Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ЗНАНИЯ ИМАМОМ ОСНОВ ИСЛАМСКИХ ВЕРОВАНИЙ




 

Знание - одно из важнейших особенностей имама; это существо, полное добра и благословения, щедро распространяет свое знание на все окружающее, дабы дать счастье людям в ближайшей жизни и в мире потустороннем. Он достиг вершины всех знаний, больших и малых, что необходимо для спасения человека от заблуждений этого мира, возвышения его к вершине достоинства и благородства. благодаря универсальности его личности, которая фактически является продолжением личности Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует! -ибо имам по охвату своих знаний, своей учености и по другим особенностям представляет собой уменьшенный образ Пророка. Это знание приходит к нему не через обучение, он учится этому благодаря акту божественной милости, которую Аллах дарует наиболее совершенным Своим рабам. Нет ни малейшей вероятности того, что его может преодолеть недостаточность знания или запутанность знаний.

 

К религиозному руководителю, достигшему внутреннего смысла вещей, находящемуся на прямой дороге и обладающему знанием не по независимому суждению, а по уверенности, мы не можем отнести недостаточность знания. Этот непогрешимый человек, которому Аллах поручил охранять Свою религию, и который следует за правильностью выполнения установлении Аллаха людьми, призван подготовить почву для воспитания и совершенствования человечества, наставления людей на прямую дорогу, которая есть единственный путь к самосовершенствованию. В обязанность имама входит также разработка программы для сохранения того, что служит интересам общины в идейном и социальном плане. Священный Коран гласит: "Тот ли, кто ведет к истине, имеет более прав, чтобы за ним следовали, или тот, кто сам не ведет, если его не будут вести?" (10:35).

 

Как мы уже отмечали, знание имама исходит из божественного света, достигается непосредственно и без посредника, поэтому полностью исключается какие-либо ошибки или забвение. Это есть знание, щедро даруемое Абсолютной Истиной имаму. Имам ал-Бакир - мир ему! - сказал: "Поистине, Аллаху принадлежит особое знание и знание общее; что касается особого знания, то это -знание, о котором не осведомлены Его ангелы приближенные и пророки посланные, и оно оставлено нам Посланником Аллаха - да благословит его Аллах и род его и да приветствует!"[1] Имам ас-Садик - мир ему! - сказал: "Тот, кто обладает знанием книги, тот и повелитель верующих". Некоторые рассказчики приводят следующие слова повелителя верующих - мир ему!: "Поистине, знание, с которым Адам сошел с неба на землю, и все то, чем оказана милость пророкам вплоть до Печати пророков, - находится у семьи Печати пророков."[2] Али бин Абу Талиб - мир ему! - достиг обширность знаний, был остроумен.

 

В начале третьего века халиф ал-Ма'мун организовал диспут с участием всех теологов - схоластических толков и школ. Цель диспута заключалась в проведении научного спора между ними и Али бин Мусой ар-Рида. Все теологи - схоласт вначале отказались вступить в дискуссию с человеком, кто будет приводить свои доводы с Книги, которую они не признают, и со слов Пророка, в которого они не уверовали. Но ар-Рида - мир ему! - сказал, что он приведет свои доводы против каждого из них из книги его же религии. В дискуссии с главой христиан он привел доводы из книг предшествующих пророков для доказательства того, что пришествие Пророка ислама было предсказано пророками до него. Его доводы были настолько ясны, глубоки и убедительны, что они не оставили сомнения ни у кого. Затем он на основании Торы доказал то же самое иудейскому теологу - схоласту. Столь же аргументирование он переубедил и главу зороастрийцев. В человеке, задавшем ему вопрос о божественной единосущности, имам узнал сабиита Имрана и настолько убедительно ответил на его вопросы, что тот опустился на землю, совершая земной поклон в сторону Мекки и принял ислам.[3]

 

Источники знания имама.

Имам обладает исчерпывающим знанием о том, что произошло в прошлом и о том, что произойдет в будущем; его знания в области шариата охватывает все вплоть до "плату за царапину". Имам ал-Казим - мир ему! - говорил: "Все наши знания имеют три вида: знание о прошлом, знание о будущем и знание о вновь возникающем. Что касается о прошлом, то оно истолковано (нам Пророком), что касается знания о будущем, то оно упомянуто (в свитках, имеющихся у нас), а что касается знания о вновь возникающем, то оно внушено нашим сердцам и высечено на наших слухах. И это - лучшая часть нашего знания и нет пророка после нашего Пророка".[4]

 

Каковы же источники знания имама? Наиболее глубокая и точная часть знания имамов предоставлена им путем внушения с мира невидимого. Коран сам по себе также является богатым источником знания имамов. Вторым источником их знания являются книги, точнее свитки, которые они получили в наследство от Посланника Аллаха - да благословит его Аллах и род его!

 

Религиозные знания, принадлежавшие Посланнику - да благословит его Аллах и род его! - находят свое продолжение в непогрешимых преемниках его духовного завещания и со смертью пророков и посланников не прерывается связь между Создателем и Его созданиями. Существует множество преданий о том, как праведные имамы извлекали пользу из благословенного Корана.

 

Имам ал-Бакир - мир ему! - рассказывал: "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! сказал повелителю верующих - мир ему! "Ты записывай то, что я тебе диктую". Али - мир ему! - сказал: "О Пророк Аллаха! Боишься, что я забуду?" Он сказал: "Я не боюсь, что ты забудешь. Ведь я призываю к Аллаху, чтобы Он учил тебя наизусть и сохранил тебя от забвения. Однако ты записывай для твоих сотоварищей!" Он сказал:

 

"Кто же мои сотоварищи, о Пророк Аллаха?" Он сказал: "Имамы из моего потомства. С их посредства дождь поит мою общину, с их посредства удовлетворяются призывы мусульман, с их посредства отводится от них беда и с их посредства ниспосылается милость с неба. И этот -первый из них". Сказав это, он указал пальцем на ал-Хусайна и добавил: "Имамы - из твоего потомства".[5] Со слов имама ас-Садика - мир ему! - передают следующее: "Книги были у Али - мир ему! Когда он отправился в Ирак, оставил книги для хранения у Умм Салмы. Когда он умер - мир ему! - они были у ал-Хасана, - мир ему! - они были у ал-Хусайна - мир ему! Когда умер ал-Ху-сайн - мир ему! - они были у Али бин ал-Хусайна - мир ему! Затем они были у моего отца".[6]

 

Третьим источником, откуда имамы получали свои знания было откровение со стороны ангелов. Ал-Кандузи ал-Ханафи в "Йанаби' ал-мавадда" передает со ссылкой на "ал-Манакиб" ибн ал-Мугазали следующие слова Ибн ал-Аббаса - да будет доволен ими обоими Аллах! "Посланник Аллаха - да благословит его Аллах и род его! -сказал: "Когда я предстану перед моим Господином, Он будет говорить со мной и беседовать втайне и я не буду знать ничего, кроме того, чему я учил Али, ибо он -врата моих знаний".[7] Ал-Хасан бин ал-Аббас приводит следующие слова имама ар-Риды - мир ему! Он спросил: "Да буду я твоим выкупом! Сообщи мне, каково различие между посланником, пророком и имамом? Он написал: "Различие между посланником, пророком и имамом заключается в том, что посланник тот, кому является Джебраил и приносит ему Откровение и он видит его и слышит его речь; возможно, он видит во сне, как видел Ибрахим; пророк, бывает, слышит речь, бывает, он видит фигуру, но не слышит; имам же - тот, кто слышит речь, но не видит фигуру".[8]

 

[1] Бихар ал-анвар. XXVI/160.

 

[2] Там же. XXVI/160.

 

[3] Уйун ахбар ар-Рида. 1/154-157; Китаб ат-таухид ли-с-Садук. с.427-429.

 

[4] Усул-ал-Кафи. 1/207.

 

[5] Джами' ахадис аш-ши'а. 1/141.

 

[6] Там же.

 

[7] Йаналби ал-мавадда. с.69.

 

[8] Усул-ал-Кафи. 1/176.

 

 

ЛЕКЦИЯ 40










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 382.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...