Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Другом лени – не был никогда.




То, что видел Некрасов в эти годы в Петербурге, послужило материалом для его стихотворений на городские темы, поэмы «Несчастные» и коротеньких, но живых зарисовок цикла «На улице».

Литература постепенно становится основным делом Некрасова. Он писал водевили под псевдонимом Наум Перепельский, печатал статьи на литературные темы. Встреча с Белинским во многом определила творческий путь Некрасова. Когда в 1845 году Некрасов прочитал ему свое стихотворение "В дороге", критик, пораженный новизной и оригинальностью стихов, воскликнул: "Да знаете ли Вы, что Вы поэт и поэт истинный!".  Оно стало началом большого поэтического пути Некрасова.

В конце 1846 года, совместно с Иваном Панаевым, Некрасов взял в аренду журнал «Современник». В январе 1647 года вышел первый номер, и с тех пор в течение почти двадцати лет жизнь Некрасова связана с «Современником». Он стоил ему многих бессонных ночей, великих трудов, бесконечных трудов и хлопот. После революционных событий 1848 года российская цензура неистовствовала и «революцию» усматривала в самых невинных, казалось бы, стихотворениях и рассказах.

Но труды Некрасова не пропали даром. Его организаторский талант, его умение привлекать в журнал все лучшее, что было в тогдашней литературе, превратили «Современник» в лучший литературный журнал того времени.  Здесь печатались Белинский и Герцен, Достоевский и Григорович, Лев Толстой и Фет, Тургенев и Гончаров и др.

В 1856 году вышло первое собрание стихотворений Некрасова, имевшее огромный успех. Чернышевский писал Некрасову, лечившемуся за границей: « Восторг всеобщий. Едва ли первые поэмы Пушкина, едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» Гоголя имели такой успех».

Стихи Некрасова поразили читателей своим содержанием. Впервые в сборнике стихотворений крупного поэта на первом месте были строки о страданиях народа, о ненависти к богачам, о голоде и тяжком труде.

В это время в «Современнике» ведущую роль начинают играть демократы Чернышевский и Добролюбов. "Современник" стал трибуной русской революционной демократии. Во имя идейного единства журнала Некрасов решился на разрыв с прежними сотрудниками и привлек писателей-разночинцев, Помяловского, Решетникова, Николая Успенского. Это было время подготовки крестьянской реформы, к которой «Современник» относился настороженно, не веря в возможность освобождения крестьян сверху. Сам Некрасов разделял точку зрения своих товарищей по журналу. Когда манифест был опубликован, он оказался ещё более неприемлем для поэта, чем он ожидал.

Вторая половина 50-х и начало 60-х были для Некрасова временем расцвета его поэтического таланта. В эти годы появляются такие произведения, как «Размышления у парадного подъезда», поэма «Мороз, Красный нос», « стихотворение «Железная дорога».

Последние годы существования «Современника» были тяжелыми и для журнала и для его редактора. В 1861 году умер Добролюбов, в 1862 – арестован Чернышевский, новые сотрудники не могли заменить ушедших, цензура свирепствовала. В 1862 году выход журнала был приостановлен на восемь месяцев. В  1866 году, после покушения на Александра II,  журнал был запрещен по высочайшему повелению.

После двухлетнего перерыва Некрасов вновь занялся издательской деятельностью. С 1868 года и вплоть до кончины он - редактор журнала "Отечественные записки", который объединил вокруг себя писателей- демократов. С ним сотрудничали Салтыков-Щедрин и Островский, Глеб Успенский и Лесков. Демократическая молодежь этого времени видела в нем величайшего поэта современности. Один из них писал: « Некрасов стоит неизмеримо выше всех поэтов русских во всех отношениях».

«Отечественные записки» поглощали огромную часть его времени, но все же летом, в период отдыха он много работал над поэмами «Дедушка», «Русские женщины», «Современники». Основным делом его жизни в эти годы, наряду с журнальной работой, была работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо», начатой ещё в 1863 году.

70-е годы – время славы Некрасова. Книга за книгой выходят его произведения. Ширится круг читателей. Всё больше и больше утверждается за ним имя певца народных страданий.

В начале 1876 года появились первые признаки болезни, сведшей Некрасова в могилу. Болезнь быстро прогрессировала, причиняя ему невыносимые страдания. Мучительная агония длилась почти год. Лежа в постели, он не оставлял пера. Тяжело больной – писал стихи. В это время написаны поэма «Мать», стихотворения «Колыбельная песня», «Элегия», продолжается работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо».

Итак, подводя итог первой части нашей лекции, вернемся к вопросу, прозвучавшему в начале. Как вы сейчас ответили бы на вопрос: кто такой Некрасов? Продолжите фразу: Некрасов – это…

Некрасов был сатириком и публицистом, сказочником и хроникером, фельетонистом и тончайшим лириком, эпическим бытописателем и историком.

Он  умер 27 декабря 1877 года. Многие современные поэты откликнулись на неё своими стихами. Молодой поэт Боровиковский писал:

Смолкли поэта уста благородные,

Но ты оставил нам песни свободные,

Ты научил нас не падать в борьбе,

Вечная память тебе…

Вот об этих «песнях» поэта, о темах и мотивах его лирики мы и поговорим с вами дальше.

Попробуйте предположить, о чем писал Некрасов в своих стихах? Каково их содержание? Их мотивы?

На протяжении всего своего творческого пути Некрасов подчеркивал кровную связь своей поэзии с народом. Даже его Муза является перед читателем в образе русской крестьянки:

Вчерашний день, часу в шестом

Зашел я на Сенную,

Там били женщину кнутом,

Крестьянку молодую.

Ни звука из её груди,

Лишь бич свистал играя…

И Музе я сказал: «Гляди!

Сестра твоя родная!»

Свои взгляды на роль поэта и поэзии Некрасов развивает в небольшой поэме «Поэт и гражданин», появившейся в 1856 году. Она написана в форме диалога гражданина и поэта. Именно гражданин высказывает взгляды самого Некрасова, его завет поэту:

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

На протяжении всей поэмы настойчиво повторяется мысль о том, что поэзия должна служить общественным задачам. Это в особенности относится к критическим периодам истории. В такие периоды поэт не имеет права молчать:

С твоим талантом стыдно спать,

Ещё стыдней в годину горя

Красу долин, небес и моря,

И ласку милой воспевать…

По мнению Некрасова, когда отечество переживает трудные дни, поэт не может тратить свой талант на гимны природе и возлюбленной. Он должен отдать его на служение родине и народу.

Но служить родине – это значит быть готовым умереть за неё:

Иди в огонь за честь отчизны,

За убежденья, за любовь…

Иди и гибни безупречно,

Умрешь не даром… дело прочно,

Когда под ним струится кровь.

Будь гражданин! Служа искусству,

Для блага ближнего живи,










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 194.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...