Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Лингвистические особенности диалогической речи




Главной особенностью диалогической речи является ее двусторонний характер. С точки зрения Л. П.Якубинского, «всякое взаимодействие людей есть именно взаимодействие, оно по существу стремится избежать односторонности, хочет быть двусторонним, диалогическим и бежит монолога». [Якубинский 1986: с. 32]. Иными словами, диалог являет собой межличностное общение, в нем взаимодействуют как минимум два собеседника, каждый из которых попеременно осуществляет роли отправителя или получателя информации. Эта постоянная смена ролей лингвистами считается основной отличительной чертой диалога.

Другой отличительной особенностью диалогического общения является эллиптичность, которая вызвана условиями общения. Присутствие единой ситуации, контактности собеседников, широкого использования невербальных элементов способствуют появлению контекстной догадки, позволяющей собеседникам сокращать языковые средства. Сокращенность проявляется на всех уровнях языка и касается в основном семантически избыточных элементов. Однако закон экономии не распространяется на выражение эмотивности речи, она не подлежит компрессии и получает свое полное выражение. Еще Л.С. Выготский считал, что сокращенность использует принцип сохранения предикативности: «В случае наличия общего подлежащего в мыслях собеседников понимание осуществляется сполна с помощью максимально сокращенной речи с крайне упрощенным синтаксисом" [Выготский 1999: 313]. Еще одна специфика диалогической речи состоит в стремлении партнеров по диалогическому общению быть точно понятыми собеседником. Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез отмечают, что в результате это «приводит к употреблению "лишних", дублирующих слов и фраз». [Гальскова Гез 2004: 203]

Спонтанность речи так же является характерной чертой диалогического высказывания, так как содержание и структура разговора напрямую зависят от реплик собеседников. Как пишут Н.Д. Гальскова и Н.И. Гез, ряд признаков, характерных для диалогической речи, обуславливаются спонтанностью высказывания. Среди них можно выделить, в первую очередь, преобладание разговорных клише, нечеткую оформленность фраз, паузы нерешительности (хезитации), перебивания, перестройку фраз, изменение структуры диалогического единства. Диалогической речи свойственны эмоциональность и экспрессивность, которые проявляются чаще всего в субъективно-оценочной окраске речи, в образности, в широком использовании невербальных средств, рекуррентных готовых фраз и разговорных формул.

Первоэлементами диалога являются реплики различной протяженности - от одной до нескольких фраз. Наиболее типична однофразовая реплика. Соединение реплик, характеризующихся структурной, интонационной и семантической законченностью, принято называть диалогическим единством. Этот главный компонент диалога должен служить и исходной единицей обучения диалогической речи. Тесная логико-смысловая зависимость нескольких диалогических единств с учетом их синтаксической и коммуникативной завершенности определяет структуру диалога. Поскольку развернутые диалоги с большим количеством компонентов не обладают высокой повторяемостью в речевом общении, то в основу обучения должны быть положены двучленные единства, среди которых наиболее распространенными являются: вопрос-ответ; вопрос-контрвопрос; сообщение и вызванный им вопрос; сообщение и вызванное им сообщение; сообщение и реплика-подхват, продолжающая или дополняющая высказанную мысль. Типология диалогических дискурсов проводится, как правило, на функционально-коммуникативной основе с учетом экстралингвистических факторов. [Гальскова Гез 2004: 204-205]










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 238.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...