Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь, Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть. Искренним сочувствием автора пронизано это предсказание, с острой горечью говорит он и о финале судьбы своей героини: И схоронят в сырую могилу, Как пройдешь ты свой жизненный путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь. С не меньшим сочувствием и восторгом изображает Некрасов и крестьянских детей. Наиболее значительным среди стихов, в которых звучит этот мотив, является стихотворение «Крестьянские дети». Оно включает ряд отдельных сцен, картин, эпизодов, заключенных в композиционную раму, которой служит один из эпизодов. Как-то во время охотничьих скитаний поэт зашел в сарай и уснул там. Проснувшись, он подслушивает рассуждения крестьянских детей, сквозь щели сарая, рассматривающих охотника и ведущих спор о нем; барин он или нет. Разговор детей дает поэту повод вспомнить свои встречи с крестьянскими детьми. Он рассказывает о их нехитрых развлечениях, их участии в труде взрослых. Рассказ заканчивается весёлой сценкой и картиной грозы. Обрамление замыкается. Такая композиция позволяет Некрасову показать крестьянских детей в разной обстановке, в разные моменты их жизни, раскрыть разные стороны их души. Любознательность, пытливость – характерные качества крестьянских детей. Они с увлечением слушают рассказы прохожих и проезжих, но особенно их интересует все, что относится к труду: Рабочий расставит, разложит снаряды – Рубанки, подпилки, долота, ножи: «Гляди, чертенята!» А дети и рады, Как пилишь, как лудишь - им все покажи. Их любознательность деятельна. Им непременно хочется самим испробовать каждый инструмент: Прохожий заснет под свои прибаутки, Ребята за дело – пилить и строгать! Иступят пилу – не наточишь и в сутки! Сломают бурав – и с испугу бежать… Среди окружающей природы они находят себе разнообразные развлечения. Иные из них – уже начало участия в трудовой жизни, хотя это и не воспринимается ими как труд: Кто нянчит сестренку, двухлетнюю Глашку, Кто тащит на пожню ведерко кваску. Им это интересно уже тем, что ответственно, что это уже начало пути к той заманчивой для ребенка жизни, которой живут взрослые. Но только и труд обернется сначала К Ванюше нарядной своей стороной, - говорит поэт, рассказывая о том, как постепенно мальчик входит в земледельческий труд его семьи. Так воспитывается в крестьянских детях трудолюбие, любовь к земле. Наиболее известный эпизод «Крестьянских детей» - «Мужичок с ноготок». Любовно описывает поэт встреченного им «в студеную зимнюю пору» крохотного мужичка. Трогательна серьезность, суровость маленького человека, играющего в «большого» и, в сущности, уверенного в том, что он «большой». Речь героя полна чувства собственного достоинства, в ней явно слышны взрослые интонации. Видимо, он подражает отцу, который на праздные вопросы любопытных отвечал так же, как наш герой: «Ступай себе мимо…». Да и вся речьмаленького мужичка выдержана в том же стиле: - Уж больно ты грозен, как я погляжу, Откуда дровишки? – «Из лесу, вестимо; Отец, слышишь, рубит, а я отвожу» (В лесу раздавался топор дровосека) - А что, у отца-то большая семья? – «Семья-то большая, да два человека Всего мужиков-то: отец мой да я…» Все в этом мужичке такое серьезное, такое взрослое, что кажется, будто это лишь сцена из взрослого спектакля, где играют дети. Но Некрасов подчеркивает: все это истинное, настоящее, русское: На эту картину так солнце светило, Ребенок был так уморительно мал, Как будто все это картонное было, Как будто бы в детский театр я попал! Но мальчик был мальчик живой, настоящий, И дровни, и хворост, и пегонький конь, И снег, до окошек деревни лежащий, И зимнего солнца холодный огонь – Все, все настоящее русское было, С клеймом нелюдимой, мертвящей зимы, Что русской душе так мучительно мило, Что русские мысли внушает в умы… Не менее известно и другое некрасовские стихотворение, посвященное русским детям, стихотворение «Школьник». Встреча с шагающим по дороге школьником вызывает в памяти поэта образ великого русского ученого, «Архангельского мужика». Судьба Ломоносова заставляет поверить и в счастливую судьбу встреченного лирическим героем крестьянского паренька: Будешь в университете – Сон свершится наяву. Верой в русский народ, в великое будущее России проникнуто это стихотворение: Не бездарна та природа, Не погиб ещё тот край, Что выводит из народа Столько славных, то и знай… Жизнь городской бедноты Некрасов знал не менее глубоко, чем жизнь крепостной и пореформенной деревни. Поэтому неудивительно, что этот мотив тоже нашел свое отражение в его лирике. В этих стихах поэт выдвигает на первый план, прежде всего, печальные стороны городского быта. Вот он видит «безобразную», но такую привычную сцену: Торгаш, у коего украден был калач, Вздрогнув и побледнев, вдруг поднял вой и плач И, бросясь от лотка, кричал: держите вора! И вор был окружен и остановлен скоро. Поэт подходит к этой сцене не так, как смотрели на неё обычно десятки любопытных обывателей. Он сочувствует не «пострадавшему», а вору. Он понимает, что только крайняя нищета заставила несчастного пойти на преступление: Закушенный калач дрожал в его руке; Он был без сапогов, в дырявом сюртуке; Лицо являло след недавнего недуга, Стыда, отчаянья, моленья и испуга. Какую страшную драму пришлось пережить этому человеку, прежде чем он решился на кражу. По мнению поэта, только негодование в честных сердцах могут вызвать те, кто торжественно повели в «квартал» несчастного вора. Стихотворение заканчивается ироническими строками, в которых Некрасов ещё раз подчеркивает, что не крадут только те, у кого «наследственное есть». Поэт зорко вглядывается в жизнь города. Он видит драму там, где её не заметил равнодушный взгляд человека, не привыкшего глубоко задумываться над окружающим. В маленьком, в восемь строк, стихотворении «Гробок» поэт изображает сцену, которую можно сравнить с небольшим, но выразительным карандашным рисунком: солдат несет детский гроб под мышкой и плачет. Вот и все, но у поэта грустная встреча вызывает горькие мысли: А как было живо дитятко, То и дело говорилося: Чтоб ты лопнуло, проклятое, Да зачем ты и родилося! Это не юмор и не упрек, это горькое осознание, что жизнь отца, видимо, была так тяжела, что не позволила ему при жизни ребенка проявить к нему доброе, отцовское чувство. Самое страшное, что подобные истории – дело для жизни городской бедноты обычное. Страшные драмы разыгрываются за стенами городских домов. Об одной из таких драм рассказывает Некрасов в стихотворении «Еду ли ночью…». Это страшное и по-своему смелое стихотворение, в котором поэт бросает вызов обществу и прямо говорит о таких вещах, о которых не считали возможным говорить открыто. Он вспоминает любимую женщину. Память возвращает его к тому мрачному дню, когда умер их ребенок и она, чтобы достать денег на покупку гроба, решилась на самое страшное, на что может только пойти честная женщина. Стихотворение потрясает, в нем есть строки, «написанные кровью сердца». Впечатление усиливается, благодаря конкретности образов, живым, врезающимся в память деталям: Помнишь ли труб заунывные звуки, Брызги дождя, полусвет, полутьму? Плакал твой сын, и холодные руки Ты согревала дыханьем ему. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 205. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |