Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Тема 5. Рынок. Типы рыночных структур




 

Рынок и рыночная экономика: содержание, функции, виды

рынок - это место, где продавцы и покупатели находят друг друга. Широкое понятие Рыночная экономика – это результат длительного исторического развития рыночных отношений и рынка.

Субъекты рынка:

1. Домохозяйства  – формируют предложение рабочей силы и спрос на блага, потребляют часть получаемого дохода, а другую его часть - сберегают.

2. Предпринимательский сектор – совокупность всех фирм в стране, которые предъявляют спрос на ресурсы, предлагая в свою очередь потребительские товары и услуги.

3. Государственный сектор – создает такие специфические блага, как безопасность, наука, инфраструктуру.

4. Сектор «заграница» – это совокупность экономических субъектов и государственных институтов за границей.

Классификация рынков

I. По экономическому назначению:

1. Рынок товаров и услуг – включает рынки предметов потребления, средств производства, технологий и ноу-хау

2. рынок труда – включает биржи труда, центры переподготовки и повышения квалификации

3. Денежный рынок – включает собственно денежный рынок, финансовый и валютный рынок.

II. По соотношению спроса и предложения:

1. Рынок покупателя – ситуация на рынке, когда цены падают;

2. Рынок продавца – ситуация на рынке, когда спрос превышает предложение.

III. По отраслевому аспекту:

Нефтяной;     Зерновой;     Автомобильный и др.

IV. По типу конкуренции:

Рынок свободной конкуренции  Рынок несовершенной конкуренции

Инфраструктура рыночной экономики

Инфраструктура – это совокупность предприятий и других институтов, обслуживающих рыночную экономику и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима ее работы. Основными элементами инфраструктуры рынка являются:

1. Биржи 2. Аукционы, ярмарки  3.Центральный и коммерческие банки;

4.Биржи труда; 5.Рекламные агентства и др.

 

 

Конкуренция: понятие, классификация. Факторы, влияющие на конкуренцию

Конкуренция– это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья. Конкуренция представляет собой определенную форму развития производительных сил, форму развития факторов производства и экономических ресурсов общества. Рыночная конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной экономики как системы.

Факторы, влияющие на конкуренцию:

1. Ценовые – конкуренция основана на манипулировании ценами;

2. Неценовые – основаны на совершенствовании качества продукции и условий ее продажи.

В зависимости от способов осуществления выделяют:

1. Совершенную конкуренцию – характеризуется большим количеством продавцов, производящих однородную продукцию для множества покупателей.

2. Несовершенную конкуренцию – это конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции. В свою очередь несовершенная конкуренция подразделяется на:

2.1. Чистую монополию – когда в отрасли господствует только одна фирма-производитель.

2.2. Олигополию – в отрасли существует ограниченное число фирм – производителей.

2.3. Монополистическую конкуренцию – на рынке множество фирм, но каждая из них обладает хотя бы частичкой монопольной власти, а продукт дифференцирован.

Так же выделяют: Монопсонию – наличие на рынке одного покупателя;

Квазимонополию – наличие в отрасли одного крупного производителя и множество мелких фирм;

Дуополию – на рынке присутствует монополист-продавец и монопсонист-покупатель.

 

Совершенная конкуренция

В жизни совершенная конкуренция довольно редка и только некоторые из рынков приближаются к ней (рынок зерна, ценных бумаг).

Признаки совершенной конкуренции:

1. Большое число фирм, производящих однородную продукцию:

2. Продукция является однородной с точки зрения как производителя, так и потребителя;

3. Отсутствуют входные барьеры для вступления в отрасль нового производителя;

4. Равный доступ ко всем видам информации;

5. Свободный перелив капиталов из отрасли в отрасль

6. Рациональное поведение всех участников

Совершенная конкуренция предполагает эффективное распределение ресурсов и максимальное удовлетворение потребностей потребителя.

Недостатки совершенной конкуренции:

1. Не предусматривает производство общественных благ

2. Способствует унификации и стандартизации продукции;

3. Трудно обеспечить концентрацию ресурсов в наукоемких и капиталоемких отраслях.

 

 

Чистая монополия: сущность, виды, показатели

Чистая монополия– ситуация на рынке, когда в отрасли господствует единственный производитель определенного товара; выпускаемая им продукция не имеет близких заменителей, а доступ новых производителей в данную отрасль почти невозможен. Ряд ученых считают, что монополизм – это объективная тенденция в развитии современного рыночного хозяйства, не исключающая, однако конкуренции.

В масштабах страны встречается редко, а в масштабах города типична.

Показатели монопольной власти:

1. Индекс монопольной власти

2. Показатель степени концентрации рынка

Монополистическая конкуренция

Существует там, где необходима дифференциация продукции – продукты близкие, но не полностью взаимозаменяемые. Везде, где существует дифференциация, каждый продавец обладает монополией на свой собственный продукт, но вместе с тем подвергается конкуренции со стороны других заменителей. При монополистической конкуренции существует неполная загрузка производственных мощностей.

Олигополия

Олигополия – ситуация на рынке, когда относительно небольшое количество фирм захватывает власть над единичной отраслью, добиваясь достаточно жесткого контроля над ценами. Характерные черты:

1. Немногочисленность фирм в отрасли;

2. Высокие барьеры для вступления в отрасль;

3. Всеобщая взаимозависимость

Здесь возможны два варианта поведения фирм:

1. Кооперативное;

2. Некооперативное - каждая фирма самостоятельно определяет объем выпуска и уровень цен. Если фирмы считают, что снижение цен поможет им вытеснить конкурента с рынка, то между ними начинается ценовая война.

Ценовая война – это циклическое снижение цен с целью вытеснения конкурента с рынка.

Модели олигополии

1. Модель олигополии Курно - названа в честь сформулировавшего ее французского экономиста А.Курно

Основные положения модели: Вход на рынок новых фирм и выход из него отсутствуют;  Фирмы обладают рыночной властью.  Фирмы максимизируют свою прибыль и действуют без кооперации. Общее количество фирм на рынке предполагается известным всем участникам.  нет фирм-лидеров и фирм-аутсайдеров.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 330.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...