Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭФФЕКТ МАСШТАБА ПРОИЗВОДСТВА И КОНЦЕПЦИЯ ОПТИМАЛЬНОГО РАЗМЕРА ПРЕДПРИЯТИЯ




Подавляющее большинство фирм в рыночной экономике стремится вырабатывать стратегию своего развития. Очевидно, что развитие фирм невозможно без наращивания и технического совершенствования производственных мощностей, а оно протекает достаточно долго. Это ведет к дискретности (прерывистости) состояния фирмы по краткосрочным периодам. В каждом из краткосрочных периодов имеющиеся мощности условно считаются неизменными и вместе с переменным фактором лимитируют предел кривой краткосрочного предложения товара фирмой на рынке. В целом же, на длительном отрезке времени любые издержки предприятия выступают как переменные.

Графически данная ситуация может быть проиллюстрирована следующим образом:

 


                   ATC1

                             ATC2                                                                            ATC7

                                         ATC3 ATC4 ATC5 ATC6   LATC

 

 

               n-3      n-2   n-1      n  n+1  n+2  n+3       Q

График. 7.7. Средние издержки производства и развитие фирмы.

Расширение производственных мощностей (строительство новых предприятий) приводит к сокращению средних общих издержек на единицу продукции с (n– 3) доn– размеров предприятия, затем издержки начинают расти: (n+1), (n+ 2) и т.д. Линии пересечения кривыхАТС, спроецированные на ось абсцисс графика, показывают, при каких объемах производства необходимо изменить размер предприятия, чтобы гарантировать дальнейшее снижение средних издержек на единицу продукции.

Кривую долгосрочныхАТСLATC, изображенную на графике пунктирной жирной линией, огибающей различные кривые средних издержек, принято называть кривой выбора. Для большинства фирм возможность выбора размеров производства значительно шире, чем изображено на графике, и даже самые малые изменения в размере предприятия можно отследить с помощью множества кривыхАТС.

ДугообразностьLATCсвязана с положительным и отрицательным эффектами роста масштабов производства. ФормаLATCопределяет структуру и уровень конкурентоспособности отрасли, а также количество фирм, функционирующих в данной отрасли.

Положительный эффект масштаба предопределяет снижение средних долгосрочных издержек вследствие:

· специализации труда работников;

· специализации управленческого персонала;

· применения масштабных технологий;

· производства побочных продуктов из отходов.

Однако у издержек имеется предел, за которым наступает перелом и возникает отрицательный эффект масштаба. Среди факторов его обусловливающих:

· управленческие трудности на крупных предприятиях;

· противоречивые интересы у отдельных структурных подразделений фирмы;

· высокие экономические нагрузки на территорию;

· сбои в координации, пропорциях развития составных частей фирмы;

· снижение гибкости реакции на изменение рынка.


Отрицательный эффект масштаба не во всех ситуациях непосредственно сменяет положительный эффект. Между ними может быть зона постоянной отдачи от роста размеров производства, где АТС будут неизменны, т.е. на каждый процент прироста ресурсов будет возрастать соответственно и производство.

  C                                                                                           

                                                                   LATC

 

            0         Q1                                                          Q2           Q

               1                        2                          3

График. 7.8. Эффект масштаба производства.

Участок 1 кривойLATCотражает действие положительного эффекта роста масштаба производства.

Участок 2 кривойLATCотражает действие постоянного эффекта роста масштаба производства.

Участок 3 кривойLATCотражает действие отрицательного эффекта роста масштаба производства.

Концепция минимального эффективного размера предприятия исходит из наименьшего объема производства, при котором фирма может минимизировать своиLATC.

На графике 7.8. минимальное значениеLATCдостигается на первом участке приQ (0;Q1), но и на втором участке кривойLATCприQ [Q1;Q2] все фирмы независимо от размера из-за постоянной отдачи от масштаба производства будут одинаково эффективными, обеспечивая себе минимальные средние издержки производства.

Для участкаQ (0;Q1), на которомLATCдостигает своего минимального значения, при данном объеме потребительского спроса достаточно эффективными может стать лишь относительно небольшое количество промышленных гигантов. Мелкие фирмы, ввиду технологических особенностей производственного процесса не смогут обеспечить минимального эффективного размера производства. Для промышленных гигантов получение всего положительного эффекта масштаба может привести к выходу за пределы рынка, что вызовет образование естественных монополий. Примером могут служить предприятия автомобилестроения, тяжелой промышленности и т.д.

Для участкаQ [Q1;Q2], на которомLATCимеет свое минимальное значение наиболее эффективным с точки зрения концепции минимального эффективного размера предприятия может стать производство мебели, деревообработка, производство упаковочных материалов и тары и т.д.

Для участкаQ (Q2; ∞), на которомLATCпереходит через свое минимальное значение и начинает возрастать возникает действие отрицательного эффекта роста масштаба производства. На этом участке минимальный эффективный размер предприятия достигается при относительно небольшом объеме производства в тех отраслях, где стабильный объем потребительского спроса будет поддерживать существование большого количества относительно мелких производителей, например в розничной торговле, легкой промышленности, сфере услуг и т.д.

В рыночной экономике те фирмы, которые учитывают эффект масштаба в своей деятельности и правильно на него реагируют, успешно преодолевают трудности рынка и процветают. Остальным фирмам не всегда удается расширить производство, их издержки высоки, и они выступают аутсайдерами в конкурентной борьбе.

 

ПРАВИЛО РАВНОВЕСИЯ ФИРМЫ

Несмотря на то, что в смешанной экономике фирма может ставить перед собой различные альтернативные цели, традиционно в микроэкономике принято рассматривать фирму, максимизирующую прибыль.

Очевидно, что любая фирма функционирует исходя из принципа рациональности, т.е. стремится использовать для производства товаров минимум ресурсов, максимально сокращая свои издержки; и ориентироваться на сформировавшийся на рынке уровень цен и его емкость, тем самым стремясь получить максимальную прибыль.

Равновесие фирмы – это особое единственное положение фирмы на рынке, при котором она наиболее рационально использует ресурсы и достигает наилучших из всех возможных результатов.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 451.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...