Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Безответственная позиция сподвижников Пророка.




 

В свете изложенного, постоянно и все настойчивее возникает вопрос: после объявления Пророком Али преемником духовного завещания и заместителем, подтверждения его главенства после себя в Гадир Хумме или в других местах, как же могло, что сподвижники и приверженцы отвернулись от этого божественного повеления, отказались от повиновения Али, достойнейшему из людей имамата, избрали другого на место покровителя мусульманской общины, передали бразды дел своих в его руки и стали повиноваться его повелениям?! Если следить за событиями последнего периода жизни Пророка - да благословит его Аллах и род его! - то вопрос обретет определенную ясность. Среди людей были такие, которые преследовали свои личные интересы, при затрагивании указов Пророка их интересов, они взбунтовали и начали оказывать давление, чтобы всячески препятствовать ему в осуществлении им своих планов. Священный Коран подчеркивает это явление и предупреждает: "Пусть берегутся те, которые нарушают его приказ, чтобы их не настигло испытание или не постигло их наказание мучительное!" (24:63). Изучение существовавшего тогда социального положения также помогает в понимании предпосылок, приведших к отклонению мусульманского общества от запланированного пути и возникновению кризиса преемства.

 

После смерти Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует! - тогдашний исламский мир жил в условиях диктатуры и деспотизма; многие сподвижники переживали настоящий кризис и оказались перед выбором между реально существующей действительностью и личных интересов; в обществе в основном господствовали личные интересы и пожелания. Положение приняло чрезвычайно острый характер, когда в течение долгих часов оспаривали должность преемника Посланника Аллаха между Али и Усманом.

 

Абд ар-Рахман бин Ауф, который выступал в роли судьи, подошел к Али и сказал ему, чтобы тот присягнул в верности политике двух предшествовавших шейхов - Абу Бакра и Умара. Али -мир ему! - ответил, что он присягнет только в верности завещанию Пророка Аллаха. Отсюда выясняется еще одно обстоятельство: уже наблюдался постепенный разрыв преемственных связей между Пророком и первыми халифами. Ибн Кутайба рассказывает об отказе Али - мир ему! - от присяги Абу Бакру: "Его привели к Абу Бакру и сказали ему: "Присягни Абу Бакру". Он сказал: "Я имею больше права на это дело, чем вы. Я не присягну вам, ведь вам больше подобает присягнуть мне." Умар сказал ему: "Пока не присягнешь, не будешь оставлен в покое". Он сказал: "Клянусь Аллахом, о Умар, я не приемлю твои слова и не присягну ему..." Абу Убайда бин ал-Джаррах сказал Али: "О двоюродный брат мой! Поистине, ты молод, а эти - старейшины твоего племени. У тебя нет такого, как у них, опыта и знания дел. И я считаю Абу Бакра более сильным, чем ты, для этого дела, более способным нести его тяжесть. Передай ты это дело Абу Бакру. Поистине, если ты будешь жить и продлится твоя жизнь, то ты имеешь право на это дело и достоен его за твое достоинство, религию, знание, проницательность, первенство (в исламе), происхождение и родство (с Пророком)."[1] Али бин Абу Талиб - мир ему! -отказался присягнуть Абу Бакру и Умару и выразил свою готовность присягнуть только сунне Пророка Аллаха. Создавшееся положение означало, что мусульманская община отказывается не только от завещаний Пророка Аллаха - да благословит его Аллах да приветствует! - касающихся духовного руководства и политического верховенства, а происходил постепенный процесс удаления ряда важнейших законоположений шариата. Эти негативные явления привели к следующим нарушениям в жизни общины мусульман: После смерти Пророка - мир ему! - обнаружились определенные отклонения в отношениях бывших сподвижников. Среди сподвижников Пророка были люди, которые пытались оказать на него давление и отклонить его от выполнения намеченных им планов, если они не соответствовали их намерениям и пожеланиям. Это проявилось, в частности, когда Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - хотел снарядить войска для похода против византийцев и выразил необходимость присоединения некоторых своих сподвижников под руководство молодого военачальника Усамы бин Зайд. В дальнейшем Зайд погиб в районе "Му'та" на севере Аравийского полуострова, но приданные в его подчинение сподвижники решили остаться в том городе и проявлять непокорность указаниям Пророка.[2] Несмотря на усилившуюся болезнь, Посланник Аллаха нашел силы выйти в мечеть и публично осудил противников назначения Усамы. Он сказал: "Эй, люди! Что за речи некоторых из вас доходят до меня относительно назначения мною начальником Усамы. Если вы порицаете мое назначение Усамы начальником, то тем самым вы порицаете мое назначение начальником его отца до него. Да ей-богу, если кто-нибудь был достоен начальства, то его сын после него также достоен этого".[3] Такие случаи неподчинения и открытого изменения некоторых норм и положений исламского шариата заметно участились после смерти Пророка. Например, при жизни Пророка, временный брак (мут'а) не запрещался; это как-бы являлось божественным повелением, а когда халифат перешел в руки Омара бин ал-Хаттаба, то он запретил это положение соответствующим законом и предусмотрел наказание за нарушение этого закона.

 

При жизни Пророка, халифата Абу Бакра и в течение трех лет халифата Омара, если муж однажды произнес слова "талак", уже развод считался завершенным; в дальнейшем же решили и объявили необходимость трехразового произнесения этого слова.

 

В последнее время все отчетливее наблюдалась социальная дифференциация общины; во время правления второго халифа был отменен принцип равного распределения подаяний; при этом стали учитывать срок давности принятия ислама, племенное и расовое происхождение. Лицам, принявшим ислам в более ранний период, стали давать предпочтение при распределении военных трофеев, предпочтение арабам над другими и находящимся под покровительством.[4]

 

Халиф обращая внимание на кризисное положение в общине, к которому привела его финансовая политика, провозгласил о своей готовности пересмотреть ее если останется живым.[5] Должность халифа постепенно превращалась в правительственную должность, которая давала право делать изменения в основополагающих вопросах шариата, предоставляла право издавать новые законы по второстепенным вопросам. Именно в этот период возникла идея о праве самостоятельного решения некоторых вопросов юридически-богословского характера и сподвижники в соответствии со своим уровнем знания и подготовленности начали решать эти вопросы. Такое решение сложных вопросов религии начали считать добрым делом и отсюда взяла свое начало так называемая теория справедливости сподвижников и проникновение ложных рассказов от имени Пророка, такие как "Мои сподвижники как звезды, на какого бы из них Вы ни ориентировались, станете на верный путь".

 

Восхваление некоторых сподвижников в Священном Коране, прославление их решительных позиций в прошлом, конечно, не означают их абсолютную безупречность и непорочность от всех видов отклонений и порочностей в течение всей их жизни. Да будет доволен Аллах теми и вечное счастье будет судьбой тех, кто крепок и устойчив в своей вере и продолжил свои благочестивые дела. Священный Коран обращаясь к Пророку говорит: "Если ты придашь сотоварищей, то пусть окажется твое дело, и будешь ты из числа потерпевших убыток" (39:65). Обращаясь к Ибрахиму и его потомству говорится: "Это - Наш довод, который Мы даровали Ибрахиму против его народа. Мы возвышаем степенями тех, кого желаем. Поистине, Господь твой - мудрый, знающий! И даровали Мы ему Исхака и Йа'куба; всех Мы вели прямым путем, и Нуха вели Мы раньше, а из его потомства - Да'уда, Сулеймана, и Аййуба и Йусу-фа, и Мусу, и Харуна. Так воздаем Мы делающим добро! И Закарию, и Йахйу, и 'Ису и Илйаса, -они все из праведных. И Исма'ила, и ал-Йаса', -они все из праведных. И Исма'ила и ал-Йаса', и Йунуса, и Луга - и всех Мы превознесли над мирами. И из отцов их, и потомков их, и братьев их, - Мы избрали их и вели их на прямой путь. Это - путь Аллаха, которым Он ведет, кого желает, из Своих рабов. А если бы они придали Ему сотоварищей, то тщетным для них оказалось бы то, что они делали!" (6:84-88) Мы также знаем из истории, что не каждый, кто был известен как сподвижник, был праведным и благочестивым. Об этом свидетельствуют и многочисленные хадисы. Ибн Аббас передает со слов Посланника Аллаха:

 

"Поистине, некоторые люди из моих сподвижников будут отведены (в День суда) в левую сторону и я скажу: "Они - мои сподвижники!" Он скажет: "Они не переставали обращаться вспять после того, как ты с ним расстался". И я скажу то же, что говорил раб праведный: "Я был свидетелем о них, пока пребывал среди них, а когда Ты меня упокоил, Ты был наблюдателем за ними..."[6]

 

Ат-Тафтазани в книге "Шарх ал-макасид" пишет: "Войны и ссоры, имевшие место между сподвижниками в том виде, как они упомянуты в книгах истории и устно переданы заслуживающими доверия людьми, явно свидетельствуют о том, что некоторые из них отклонились от пути истины и достигли пределов несправедливости и скверны. К тому подстрекали ненависть, упрямство, зависть, вражда, стремление к власти и главенству, склонность к прелестям и страсти. Следовательно, не всякий сподвижник является непогрешимым и не всякий, кто встречался с Пророком, отмечен добрым".[7] Таким образом, расхождение мнений относительно некоторых лиц, среди которых были и сподвижники, не дает нам основание для обвинения авторов этих мнений в неверии и предания их проклятию. Вместе с тем, эти разногласия не следует интерпретировать или использовать против мусульманского единства. В период после смерти Пророка - да пребудет над ним мир! - остановилось развитие мыслительной деятельности, были ограничены права и прекращены исследования рационального характера. В период раннего ислама и особенно в период правления первого и второго халифов наблюдалось замораживание культурного развития, оно считалось признаком нововведения и ереси.

 

После смерти Пророка серьезному испытанию подвергалась сама святость исламских правопорядков; общие интересы ислама были сконцентрированы в рамках Книги и благородной сунны; ислам принимал форму некого порядка социального строя. Интересы мусульманской общины определялись лично халифом невзирая на позицию сунны Пророка. Каждый из первых четырех халифов имел свой личный стиль правления. Таким образом, постепенно расслабли основы исламского образа правления и исламского социального строя.

 

Вышеупомянутое горестное и достойное сожаления положение как-то не могло проникнуть в шиизм, который является воззрением людей дома. Сторонники шиизма со дня возникновения этого движения в истории ислама сплотились вокруг благородного Корана и опираясь на достоверные предания, переданные от самого Пророка - да пребудет над ним мир! - стали призывать к защите двух драгоценных источников ислама - Корана и сунны, что и дало возможность исламу сохранить свою самобытность и жизнеспособность.

 

[1] Ал-Имам ва-с-сииаса. с.11-12.

 

[2] Сират Ибн Хишам. 4/228.

 

[3] см: Ат-Табакат ли-Ибн Са'д; Тарих ат-Табари; Ас- Сират ал-Халаби.

 

[4] Шарх Ибн Аби-л-Хадид. 8/11.

 

[5] Тарих ат-Табари.

 

[6] Сахих ал-Бухари. IX/63-64; Сахих Муслим 1/58.

 

[7] Шарх ал-макасид. 2/306. Изд. Астана.

 

 

ЛЕКЦИЯ 43

ШИИЗМ В ВОДОВОРОТЕ ИСТОРИИ

 

Существуют различные версии относительно времени возникновения шиизма. Некоторые ученые и исследователи считают, что шиизм как религиозное воззрение и движение возникло после смерти Пророка - да благословит его Аллах и да приветствует!; - они утверждают, что первые их организации появились во время кризиса преемственности, приведшего в возбуждение тогда общину мусульман. Ал-Йа'куби, например, пишет:

 

"Среди мухаджиров и ансаров были люди, такие как ал-Аббас бин Абд ал-Мутталиб, ал-Фадл бин ал-Аббас, аз-Зубайр бин ал-Аввам, Халид бин Са'ид ал-Микдад бин Амр, Салман ал-Фариси, Абу Зарр ал-Гифари, Аммар бин Йасир, ал-Бара' бин Азиб и Убай бин Ка'б, которые отказались присягнуть Абу Бакру и встали на сторону Али бин Абу Талиба"[1] Ал-Мас'уди говорит о том, что Салман ал-Фариси и Аммар бин Йасир относились к шиизму еще при жизни Пророка.[2] Третьие утверждают, что шиизм обрел прочную основу в конце правления халифа Усмана. Четвертые считают, что основателем школы шиизма является имам ас-Садик - мир ему!

 

Некоторые писатели и историки связывают возникновение шиизма с ересью некого человека по имени Абдаллаха бин Саба'. Все свои представления о шиизме они строят на этой основе, что дает им повод оценить его как случайное для мусульманского общества или привнесенное в него извне явление. Подобные измышления лишены твердой основы и направлены лишь на сокрытие истины и извращение действительности или же происходят из незнания богатого шиитского теоретического наследия.

 

Ряд мусульманских ученых считают, что действительным основателем шиитского направления в исламе является сам Пророк - да пребудет над ним мир! - именно он использовал этот термин в своих публичных выступлениях, где призывал к подчинению Али. Комментаторы из людей сунны разъясняя благородный стих: "Поистине, те, которые уверовали и творили доброе, эти - лучшие из твари" (98:7). - утверждают, что он ниспослан по поводу Али - мир ему! Когда был ниспослан стих, Пророк сказал Али: "Это - ты и твои приверженцы. Ты и твои приверженцы придете в день воскресения довольными и снискавшими довольство, и придут враги твои мрачными и оковами на шеях".[3] Известный комментатор Корана и историк ат-Табари и Хасан бин Муса ан-Наубахти пишут: "Первая секта в исламе - шиизм, принадлежала Али бин Абу Талибу и существовала она еще при жизни Пророка".[4]

 

И так, можно сказать, что Посланник Аллаха употреблял слово "ши'а" применительно к сторонникам Али, обобщая под этим понятием особенности тех, кто следовал его примеру. Все основополагающие и второстепенные нормы и правила шиитского направления отражают действительную сущность ислама; того ислама, который принес людям Посланник Аллаха - мир ему и благословение! Когда говорят, что шииты - приверженцы имама Джа'фара бин Мухаммада ас-Садика, то имеют в виду, что имам Джа'фар вышел из потомства Посланника Аллаха и является одним из имамов людей дома. Он приложил значительные усилия в распространение исламских и шиитских знаний, ибо в его времена, в условиях омейядско-аббасидских столкновений за халифат появилась возможность для этого.

 

Шиизм представляет бьющееся сердце ислама и говоря словами известного египетского мыслителя Мухаммада Фикри Абу-н-Насра: "Шииты не имеют никакого отношения к Абу-л-Хасану ал-Аш'ари касательно основ веры и к четырем правовым школам касательно частных вопросов права на том основании, что учение шиитских имамов предшествует другим учениям, вследствии чего оно - более надежное и верное, достойнее, чем другие, для подражания, также более подходяще для открытия ворот иджтихада по нему до дня воскресения. Кроме того, это учение никогда не было интерпретировано под влиянием политических сил и конфликтов".[5]

 

Профессор Абу-л-Вафа ал-Гунейми ат-Тафтаза-ни говорит: "Многие исследователи - как на Востоке, так и на Западе, как в старое, так и в новое время - допускали в отношении шиизма множество ошибочных суждений, не имеющих заслуживающих доверия доказательств и свидетельств из положений Корана и сунны. Некоторые люди пользовались этими суждениями, не задавая себе вопроса о том, правильны ли они или ошибочны. Среди факторов, способствовавших несправедливому отношению этих исследователей к шиитам, было невежество, вытекающее из того, что они не были осведомлены о шиитских источниках и довольствовались лишь источниками их противников".[6]

 

[1] Ал-Йа'куби. 2/114.

 

[2] Мурудж аз-захаб.

 

[3] Ас-Савайк ал-мухрика ли-Ибн Хадид ал-Аскалани. 11/99.

 

[4] Тафсир ат-Табари. 3/126.

 

[5] Мукаддимат ал-мураджа'ат. Каирское изд. с. 10.

 

[6] Ма'ариджал ал фикр фи-л-Кахира. с.40-41.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 332.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...