Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ПРИБЫЛЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
В своей хозяйственной деятельности фирмы стремятся получить не только и не столько предельный (МR), сколько общий доход (ТR). Сравнивая общий доход и издержки производства, фирмы определяют итоговый результат своей работы: если он положительный, то фирмы получают прибыль, если же отрицательный – то убыток. Зачастую это может быть связано с: · непредсказуемыми и неконтролируемыми изменениями в спросе и предложении на рынке; · колебаниями экономической конъюнктуры: процветание экономики приносит фирмам существенные доходы, а кризис – огромные потери; · переменами в государственной финансовой и бюджетной политике, нередко приводящими к общей политической нестабильности в стране; · отсутствием гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы. Убыток – это превышение расходов фирмы над ее доходами, приводящее к уменьшению материальных и денежных ресурсов фирмы. Он может, в конечном счете, привести к тому, что фирма покинет выбранную сферу деятельности на рынке или даже станет банкротом. Прибыль – более сложная экономическая категория. Определение прибыли в рамках различных направлений экономической теории носит синтетический характер. Так, современные представления о прибыли разрабатываются в русле трех основных направлений: кейнсианского, институционально-социологического и неоклассического. Кейнсианцы выдвигают концепции совокупной прибыли на уровне макроэкономики. В институционально-социологических теориях прибыль трактуется с позиций социальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членов общества и т.п. В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли. Таким образом, в зависимости от источника формирования прибыль определяется как: · результат трудовой деятельности самого предпринимателя, использования в бизнесе его предпринимательских способностей по организации производственного процесса и внедрению технических усовершенствований; · плата за риск и преодоление экономической неопределенности предпринимателем, т.е. за способность ориентироваться в экономической обстановке; · реализация экономической власти фирмы на рынке, проявляясь в различных видах монополии: ценовой, патентной, в форме льгот, привилегий и т.п.; · форма дохода от применения в производстве капитала, инвестиций. · форма дохода от всех факторов производства, т.е. рента, процент и заработная плата; Стремление получить прибыль побуждает фирму совершенствовать производство, а оно, в свою очередь, стимулирует инвестиции, которые способствуют возникновению новых рабочих мест, увеличению объемов производства и в конечном счете обеспечивают экономический рост в отрасли и стране. В этом процессе проявляются, как минимум, три функции прибыли: · распределительная функция обеспечивает отбор вида предпринимательской деятельности среди различных альтернатив; · стимулирующая функция выражается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса; · индикаторная (информационная) функция обеспечивает фирмы экономическим сигналом о недостаточной насыщенности рынка товарами и возможности на этом заработать. С количественной стороны прибыль всегда представляет собой разницу между общим доходом от продажи товаров и издержками производства. Однако, в силу существования различных видов издержек принято также и выделять различные виды прибыли:
Таблица. 7.3. Издержки производства, прибыль и доход фирмы. Нормальная прибыль – необходимый, нормальный доход, возникающий при ведении бизнеса, и выражающий цену выбора предпринимателем сферы приложения его капитала. Размеры нормальной прибыли зависят от упущенной выгоды. Она определяется самим предпринимателем, как оценка альтернативной возможности приложения его капитала и предприимчивости. Нормальная прибыль включает в себя норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. У предпринимателя всегда сохраняется возможность не вести собственный бизнес, а вложить капитал в банки или приобретение ценных бумаг и стать наемным менеджером. Перечисленные нормы отдачи и дохода всегда рассчитываются как величина относительная и выражаются в процентах. Разница между общим доходом фирмы и экономическими издержками, включающими в себя нормальную прибыль, является экономической прибылью. Это то, что можно считать сверхдоходом. Экономическая прибыль – важнейший стимул для вступления новых конкурентов в данную отрасль. Сумма нормальной и экономической прибыли показывает хозяйственную прибыль, которая выступает исходной основой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли. Бухгалтерская прибыль близка к хозяйственной, но формируется по другому принципу: из общего дохода вычитаются явные (внешние) издержки. Помимо рассмотренных, прибыль может принимать и другие формы, например монопольной или учредительной прибыли. Так, в условиях несовершенной конкуренции, если фирма обладает монопольным положением на рынке, она получает монопольную прибыль, которая может возникать также при благоприятных естественных условиях – естественная монополия (на землях с редкими полезными ископаемыми, благоприятным климатом и т.д.). Важным для фирмы источником дохода является учредительная прибыль, которая образуется как разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и реальным капиталом, помещенным в предприятие. Она присваивается учредителями данного акционерного общества. Относительная величина доходов фирмы характеризуется нормой прибыли. Норма прибыли – это отношение прибыли к издержкам производства, выраженное в процентах. При анализе различных форм прибыли возникают трудности в разграничении, в первую очередь в экономической и бухгалтерской прибыли. Дело в том, что бухгалтеры и экономисты по-разному рассматривают прибыль. Расхождение касается главным образом неявных издержек – первые включают их в прибыль, вторые – нет. Как следствие, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину неявных издержек. Экономическая теория в анализе прибыли опирается не на бухгалтерский, а на экономический подход, именно он позволяет учесть интересы предпринимателя при выборе им сферы деятельности в рыночной экономике. ТЕМА 8. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА В рыночной экономике все факторы производства имеют владельцев. Каждый из них желает получать доход в виде платы за использование принадлежащего ему фактора. Владелец рабочей силы рассчитывает на зарплату, предприниматель стремится избежать убытков и желает получить прибыль. Собственник природных ресурсов передает их в пользование только в обмен на рентный доход, а владелец капитала, примененного в производстве, претендует на процент от вложенных средств. Таким образом, каждый из них получает свой доход, соответствующий вкладу в производство принадлежащего ему ресурса. Рынок факторов производства – один из секторов рыночной экономики на нем действуют те же законы спроса и предложения, что и на рынке конечных товаров и услуг. Однако, спрос на факторы производства – это вторичный, производный спрос, порожденный потребностью в ресурсах для производства конечных потребительских товаров и услуг. Спрос и предложение факторов производства охватывают классические элементы – труд, землю, капитал, в то время как такой особый фактор, как предпринимательские способности, не учитывается. Причин для такого положения, как минимум, две: · предпринимательские способности часто проявляются через фактор «труд» (особенно в случае найма высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления фирмой); · предпринимательские способности представлены одним и тем же лицом – предпринимателем как со стороны спроса, так и со стороны предложения, в то время как спрос и предложение факторов труд, земля, капитал – четко разделены: на стороне спроса – предприниматели, а на стороне предложения – домохозяйства. В конечном счете, покупатель и продавец фактически на рынке сводятся вместе посредством цены, которая равна стоимости предельного продукта этого фактора. Поскольку в экономике действует закон убывающей доходности, то чем большее количество фактора имеется на рынке, тем ниже предельный продукт, создаваемый с его помощью, а следовательно, и цена самого фактора. Все факторы между собой взаимосвязаны, что приводит к двум последствиям на рынке: · если один фактор на рынке дороже другого, его, как правило, замещают другим до определенных пределов. Так формируется конкретная технология производства благ и услуг. Вместе с тем возникающая конкуренция между факторами, приводит к их равновесию, условием которого является равная отдача, т.е. создание одинаковых предельных продуктов на единицу прироста производства. · изменение предложения любого из факторов воздействует на рынки остальных факторов производства. В результате изменяется отдача и, в конечном счете, доходность всех других факторов. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 313. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |