Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ПРИБЫЛЬ КАК РЕЗУЛЬТИРУЮЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ




В своей хозяйственной деятельности фирмы стремятся получить не только и не столько предельный (МR), сколько общий доход (ТR). Сравнивая общий доход и издержки производства, фирмы определяют итоговый результат своей работы: если он положительный, то фирмы получают прибыль, если же отрицательный – то убыток.

Зачастую это может быть связано с:

· непредсказуемыми и неконтролируемыми изменениями в спросе и предложении на рынке;

· колебаниями экономической конъюнктуры: процветание экономики приносит фирмам существенные доходы, а кризис – огромные потери;

· переменами в государственной финансовой и бюджетной политике, нередко приводящими к общей политической нестабильности в стране;

· отсутствием гарантированного положительного эффекта инвестиционной политики внутри фирмы.

Убыток – это превышение расходов фирмы над ее доходами, приводящее к уменьшению материальных и денежных ресурсов фирмы. Он может, в конечном счете, привести к тому, что фирма покинет выбранную сферу деятельности на рынке или даже станет банкротом.

Прибыль – более сложная экономическая категория.

Определение прибыли в рамках различных направлений экономической теории носит синтетический характер. Так, современные представления о прибыли разрабатываются в русле трех основных направлений: кейнсианского, институционально-социологического и неоклассического.

Кейнсианцы выдвигают концепции совокупной прибыли на уровне макроэкономики.

В институционально-социологических теориях прибыль трактуется с позиций социальных, внешнеэкономических факторов: забота о благе всех членов общества и т.п.

В неоклассических теориях, наиболее полных, исследование прибыли ведется на уровне отдельной фирмы, действующей в условиях совершенной и несовершенной конкуренции и выдвигающей в качестве основной цели максимизацию прибыли.

Таким образом, в зависимости от источника формирования прибыль определяется как:

· результат трудовой деятельности самого предпринимателя, использования в бизнесе его предпринимательских способностей по организации производственного процесса и внедрению технических усовершенствований;

· плата за риск и преодоление экономической неопределенности предпринимателем, т.е. за способность ориентироваться в экономической обстановке;

· реализация экономической власти фирмы на рынке, проявляясь в различных видах монополии: ценовой, патентной, в форме льгот, привилегий и т.п.;

· форма дохода от применения в производстве капитала, инвестиций.

· форма дохода от всех факторов производства, т.е. рента, процент и заработная плата;

Стремление получить прибыль побуждает фирму совершенствовать производство, а оно, в свою очередь, стимулирует инвестиции, которые способствуют возникновению новых рабочих мест, увеличению объемов производства и в конечном счете обеспечивают экономический рост в отрасли и стране. В этом процессе проявляются, как минимум, три функции прибыли:

· распределительная функция обеспечивает отбор вида предпринимательской деятельности среди различных альтернатив;

· стимулирующая функция выражается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса;

· индикаторная (информационная) функция обеспечивает фирмы экономическим сигналом о недостаточной насыщенности рынка товарами и возможности на этом заработать.

С количественной стороны прибыль всегда представляет собой разницу между общим доходом от продажи товаров и издержками производства. Однако, в силу существования различных видов издержек принято также и выделять различные виды прибыли:

ОБЩИЙ ДОХОД ФИРМЫ

Экономические издержки

                                                                                  Альтернативные издержки

 

Экономические издержки

Явные (внешние) издержки

Неявные (внутренние) издержки

Переменные издержки Постоянные издержки Норма отдачи Норма дохода

Общие издержки

Нормальная прибыль

Хозяйственные издержки

 

                 Прибыль бухгалтерская

Хозяйственная прибыль

 

                                                    Бухгалтерская прибыль

         

Таблица. 7.3. Издержки производства, прибыль и доход фирмы.

Нормальная прибыль – необходимый, нормальный доход, возникающий при ведении бизнеса, и выражающий цену выбора предпринимателем сферы приложения его капитала. Размеры нормальной прибыли зависят от упущенной выгоды. Она определяется самим предпринимателем, как оценка альтернативной возможности приложения его капитала и предприимчивости. Нормальная прибыль включает в себя норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. У предпринимателя всегда сохраняется возможность не вести собственный бизнес, а вложить капитал в банки или приобретение ценных бумаг и стать наемным менеджером. Перечисленные нормы отдачи и дохода всегда рассчитываются как величина относительная и выражаются в процентах.

Разница между общим доходом фирмы и экономическими издержками, включающими в себя нормальную прибыль, является экономической прибылью. Это то, что можно считать сверхдоходом. Экономическая прибыль – важнейший стимул для вступления новых конкурентов в данную отрасль.

Сумма нормальной и экономической прибыли показывает хозяйственную прибыль, которая выступает исходной основой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль близка к хозяйственной, но формируется по другому принципу: из общего дохода вычитаются явные (внешние) издержки.

Помимо рассмотренных, прибыль может принимать и другие формы, например монопольной или учредительной прибыли.

Так, в условиях несовершенной конкуренции, если фирма обладает монопольным положением на рынке, она получает монопольную прибыль, которая может возникать также при благоприятных естественных условиях – естественная монополия (на землях с редкими полезными ископаемыми, благоприятным климатом и т.д.).

Важным для фирмы источником дохода является учредительная прибыль, которая образуется как разница между суммой, полученной от продажи акций по открытой подписке, и реальным капиталом, помещенным в предприятие. Она присваивается учредителями данного акционерного общества.

Относительная величина доходов фирмы характеризуется нормой прибыли.

Норма прибыли – это отношение прибыли к издержкам производства, выраженное в процентах.

При анализе различных форм прибыли возникают трудности в разграничении, в первую очередь в экономической и бухгалтерской прибыли. Дело в том, что бухгалтеры и экономисты по-разному рассматривают прибыль. Расхождение касается главным образом неявных издержек – первые включают их в прибыль, вторые – нет. Как следствие, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину неявных издержек.

Экономическая теория в анализе прибыли опирается не на бухгалтерский, а на экономический подход, именно он позволяет учесть интересы предпринимателя при выборе им сферы деятельности в рыночной экономике.

ТЕМА 8. РЫНОК ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА И ФАКТОРНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ

 

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ РЫНКА ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

В рыночной экономике все факторы производства имеют владельцев. Каждый из них желает получать доход в виде платы за использование принадлежащего ему фактора. Владелец рабочей силы рассчитывает на зарплату, предприниматель стремится избежать убытков и желает получить прибыль. Собственник природных ресурсов передает их в пользование только в обмен на рентный доход, а владелец капитала, примененного в производстве, претендует на процент от вложенных средств. Таким образом, каждый из них получает свой доход, соответствующий вкладу в производство принадлежащего ему ресурса.

Рынок факторов производства – один из секторов рыночной экономики на нем действуют те же законы спроса и предложения, что и на рынке конечных товаров и услуг. Однако, спрос на факторы производства – это вторичный, производный спрос, порожденный потребностью в ресурсах для производства конечных потребительских товаров и услуг.

Спрос и предложение факторов производства охватывают классические элементы – труд, землю, капитал, в то время как такой особый фактор, как предпринимательские способности, не учитывается. Причин для такого положения, как минимум, две:

· предпринимательские способности часто проявляются через фактор «труд» (особенно в случае найма высококвалифицированных менеджеров высшего звена управления фирмой);

· предпринимательские способности представлены одним и тем же лицом – предпринимателем как со стороны спроса, так и со стороны предложения, в то время как спрос и предложение факторов труд, земля, капитал – четко разделены: на стороне спроса – предприниматели, а на стороне предложения – домохозяйства.

В конечном счете, покупатель и продавец фактически на рынке сводятся вместе посредством цены, которая равна стоимости предельного продукта этого фактора. Поскольку в экономике действует закон убывающей доходности, то чем большее количество фактора имеется на рынке, тем ниже предельный продукт, создаваемый с его помощью, а следовательно, и цена самого фактора.

Все факторы между собой взаимосвязаны, что приводит к двум последствиям на рынке:

· если один фактор на рынке дороже другого, его, как правило, замещают другим до определенных пределов. Так формируется конкретная технология производства благ и услуг. Вместе с тем возникающая конкуренция между факторами, приводит к их равновесию, условием которого является равная отдача, т.е. создание одинаковых предельных продуктов на единицу прироста производства.

· изменение предложения любого из факторов воздействует на рынки остальных факторов производства. В результате изменяется отдача и, в конечном счете, доходность всех других факторов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 275.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...