Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Может ли материя быть изначальной и предвечной?




 

Как мы наблюдаем, все материальные существа созданы или возникли и все они имеют начало своего существования. Теперь обсудим этот вопрос с точки зрения эмпирических наук, а точнее - с точки зрения физики:

 

1. Атомы, из которых состоит мир, постепенно превращаются в энергию, в пылающую активную энергию, которая постепенно угасает и достигает своего предела. Это динамическое действие доказывает, что материя не может обладать извечностью, движение материи началось когда то, существование материи ограничено временем. В противном случае все атомы мироздания миллионы лет назад превратились бы в энергию, постепенно угасли бы, мир прекратил бы свое существование.

 

2. Наука доказала, что мироздание находится в состоянии постоянного движения. Естественно, этот мир нуждается в изначальном сверхъестественном толчке, чтобы вывести его из состояния покоя и привести в движение. С точки зрения законов механики, тело, находящееся в состоянии покоя останется в этом состоянии пока не повлияет на него определенная движущая сила.

 

3. Следует отметить, что если предположить изначальность и предвечность материи, то это все ровно не дает основания для отрицания нуждающегося характера материи. Наоборот, чем больше жизни материи, тем больше ее потребности; это лишний раз говорит о том, что материя не может быть первопричиной.

 

4. Нельзя упускать из виду то, что знания человека о тайнах мироздания, особенно о его начале и конце, весьма незначительны. Мы живем в мире, где все вещи подвержены изменению и разрушению; на каждой из его частиц запечатлелись следы непостоянства, подчинения и задолженности. Потребность и зависимость твердо укоренились в глубинах нашего существа и всего на земле и в небесах. Наше существование не вечное и не возникло из нашей собственной сущности, нас не было, потом мы были облачены в одеяние жизни и появились на свет. Но Он, Кто вечен и бессмертен, жизнь которого возникает из Его собственной сущности, и появление которого вне времени, не нуждается, как это очевидно, в причине.

 

ЛЕКЦИЯ 6

КАК БОГ ПРЕДСТАВЛЕН В КОРАНЕ

 

Можно ли познать Бога? Несмотря на бессилие человека охватить сущность и атрибуты Бога Благословенного и Всевышнего, однако он не отрекается от стремления познать Его. Если говорить о полном, всеобъемлющем познании Бога, необходимо согласиться с тем, что способность человека познать Его простирается не так уж и далеко. Характеристику Бога невозможно вместить в какие-либо рамки, и любое сравнение или сходство в чем - либо окажется неверным, ибо все, что мы в состоянии наблюдать или анализировать с научных позиций, есть плод деятельности, продукт Его волеизъявления и повеления, тогда как сущность Его отнюдь не составляет часть природы и не относится к категории сотворенных. Следовательно, сущность божественного бытия человек не в состоянии уловить, пользуясь лишь методами сравнения и аналогии.

 

Метод Корана в познании Бога

 

Коран четким и ясным образом повествует о том, как познавать Бога. В этом фундаментальном источнике исламского мировоззрения используется метод отрицания и утверждения. Прежде всего, путем приведения убедительных аргументов и доказательств отрицается существование фальшивых богов; это диктуется необходимостью отрицания всех форм псевдобожества и ошибочностью поклонения не Богу, а другим богам. Коранические освещения производятся на двух этапах:

 

Благородный Коран говорит: "Разве они взяли себе помимо Него других богов?" Скажи: "Дайте ваши доказательства! Это-напоминание тем, кто со мной, и тем, кто до меня. Да, большинство их не знает истины, и они уклоняются". (21:24) В другом месте Корана говорится: "Скажи: "Неужели вы поклоняетесь помимо Аллаха тому, что не владеет для вас ни вредом, ни пользой, а Аллах -слышащий, знающий?" (51:76). Из этих двух стихов видно, что Коран призывает человека отказаться от поклонения фальшивым божествам, опровергает их божественные атрибуты. На этом этапе Коран приводит веские доводы и указывает путь, позволяющий познать Священную Божественную Сущность.

 

1. Зов разума и врожденных свойств - путь к единобожию. В Благородном Коране говорится:

 

"Или они сотворены из ничего, или они сами -творцы? Или они сотворили небеса и землю? Нет, они не знают верно!" (52:35-36) Коран представляет разуму и здравому смыслу человека судить о ложности двух вещей - того, что он возник в этом мире сам по себе, либо, что он - творец самого себя - путем их анализа в лаборатории творческой мысли. Руководствуясь предначертаниями и предписаниями Бога, он вскоре со всей очевидностью осознает истинный источник бытия, понимает, что ни одна ценность не может лечь в основу модели вселенной, если за ней не скрывается организующая сила интеллекта.

 

2. Размышления о мироздании и о тех аргументах, которые свидетельствуют о единобожии: "И бог ваш - Бог единый, нет божества, кроме Него, милостивого, милосердного! Поистине, в творении небес и земли, в смене ночи и дня, в корабле, который плывет по морю с тем, что полезно людям, в воде, что Аллах низвел с неба и оживил ею землю после ее смерти, и рассеял на ней всяких животных, и в смене ветров, и в облаке подчиненном, между небом и землей, - знамения людям разумным!" (2: 163-164)

 

3. Участь людей прошлых эпох - поучительное доказательство о единобожии. Коран обращается к истории как к источнику знаний: "До вас уже прошли примерные обычаи; походите по земле и посмотрите, каков был конец считающих ложью!" (3:137) Коран также рассматривает внутренний мир человека, как источник плодотворных размышлений, как средоточие истины: "Разве не разъяснил он им, сколько Мы погубили до них поколений; они ходят по их обиталищам. Поистине, в этом - знамения, разве они не послушают?" (32:26) "И на земле есть знамения для убежденных и в ваших душах. Разве вы не видите?" (52:20-21) В характеристике божественных атрибутов Благородный Коран основывается на принцип отрицания и утверждения. Так, описывая атрибуты Творца как "утвердительные", Коран выделяет среди них знание, могущество, волю, подтверждающие, что все движение в мире проистекает из Его воли и Его могущества.

 

Об "утвердительных" атрибутах Бога в Коране говорится: "Он - Аллах, нет божества, кроме Него, царь, святой, мирный, верный, охранитель, великий, могучий, превознесенный; хвала Аллаху, превыше Он того, что они придают Ему в соучастники!" "Он - Аллах, творец, создатель, образователь. У Него самые прекрасные имена. Хвалит Его то, что в небесах и на земле. Он - великий и мудрый!" (62:23-24) "Отрицательные атрибуты" - это те, от которых Бог свободен. Они включают тот факт, что Бог - не тело, не располагается в пространстве; Его святое бытие не имеет себе равных;

 

Он - не пленник пределов, установленных границами чувств; Он не родил, Он не был рожден; с Его сущностью не происходит изменений, не наблюдается движения, ибо Он - абсолютное совершенство, Он никому не передает своих полномочий Творца. В Благословенном Коране сказано: "Скажи: "Он -Аллах - един. Аллах вечный, не родил и не был рожден, и не был Ему равным один!"(112:1-4). "Хвала же Господу твоему, Господу величия, превыше Он того, что они Ему приписывают!" (37:180).

 

 

ЛЕКЦИЯ 7










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 305.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...