Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.




Предпринимательская деятельность – неотъемлемая черта рыночной экономики. В российском законодательстве предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность.

Для развития предпринимательской деятельности необходим целый ряд условий:

· возможность сосуществования в предпринимательском секторе многих организационно-правовых форм предприятий, относящихся к различным формам собственности;

· наличие устойчивой, целенаправленной государственной экономической политики поддержки предпринимательства;

· обеспечение свободы выбора сферы предпринимательской деятельности и контрагентов в сделках на рынке;

· освобождение предприятий от чрезмерного государственного регулирования их деятельности, предоставление им юридической и экономической самостоятельности и свободы;

· всемерная поддержка (в том числе информационная) малых форм
предпринимательства и индивидуальной трудовой деятельности.

Хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, лишь тогда, когда она связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском, являющимися признаками предпринимательства.


В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты.

Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

Принято выделять две основные модели предпринимательского поведения:

Классическая модель состоит в том, что предприниматель стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Инновационная модель ориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Предпринимательская деятельность может осуществляться как частными фирмами, так и государственными предприятиями.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями или компаниями осуществляющая экономическую деятельность на основе эффективного использования ограниченных ресурсов для производства товаров или услуг в целях получения дохода, прибыли. Понятие фирмы включает в себя различных хозяйственных агентов, существенно отличающихся друг друга; функционирующих в разных отраслях деятельности.

Соотношение понятий фирма, предприятие, компания в рыночной экономике следующее: фирма – универсальная структура в предпринимательском секторе рыночной экономики; предприятие – это производственная единица, территориально и технологически обособленная, оно не является собственником имущества и входит в состав фирмы. В современной России часто между предприятием и фирмой ставят знак равенства. Однако это ошибочно: фирма остается фирмой, даже если в ее составе имеется единственное предприятие, поскольку природа ее экономического поведения принципиально отличается от предприятия. Компания – это разновидность фирмы, основанная на долевом участии вкладчиков.

Из-за многообразия фирм их принято классифицировать по различным признакам:

· по размерам (малые, средние, крупные);

· по отраслевой принадлежности (промышленные, строительные, финансовые, инвестиционные, страховые и пр.);

· по организационной структуре (линейные, пирамидальные и пр.).

На практике применяются все перечисленные группировки и целый ряд других.

Наиболее распространенными классификационными признаками являются размер фирм и форма собственности. Так в зависимости от размеров различают: малый, средний и крупный бизнес.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга(от англ. franchise – льготный)и венчурного(от англ. venture – рисковать)предпринимательства. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.).

Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

В зависимости от формы собственности фирмы подразделяются на государственные и частные. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации количество государственных фирм увеличивается, в результате проведения приватизации – уменьшается.

Государственные фирмы обычно более капиталоемкие, но в тоже время и более стабильны, так как обладают финансовой и организационной поддержкой государства.

В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ:

· абсолютная самостоятельность в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности;

· отсутствие регламентации в отношении объемов производства, количества сделок и т.д.;

· самостоятельность в установлении цен на свою продукцию.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 653.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...