Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

БОГ КАК ИДЕАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПОКЛОНЕНИЯ




 

Творец миров обладает, как это подчеркивается в Коране, всеми качествами и особенностями, чтобы быть идеальным объектом поклонения. Он творец любви и красоты, первоисточник всех сил и энергии. Он тот, кто предохраняет небеса от падения, а землю - от разрушения; Он творец милосердия; Он тот, кто дарует щедроты и блаженство и кто всецело располагает нами. Он огромный океан, на поверхности которого беспомощно барахтается даже умелый пловец. Истина и реальность обретают плоть из Его сущности, и свобода, справедливость и другие добродетели и иные совершенства рассеиваются, подобно лучам, из Его атрибутов. приблизиться к Нему означает вершину человеческого совершенства и достижение всех заветных желаний. В Его руках находится все - от самих маленьких по величине атомов, до грандиозных явлений природы.

 

Как врожденное стремление человека находит путь к истинному Богу?

 

Человек создан так, что его врожденные свойства постоянно ищут божества, чтобы покорно подчиняться его воле. По своей природе, человек ищет такого объекта поклонения, который бы обладал такими качествами как милосердие, милость, всемогущество, мудрость, красота... А этими качествами обладает Бог, который представлен в Коране. Когда мы стремимся достичь своей цели посредством поклонения, то единственно Бог в состоянии удовлетворить то, к чему мы стремимся. В Коране сказано: "Поистине те, кого вы призываете, помимо Аллаха,- рабы, подобные вам" (7:194). Человек обретает свою истинную личность и становится бессмертным, когда привязывает себя к лучезарному источнику, когда Бог вдыхает смысл в этот мир, превращается в толкователя всех событий в жизни человека. Именно в этом разрезе мир человека подвержен расширению и сужению, увеличению и сокращению. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говоря о слабостях человека и его ограниченных возможностях, утверждал: "Как странно и замечательно устроен человек! Если у него появляется надежда заполучить что-то, его начинает обуревать жадность, иными словами, желание ведет к жадности, а жадность губит человека. Если же он становится жертвой безнадежности в чем-либо, то печаль и тоска губят человека. Если он достигает счастья и удачи, он оказывается не в состоянии сохранить их. Если человек становится жертвой угроз и страха, он приходит в крайнее смятение. Если получает он полную безопасность для своего существования, он становится беспечным. Если блага, о которых он молил, снизошли к нему, он становится высокомерным и своенравным. Если его преследуют неудачи, печаль и тоска спадают и уродуют его. Если обретает он богатство, тщеславие и самонадеянность им овладевают. Если бедность грозит ему, впадает он в отчаяние. Если ослаб он от голода, не в состоянии он встать с земли. Если ест он чрезмерно, тяжесть в животе мучает его. Поэтому нехватка благ в жизни человека тяготит его, излишек благ ведет к разрушению человека"[1].

 

В целом, человек выражает состояние недостатка, нужды и потребности совершенствования потому, что Бог Всевышний есть источник совершенства, а человек создан так, что постоянно ощущает притяжение ко Всевышнему. Иногда мы наблюдаем, что человек тяготеет к ограниченным совершенствам, таким как высокое положение, богатства, внешняя красота. Это не означает, что поставленные перед ним цели ограничиваются в этих узких рамках. Достигнув ограниченных целей он осознает, что они отнюдь не являются его конечными целями.

 

Не только человек прославляет Бога

 

Не только человек поклоняется Богу и простирается в пыли у Его порога, но и все существа восхваляют и прославляют Его. В благородном Коране сказано: "Прославляют Его семь небес и земля, и те, кто на ней. Нет ничего, чтобы не прославляло Его хвалой, но Вы не понимаете прославления их. Поистине Он - кроткий, прощающий" (17:44). Подобное поклонение и хвала не приносят Богу ни малейшей выгоды, ибо Он обладает всеми совершенными качествами, и ничто в мире, ни человек не в состоянии что-либо добавить Ему или забрать у Него.

 

Его сущность нельзя охватывать рамками атрибутов

 

В своем стремлении описать Творца и познать Его атрибуты мы нуждаемся в концепциях и терминах, которые оказываются недоступными нашему пониманию. Термины, которыми мы оперируем, не способны содействовать нам в достижении поставленной цели - истинном воспроизведении Бога. Это обусловлено тем, что ограниченность нашего восприятия божественного не позволяет нам соразмерно приспособиться к сознанию сущности божественных атрибутов, ибо Он возвышается над всеми концепциями, выработанными и усовершенствованными человеческим разумом. Повелитель правоверных Али, да будет над ним мир, говорил: "Тот кто сравнивает либо уподобляет Бога чему-либо и ссылается при этом на Его божественную святую сущность, он, по сути дела, имеет в виду вовсе не Его. Все то, что по представлению человека, относится к Богу, неотвратимо сотворятся, ибо Бог есть Творец и Создатель. Бог единственно есть причина".[2] Имам Джафар ас-Садик, да будет над ним мир, в ответ на вопрос о сущности Бога заявил: "Он совершенно отличается от всех других сущих; Он единственно тождествен самой сущности бытия. Он - бестелесен, не имеет формы. Чувствами постигнуть Его невозможно, как и невозможно установить Его местонахождение; ни фантазией, ни воображением представить себе Его немыслимо. Поток времени и смена веков бессильны изменить Его, ибо не подвержен Он изменениям".[3]

 

[1] Ал-Иршад ли-л-муфид. с.301; Тахкик муассасат Ал ал-Бейт ли-ихйа ат-турас.

 

[2] Нахдж ал-балага. с. 186.

 

[3] Усул ал-Кафи. Китаб ат-таухид. с. 150; Ал-Бихар. т.3, с.41.

 

 

ЛЕКЦИЯ 8










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 318.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...