Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Другом лени – не был никогда.
То, что видел Некрасов в эти годы в Петербурге, послужило материалом для его стихотворений на городские темы, поэмы «Несчастные» и коротеньких, но живых зарисовок цикла «На улице». Литература постепенно становится основным делом Некрасова. Он писал водевили под псевдонимом Наум Перепельский, печатал статьи на литературные темы. Встреча с Белинским во многом определила творческий путь Некрасова. Когда в 1845 году Некрасов прочитал ему свое стихотворение "В дороге", критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов, воскликнул: "Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный!". Оно стало началом большого поэтического пути Некрасова. В конце 1846 года, совместно с Иваном Панаевым, Некрасов взял в аренду журнал «Современник». В январе 1647 года вышел первый номер, и с тех пор в течение почти двадцати лет жизнь Некрасова связана с «Современником». Он стоил ему многих бессонных ночей, великих трудов, бесконечных трудов и хлопот. После революционных событий 1848 года российская цензура неистовствовала и «революцию» усматривала в самых невинных, казалось бы, стихотворениях и рассказах. Но труды Некрасова не пропали даром. Его организаторский талант, его умение привлекать в журнал все лучшее, что было в тогдашней литературе, превратили «Современник» в лучший литературный журнал того времени. Здесь печатались Белинский и Герцен, Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров и др. В 1856 году вышло первое собрание стихотворений Некрасова, имевшее огромный успех. Чернышевский писал Некрасову, лечившемуся за границей: « Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя имели такой успех». Стихи Некрасова поразили читателей своим содержанием. Впервые в сборнике стихотворений крупного поэта на первом месте были строки о страданиях народа, о ненависти к богачам, о голоде и тяжком труде. В это время в «Современнике» ведущую роль начинают играть демократы Чернышевский и Добролюбов. "Современник" стал трибуной русской революционной демократии. Во имя идейного единства журнала Некрасов решился на разрыв с прежними сотрудниками и привлек писателей-разночинцев, Помяловского, Решетникова, Николая Успенского. Это было время подготовки крестьянской реформы, к которой «Современник» относился настороженно, не веря в возможность освобождения крестьян сверху. Сам Некрасов разделял точку зрения своих товарищей по журналу. Когда манифест был опубликован, он оказался ещё более неприемлем для поэта, чем он ожидал. Вторая половина 50-х и начало 60-х были для Некрасова временем расцвета его поэтического таланта. В эти годы появляются такие произведения, как «Размышления у парадного подъезда», поэма «Мороз, Красный нос», « стихотворение «Железная дорога». Последние годы существования «Современника» были тяжелыми и для журнала и для его редактора. В 1861 году умер Добролюбов, в 1862 – арестован Чернышевский, новые сотрудники не могли заменить ушедших, цензура свирепствовала. В 1862 году выход журнала был приостановлен на восемь месяцев. В 1866 году, после покушения на Александра II, журнал был запрещен по высочайшему повелению. После двухлетнего перерыва Некрасов вновь занялся издательской деятельностью. С 1868 года и вплоть до кончины он - редактор журнала "Отечественные записки", который объединил вокруг себя писателей- демократов. С ним сотрудничали Салтыков-Щедрин и Островский, Глеб Успенский и Лесков. Демократическая молодежь этого времени видела в нем величайшего поэта современности. Один из них писал: « Некрасов стоит неизмеримо выше всех поэтов русских во всех отношениях». «Отечественные записки» поглощали огромную часть его времени, но все же летом, в период отдыха он много работал над поэмами «Дедушка», «Русские женщины», «Современники». Основным делом его жизни в эти годы, наряду с журнальной работой, была работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», начатой ещё в 1863 году. 70-е годы – время славы Некрасова. Книга за книгой выходят его произведения. Ширится круг читателей. Всё больше и больше утверждается за ним имя певца народных страданий. В начале 1876 года появились первые признаки болезни, сведшей Некрасова в могилу. Болезнь быстро прогрессировала, причиняя ему невыносимые страдания. Мучительная агония длилась почти год. Лежа в постели, он не оставлял пера. Тяжело больной – писал стихи. В это время написаны поэма «Мать», стихотворения «Колыбельная песня», «Элегия», продолжается работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо». Итак, подводя итог первой части нашей лекции, вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале. Как вы сейчас ответили бы на вопрос: кто такой Некрасов? Продолжите фразу: Некрасов – это… Некрасов был сатириком и публицистом, сказочником и хроникером, фельетонистом и тончайшим лириком, эпическим бытописателем и историком. Он умер 27 декабря 1877 года. Многие современные поэты откликнулись на неё своими стихами. Молодой поэт Боровиковский писал: Смолкли поэта уста благородные, Но ты оставил нам песни свободные, Ты научил нас не падать в борьбе, Вечная память тебе… Вот об этих «песнях» поэта, о темах и мотивах его лирики мы и поговорим с вами дальше. Попробуйте предположить, о чем писал Некрасов в своих стихах? Каково их содержание? Их мотивы? На протяжении всего своего творческого пути Некрасов подчеркивал кровную связь своей поэзии с народом. Даже его Муза является перед читателем в образе русской крестьянки: Вчерашний день, часу в шестом Зашел я на Сенную, Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из её груди, Лишь бич свистал играя… И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!» Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов развивает в небольшой поэме «Поэт и гражданин», появившейся в 1856 году. Она написана в форме диалога гражданина и поэта. Именно гражданин высказывает взгляды самого Некрасова, его завет поэту: Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан. На протяжении всей поэмы настойчиво повторяется мысль о том, что поэзия должна служить общественным задачам. Это в особенности относится к критическим периодам истории. В такие периоды поэт не имеет права молчать: С твоим талантом стыдно спать, Ещё стыдней в годину горя Красу долин, небес и моря, И ласку милой воспевать… По мнению Некрасова, когда отечество переживает трудные дни, поэт не может тратить свой талант на гимны природе и возлюбленной. Он должен отдать его на служение родине и народу. Но служить родине – это значит быть готовым умереть за неё: Иди в огонь за честь отчизны, За убежденья, за любовь… Иди и гибни безупречно, Умрешь не даром… дело прочно, Когда под ним струится кровь. Будь гражданин! Служа искусству, Для блага ближнего живи, |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |