Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Свой гений, подчиняя чувству
Всеобнимающей любви…. Подчинить всё своё творчества, до последней строчки, «Всеобнимающей любви» к людям, к родине – так понимал долг поэта Некрасов. И на протяжении всёй своей жизни он ни разу не изменил такому пониманию роли поэта в обществе. Уже в конце своей жизни он пишет стихотворение «Элегия», в котором снова ставит этот вопрос. В этом своем стихотворении Некрасов отвечает тем, кто полагает, что тема «страдания народа» устарела, что народ счастлив. Композиционно оно распадается на четыре части. В первой поэт снова повторяет свою любимую мысль: поэзия должна служить народу: Толпе напоминать, что бедствует народ В то время, как она ликует и поет, К народу возбуждать вниманье сильных мира, - Чему достойнее служить могла бы лира?... Эта часть интересна тем, что в ней поэт повторяет строки из «Деревни» А.С. Пушкина. Тем самым он как бы подчеркивает, что, несмотря на отмену крепостного права, народы по-прежнему Влачатся в нищете, покорствуя бичам, Как тощие стада по скошенным лугам. Во второй части поэт с грустью говорит о былом своём заблуждении. Он радовался, тому что «в России нет раба», но Муза открывает ему его ошибку: «Довольно ликовать в наивном увлеченьи: Шепнула Муза мне, - Пора идти вперед: Народ освобожден, но счастлив ли народ?» И вот поэт ищет ответа на «тайные вопросы, кипящие в уме». Лучше ли стало жить крестьянину? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла ли перемену В народные судьбы? В напевы сельских дев? Иль также горестен нестройный их напев? Последняя строка также перекликается с пушкинскими строками, на этот раз из поэмы «Домик в Коломне». Таким образом поэт вновь подчеркивает, что долгие годы не внесли перемен в жизнь крестьян: она по-прежнему печальна и трудна. Четвертая, последняя часть элегии проникнута чувством глубокой горечи. Поэту кажется, что народ, которому «посвящены» его мечтания, «не внемлет… и не дает ответа». В этих горьких словах есть и доля истины. Но для самого Некрасова важно другое. Он пишет: Я лиру посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил – и сердцем я спокоен… Пускай наносит вред врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба… Служить народу для Некрасова значило воспевать его страдания, показывать всю тяжесть этих страданий, вызывать сочувствие к нему всех честных сердец, заставить сам народ понять, осознать всю глубину своих мук, чтобы выступить на борьбу с их виновниками. Мы уже говорили, что в XIX веке слова «народ» и «крестьянство» воспринимались как слова синонимы. Поэтому тема народа в лирике Некрасова объединяет стихотворения, посвященные описанию жизни, прежде всего именно крестьян. Тема эта в его лирике имеет множество самых разнообразных мотивов. Один из них звучит в первом некрасовском стихотворении «В дороге». Это стихотворение – горькая повесть о трагической судьбе людей, против воли связанных брачными узами, явившихся печальными жертвами крепостного быта. Рассказ звучит особенно трагично потому, что он вложен в уста самого героя – ямщика, мужа бывшей дворовой, воспитанной в барском доме, вместе с барышней. Он рассказывает: Слышь ты, смолоду, сударь, она В барском доме была учена Вместе с барышней всяким наукам, Понимаешь-ста, шить и вязать, На варгане играть и читать – Всем дворянским манерам и штукам… С горечью констатирует он и поворот в её судьбе: Не нужна-ста в дворянстве холопка… Воротил он её на село – Знай-де место свое ты, мужичка! Взвыла девка – крутенько пришло: Белоручка, вишь ты, белоличка. Сам он тоже – жертва барского произвола: Как на грех, девятнадцатый год Мне в ту пору случись… посадили На тягло – да на ней и женили… Тоись, сколько я нажил хлопот! Он по-своему жалеет её, по-своему любит, но не в состоянии понять, почему она чахнет, почему погибает: …видит бог, не томил Я её безустанной работой… Одевал и кормил, без пути не бранил, Уважал, тоись, вот как, с охотой… А слышь, бить – так почти не бивал, Разве только под пьяную руку… Одно понимает бедный парень: кто виновен в гибели его жены: Погубили её господа, А была бы бабенка лихая! Мрачную картину дает Некрасов в стихотворении «Забытая деревня»: обездоленные, обижаемые и бурмистром, и жадным соседом-помещиком, и немцем-управляющим, крестьяне ждут барина. «Вот приедет барин, барин нас рассудит", - повторяют и бабушка Ненила, которой нужен лес для починки избушки, и Наташа, которая без разрешения барина не может выйти замуж за любимого человека. Все их надежды связаны с приездом барина… Конец «Забытой деревни» печален: Наконец, однажды середи дороги Шестернею цугом показались дроги. На дрогах высоких гроб стоит дубовый, А в гробу-то барин, а за гробом – новый Старого отпели, новый слезы вытер, Сел в свою карету – и уехал в Питер. Как много сказано в этих последних строках! Забыта не только деревня, судьбы обитателей которой безразличны помещику, забыта вся дореформенная крестьянская Русь, чуждая её правителям. Этот же мотив звучит и в стихотворении «Размышление у парадного подъезда». Случайно увиденная из окна дома уличная сцена послужила для Некрасова поводом для глубочайших обобщений о судьбах русского народа: … Родная земля! Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал, Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал. Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам, В рудниках на железной цепи; Стонет он под овином, под стогом, Под телегой, ночуя в степи; Стонет в собственном ветхом домишке, Свету божьего солнца не рад; Стонет в каждом глухом городишке У подъезда судов и палат. Образы людей из народа в изображении Некрасова проникнуты искренним сочувствием к их судьбе, восхищением их красотой, умом, поистине богатырской силой, способностью противостоять жизненным неурядицам. Обаятельны образы крестьян, выведенные в поэме «Мороз, Красный нос». Оба героя поэмы, Прокл и Дарья – настоящие русские люди, честные, трудолюбивые, любящие и добрые. Но образ Дарьи особенно привлекателен. О таких женщинах как она Некрасов пишет: Есть женщины в русских селеньях, С спокойною важностью лиц, С красивою силой в движеньях, С походкой, со взглядом цари, - Их разве слепой не заметит, А зрячий о них говорить: «Пройдет – словно солнцем осветит, Посмотрит – рублем подарит» В тоже время судьба русской крестьянки особенно трагична. Это о ней поэт сказал: Три тяжкие доли имела судьба: И первая доля: с рабом повенчаться, Вторая – быть матерью сына раба, И третья – до гроба рабу покоряться. И все эти грозные доли легли На женщину русской земли. Этот мотив звучит во многих стихах поэта. Одно из самых известных, пожалуй, «Тройка». Как и многие другие стихи Некрасова, оно выдержано в разговорной интонации прямого обращения к герою, на этот раз к крестьянской девушке, мечтающей о счастье. Казалось бы ей для этого дано все. Портрет героини, созданный Некрасовым поражает яркостью красок, живостью интонации, искренним восхищением автора: Вьется алая лента игриво В волосах твоих черных, как ночь; Сквозь румянец щеки твоей смуглой Пробивается легкий пушок, Из-под брови твоей полукруглой Смотрит бойко лукавый глазок. Взгляд один чернобровой дикарки, Полный сил, зажигающий кровь, Старика разорит на подарки, В сердце юноши кинет любовь. Все дала ей судьба, не дала лишь счастливой доли: Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |