Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Необходимость дифференциации в мироздании




 

Если в мироздании не существовало бы различий, то существующие в нем вещи не имели бы реального содержания. Если дифференциацию признать мерой справедливости, то она должна также служить признаком божественной справедливости среди всех созданий мироздания, включая человека. Движение и дрожание, совершенство, взаимное обогащение, все это происходит только в пределах системы причины и следствия и дифференциации в мироздании. Красивое отчетливо выделяется лишь на фоне дурного и если бы не существовали грех и зло, то, не знали бы цену на добродетель и богобоязненность. Человек по-разному воспринимает красоту, испытывает от нее разные чувства по той причине, что между красотой и уродством существуют различия. Красота привлекает к себе внимание в том смысле, что она как бы является обратным отражением уродства. Равным образом, если бы человек не подвергался испытаниям, для него добродетель и благочестие не имели бы значение, и не было бы причины очищать душу, сдерживать желания свои. Если покрыть полотно сплошным слоем краски, нельзя называть его картиной: это просто чередование цветов, ничего более. Для идентификации одной вещи, важно, чтобы она отличилась от других, ибо мерой, позволяющей отличать вещи или людей, служат их внутренние либо внешние различия. Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться. Очевидно, что все явления обладают установленным уровнем и модальностью, подчиняются устойчивым, неизменным законам. Божественный закон, естественно, не образует самостоятельно сотворенной сущности, а представляет собой абстрактную концепцию, основанную на способе, с помощью которого вещи могут существовать. То, что обладает внешним существованием, состоит из уровней и степеней бытия, с одной стороны, и системой причины и следствия, с другой. Ничто не происходит за пределами этой системы, являющейся ни чем иным, как Божественной нормой, о которой упоминается в Коране: "Никогда не найдешь ты для пути Аллаха изменения!" (35:43).

 

Различие взглядов на мироздания материалиста и человека с религиозным мировоззрением

 

Материалисты, рассматривающие наличие многообразия и дифференциацию в порядке вещей во вселенной как свидетельство угнетения и несправедливости, считают, что жизнь-это тяжелая вещь, доставляющая мучения и тяготы людям. Если бы происхождение и судьба человека были таковыми, как их описывает материалист, например, подобен был бы он траве, вырастающей из самой себя и так же внезапно исчезающей, то в этом случае человека следовало бы признать самым несчастным и жалким из всех существ. Ибо пришлось бы ему жить в мире, лишенном средства, совместимости и гармонии. Мысль, чувство и эмоции причиняли бы ему страдания, казались бы ему злейшей шуткой природы, предназначенной для приведения его в отчаяние, причинения новых мучений. Человек с религиозным мировоззрением рассматривает мир как стройную систему, обладающую сознанием, волей, восприятием и целью. Высшая справедливость, источаемая Божественным разумом, правит во вселенной, управляет мельчайшей частичкой бытия, присутствует во всех действиях и поступках. Религиозный человек испытывает чувство ответственности перед Божественным разумом, управляющим миром; он знает, что мир, сотворенный и действующий по воле Божьей, -это обязательно мир единства, гармонии и добра. Он понимает, что противоречия и зло обладают эпифеноменальным содержанием и выполняют ключевую роль в достижении добра и обеспечении единства и гармонии, в соответствии с этой точкой зрения, жизнь не ограничивается рамками этого мира, не сводится лишь к материальному благосостоянию или свободе от боли и страданий. Верующий человек видит мир как путь, который ему предстоит пересечь, как место испытаний, арену действий. В этом мире испытывается на прочность праведность человеческих поступков. В свете своего представления бренной, материальной жизни, человек ориентирует свое сознание исключительно на Бога. Его целью становится жить и умереть на пути Бога. Превратности этого мира не привлекают более его внимания. Он понимает эфемерность окружающих его вещей, не позволяет своей воле уступать соблазнам. Ибо он знает, что силы соблазна могут ослабить его решимость и втянуть его в водоворот материалистического заблуждения.

 

ЛЕКЦИЯ 11

СВОБОДА ВОЛИ ПРОТИВ ДЕТЕРМИНИЗМА

 

Одной из актуальнейших проблем, привлекавших внимание мыслителей, является вопрос о том, свободен ли человек при выборе своих целей и осуществлении своих желаний, в своих поступках и деятельности? Или его поступки и его поведение навязаны ему? Вынужден ли он беспомощно выполнять определенные действия и принимать определенные решения? Является ли он невольным орудием в руках внешних для него факторов? Особенно ярко проявлялись противоречия между сторонниками божественной детерминации, концепции свободной воли и концепции свободы выбора.

 

Детерминизм.

 

Защитники божественной детерминации, например, представители мусульманской теологической школы, известные как аш'ариты, опираясь на поверхностное значение определенных стихов Корана и не останавливаясь на том, чтобы размыслить над подлинным значением соответствующих стихов или над сущностью Божественной силы предопределять, утверждают, что у человека вовсе нет свободы. Они пытаются обосновать свои заключения тем, что если мы предположим, что человек располагает свободной волей, мы тем самым сузим сферу могущества Бога и Его власти. Если мы допускаем, что тот или иной человек производит собственные поступки, мы отрицаем владычество Бога над всем созданием, что, в свою очередь, не совместимо с атрибутом Бога, как Творца. Таким образом, веры в свободную волю придерживаются, чтобы привести неутомимо к политеизму и дуализму.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 329.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...