Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Какие факторы влияют на возникновение и развитие ЗПР?




1) экзогенные

2) только постнатальные

3) эндогенные

4)экзогенные и эндогенные (+)

 

40. Динамика развития ЗПР может меняться в зависимости от:

1) условий воспитания

2) нарастание темпа развития до нормального уровня при адекватном воздействии

3) коррекционно- психолого – педагогических мероприятий

4)все перечисленное (+)

 

41. Какие черты характерны для ЗПР конституционального происхождения:

1) гармонический инфантилизм

2) психический инфантилизм

3) психофизический инфантилизм

4) все перечисленное (+)

 

42. З.П.Р. – психогенного происхождения это следствие:

1) эмоциональной не зрелости

2) не благоприятных условий воспитания (+)

3) хронического заболевания

4) ничего из перечисленного

 

43. ЗПР церебрально – органческого генеза возникает вследствие:

1) патологии беременности

2) патологии родов

3) травм в первый год жизни

4) все перечисленное выше (+)

 

44. Для памяти больных ЗПР характерны все перечисленные особенности, исключая:

1) снижением продуктивности непроизвольного и особенно произвольного внимания

2)небольшой объем кратковременной и долговременной памяти

3)быстрого запоминания (+)

4) низкий уровень произвольного запоминания

 

45. Какие выделяются группы детей с ЗПР церебрально – органического генеза:

1) преобладают явления органического инфантилизма, преобладают нарушения познавательной деятельности (+)

2) преобладают явления органического инфантилизма, преобладание инертности мышления

3) преобладают нарушения познавательной деятельности, преобладание низкой познавательной активности

4) преобладание инертности мышления ,преобладают нарушения познавательной деятельности

 

46. Клинико-психологическая картина детей с ЗПР зависит от:

1) активности детей

2)преобладающего фона настроения (+)

3) познавательной деятельности

4) все перечисленное выше

 

47. При выполнении тестовых заданий детей с ЗПР выявляются особенности в:

1) внимании

2) мышлении

3) памяти

4)все перечисленное (+)

 

48. Важным диагностическим признаком для отграничение ЗПР от олигофрении является:

1)возможность принимать и использовать помощь (+)

2) высокая познавательная активность

3) явный негативизм к выполнению заданий

4) ничего из перечисленного

 

49. К социальным факторам возникновения ЗПР не относится:

1) агрессия со стороны взрослых и окружения

2) гиперопека или, наоборот, полный отказ от занятий с ребенком

3) наличие у родственников психических, психосоматических и неврологических заболеваний (+)

4) психологические травмы

 

50. К биологическим факторам возникновения ЗПР не относятся:

1) различные нарушения течения беременности

2) патологические роды

3) психологические травмы (+)

4)интоксикация матери во время беременности

 

Варианты упражнений для закрепления пройденного материала.

Задача 1.

К школьному психологу обратился учитель с запросом на диагностику ребенка 9 лет. При диагностике отмечается фрагментарное выполнение отдельных заданий, ребенок постоянно отвлекается, деятельность нецеленаправленна; увидев что-то мелькающее в окне, отвлекается от выполнения задания. При тестировании отмечается недостаточная предварительная ориентировка в условиях задачи. При предъявлении стимульного материала ребенок может не узнавать знакомый предмет в непривычном ракурсе (при плохой освещенности или при контурном предъявлении). Состояние памяти характеризуется снижением продуктивности (из 10 слов запоминается 5), отсроченное воспроизведение слов происходит с привнесением каких-то новых слов в набор. В школе ребенку заучивание не дает успешности, а только ухудшение результата.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: задержка психического развития.

 

Задача 2.

К психологу обратились родители с просьбой помочь ребенку. В процессе тестирования ребенка наблюдается недостаточность функций памяти (на всех этапах мнестического процесса - запоминание, хранение, воспроизведение). Механистическая память более сохранна, чем смысловая. Ребенок опирается на обедненные перцептивные схемы. Пассивное внимание более сохранно, чем произвольное, активное. Высшие эмоции не проявляет, на похвалу или недовольство реагирует одинаково, бедность и однообразность эмоций, актуальность непосредственных эмоциональных раздражителей. Наблюдается эмоциональная вязкость, склонность к импульсивным аффективным реакциям. Ребенок не в состоянии подавлять контролировать аффект. Результатом выполнения задания не заинтересован, цели в выполнении деятельности нет. Анализ интеллекта показал, что IQ=57.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени дебильности.

 

Задача 3.

К психологу пришла мать с ребенком 4, 5 лет, у которого отмечается гиперстезия к обычным раздражителям (яркости света, громкости звука), ребенок пуглив, окружающая среда вызывает дискомфорт. Ребенок не узнает себя в зеркале, самоидентификации нет. На визуальный контакт не идет, без эмоций реагирует на происходящее, одушевленным предметам предпочитает неодушевленные. Мать отметила, что ребенку присуща холодность и безразличие к близким, отсутствует привязанность, в тоже время повышенная ранимость и чувствительность, к тону, к громкости голоса близких. У ребенка есть страхи, совершенно обычные вещи вызывают страх. Разговаривает очень мало, вплоть до полного отказа от речи. Произвольные движения не ловки, ребенок с трудом овладевает навыками самообслуживания. Непроизвольные движения пластичные и тонко выверенные. Содержание фантазии ребенка вычурно и сказочно. Часто наблюдается перевоплощение в животных, при игре характерен полный отрыв от реальности.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: ранний детский аутизм.

 

Задача 4.

Больной М. не может ходить, у него нарушено строение внутренних органов, недоступна осмысленная деятельность. Речь не развита (произносит лишь отдельные нечленораздельные звуки и слова, часто не понимает речи окружающих, не отличает родственников от посторонних). Не владеет элементарными навыками самообслуживания, не может самостоятельно есть, иногда даже не пережевывает пищу, неопрятен, нуждается в постоянном уходе и надзоре. Мышление не развивается, реакция на окружающее резко снижена. Эмоциональная жизнь исчерпывается примитивными реакциями удовольствия и неудовольствия. Преобладают вспышки немотивированного гнева.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени идиотии.

 

Задача 5.

 

Ребенок Н. понимает речь окружающих, сам может произносить короткие фразы, речь бедна и неправильна, но более или менее связна. Мышление конкретно и примитивно, но последовательно, отвлечения недоступны, запас сведений крайне узок, резкое недоразвитие внимания, памяти, воли. Обладает элементарными трудовыми навыками, обучен чтению, письму, счёту. Способен к самообслуживанию. Н. привязан к родным, адекватно реагирует на похвалу или порицание. Также лишен инициативы, инертен, внушаем, легко теряется при изменении обстановки, нуждается в постоянном надзоре и уходе.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче? Определите степень.

Ответ: психическое недоразвитие в степени имбецильности.

 

Задача 6.

У подростка Л. при исследовании отмечается нарушение целенаправленности мышления, непонимание своих ошибок, утрата полученных и усвоенных ранее знаний, несостоятельность, равнодушие к оценке своих действий окружающими, отсутствие планов на будущее. Отмечается резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, не способность к напряжению, высокая отвлекаемость; ни на похвалу, ни на порицание не реагирует. Мимика у Л. бедная, равнодушие к оценке, отсутствие привязанностей, планов и интеллектуальных интересов.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: деменция.

 

Задача 7.

Диагностика больного Р. в 4 года показала, что имеет место в психике эмоциональная вязкость, склонность к колебаниям настроения в сторону дисфорий. Р. присущи мстительность, упрямство, агрессивность, конфликтность, повышенное стремление к самоутверждению, жестокость и аккуратность. Отсутствует интеллектуальный дефект и судорожные припадки, отмечается вязкость мышления.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: эпилептоидная психопатия.

 

Задача 8.

Поведение ребенка К. характеризуется наличием постоянного страха за жизнь и здоровье близких и себя. Ребенок мучим тревожными опасениями, его пугает все новое и незнакомое. Отмечается нерешительность, ипохондричность, склонность к навязчивым действиям и мыслям. Для совладения с тревогой и страхами сформировалась привычка постоянно мыть руки, любовь к порядку и постоянному неизменному режиму.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: психастеническая психопатия.

 

Задача 9.

Девочка-подросток К. по просьбе обеспокоенной матери пришла на консультацию к школьному психологу. В ходе психологического исследования выяснилось, что девочка капризна, ревнива к чужим успехам, демонстративна в поведении. Повышенно конфликтна, склонна к интригам и сплетням, есть стремление во что бы то ни стало обратить на себя внимание окружающих. Это проявляется в её демонстративности, театральности, преувеличении и приукрашивании своих переживаний. Её поступки рассчитаны на внешний эффект, лишь бы поразить окружающих, например, необычно ярким внешним видом, бурностью эмоций (восторги, рыдания, заламывания рук), рассказами о необыкновенных приключениях. Для неё характерны частые колебания настроения, быстрая смена симпатий и антипатий. К. отличается повышенной внушаемостью и самовнушаемостью, поэтому постоянно играет какую-то роль, подражает поразившей её личности. Суждения её крайне противоречивы, часто не имеют под собой реальной почвы. Вместо логического осмысления её мышление основано на непосредственных впечатлениях и собственных выдумках и фантазиях. К. имеет неплохие успехи в театральном кружке.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: истерическая психопатия.

 

Задача 10.

Подросток Ф. отличается замкнутостью, скрытностью, оторванностью от реальности, сухостью и холодностью в отношениях с близкими людьми. Для него характерна эмоциональная дисгармония: сочетание повышенной чувствительности, ранимости, впечатлительности — если проблема лично значима, и эмоциональной холодности, непробиваемости в плане чужих проблем. Увлечения его необычны, оригинальны – увлекается историей искусства, слушает ретро 30-ых годов в современной обработке, коллекционирует фото пауков. В колледже его обычно называют чудаком, оригиналом. Его суждения о людях категоричны, неожиданны и даже непредсказуемы. В колледже он часто неуправляем, так как трудится, исходя из собственных представлений о ценностях в жизни. Однако, в определенных областях, где требуется художественная экстравагантность и одаренность, нестандартность мышления, символизм, он может достичь хороших результатов. К больной голодной матери относится с пренебрежением, зато хочет помогать племенам Африки. У него нет постоянных привязанностей, личная жизнь, общение с противоположным полом обычно не складывается из-за отсутствия общности интересов.

Вопрос: О какой атипии развития идет речь в задаче?

Ответ: шизоидная психопатия.

 

 

ЧАСТЬ 3. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Издательский центр «Академия», 2010.

2. Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия в 2 т. / Под ред. В.В. Лебединского, В.В. Бардышевской. Т. 1, 2. М.: ЧеРо:Высш. шк.:Изд-во МГУ, 2008.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

Дополнительная литература

1. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 303.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...