Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Свой гений, подчиняя чувству




Всеобнимающей любви….

Подчинить всё своё творчества, до последней строчки, «Всеобнимающей любви» к людям, к родине – так понимал долг поэта Некрасов. И на протяжении всёй своей жизни он ни разу не изменил такому пониманию роли поэта в обществе.

Уже в конце своей жизни он пишет стихотворение «Элегия», в котором снова ставит этот вопрос. В этом своем стихотворении Некрасов отвечает тем, кто полагает, что тема «страдания народа» устарела, что народ счастлив. Композиционно оно распадается на четыре части.

В первой поэт снова повторяет свою любимую мысль: поэзия должна служить народу:

Толпе напоминать, что бедствует народ

В то время, как она ликует и поет,

К народу возбуждать вниманье сильных мира, -

Чему достойнее служить могла бы лира?...

Эта часть интересна тем, что в ней поэт повторяет строки из «Деревни» А.С. Пушкина. Тем самым он как бы подчеркивает, что, несмотря на отмену крепостного права, народы по-прежнему

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам.

Во второй части поэт с грустью говорит о былом своём заблуждении. Он радовался, тому что «в России нет раба», но Муза открывает ему его ошибку:

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи:

Шепнула Муза мне, - Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?»

И вот поэт ищет ответа на «тайные вопросы, кипящие в уме». Лучше ли стало жить крестьянину?

И рабству долгому пришедшая на смену

Свобода, наконец, внесла ли перемену

В народные судьбы? В напевы сельских дев?

Иль также горестен нестройный их напев?

Последняя строка также перекликается с пушкинскими строками, на этот раз из поэмы «Домик в Коломне». Таким образом поэт вновь подчеркивает, что долгие годы не внесли перемен в жизнь крестьян: она по-прежнему печальна и трудна.

Четвертая, последняя часть элегии проникнута чувством глубокой горечи. Поэту кажется, что народ, которому «посвящены» его мечтания, «не внемлет… и не дает ответа».

В этих горьких словах есть и доля истины. Но для самого Некрасова важно другое. Он пишет:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил – и сердцем я спокоен…

Пускай наносит вред врагу не каждый воин,

Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…

Служить народу для Некрасова значило воспевать его страдания, показывать всю тяжесть этих страданий, вызывать сочувствие к нему всех честных сердец, заставить сам народ понять, осознать всю глубину своих мук, чтобы выступить на борьбу с их виновниками.

Мы уже говорили, что в XIX веке слова «народ» и «крестьянство» воспринимались как слова синонимы. Поэтому тема народа в лирике Некрасова объединяет стихотворения, посвященные описанию жизни, прежде всего именно крестьян. Тема эта в его лирике имеет множество самых разнообразных мотивов. Один из них звучит в первом некрасовском стихотворении «В дороге». Это стихотворение – горькая повесть о трагической судьбе людей, против воли связанных брачными узами, явившихся печальными жертвами крепостного быта.

Рассказ звучит особенно трагично потому, что он вложен в уста самого героя – ямщика, мужа бывшей дворовой, воспитанной в барском доме, вместе с барышней. Он рассказывает:

Слышь ты, смолоду, сударь, она

В барском доме была учена

Вместе с барышней всяким наукам,

Понимаешь-ста, шить и вязать,

На варгане играть и читать –

Всем дворянским манерам и штукам…

С горечью констатирует он и поворот в её судьбе:

Не нужна-ста в дворянстве холопка…

Воротил он её на село –

Знай-де место свое ты, мужичка!

Взвыла девка – крутенько пришло:

Белоручка, вишь ты, белоличка.

Сам он тоже – жертва барского произвола:

Как на грех, девятнадцатый год

Мне в ту пору случись… посадили

На тягло – да на ней и женили…

Тоись, сколько я нажил хлопот!

Он по-своему жалеет её, по-своему любит, но не в состоянии понять, почему она чахнет, почему погибает:

…видит бог, не томил

Я её безустанной работой…

Одевал и кормил, без пути не бранил,

Уважал, тоись, вот как, с охотой…

А слышь, бить – так почти не бивал,

Разве только под пьяную руку…

Одно понимает бедный парень: кто виновен в гибели его жены:

Погубили её господа,

А была бы бабенка лихая!

Мрачную картину дает Некрасов в стихотворении «Забытая деревня»: обездоленные, обижаемые и бурмистром, и жадным соседом-помещиком, и немцем-управляющим, крестьяне ждут барина. «Вот приедет барин, барин нас рассудит", - повторяют и бабушка Ненила, которой нужен лес для починки избушки, и Наташа, которая без разрешения барина не может выйти замуж за любимого человека. Все их надежды связаны с приездом барина… Конец «Забытой деревни» печален:

Наконец, однажды середи дороги

Шестернею цугом показались дроги.

На дрогах высоких гроб стоит дубовый,

А в гробу-то барин, а за гробом – новый

Старого отпели, новый слезы вытер,

Сел в свою карету – и уехал в Питер.

Как много сказано в этих последних строках! Забыта не только деревня, судьбы обитателей которой безразличны помещику, забыта вся дореформенная крестьянская Русь, чуждая её правителям.

Этот же мотив звучит и в стихотворении «Размышление у парадного подъезда». Случайно увиденная из окна дома уличная сцена послужила для Некрасова поводом для глубочайших обобщений о судьбах русского народа:

… Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик не стонал.

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном ветхом домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке

У подъезда судов и палат.

Образы людей из народа в изображении Некрасова проникнуты искренним сочувствием к их судьбе, восхищением их красотой, умом, поистине богатырской силой, способностью противостоять жизненным неурядицам. Обаятельны образы крестьян, выведенные в поэме «Мороз, Красный нос». Оба героя поэмы, Прокл и Дарья – настоящие русские люди, честные, трудолюбивые, любящие и добрые. Но образ Дарьи особенно привлекателен. О таких женщинах как она Некрасов пишет:

Есть женщины в русских селеньях,

С спокойною важностью лиц,

С красивою силой в движеньях,

С походкой, со взглядом цари, -

Их разве слепой не заметит,

А зрячий о них говорить:

«Пройдет – словно солнцем осветит,

Посмотрит – рублем подарит»

В тоже время судьба русской крестьянки особенно трагична. Это о ней поэт сказал:

Три тяжкие доли имела судьба:

И первая доля: с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

И третья – до гроба рабу покоряться.

И все эти грозные доли легли

 На женщину русской земли.

Этот мотив звучит во многих стихах поэта. Одно из самых известных, пожалуй, «Тройка». Как и многие другие стихи Некрасова, оно выдержано в разговорной интонации прямого обращения к герою, на этот раз к крестьянской девушке, мечтающей о счастье. Казалось бы ей для этого дано все. Портрет героини, созданный Некрасовым поражает яркостью красок, живостью интонации, искренним восхищением автора:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих черных, как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой

Пробивается легкий пушок,

Из-под брови твоей полукруглой

Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,

Полный сил, зажигающий кровь,

Старика разорит на подарки,

В сердце юноши кинет любовь.

Все дала ей судьба, не дала лишь счастливой доли:

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 198.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...