Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Предпринимательская деятельность – неотъемлемая черта рыночной экономики. В российском законодательстве предпринимательство определяется как инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, направленная на получение прибыли и осуществляемая на их риск и под их имущественную ответственность. Для развития предпринимательской деятельности необходим целый ряд условий: · возможность сосуществования в предпринимательском секторе многих организационно-правовых форм предприятий, относящихся к различным формам собственности; · наличие устойчивой, целенаправленной государственной экономической политики поддержки предпринимательства; · обеспечение свободы выбора сферы предпринимательской деятельности и контрагентов в сделках на рынке; · освобождение предприятий от чрезмерного государственного регулирования их деятельности, предоставление им юридической и экономической самостоятельности и свободы; · всемерная поддержка (в том числе информационная) малых форм Хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, лишь тогда, когда она связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском, являющимися признаками предпринимательства. В предпринимательстве выделяют субъекты и объекты. Субъектами предпринимательства могут быть частные лица, различного рода ассоциации (акционерные общества, арендные коллективы, кооперативы) и государство. Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами. Принято выделять две основные модели предпринимательского поведения: Классическая модель состоит в том, что предприниматель стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов. Инновационная модель ориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса. Предпринимательская деятельность может осуществляться как частными фирмами, так и государственными предприятиями. Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями или компаниями осуществляющая экономическую деятельность на основе эффективного использования ограниченных ресурсов для производства товаров или услуг в целях получения дохода, прибыли. Понятие фирмы включает в себя различных хозяйственных агентов, существенно отличающихся друг друга; функционирующих в разных отраслях деятельности. Соотношение понятий фирма, предприятие, компания в рыночной экономике следующее: фирма – универсальная структура в предпринимательском секторе рыночной экономики; предприятие – это производственная единица, территориально и технологически обособленная, оно не является собственником имущества и входит в состав фирмы. В современной России часто между предприятием и фирмой ставят знак равенства. Однако это ошибочно: фирма остается фирмой, даже если в ее составе имеется единственное предприятие, поскольку природа ее экономического поведения принципиально отличается от предприятия. Компания – это разновидность фирмы, основанная на долевом участии вкладчиков. Из-за многообразия фирм их принято классифицировать по различным признакам: · по размерам (малые, средние, крупные); · по отраслевой принадлежности (промышленные, строительные, финансовые, инвестиционные, страховые и пр.); · по организационной структуре (линейные, пирамидальные и пр.). На практике применяются все перечисленные группировки и целый ряд других. Наиболее распространенными классификационными признаками являются размер фирм и форма собственности. Так в зависимости от размеров различают: малый, средний и крупный бизнес. В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. Наиболее типичными формами малого бизнеса стали системы франчайзинга(от англ. franchise – льготный)и венчурного(от англ. venture – рисковать)предпринимательства. Однако в целом малый бизнес не получил в России широкого распространения. Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, т.к. ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще. Исключение составляют лишь фирмы, которые являются своего рода монополистами в выпуске какой-либо специфической продукции, имеющей своего постоянного потребителя (производство инвалидной техники, ремонт городских часов и т.д.). Крупный бизнес отличается большей прочностью, чем средний или малый. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя. В зависимости от формы собственности фирмы подразделяются на государственные и частные. Удельный вес этих двух секторов в национальной экономике подвижен: при национализации количество государственных фирм увеличивается, в результате проведения приватизации – уменьшается. Государственные фирмы обычно более капиталоемкие, но в тоже время и более стабильны, так как обладают финансовой и организационной поддержкой государства. В то же время частный сектор имеет перед государственным ряд преимуществ: · абсолютная самостоятельность в выборе наиболее прибыльной сферы деятельности; · отсутствие регламентации в отношении объемов производства, количества сделок и т.д.; · самостоятельность в установлении цен на свою продукцию. |
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 741. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |