Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Эластичность: понятие, виды. Эластичность спроса




Эластичность – способность спроса и предложения адаптироваться к изменяющимся рыночным условиям.

  Эластичность спроса:                                    Эластичность предложения.

эластичность спроса по цене

эластичность спроса по доходу;

перекрестная эластичность;

 

Эластичность спроса по цене – показывает зависимость объема спроса на товар от изменения цены. Выделяют три вида эластичности спроса по цене:

1. эластичный спрос– покупатель быстро реагирует на изменение цены, при этом величина спроса меняется более высокими темпами, чем цена

2. с единичной эластичностью– изменение цены влечет за собой такое же изменение объема спроса

3. неэластичный спрос – покупатель вяло реагирует на изменение цены, при этом величина спроса меняется меньшими темпами, чем цена

Свойства эластичности

Степень эластичности считают по формуле:

Рd] = процентное изменение объема спроса           

процентное изменение цены

 

При практических расчетах эластичности используется два подхода: дуговая эластичность и точечная эластичность

1. точечная эластичность – это величина эластичности спроса по цене, определяемая для каждого значения цены, то есть для каждой точки кривой спроса.

2. дуговая эластичность – показатель средней реакции спроса на изменение цены товара, выраженной кривой спроса на некотором отрезке

Эластичность спроса по доходу – отражает изменение спроса потребителя в зависимости от роста или снижения его дохода.

Id] = процентное изменение объема спроса           

Процентное изменение доходов потребителей

 

При практических расчетах эластичности используется два подхода:

1. точечная эластичность (эластичность в точке)

2. дуговая эластичность (эластичность на интервале):

 

Перекрестная эластичность – показывает зависимость процентного изменения спроса на какой-либо товар «а» от процентного изменения цены на какой-либо другой товар «б».

При практических расчетах эластичности используется два подхода:

1. точечная эластичность (эластичность в точке)

2. дуговая эластичность (эластичность на интервале):

Факторами, влияющими на эластичность спроса, являются:

1. наличие на рынке товаров-заменителей

2. универсальность использования товара

3. фактор времени доля расходов в бюджете на данный товар – чем выше доля, тем эластичнее спрос;

4. уровень доходов потребителя

5. консерватизм потребителей

 

Эластичность предложения

Эластичность предложенияпо цене показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.

Выделяют три вида эластичности предложения по цене:

1. эластичное предложение– рост цен обуславливает увеличение объема производства, а соответственно и рост предложения;

2. с единичной эластичностью– изменение цены влечет за собой такое же изменение объема предложения.

3. неэластичное предложение– повышение или понижение цен не отражается на величине предложения.

 

Факторами, влияющими на эластичность предложения, являются:

1. цены других товаров;

2. способность товаров к длительному хранению;

3. фактор времени;

4. уровень достигнутого использования ресурсов;

5. степень монополизированности отрасли;

6. технологические особенности налаживания производства определенного товара.

 

Практическое значение теории эластичности

Теория эластичности позволяет определить налоговую политику государства.

Сумма налога распределяется между потребителями и производителями в зависимости от эластичности спроса и предложения

 

Эффект замещения и эффект дохода

Эффект замещения – эффект в микроэкономике, когда в наборе из двух потребляемых экономическим субъектом товаров, один из товаров становится дешевле.

Если падение в цене одного из продуктов влечёт за собой увеличение потребления обоих продуктов, речь идёт об эффекте дохода.

 

Тема 2. Рациональное поведение потребителя

 

Полезность блага. Количественный и порядковый подходы

Полезность – это обозначение того удовольствия или удовлетворения, которое человек получает от потребления определенного товара или услуги.

Выделяют два подхода к определению полезности:

1. Количественный и Порядковый подход;

Количественный подход

Авторы: Джевис, Менгер, Вальрас. Считают, что потребитель всегда принимает решения приростного характера. Чем большим количеством блага мы обладаем, тем, меньшую ценность имеет для нас каждая дополнительная единица этого блага. Ввели понятия:

1. Предельная полезность – это полезность, которую извлекает потребитель из дополнительной единицы блага.

2. Общая полезность  – это удовлетворение, полученное в результате потребления общего количества блага за определенный период времени.

Закон убывающей предельной полезности: По мере увеличения количества потребляемого блага степень насыщения потребностей растет, а прирост полезности с каждой новой единицей блага уменьшается.

Закон Госсена заключается в максимизации функции полезности рационального потребителя в условиях ограниченных ресурсов

Порядковый подход

Авторы: Фишер, Парето, Ален. Считают, что максимизация полезности осуществляется путем выбора потребителем наиболее предпочтительного товара из всех доступных для него.

Кривые безразличия

Кривая безразличия – кривая, показывающая различные комбинации двух экономических благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя; Набор кривых безразличия для одного потребителя и одной пары благ образует карту безразличия.

Конфигурация кривой безразличия определяется предельной нормой замещения – показывает количество, на которое потребление одного из двух благ должно быть увеличено (уменьшено), чтобы полностью компенсировать потребителю уменьшение или увеличение потребления другого блага на одну дополнительную единицу.

Виды кривых безразличия

1. Товары взаимодополняемые–удовлетворяют потребности потребителей лишь в комплексе друг с другом.

 

2. Товары взаимозаменяемые– потребности удовлетворяются за счет замены благ на друг друга.

 

Бюджетное ограничение

Бюджетное ограничение – это линия, показывающая, какие наборы потребительских благ можно приобрести за определенную сумму денег.

Потребительское равновесие

Потребительское равновесие – это комбинация определенных товаров, которая позволяет максимизировать полезность при существующем доходе

 

Различает три категории товаров

Ценные – товары, спрос на которые резко увеличивается при росте дохода

Обычные– товары, спрос на которые при росте дохода вначале незначительно увеличивается, а по мере дальнейшего увеличения дохода стабилизируется на постоянном уровне.

Малоценные– товары, спрос на которые уменьшается при росте дохода и увеличивается при его сокращении.

 

Тема 3. Производство и производственные отношения










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 406.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...