Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Источник и причина страданий и лишений




 

Люди, обуреваемые сомнениями, задаются вопросом о том, каким образом в мире, основанном на разуме и мудрости, продолжают существовать страдания, боль и зло, почему в мире происходят бедствия и несчастья, потери и гибель. Отвечая на этот вопрос следует допустить, что наша оценка состояния вещей в природе такова, что не позволяет нам проникнуть в самые сокровенные глубины явлений; эта оценка недостаточна для анализа целей и смысла существования вещей. Наше изначальное восприятие негативных явлений в мире носит поверхностный характер; мы не готовы к тому, чтобы признать истину, лежащую за пределами нашего изначального восприятия. Мы не в состоянии с самого начала очертить конечные цели этих явлений, следовательно, мы склонны рассматривать их как символ несправедливости. Наши чувства восстают и ведут нас к самому нелогичному анализу. Человек провозгласив себя стержнем природы, ко всем ее явлениям подходит поверхностно. Если в чем-либо видит пользу, то считает это полезным, если в чем-то видит убыток, то считает его убыточным. К примеру, человек считает яд опасным и вредным. Однако яд является для змеи единственным средством самозащиты, и наоборот, человек для змеи считается источником наибольшей опасности. Мы не сможем никогда поднять завесу над всеми тайнами природы, поэтому наилучшим средством для нас было бы воздержание от односторонних и постепенных суждений, основанных на нашей близорукости. Нам следует признать, что нельзя собственную выгоду превращать в единственный критерий суждения об этой огромной вселенной. наблюдения, осуществленные нами в рамках имеющихся в нашем распоряжении данных, не могут составить критерии конкретного суждения.

 

Невзгоды и несчастья подобны сигналу тревоги, предупреждающему человека о совершенных им ошибках; они подобны либо его естественной иммунной системе, либо регуляторному механизму, заложенному в нем. Если богатство подталкивает человека к поиску удовольствий и наслаждений, это-несчастье; если бедность и лишения подталкивают человека к поискам путей очищения и совершенствования, это-благодеяние. Таким образом, богатство нельзя рассматривать ни как абсолютную удачу, ни как абсолютную неудачу.

 

Трудности и лишения - это комплекс факторов, которые закаливают человека и делает его еще более крепким и могущественным. Люди, лишенные необходимости бороться за лучшую участь, живущие в окружении, свободном от любых противоречий, погружаются в пучину удовольствий и похоти. Часто случается так, что кто-то охотно терпит все страдания и боль ради достижения великой цели. Если бы он не переносил все эти мучения и страдания, цель, достигаемая им, не показалась бы ему столь желанной! Гладкая дорога, по которой слепо и механически продвигается человек, не ведет к совершенству и росту, поэтому усилия, лишенные элемента разума и сознания, не в состоянии произвести коренные преобразования в человеке. Те, кто воспитывались в роскоши, кто никогда не испытывал тягот и радостей жизни, кто всегда пользовался лишь богатством и роскошью, никогда не голодал, - те никогда не сумеют оценить вкус изысканной пищи и радость жизни, не смогут распознать истинную красоту. Радость жизни могут испытать лишь те, кто познал тяготы и лишения в жизни, кто способен справиться с ними, с честью выдержать их.

 

ЛЕКЦИЯ 10

СОСТОЯНИЕ ДЕЛ В МИРОЗДАНИИ

 

Глубоко размышляя о состоянии дел в мироздании, неминуемо приходим к следующим выводам, которые рассеивают всякие сомнения о божественной справедливости:

 

1. Зло, в теоретической постановке носит относительный характер. Например, огнестрельное оружие в руках моего врага - для меня зло. Если отбросить в сторону меня и моего врага, это оружие само по себе не является ни злом, ни добром.

 

2. Склонности человека не являются критерием для добра и зла.

 

Сущность человека такова, что он беспрестанно стремится удовлетворить бесчисленное количество своих желаний, не прилагая для этого каких-либо усилий. Природа не обращает внимания на наши капризы, отказывается их исполнять. Поэтому, встречаясь на своем пути с неприятностями, мы неоправданно огорчаемся и усматриваем причины наших неудач в действии "злых сил". Некоторые из проявлений этого мира не соответствуют нашим желаниям, и поэтому нам не следует считать несправедливыми те вещи, которые нам неприятны.

 

3. Бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью.

 

Добро и зло отнюдь не представляют собой две взаимоисключающие категории в порядке вещей во вселенной. Добро тождественно бытию, зло тождественно небытию; там, где есть бытие, там подразумевается и небытие. Мы не должны представлять бедность, нужду, невежество и болезни как самостоятельные реалии: бедность означает отсутствие богатств, невежество-отсутствие знаний, болезнь-отсутствие здоровья. Богатства и знания суть реалии, бедность - не что иное, как пустота кармана и кошелька, следовательно, бедность и невежество не обладают осязаемой реальностью; они определяются посредством небытия других вещей. Вещи имеют реальное существование благодаря тому, что они сотворены без соотнесения их с другими, отличными от них вещами; в этом смысле их нельзя считать злом. Все вещи изначально добры; если существует зло, оно относительно по отношению к иным, отличным от него вещам. Бактерии не являются сами по себе злом. Если их считать злом, то только потому, что они вредят человеку и вызывают у него болезни. Таким образом, условные или абстрактные сущности неотделимы от реальных сущностей, дающих толчок к их возникновению; они неизбежно сопутствуют друг другу.

 

4. Реально существующие вещи являются миром в целом, со всеми его объектами и неотделимыми атрибутами; мир представляет собой нераздельное единство. С точки зрения Божественной мудрости, либо мир должен существовать на основе присущей ей модели, либо он не должен существовать вообще. Мир не создан различными и многочисленными желаниями. Иными словами, невозможно предположить, чтобы одна часть мира могла существовать, другая - нет. Творение - это нечто цельное, подобно форме и фигуре человека, части которого неотделимы друг от друга. В благословенном Коране сказано: "Поистине, Мы ведь всякую вещь сотворили по мере! И приказание Наше - едино, как мгновение ока!" (54:49-50).

 

5. Порядок вещей в мироздании основан на равенстве. Именно дифференциация, а не дискриминация, занимает прочные позиции в мироздании. Дискриминация означает проведение различий между объектами, обладающими одной и той же восприимчивостью, могущими существовать при одних и тех же обстоятельствах. Дифференциация означает проведение различий между мерой, которая различается и не является одной и той же при одних и тех же условиях. Представим, что в одном классе учатся несколько учеников. В конце учебного года педагог поставил всем учащимся одну и ту же отметку невзирая на успехи одних и неудачи других учащихся. Разве это само по себе не является дискриминацией? Естественные различия между индивидуумами, связанные с их способностями и возможностями, побуждают их нуждаться друг в друге. Каждый индивидуум выполняет в обществе те задачи, которые соответствуют его склонностям и возможностям; организованная таким образом социальная жизнь дает возможность человеку развиваться и совершенствоваться.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 338.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...