Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Какие факторы влияют на возникновение и развитие ЗПР?
1) экзогенные 2) только постнатальные 3) эндогенные 4)экзогенные и эндогенные (+)
40. Динамика развития ЗПР может меняться в зависимости от: 1) условий воспитания 2) нарастание темпа развития до нормального уровня при адекватном воздействии 3) коррекционно- психолого – педагогических мероприятий 4)все перечисленное (+)
41. Какие черты характерны для ЗПР конституционального происхождения: 1) гармонический инфантилизм 2) психический инфантилизм 3) психофизический инфантилизм 4) все перечисленное (+)
42. З.П.Р. – психогенного происхождения это следствие: 1) эмоциональной не зрелости 2) не благоприятных условий воспитания (+) 3) хронического заболевания 4) ничего из перечисленного
43. ЗПР церебрально – органческого генеза возникает вследствие: 1) патологии беременности 2) патологии родов 3) травм в первый год жизни 4) все перечисленное выше (+)
44. Для памяти больных ЗПР характерны все перечисленные особенности, исключая: 1) снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания 2)небольшой объем кратковременной и долговременной памяти 3)быстрого запоминания (+) 4) низкий уровень произвольного запоминания
45. Какие выделяются группы детей с ЗПР церебрально – органического генеза: 1) преобладают явления органического инфантилизма, преобладают нарушения познавательной деятельности (+) 2) преобладают явления органического инфантилизма, преобладание инертности мышления 3) преобладают нарушения познавательной деятельности, преобладание низкой познавательной активности 4) преобладание инертности мышления ,преобладают нарушения познавательной деятельности
46. Клинико-психологическая картина детей с ЗПР зависит от: 1) активности детей 2)преобладающего фона настроения (+) 3) познавательной деятельности 4) все перечисленное выше
47. При выполнении тестовых заданий детей с ЗПР выявляются особенности в: 1) внимании 2) мышлении 3) памяти 4)все перечисленное (+)
48. Важным диагностическим признаком для отграничение ЗПР от олигофрении является: 1)возможность принимать и использовать помощь (+) 2) высокая познавательная активность 3) явный негативизм к выполнению заданий 4) ничего из перечисленного
49. К социальным факторам возникновения ЗПР не относится: 1) агрессия со стороны взрослых и окружения 2) гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком 3) наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний (+) 4) психологические травмы
50. К биологическим факторам возникновения ЗПР не относятся: 1) различные нарушения течения беременности 2) патологические роды 3) психологические травмы (+) 4)интоксикация матери во время беременности
Варианты упражнений для закрепления пройденного материала. Задача 1. К школьному психологу обратился учитель с запросом на диагностику ребенка 9 лет. При диагностике отмечается фрагментарное выполнение отдельных заданий, ребенок постоянно отвлекается, деятельность нецеленаправленна; увидев что-то мелькающее в окне, отвлекается от выполнения задания. При тестировании отмечается недостаточная предварительная ориентировка в условиях задачи. При предъявлении стимульного материала ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе (при плохой освещенности или при контурном предъявлении). Состояние памяти характеризуется снижением продуктивности (из 10 слов запоминается 5), отсроченное воспроизведение слов происходит с привнесением каких-то новых слов в набор. В школе ребенку заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: задержка психического развития.
Задача 2. К психологу обратились родители с просьбой помочь ребенку. В процессе тестирования ребенка наблюдается недостаточность функций памяти (на всех этапах мнестического процесса - запоминание, хранение, воспроизведение). Механистическая память более сохранна, чем смысловая. Ребенок опирается на обедненные перцептивные схемы. Пассивное внимание более сохранно, чем произвольное, активное. Высшие эмоции не проявляет, на похвалу или недовольство реагирует одинаково, бедность и однообразность эмоций, актуальность непосредственных эмоциональных раздражителей. Наблюдается эмоциональная вязкость, склонность к импульсивным аффективным реакциям. Ребенок не в состоянии подавлять контролировать аффект. Результатом выполнения задания не заинтересован, цели в выполнении деятельности нет. Анализ интеллекта показал, что IQ=57. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень. Ответ: психическое недоразвитие в степени дебильности.
Задача 3. К психологу пришла мать с ребенком 4, 5 лет, у которого отмечается гиперстезия к обычным раздражителям (яркости света, громкости звука), ребенок пуглив, окружающая среда вызывает дискомфорт. Ребенок не узнает себя в зеркале, самоидентификации нет. На визуальный контакт не идет, без эмоций реагирует на происходящее, одушевленным предметам предпочитает неодушевленные. Мать отметила, что ребенку присуща холодность и безразличие к близким, отсутствует привязанность, в тоже время повышенная ранимость и чувствительность, к тону, к громкости голоса близких. У ребенка есть страхи, совершенно обычные вещи вызывают страх. Разговаривает очень мало, вплоть до полного отказа от речи. Произвольные движения не ловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания. Непроизвольные движения пластичные и тонко выверенные. Содержание фантазии ребенка вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: ранний детский аутизм.
Задача 4. Больной М. не может ходить, у него нарушено строение внутренних органов, недоступна осмысленная деятельность. Речь не развита (произносит лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимает речи окружающих, не отличает родственников от посторонних). Не владеет элементарными навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть, иногда даже не пережевывает пищу, неопрятен, нуждается в постоянном уходе и надзоре. Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. Преобладают вспышки немотивированного гнева. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень. Ответ: психическое недоразвитие в степени идиотии.
Задача 5.
Ребенок Н. понимает речь окружающих, сам может произносить короткие фразы, речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Обладает элементарными трудовыми навыками, обучен чтению, письму, счёту. Способен к самообслуживанию. Н. привязан к родным, адекватно реагирует на похвалу или порицание. Также лишен инициативы, инертен, внушаем, легко теряется при изменении обстановки, нуждается в постоянном надзоре и уходе. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень. Ответ: психическое недоразвитие в степени имбецильности.
Задача 6. У подростка Л. при исследовании отмечается нарушение целенаправленности мышления, непонимание своих ошибок, утрата полученных и усвоенных ранее знаний, несостоятельность, равнодушие к оценке своих действий окружающими, отсутствие планов на будущее. Отмечается резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, не способность к напряжению, высокая отвлекаемость; ни на похвалу, ни на порицание не реагирует. Мимика у Л. бедная, равнодушие к оценке, отсутствие привязанностей, планов и интеллектуальных интересов. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: деменция.
Задача 7. Диагностика больного Р. в 4 года показала, что имеет место в психике эмоциональная вязкость, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Р. присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость и аккуратность. Отсутствует интеллектуальный дефект и судорожные припадки, отмечается вязкость мышления. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: эпилептоидная психопатия.
Задача 8. Поведение ребенка К. характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, его пугает все новое и незнакомое. Отмечается нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладения с тревогой и страхами сформировалась привычка постоянно мыть руки, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: психастеническая психопатия.
Задача 9. Девочка-подросток К. по просьбе обеспокоенной матери пришла на консультацию к школьному психологу. В ходе психологического исследования выяснилось, что девочка капризна, ревнива к чужим успехам, демонстративна в поведении. Повышенно конфликтна, склонна к интригам и сплетням, есть стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в её демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Её поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях. Для неё характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. К. отличается повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играет какую-то роль, подражает поразившей её личности. Суждения её крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления её мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. К. имеет неплохие успехи в театральном кружке. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: истерическая психопатия.
Задача 10. Подросток Ф. отличается замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для него характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности — если проблема лично значима, и эмоциональной холодности, непробиваемости в плане чужих проблем. Увлечения его необычны, оригинальны – увлекается историей искусства, слушает ретро 30-ых годов в современной обработке, коллекционирует фото пауков. В колледже его обычно называют чудаком, оригиналом. Его суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. В колледже он часто неуправляем, так как трудится, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, он может достичь хороших результатов. К больной голодной матери относится с пренебрежением, зато хочет помогать племенам Африки. У него нет постоянных привязанностей, личная жизнь, общение с противоположным полом обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов. Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Ответ: шизоидная психопатия.
ЧАСТЬ 3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА Основная литература: 1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 2. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, В.В. Бардышевской. Т. 1, 2. М.: ЧеРо:Высш. шк.:Изд-во МГУ, 2008. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. Дополнительная литература 1. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |