Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Тема 5. Рынок. Типы рыночных структур
Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды рынок - это место, где продавцы и покупатели находят друг друга. Широкое понятие Рыночная экономика – это результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка. Субъекты рынка: 1. Домохозяйства – формируют предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляют часть получаемого дохода, а другую его часть - сберегают. 2. Предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги. 3. Государственный сектор – создает такие специфические блага, как безопасность, наука, инфраструктуру. 4. Сектор «заграница» – это совокупность экономических субъектов и государственных институтов за границей. Классификация рынков I. По экономическому назначению: 1. Рынок товаров и услуг – включает рынки предметов потребления, средств производства, технологий и ноу-хау 2. рынок труда – включает биржи труда, центры переподготовки и повышения квалификации 3. Денежный рынок – включает собственно денежный рынок, финансовый и валютный рынок. II. По соотношению спроса и предложения: 1. Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда цены падают; 2. Рынок продавца – ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение. III. По отраслевому аспекту: Нефтяной; Зерновой; Автомобильный и др. IV. По типу конкуренции: Рынок свободной конкуренции Рынок несовершенной конкуренции Инфраструктура рыночной экономики Инфраструктура – это совокупность предприятий и других институтов, обслуживающих рыночную экономику и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима ее работы. Основными элементами инфраструктуры рынка являются: 1. Биржи 2. Аукционы, ярмарки 3.Центральный и коммерческие банки; 4.Биржи труда; 5.Рекламные агентства и др.
Конкуренция: понятие, классификация. Факторы, влияющие на конкуренцию Конкуренция– это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы. Факторы, влияющие на конкуренцию: 1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании ценами; 2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи. В зависимости от способов осуществления выделяют: 1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей. 2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на: 2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель. 2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей. 2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован. Так же выделяют: Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя; Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм; Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.
Совершенная конкуренция В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг). Признаки совершенной конкуренции: 1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию: 2. Продукция является однородной с точки зрения как производителя, так и потребителя; 3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя; 4. Равный доступ ко всем видам информации; 5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль 6. Рациональное поведение всех участников Совершенная конкуренция предполагает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей потребителя. Недостатки совершенной конкуренции: 1. Не предусматривает производство общественных благ 2. Способствует унификации и стандартизации продукции; 3. Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях.
Чистая монополия: сущность, виды, показатели Чистая монополия– ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции. В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична. Показатели монопольной власти: 1. Индекс монопольной власти 2. Показатель степени концентрации рынка Монополистическая конкуренция Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Везде, где существует дифференциация, каждый продавец обладает монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны других заменителей. При монополистической конкуренции существует неполная загрузка производственных мощностей. Олигополия Олигополия – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достаточно жесткого контроля над ценами. Характерные черты: 1. Немногочисленность фирм в отрасли; 2. Высокие барьеры для вступления в отрасль; 3. Всеобщая взаимозависимость Здесь возможны два варианта поведения фирм: 1. Кооперативное; 2. Некооперативное - каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война. Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка. Модели олигополии 1. Модель олигополии Курно - названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно Основные положения модели: Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют; Фирмы обладают рыночной властью. Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации. Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам. нет фирм-лидеров и фирм-аутсайдеров.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 383. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |