Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Имам — это думающая голова общества




 

Человеческое общество ощущает острую нужду в человеке, который бы направлял в едином направлении мысленную деятельность своего народа. Однажды имам ас-Садик-мир ему!-спросил своего ученика Хишама бин ал-Хакама: "О Хишам, не расскажешь ли мне как ты поступил с Амром бин Убайдом и о чем ты его спросил?" Хишам вначале постеснялся говорить перед имамом, но потом начал рассказ о том, как однажды оказался среди слушателей Амра бин Убайда в мечети в Басре и обратился к нему с вопросами. После того, как Амр ответил на его вопросы о том, есть ли у него глаз, нос, рот, уши и что он с ними делает, Хишам спросил у него:

 

- А есть ли у тебя сердце и что ты с ним делаешь? Амр ответил: - Да, я отмечаю им все, что поступает на органы чувств.

 

- Не излишно ли сердце, - спросил Хишам, -когда есть эти органы? Тот ответил: - Нет. - Как же так, - спросил Хишам, - они же нормальные и здоровые? - Сын мой, - ответил Амр, - если органы чувств сомневаются в том, что они обоняли, видели, вкусили и услышали, то они передают это сердцу, а оно определяет достоверное знание и вытесняет сомнение. Хишам сказал: "То есть Аллах установил сердце для контроля над сомнениями органов чувств?" Да, - сказал Амр. Хишам сказал: - то есть сердце необходимо, иначе органы чувств не приобретут уверенность? Амр ответил утвердительно. Хишам сказал: "О отец Марва-на! Аллах - велик. Он и славен! - не оставил твои органы чувств без того, чтобы не назначить для них имама, определяющего им достоверное значение, с помощью которого они приобретают уверенность в том, что они сомневаются. Как же он оставляет всех этих людей в их растерянности без того, чтобы назначить им имама, к которому они обратились бы со своими сомнениями, если Он назначает тебе имама над твоими органами чувств, к которому ты обращаешься со своей растерянностью и сомнениями?" Амр замолчал и ничего не сказал. А когда он догадался, что его собеседником является Хишам бин ал-Хакам, оказал ему почести.

 

Когда Хишам закончил свой рассказ, имам ас-Садик - мир ему! - улыбнулся и спросил у него:

 

О Хишам, кто же научил тебя этому? Хишам сказал: - Я перенял это у тебя и сочинил. Имам сказал: - Клянусь Аллахом, это написано в свитках Ибрахима и Мусы.[1]

 

Поистине, имамы -да пребудет мир над ними! -чувствовали и несли ответственность за защиту религии и шариата от отклонений, были щедрым источником вечных коранических действительностей. Они своими словами и действиями вели людей по правильному пути и оставили после себя богатое сокровище исламского наследия. Имам Али - да пребудет мир над ним! - играл важную роль в контроле за воспитанием, за деятельностью судебных и правовых органов в период после Пророка, сократил несостоятельные судебные законоположения, руководил их исполнением, заложил основы истинно исламским нормам и положениям в юриспруденции. Они олицетворяли в тот ранний период духовное и умственное превосходство религии ислама, организовывали диспуты с представителями обладателей книги, давали отпор многим измышлениям против ислама. Так, существование имамов, да пребудет мир над ними! -означало наличие важного источника культурного развития, способствовавшего распространению идейного наследия ислама.

 

Толкование исламского законоположения, разъяснение постановлений и решений ислама и контроль за внедрением универсальных положений ислама в практической жизни человека - одно из важнейших направлений деятельности людей дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! По утверждению мухаддисов, Пророк в разных местах и в разное время, привлекал внимание людей к той глубинной связи, которая существует между Кораном и его семьей, а этим своим коротким, но очень содержательным по смыслу высказыванием он изложил сущность программы действий мусульман на будущее. Хотя из-за разности источников предание и отличается по своей форме в общих чертах и подробностях, по содержанию все его варианты однозначно указывают на один и тот же смысл - на существование глубинной и бесспорной, крепкой и достигшей высшего предела связи между Кораном и людьми дома Пророка - да благословит его Аллах и род его! Среди достоверных преданий людей сунны только лишь восемьдесят хадисов, переданных первым халифом,[2] пятьдесят хадисов, переданных вторым халифом.[3] В книге "Сахих" Муслима отмечены пять хадисов, переданных Усманом, а в книге "Сахих" ал-Бухари - девять преданий.[4] В то время как только в книгах Гурар ал-хукм и Дурар ал-калим указано на одиннадцать тысяч хадисов, переданных Повелителем правоверных Али - да пребудет мир над ним. Если сравнить предания, рассказанные людьми сунны с ахбарами, которые передали сообразно с различными обстоятельствами чистейшие имамы, то можно понять, насколько серьезно и широко вели люди дома Пророка борьбу за веру и какие великие услуги они оказали развитию исламских знаний во многих сферах религии. Все мусульманские ученые перенимали у них знания, учились у них, добровольно признавая их авторитет как блюстителей религиозного закона, обладающих знанием сокровенных сторон религии. Му'тазилиты, сторонники единобожия, божественной справедливости и умозрительного рассуждения, у которых люди учились этой дисциплине, являются учениками и сторонниками Али, ибо их глава - Васил бин Ата является учеником Абу Хишама Абдуллах бин Мухаммада бин ал-Ханафиййи, Абу Хашим - ученик своего отца, а его отец - ученик Али бин Абу Талиба, да пребудет над ним мир!

 

Аш'ариты - приверженцы Абу-л-Хасана Али бин Исма'ила бин Абу Бишра ал-Аш'ари, являвшегося учеником Абу Али ал-Хаббаи, который был одним из старейшин му'тазилитов. Учение аш'аритов также возводится в конечном итоге к Али бин Абу Талибу (мир ему) наставнику и учителю му'тазилитов. Что касается имамитов и зайдитов, то и они явно относятся к Али.

 

Большая заслуга в становлении фикха - мусульманской юриспруденции принадлежит Али; каждый мусульманский юрист и законовед ссылается на его правотворчество. А что касается последователей Абу Ханифы, таких как Абу Йусуф, Мухам-мад бин ал-Хасан и других, то они также учились у Абу Ханифы. А аш-Шафи'и учился у Мухамма-да бин ал-Хасана, а его учение восходит к школе Абу Ханифы. Ахмад бин Ханбал учился у аш-Шафи'и, чье учение восходит также к Абу Хани-фе, который учился у Джа'фара бин Мухаммада, а тот - у своего отца, учение которого возводится к Али. Что касается Малика бин Анаса, то он учился у Раби'и ap-Pa'и, который учился у Икримы, ученика Абдаллаха ибн Аббаса, который учился у Али - мир ему! Что касается шиитского религиозно - правового толка, то он явно возводится к нему.

 

Умар бин ал-Хаттаб и Абдаллах бин ал-Аббас, которые были знатоками богословско-правовых норм среди сподвижников Посланника Аллаха, оба они перенимали знания у Али. Что касается Ибн Аббаса, то это явно, а в отношении Умара каждый знает, что тот обращался к нему во всех сложных вопросах и неоднократно говорил, что если не Али, то пропал бы Умар. Он также говорил: Никто не решиться выносить решение в присутствии Али.

 

У него перенимали и учились науке о понимании и толковании Корана. Если обратиться к комментариям к Корану, то можно убедиться в этом, ибо большая их часть передается со слов Али и Абдуллаха бин Аббаса. Люди знали об отношении Ибн Аббаса к Али, о его неотступном следовании ему, о его тяготении и симпатии к нему, о том, что он является его учеником. Его спрашивали:

 

"Каково отношение твоих знаний, к знаниям твоего двоюродного брата?" Он отвечал: "Оно подобно капле по сравнению с морем".

 

У Али перенимали и учились грамматике арабского языка и все знают, что он был основателем этой науки и диктовал Абу-л-Асваду ад-Дуали основные принципы этой науки.[5] Эта традиция распространялась и на других имамов из числа людей дома Али бин Абу Талиба - мир ему! Имам ас-Садик - мир ему! - воспитал целое поколение знатоков в различных областях науки. Среди них были философы и богословы как Муфаддал бин Умар, Му'мин ат-Так, Хишам бин Салим, математики и химики как Джабир бин Хаййан, законоведы и комментаторы Корана как Зирара, Мухаммад бин Муслим, Джамил бин Даррадж, Хамран бин А'йун, Абу Басир и Абдуллах бин Синан. У имама Джа'фара ас-Садика учились такие выдающиеся люди как Малик бин Анас, Шу'ба бин Хаджжадж, Суфйан ас-Саури, Ибн Джу-райдж, Абдуллах бин Амр, Рух бин ал-Касим, Суфйан бин Уйайна, Сулейман бин Билал, Ис-ма'ил бин Джа'фар, Хатам бин Исма'ил, Абд ал-Азиз бин ал-Мухтар, Вахб бин Халид, Ибрахим бин Таххан и другие.

 

Чистейшие имамы из людей дома в течение всей своей благородной жизни возглавляли оппозиционное движение и политическую конфронтацию. Жизнь многих имамов была прекращена на поле брани, или в результате предательского покушения и никто из них не умер естественной смертью. Каждый из них имел сугубо свой стиль политической борьбы и свою тактику в отношении отклонений своего времени. Преподнесение имамом себя самого в качестве идеального примера, который составляет явное противоречие моральному облику халифа, действительно находившегося у власти, вынуждает общину сопоставить их и осудить одного из них. Такая конфронтация может проявиться в виде открытого осуждения существующего режима путем обращения к народу с политической речью, а может проявиться в совершенно другой форме - в форме воздействия имама на определенные ветви власти с целью устранения случаев отклонения и злоупотребления в их работе и поиска здоровых сил дабы добиться ближайших целей и осуществить в силу возможностей интересы общины. Не трудно заметить роль имама Али бин Абу Талиба и внука пророка имама ал-Хасана бин Али в руководстве духовной жизнью и направлении ее в течение, соответствующего духу ислама; их форма правления была более чем богатой и во многом может быть образцом политической мудрости.

 

Имамы из людей дома, которые были потомками Пророка, да пребудет мир над ними в личной жизни олицетворяли истинную действительность ислама и тем самым стали живыми образцами вдохновения на истинный ислам, который доставил к людям последний пророк. Они были прекрасным примером для подражания со стороны верующих: порой, просто их существование составляло угрозу для существующего режима, ибо они со своим образом жизни показывали мерзости правителей.

 

[1] Усул-ал-Кафи. 2/169-170.

 

[2] Муснад. 2/14.

 

[3] Адва' 'ала-с-сунна. с.204.

 

[4] Там же. с.204.

 

[5] Шарх Нахдж ал-балага ли-Ибн ал-Хадид. 1/6. Амали-с-Садук. С.376.

 

 

ЛЕКЦИЯ 38










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 349.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...