(товаров, работ, услуг), прочие доходы за минусом прочих расходов. Фактически за прибылью понимается разница между валовыми доходами и валовыми расходами. Прибыль предприятия может формироваться за счет следующих источников: реализация продукции(работ, услуг), реализация основных фондов, реализация прочих активов (ценных бумаг), внереализационные операции в виде разницы между доходами и расходами по ним.

 

Внереализационные операции: доходы от долевого участия в других предприятиях, доходы от сдачи имущества в аренду, дивиденды по ценным бумагам, курсовые валютные разницы, проценты по депозитным вкладам, присужденные штрафы и прочее.

Билет 36.

Налог на прибыль.

Плательщиками налога на прибыль признаются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свои действия в РФ через постоянные представительства или получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения выступает прибыль, полученная налогоплательщиком. Чтобы рассчитать налогооблагаемую прибыль нужно вычесть из доходов вычесть расходы, понесенные за тот же период. Все налогооблагаемые доходы поделены на 2 вида: доходы от реализации товара(работ, услуг, имущественных прав) и внереализационные доходы. Доходом от реализации считается выручка равная всем поступлениям, которые связаны с расчетами за реализованные товары. В состав доходов не включаются косвенные налоги, в частности НДС, акцизы. Внереализационные доходы – все те доходы, которые нельзя отнести к доходам от реализации: полученных от сдачи имущества в аренду, операции купли-продажи ин. Валюты, в виде дохода прошлых лет выявленного в отчетном периоде, в виде суммовых и курсовых разниц, в виде сумм кредиторской задолженности, списанной в связи с тем, что истек срок исковой давности, в виде штрафов и пени, начисленных за нарушение договорных обязательств и т.д.

Налоговым кодексом определен перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, то есть освобождаемых от налогов, доходы в виде средств полученных: в качестве вклада в уставный капитал организации, в виде залога или задатка в качестве обеспечения обязательств, также товары, полученные в качестве предварительной оплаты, касается налогоплательщиков определяющих доходы по методу начисления. Налогоплательщики, определяющие доходы и расходы по методу начисления, в праве создать резервы на сумму отчислений в которые можно уменьшить налогооблагаемый доход, следующие резервы: 1) по сомнительным долгам 2) по гарантийному ремонту и гарантийному обслуживанию 3) предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов 4) резервы на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет и оплату предстоящих отпусков 5) предстоящие ремонты основных средств

Если на конец налогового периода резерв будет использован не полностью, его неизрасходованная сумма в налоговом учете включается в состав внереализационных доходов.

 

Налог на прибыль. Ставка 20% В федеральный бюджет поступает 2%, в региональный 18%. Ставка может быть понижена до 13,5% в региональных бюджетах. Оставшаяся прибыль после уплаты налогов распределяется.

 

Налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год. Отчетными периодами 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года. Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи признаются 2 месяца, 3 месяца и т.д. до окончания календарного года.

 

 

В отношении прибыли применяется следующая терминология:

Валовая прибыль = разница между доходами от различных видов деятельности и расходами по этим видам деятельности

 

Налогооблагаемая прибыль = разница между доходами и расходами, исчисленными в соответствии с налоговым законодательством РФ.

 

Чистая прибыль = прибыль, оставшаяся после уплаты налога.

 

Прибыль от реализации = это разница между выручкой от продажи товаров(работ, услуг) без налогов, включенных в цену и полной себестоимостью этих товаров.

 

Прибыль от реализации имущества = разница между выручкой от продажи и первоначальной стоимостью излишнего имущества.

Методы планирования прибыли.

Планирование прибыли занимает важное место в деятельности фирмы. Проводится раздельно по всем видам деятельности компании. Обусловлено различными методами исчисления. В процессе разработки финансовых планов. В планировании прибыли используются следующие методы:

1) метод прямого счета – в его основе лежит по-ассортиментный расчет прибыли от выпуска и реализации продукции, более простой вариант этого метода предполагает укрупненный расчет по позициям плана. Пример:

Показатели Сумма, тыс. рублей
1) плановый объем продаж: а) по отпускным ценам предприятия б) по полной себестоимости  
2) прочие доходы: а) от прочей реализации б) арендные платежи в) поступления в возмещении причиненных предприятию убытков г) курсовые разницы д) доходы по ценным бумагам е) доходы от долевого участия в деятельности других предприятий  
3) прочие расходы: а) по прочей реализации б) амортизация и обслуживание имущества, сданного в аренду в) курсовые разницы г) налог на имущество  

Задача рассчитать прибыль от реализации продукции.

1) Из пункта 1а вычесть пункт 1б = прибыль от реализации продукции

2) подсчитаем прибыль(убыток) планируемого года = прибыль от реализации продукции + прочие доходы – прочие расходы

1а – 1б + (2а+2б+…) – (3а+3б+…)=прибыль планируемого года

 

2) аналитический метод - используется при незначительных изменениях в ассортименте выпускаемой продукции, применяется при отсутствии инфляционного роста цен и себестоимости. При его использовании расчет ведется раздельно по сравнимой и несравнимой товарной продукции. Сравнимая продукция выпускается в базисном году, который предшествует планируемому, поэтому известны ее фактическая полная себестоимость и объем выпуска. По этим данным можно определить базовую рентабельность R0 – базовая рентабельность, П0 – прибыль в базисном году, С0- полная себестоимость продукции базисного года, далее расчет ведется в следующей последовательности: с помощью базовой рентабельности рассчитывается ориентировочно прибыль планируемого года на объем товарной продукции планируемого года, но по базисной себестоимости. Далее рассчитывается изменение себестоимости продукции в планируемом году. Далее определяется влияние изменения ассортимента качества сортности продукции. Такие расчеты выполняются в специальных таблицах на основе плановых данных об ассортименте продукции, ее качества, сортности. После обоснования цены на готовую продукции планируемого периода определяется влияние роста или снижения цен. Влияние на прибыль всех перечисленных факторов суммируется. Прибыль от производства сравнимой продукции в планируемом году определяется с учетом прибыли исчисленном на 1 и последующих этапах. Далее учитывается изменение прибыли в нереализованных остатках готовой продукции на начало и конец планируемого периода.

Аналитический метод имеет следующее преимущество – показывает влияние факторов на величину прибыли, при наличии стабильных условий.

 

3) метод, основанный на эффекте производственного рычага (операционный рычаг) - базируется на разделении затрат на постоянные и переменные. С помощью этих данных рассчитывается маржинальная прибыль. Для коммерческих предприятий важно определять порог окупаемости затрат. Следует определить критический объем реализации, при котором предприятие способно покрыть затраты не получая прибыли, но и без убытков. Увеличение объема продаж сверх критического приносит предприятию прибыль. С помощью теории точки безубыточности рассчитывают эффект операционного рычага. Это показатель соотношения изменения прибыли при изменении объема реализации. Эффект операционного рычага состоит в том, что любое изменение выручки от реализации приводит к еще более сильному изменению прибыли. Действие данного эффекта связано с непропорциональным воздействием постоянных и переменных затрат на финансовый результат при изменении объема производства и реализации. Чем выше доля постоянных расходов себестоимости продукции, тем сильнее воздействие операционного рычага и наоборот. Сила действия операционного рычага = валовая маржа/прибыль=(затраты пост+ прибыль)/прибыль.

Точка безубыточности = постоянные затраты/доля маржинальной прибыли в выручке = затр. Пост/(валовая маржа/выручка)

 

 

4) метод на основе бюджетирования – разрабатываются компьютерно-ориентированные модели финансового планирования прибыли. Алгоритм планирования прибыли основан на поэтапной подготовке исходных данных для финансового планирования, где представлен алгоритм проектирования прибыли на основе бюджетирования. Этапы планирования прибыли:

       а) организационный – проводятся маркетинговые исследования, изучаются возможности производства и сбыта, процесс начинается с изучения платежеспособного спроса, одновременно проводится оценка производственной мощности предприятия. Из полученных 2 величин объема платежеспособного спроса и объема платежеспособных мощностей выбирается меньшее и планируется объем продаж в натуральных измерителях, одновременно формируются бюджет продаж на основе которого заключаются договор о поставке, формируется портфель заказов предприятия

 

б) 2 этап разработка производственных программ, определяется количество продукции, ее ассортимент, номенклатура, срок изготовления, комплектация, на объем пр-ва оказывают влияние остатки готовой продукции на складе, товаров отгруженных.

в) включает в себя планирование издержек производства, планирование производственной себестоимости, на величину производственной себестоимости влияют изменение в остатках по счетам незавершенного производства, расходов в будущих периодах и предстоящих расходов

г) планирование прибыли от реализации продукции. Прибыль определяется как разница между планируемой выручкой от продаж и полной себестоимостью продукции

д) проектирование прибыли организации от всех видов деятельности предприятия, совокупный финансовый результат складывается из прибыли от реализации, операционных и внереализационных доходов за минусом операционных и внереализационных расходов.

Билет 37.

Рентабельность производства.

 

Рентабельность (доходность) – обобщающий показатель, характеризующий эффективность работы предприятия. Будучи производной издержек, она во многом определяется структурой и динамикой затрат. С другой стороны, находясь в прямой зависимости от объёма выручки, доходность во многом предопределятся этим фактором. В основе её расчёта лежит отношение прибыли (как правило чистой) к выручке от реализации активов предприятия, затраченных средств.

 

Показатели рентабельности.

Оценка финансовой активности фирмы базируется на расчёте различных финансовых коэффициентов. Среди этих показателей выступающих критерием и ориентиром особое место имеют следующие финансово-экономические показатели деятельностити фирмы – рентабельность продаж, рентабельность основной деятельности, рентабельность капитала и рентабельность активов.

 

- Рентабельность продаж (реализация) показывает, сколько прибыли получено на 1 руб. реализованной продукции или долю прибыли в цене продукции и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к выручке от реализации: Р = П/Вр*100%

 

- Рентабельность основной деятельности показывает объём прибыли, приходящийся на 1 руб. затрат и рассчитывается как отношение прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции: Р = Пр/Ср.п.* 100%

 

- Рентабельность капитала показывает эффективность использования собственного капитала и рассчитывается как отношение чистой прибыли к средней за период величине собственного капитала: Р = ЧП/СКср*100%

Для акционерного предприятия рассчитывается прибыль на 1 акцию, кроме того широко используемый в финансовом мире показатель – рыночный мультипликатор.

Рыночный мультипликатор = Р/П

Р – рыночная стоимость акций, П – чистая прибыль на 1 акцию.

Кроме того для аналитических целей используется показатель рентабельность инвестированного капитала, включающий помимо собственного капитала и долгосрочные заёмные источники финансирования.

 

Рентабельность активов показывает экономическую рентабельность всего используемого капитала и рассчитывается как отношение прибыли до налогообложения (чистой прибыли) к средней величине активов. Это показатель используется при обосновании решений стратегического характера (например: при реструктуризации бизнеса)

Р = П/Иср*100%

 

Рентабельность чистых активов. Отношение прибыли к чистым активам.

Чистые активы = активы предприятия – текущие обязательства (которые должны выплачены в течение 12 месяцев)

Для сравнения эффективности вложения в различные виды бизнеса, отрасли.

Р = П/ЧА*100%

Билет 38.

Финансовое планирование на предприятии.

 

Под финансами предприятия понимают совокупность всех денежных средств, находящихся в его распоряжении, а также систему их формирования, распределения и использования.

Финансовое планирование – планирование действий по формированию и использованию финансовых ресурсов, которые обеспечивают взаимосвязь доходов и расходов на основании взаимоувязки показателей развития предприятия с источниками финансирования.

Основная цель – сбалансировать доходы и расходы предприятия.

В процессе финансового планирования выполняются следующие расчёты:

•      планирование доходов и расходов предприятия;

•      расчёт потребности в собственных оборотных средствах (СОС);

•      анализ и планирование денежных потоков;

•      определение потребности необходимых финансовых ресурсов;

•      составление баланса доходов и расходов предприятия.

Финансовое планирование является составной частью стратегического, текущего и оперативного планирования.

Оперативное фининсовое планирование заключается главным образом в составлении платёжного календаря, кассового плана и расчёта потребностей в краткосрочном кредите. Основой текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов (финансовый план).

Примерное содержание финансового плана можно представить следующими статьями доходов и расходов предприятия:

1.    доходы от поступления средств

1.1  прибыль от реализации товаров и услуг

1.2  прибыль от прочей реализации

1.3  планируемые внереализационные доходы, в том числе:

•      доходы от долевого участия в уставном капитали других предприятий

•      доходы, полученные по ценным бумагам

•      доходы, полученные от хранения денежных средств на депозитных счетах в банках и других кредитных учреждениях

•      доходы от сдачи имущества в аренду

1.4  амортизационное отчисление на полное восстановление основных фондов и нематериальных активов

1.5  поступление средств от других предприятий в том числе:

•      от долевого участия в строительстве, по хозяйственным договорам, на научно с/х работы

1.6  поступление из внебюджетных фондов

1.7  прочие доходы

2.    расходы и отчисления средств

2.1  налоги, уплачиваемые из прибыли (по видам налогов)

2.2  распределение чистой прибыли в том числе:

•      на накопление (по направлениям использования)

•      на потребление

2.3  долгосрочные инвестиции (по формам инвестиций) в том числе:

•      за счёт амортизационных отчислений

•      за счёт других источников отчисления

2.4  прочие расходы.

 

Бюджетирование – производственно-финансовое планирование деят-ти предприятия путём составления общего бюджета предприятия и отдельных бюджетов его структурных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов.

Бюджетирование позволяет контролировать и управлять материальными и денежными ресурсами предприятия, его подразделений и оценивать финансовые результаты его деятельности.

 

Общий или основной бюджет – скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. Не имеет каких-либо стандартизированных форм. Наиболее широко на практике используется структура общего основного бюджета с выделением операционного, финансового и инвестиционного бюджета по сферам деятельности предприятия.

Последовательность формирования бюджета определяется руководством самостоятельно. Техника составления бюджета предусматривает следующие шаги:

1)    составляется бюджет продаж;

2)    определяются коммерческие расходы с учётом типов продукции, покупателей, видов и путей реализации;

3)    рассчитывается бюджет производства, в котором учитывается размеры производственных мощностей, изменение производственных запасов, объём внешних закупок сырья и материалов;

4)    определяются управленческие расходы. В бюджет управленческих расходов может включаться все затраты на содержание управленческих отделов (освещение, отопление офисов и тд);

5)    балансовый отчёт характеризует финансовое положение предприятия на конкретную дату и показывает на финансовые средства;

6) составляется бюджет потока денежных средств, при чём отдельно рассчитывается движение денежных средств по основной, инвестиционной, финансовой деятельности.

Билет 39.

Показатели финансового анализа предприятия.

 

Для оценки финансового анализа предприятия используют систему показателей, включаемых в следующие группы:

1) коэффициенты ликвидности;

2) коэффициенты рентабельности;

3) коэффициенты рыночной активности;

4) коэффициенты финансовой устойчивости;

5) коэффициенты деловой активности.

 

Коэффициенты ликвидности.

Ликвидность – способность предприятия отвечать по своим краткосрочным обязательствам (до 12 мес). Если текущие активы (оборотные средства) превышают краткосрочные обязательства, то предприятие ликвидное. Для измерения ликвидности используют систему коэффициентов. Рассмотри важнейшие:

1) Коэффициент общей ликвидности = (Текущие активы)/(общие обязательства)

Показатель даёт общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на 1 рубль текущих обязательств. Значение показателя может варьироваться в разных отраслях, его рост в динамике рассматривается как положительная тенденция. Смысл – фирме рекомендуется иметь оборотных средств в 2 раза больше, чем её краткосрочная кредиторская задолженность

2) Коэффициент срочной ликвидности = (Оборотные запасы - Запасы)/(Текущие краткосрочные обязательства)

Показатель должен быть больше 1. Смысл критерия – фирма должна стремиться к тому, чтобы сумма кредита, предоставленного покупателям (дебиторская задолженность) не превышала величины кредиторской задолженности. Рост показателя является положительной тенденцией, если он не связан с необоснованным ростом дебиторской задолженности. Если рост этого показателя связан с неоправданным ростом дебиторской задолженности, то это не характеризует деятельность предприятия с положительной стороны.

3) коэффициент абсолютной ликвидности = (текущие активы)/(краткосрочные обязательства)

Коэффициент абсолютной ликвидности должен быть больше 0,2.    Коэффициент показывает, какая часть краткосрочных обязательств в случае необходимости может быть погашена немедленно.

4) Величина собственных оборотных средств (СОС) = Оборотные активы – Краткосрочные обязательства

Величина собственных оборотных средств (СОС) = оборотные активы- краткосрочные обяз-ва. Этот показатель показывает, какая сумма оборотных активов останется в распоряжении предприятия после расчёта по краткосрочному обяз-ву . Если он < 0, то не имеет смысла в расчёте других показателей ликвидности. В этом случаем фирма чтобы рассчитаться, должна распродавать ОС. СОС хар-ет ту часть собственного кап-ла предприятия, который явл… Рост показателя в динамке – положит тенденция.

 

Коэффициенты рентабельности.

1) Рентабельность собственного капитала = Чистая прибыль / Собственный капитал

2) Рентабельность авансир капитала = Чистая прибыль / Авансированный капитал

3) Рентабельность активов = Чистая прибыль / Среднегодовая стоимость активов

4) Показатель рентабельности реализации= Чистая прибыль / Выручка от реализации

 

Коэффициенты эффективности характеризуют эффективность использования материальных и финансовых ресурсов предприятия.

1) Оборачиваемость активов = Выручка от реализации / Активы

2) Оборачиваемость дебиторской задолженности = Выручка от реализации / Средняя дебиторская задолженность

3) Оборачиваемость кредитной задолженности = (Средняя кредитная задолженность / Себестоимость) × 360 дней

Ответ в днях.

4) Оборачиваемость запасов в оборотах = Себестоимость реализации / Средние запасы

 

Показатели финансовой устойчивости.

1) Коэффициент концентации собственного капитала (коэффициент устойчивости) = Собственный капитал / Всего хозяйственных средств, авансированных в деятельность предприятия (активы)

Должен быть больше 0,6. Рост показателя – положительная тенденция. Он характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность.

2) Коэффициент финансовой устойчивости = Всего хозяйственных средств / Собственный капитал)

Снижение показателя – положительная тенденция. Если коэффициент = 1, то собственники полностью финансируют своё предприятие, если он = 0.25, то на каждые 1 руб. 25 коп., вложенные в активы, 25 копеек – заёмные.

3) Коэффициент концентрации заёмного капитала = Заёмный капитал / Всего хозяйственных средств (активов)

Снижение - положительная тенденция.

4) Коэффициент концентрации собственного капитала + Коэффициент концентрации заёмного капитала = 1

5) Коэффициент структуры долгосрочных вложений = Долгосрочные пассивы / Внеоборотные активы

Показывает, какая часть основных средств и прочих внеоборотных активов профинансирована внешними инвесторами, то есть принадлежит им, а не владельцам предприятия.

6) Коэффициент долгосрочного привлечения заёмных средств = Долгосрочные пассивы / (Долгосрочные пассивы + собственный капитал))

Он характеризует структуру капитала. Рост в динамике – негативная тенденция, так как означает, что предприятие всё больше зависит от внешних инвесторов.

7) Коэффициент соотношения собственных и заёмных средств = Собственный капитал / Заёмный капитал (текущие обязательства)

Рост в динамике - положительная тенденция. Предприятие в общем смысле считается платёжеспособным, если величина его общих активов превышает величину внешних обязательств.

8) Уровень финансового левериджа = Долгосрочные заёмные средства / Собственный капитал

Характеризует, сколько рублей заёмного капитала приходится на 1 руб. собственных средств. Чем выше значение, тем выше риск, ассоциируемый с данной компанией.

 

Показатели рыночной активности предприятия.

Показатели этой группы характеризуют результаты и эффективность текущей основной производственной деятельности. Оценкой деловой активности на качественном уровне может быть получено в результате сравнения деятельности данного предприятия и родственных по сфере приложение капитала предприятий. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции, репутация предприятия и т. п. Количественная оценка даётся по двум направлениям:

– степень выполнения плана по основным показателям, обеспечение заданных темпов их роста;

– уровень эффективности использования ресурсов предприятия.

 

1) Прибыль на 1 акцию = (Чистая прибыль – Сумма дивидендов по привилегированным акциям) / Общее число обыкновенных акций в обращении

2) Соотношение рыночной цены акции и прибыли на 1 акцию = Курсовая стоимость / Прибыль за 1 акцию

3) Балансовая стоимость акции = (Стоимость акционерного капитала – Стоимость привилегированных акций) / Число акций в обращении

4) Соотношение рыночной и балансовой стоимости акции = Курсовая стоимость / Балансовая стоимость

5) Доходность акции текущая = Дивиденд на 1 акцию / Рыночная стоимость 1 акции

6) Конечная доходность акции = (Дивиденд на 1 акцию + (Цена покупки – Цена продажи)) / Рыночная цена или цена приобретения

7) Доля выплаченных дивидендов = Дивиденд на 1 акцию / Чистая прибыль на 1 акцию (меньше 1)

Билет 40.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 229.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...