Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОПОР В ОБУЧЕНИИ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ИЯ





§1. ПРИНЦИПЫ использования МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ОПОР

В качестве основных дидактических принципов обучения иностранному языку выделяют следующие: 1) принцип сознательности; 2) принцип активности; 3) принцип систематичности; 4) принцип прочности; 5) принцип наглядности; 6) принцип доступности. Рассмотрим, как данные принципы реализуются в обучении диалогической речи с использованием мультимедийных опор.

1. Главный дидактический принцип, который находит свою реализацию в использовании мультимедийных опор, это принцип наглядности. Он реализуется так же, как и при использовании традиционных опор. Однако мультимедийные опоры создают условия для восприятия информации сразу несколькими анализаторами, такими как слух и зрение. Следовательно, здесь имеет смысл говорить об аудиовизуальной наглядности, которая обеспечивается мультимедийными опорами. При использовании мультимедийных опор в обучении говорению ученики получают информацию о культуре страны изучаемого языка, знакомятся со спецификой вербального и невербального общения в различных ситуациях, воспринимают аутентичную речь, и это все происходит комплексно, создавая таким образом некий «культурный фон». Поэтому, в данном случае можно говорить о принципе комплексной наглядности.Формирование навыков и умений связного высказывания, а так же ведение беседы на изучаемом языке невозможно без опор, задействующих визуальный и слуховой анализатор. Таким образом мультимедийные опоры помогают моделировать учебные ситуации, приближенные к реальным, стимулируя процесс реального общения.

2. Принцип сознательности. Большинство современных школьников регулярно пользуются компьютером и интернетом в повседневной жизни. При этом необходимо отметить, что на многих сайтах информация представлена частично или полностью на иностранном языке. Многие дети и подростки любят слушать музыку на изучаемых языках, смотреть видеоклипы, записи с концертов, фильмы и сериалы на иностранных языках. Мультимедийные опоры, использующие знакомые ученикам ситуации из популярных сериалов или фильмов могут повысить их интерес к изучению языка, на котором говорят их кумиры. Таким образом, принцип сознательности здесь проявляется в том, что мультимедийные опоры приводят к пониманию того, зачем нужно учить иностранный язык. Учебная деятельность на уроке иностранного языка, позволяющая инсценировать диалог из сцены и сыграть роль любимого персонажа так же оказывает положительное влияние на их мотивацию и осознание необходимости изучать язык в дальнейшем.

3. Принцип активности.Давно известно, что учащийся может овладеть иностранным языком только при условии активного участия в учебном процессе. Принцип активности базируется на исследованиях психологов о том, что активность является главной характеристикой познания.  Он предполагает интеллектуальную, эмоциональную, и речевую активность. В процессе обучения диалогическому общению, мультимедийные опоры являются незаменимой поддержкой. В отличие от традиционных опор они передают информацию, воспринимаемую так же, как и в ситуации реального общения, стимулируя таким образом учеников на высказывание.Мультимедийные опоры ставят учащихся перед необходимостью сообщить/получить информацию, побудить собеседника к определенной вербальной/невербальной реакции, выразить свое отношение и т.д., заставляя их проявлять активность, без которой эти задачи не могут быть решены.

4. Принцип доступности заключается в том, чтоматериал, подобранный для изучения с использованием опор, в том числе и мультимедйных, должен соответствовать их психологическому развитию, соответствовать уровню жизненного и языкового опыта, а так же учитывать способности учащихся. Нет сомнения в том, что изучение языка – сложная деятельность, активизирующая все ресурсы памяти и внимания, однако эти трудности должны быть преодолимы. С тех пор как интернет прочно укрепился в нашей жизни, найти и подготовить занятие с использованием мультимедийных опор, которые соответствуют возрасту и языковой подготовке учеников, не представляет сложности.

5. Принцип прочности. Материал, который преподносится с помощью мультимедийных опор должен быть прочно усвоен таким образом, чтобы при необходимости нужные лексико-грамматические единицы могли легко быть извлечены из памяти и применены. Преподнесение яркого, запоминающегося материала значительно способствуют лучшему запоминанию, вызывая устойчивые ассоциации языкового материала с увиденным и услышанным на экране компьютера/проектора.

6. Принцип систематичности.Для реализации данного принципа необходимо проводить обучение строго последовательно, чтобы у учеников не возникало вопросов по поводу назначения и целесообразности используемых опор.

Использование мультимедийных опор не должно происходить от случая к случаю и иметь, таким образом, развлекательный характер. Учащиеся должны воспринимать мультимедийные опоры именно как вспомогательное средство обучения. Упражнения, направленные на развитие практических навыков и умений должны преобладать в учебном процессе.

При работе с мультимедийными опорами можно выделить дополнительно следующие специфические принципы:

1. Принцип целесообразности.Данный принцип заключается в том, что используемые на занятии опоры должны соответствовать цели урока. Необходимо принимать во внимание, что иногда традиционные опоры будут более эффективны, так как они не требуют подключения дополнительного оборудования и могут быть распечатаны ученикам для работы в парах/минигруппах/группах.

2. Принцип соответствия изучаемому материалу.Важным фактором при использовании мультимедийных опор должно быть их соответствие теме урока. Они не должны затрагивать темы, не пройденные ранее, чтобы не создавать дополнительные языковые трудности для учащихся и не отвлекать их внимания от изучаемого материала.

3. Принцип учета групповых интересов.Можно предположить, что у учеников одного класса и одного возраста могут быть общие увлечения и интересы, связанные, в том числе, и с использованием интернет-ресурсов. Выявление общих/групповых интересов могло бы помочь учителю в выборе мультимедийных опор, которые положительно повлияли бы на учебную активность большинства учащихся.

4. Принцип технической доступности.Несмотря на доступность технических средств в наши дни, не у всех учеников есть постоянный доступ к компьютеру и интернету. При использовании работы над мультимедийными опорами в качестве домашнего задания необходимо убедиться, что все ученики располагают данными возможностями.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 207.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...