Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

НЕОБХОДИМОСТЬ НАЛИЧИЯ ИМАМА




 

Человек исходя из своих природных особенностей и натуры всегда стремится к совершенству. На пути усовершенствования он сталкивается с препятствиями и опасностями, делающими этот путь почти непреодолимым. Следовательно, человеку нужно показать наиболее преодолимый путь для достижения конечной цели своего творения. Значит, наличие совершенного человека, который должен служить вехой на пути человека, остается объективной необходимостью. Этим совершенным человеком является имам - непогрешимый человек, который поднимает знамя единобожия и соответствует всем требованиям поста имама. Он подобен ярко светящемуся солнцу и показывающему истинный путь оказывающимся в затруднении. Он является связующим звеном между потусторонним миром и миром исповедания.

 

Аллах Всевышний добр и милостив к Своим рабам; Он покрывает Своим милосердием их. Если человек хоть на миг задумается над всеми благами, которыми Бог его одарил, то, окажется перед великой истиной Бог абсолютно милосерд и милостив.

 

Помимо умственных доводов существуют еще доводы, приводимые кораническими стихами и преданиями, в которых также обосновывается учение имамата: "И вот, Господь испытал Ибрахима словесами и потом завершил их. Он сказал:

 

"Поистине, Я сделаю тебя для людей имамом". Он сказал: "Из моего потомства?" Он сказал: "Не объемлет завет Мой неправедных" (2:124). Содержание стиха четко разграничивает места имамата и пророчества; показывает, что ранг имамата выше ранга пророчества. Потому что Бог Всевышний возвещает Ибрахима имаматом тогда, когда он уже был пророком; подтверждает, что имамат - это божественный обет, имам избирается Богом, а не людьми.

 

Имам предохранен от грехопадения в течение всей его жизни, ибо грехопадение равномерно несправедливости, а имам свободен от несправедливости, точно таким же образом, как он защищен от придания Аллаху сотоварищей.

 

Стих подтверждает имамат Ибрахима и некоторых лиц из его потомства, поэтому следует считать Пророка Мухаммада, да пребудет над ним мир, имамом с начала его миссии.

 

Пост имама утвержден в интересах человечества, а это означает, что мусульманская община нуждается в имаме.

 

Священный Коран гласит: "О вы, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху и повинуйтесь посланнику и обладателям власти среди вас. Если же вы препираетесь о чем-нибудь, то верните это Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и в последний день. Это - лучше и прекраснее по исходу" (4:59). Стих приказывает верующим повиноваться Аллаху Всевышнему, посланнику и обладателям власти. Повиновение Богу - это обязательное, достигаемое разумом повиновение и отличается от повиновения Пророку и обладателям власти. Тем не менее, помимо повиновения предписаниям Бога в управлении обществом, необходимо подчиняться Пророку и обладателям власти. Повиновение Богу берет свое начало от повиновения Пророку: "Кто повинуется посланнику, тот повинуется Аллаху. А кто отворачивается... то Мы не посылали тебя хранителем над ними" (4:80).

 

Пророк и обладатели власти должны быть непогрешимыми, в противном случае возникнет контраст между повелением Аллаха и их повелением. Если например, обладатель власти выпивает спиртные напитки и другим разрешает их употреблять, то каково будет отношение верующих к подобному велению?

 

Повеления обладателей власти соответствуют повелениям Пророка; слово "повинуйтесь" в стихе охватывает и Пророка и обладателя власти. Слово "власть" применяется в Коране в трех значениях:

 

дело, действие и власть. Это дает основание предполагать, что здесь имеется в виду обладатели власти в вопросах управления обществом.

 

Кто такие "обладатели власти"? В стихе подчеркивается особая важность повиновения обладателям власти и их непогрешимость. С другой стороны, мы видим, что за исключением Али, да пребудет мир над ним, принимавшие на себя управление мусульманами, вовсе не отличались непогрешимостью. История знает много примеров тому, как те или иные правители нарушали повеления Бога. Повелитель правоверных Али бин Абу Талиб, да пребудет над ним мир, остерегал от подобных нарушений. Рассказывают, что Умар каждый раз, когда он пребывал в замешательстве при решении какого-нибудь вопроса, и решал его Али мир ему! - говорил: "Если бы не Али, пропал бы Умар".[1] Отсюда явствует, что лица, не обладающие непогрешимостью, не могут быть обладателями власти.

 

Джабир бин Абдуллах ал-Ансари рассказывает, что после того, как был ниспослан стих об обладателях власти, он обратился к Пророку, да будет над ним мир, с вопросом о том, кто они такие. Пророк, да пребудет над ним мир, ответил: "Они мои преемники и имамы верующих после меня. Первый из них - Али бин Абу Талиб, затем ал-Хасан и ал-Хусайн, затем Мухаммад бин Али, известный в Торе как ал-Бакир - ты, о Джабир, доживешь до него и если встретишь его, то передай ему привет от меня - затем ас-Садик Джа'фар бин Мухаммад, затем Муса бин Джа'фар, затем Али бин Муса, затем Мухаммад бин Али, затем Али бин Мухаммад, затем ал-Хасан бин Али, затем тот, кто имеет одинаковое со мной имя - Мухаммад и прозвище - Доказательство Аллаха на Его земле и Исполнитель Его повелений среди Его рабов - Ибн ал-Хасан бин Али, руками которого Аллах - да возвысится понимание Его! - откроет весь мир и который сокроется от своих приверженцев и близких сокрытием, в течение которого непоколебимо признает его имамат только тот, сердце которого испытал Аллах для веры".[2]

 

Имам ал-Бакир - мир ему! - сказал: "Имамы -из потомства Али и Фатимы до того дня, когда наступит последний час".

 

Стих о покровительстве: "Ваш покровитель -только Аллах и Его посланник и те, которые уверовали, которые выполняют молитву и дают очищение, и они преклоняются" (5:55). Здесь четко подчеркивается, что покровительство над мусульманами принадлежит Аллаху, Посланнику и тем кто уверовал. Здесь опровергается покровительство тех лиц, кто не отмечен в стихе.

 

Стих о передаче: "О посланник! Передай, что низведено тебе от твоего Господа. А если ты этого не сделаешь, то ты не передашь Его послания. Аллах защитит тебя от людей. Поистине, Аллах не ведет прямо людей неверных!" (5:67). Ученые - шииты и большая группа комментаторов Корана утверждают, что этот благородный стих был ниспослан в день Гадира во время прощального паломничества Пророка, да пребудет над ним мир! Стих был ниспослан примерно за семьдесят дней до смерти Пророка. Если глубоко вникнуть в суть сложившейся тогда обстановки, то можно будет заметить ту опасность, которая поджидала новую религию после кончины Посланника. Многие племена заняли в те дни позицию, враждебную исламу. В такой ситуации ислам не смог бы продолжить свое продвижение в направлении ведения общины по правильному пути согласно наставлениям Пророка без того человека, преемство которого предопределено божественным установлением и который назначен самим Посланником Аллаха. Внезапное провозглашение имени преемника Пророка могло бы подорвать. веру тех, кто не полностью освободился от племенных предрассудков и представлении периода неведения и дать основание для разговоров о том, что якобы Пророк, да пребудет над ним мир! - создает обширное царство для членов своей семьи и своего племени. Поэтому был ниспослан стих: "Аллах защитит тебя от людей..." Пророку, да пребудет над ним мир! - не оставалось ничего кроме как назначить Али - мир ему! - преемником Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! - в его общине после него. Он начал с восхваления и прославления Аллаха всемогущего, мудрого и всевидящего, власть и знание которого беспредельны. Он сказал: "О люди! близко то время, когда я буду призван к Богу и я откликнусь. Я буду спрошен и вы будете спрошены, так, что вы скажете?" Они сказали: "Мы свидетельствуем, что ты передал (нам послание Аллаха), и усердствовал, и давал совет, да воздаст тебе Аллах добрым!" Он сказал: "Разве вы свидетельствуете, что нет божества кроме Аллаха и Мухаммад - Его раб и Посланник, и что рай Его - истина, и что ад Его - истина, и что воскрешение после смерти - истина, и что Час наступит - нет сомнения в этом, и что Аллах воскресит тех, кто в могилах?" Они ответили: "Да, мы свидетельствуем об этом!" Затем он добавил: "Я буду спрашивать у вас, когда вы вернетесь ко мне, о двух драгоценных вещах: как вы унаследуете меня в этих вещах? Величайшая драгоценность - Книга Аллаха - велик Он и славен! - вервь, один конец которой находится в руках Аллаха, другой же конец - в ваших руках. Держитесь за нее и вы не заблудитесь, и не измените милость Аллаха. И моя семья, люди моего дома. Поистине, Аллах -благ Он и сведущ! - сообщил мне, что эти две вещи не иссякнут пока не вернутся ко мне к пруду". Затем он позвал Али - мир ему! - взял его руку и поднял ее, чтобы обозначить его людям и сказал: "Эй, люди! Кто ближе к вам, чем вы сами?" Они ответили: "Аллах и Его Посланник лучше знают". Посланник сказал. "Кому я был покровителем, тому этот Али покровитель. О Аллах! Будь покровителем тому, кто был его другом, будь врагом тому, кто был его врагом, помоги тому, кто помог ему, оставь без поддержки того, кто оставил его без поддержки, и пусть он будет прав, где бы он ни находился! Разве я не сообщил (это) трижды?"[3] И не успели караваны паломников разойтись по пути возвращения на Родину, как снизошел стих:

 

"Сегодня отчаялись те, которые не веровали, в вашей религии; не бойтесь же их, а бойтесь Меня" (5:3). После этого всюду прозвучали слова, возвеличивающие Аллаха. Люди радовались назначению Али - да будет над ним мир! - покровителем. Они поздравляли Али и поэт Посланника Аллаха посвятил этому радостному случаю прекрасную касыду.

 

[1] Табакат Ибн Са'д. 2/103.

 

[2] Исбат ал-худат. 3/123.

 

[3] Сахих ат-Тирмизи. 2/297; Мустадрак ал-Хаким. с. 1092; Асбаб ан-нузул. с. 150.

 

 

ЛЕКЦИЯ 37










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 376.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...