Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Формы организации обучения и виды контроля
Программа обучения по дисциплине «Нарушение психического развития в детском возрасте» для студентов факультета социальной работы и клинической психологии включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 10 лекций (18 часов в VIII семестре), 36 часов аудиторной практической подготовки (VIII семестр) и 54 часа внеаудиторной самостоятельной работы (всего 108 часов). Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля и контрольных работ по каждому разделу дисциплины. Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по окончанию курса (8 семестр). ЧАСТЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Закономерности нарушений психического развития у детей. Тема 2. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием. Тема 3. Особенности психического развития детей с отставанием в развитии. Тема 4. Особенности психического развития детей с поломкой в развитии. Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий Тема 1. Закономерности нарушений психического развития у детей (6 ч). 1. Предмет, задачи курса «психология аномального развития», его место в ряду смежных дисциплин (психология нормального детства, дефектология, детская психиатрия, генетика, биохимия, эмбриология, нейрофизиология и др.) 2. Соотношение биологического, психологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте. 3. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте. Основные уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. 4. Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенез) у детей: • стадии психического развития ребенка. Понятие о критических и сензитивных периодах возрастного развития. Основные задачи развития ребенка на разных возрастных этапах; • первичные и вторичные нарушения (по Л.С. Выготскому); • роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе; • основные симптомы асинхронии развития: акселерация, ретардация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс, изоляция, инволюция. 5. Типы асинхронии развития. Основные понятия темы: аномальное развитие, гетерохрония дизонтогенез, первичный и вторичный дефекты, инволюция, изоляция, фиксация, «преморбид», новообразование, социальная ситуация развития, ведущая деятельность. Тема 2. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием (6 ч). 1. Общая характеристика стратегий психологического исследования. 2. Принципы построения патопсихологического исследования. 3. Специфика методов изучения детей с аномальным развитием. Основные понятия темы: патопсихологическое исследование, наблюдение, эксперимент, проективные методики.
Тема 3. Особенности психического развития детей с отставанием в развитии (2 ч). 1. Психологическая классификация аномалий психического развития. 2. Психическое недоразвитие. Психологическая характеристика познавательной деятельности детей-олигофренов. Формирование личности ребенка с умственным снижением. 3. Задержанное развитие. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки психического развития (отличие от олигофрении и педагогической запущенности). Основные понятия темы:психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, эмоционально-психологические процессы, ощущение, восприятие, рецепторы, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, внимание, память, мышление, потребности, мотивация, принципы, ценности, воля, борьба мотивов, эмоции, настроение, чувства, аффект, деятельность, действие, самоконтроль. Тема 4: Особенности психического развития детей с поломкой в развитии (2 ч). 1. Поврежденное психическое развитие. Психологическая характеристика детей с явлениями деменции. Типы органической деменции (травматическая, эпилептическая и др.). 2. Дефицитарное развитие. Психологическая характеристика детей с грубым недоразвитием либо повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. 3. Особенности эмоционально-личностной сферы детей в условиях дефицитарного развития; возможности их компенсации. Основные понятия темы:речь, рефлексия, дефицитарность, компенсация, де-компенсация, повреждение.
Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии (2 ч). 1. Искаженное развитие. Психологическая характеристика познавательных процессов и эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма различного генеза. Виды коррекции. 2. Дисгармоническое развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Виды патохарактерологического развития личности. Основные понятия темы:личность, акселерация, ретардация, психопатия, акцентуации, психогенные реакции, уровень субъективного контроля, патохарактерологическое развитие.
Тематический план семинарских занятий. ТЕМА 1: Основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Соотношение социального и биологического в возникновении аномалий детского возраста. 2. Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой). 3. Понятие сензитивного и критического периода. 4. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом развитии. 5. Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, фиксации). 6. Проблема нормы и индивидуальных различий. ЦЕЛЬ:Знать основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: Социальное и биологическое в возникновении аномалий детского возраста. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2006. Т.1. С. 182—191. 2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
ТЕМА 2: Задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Критика Л.С. Выготским симптоматического направления в психологической диагностике. 2. Понятие психологического диагноза. Л.С. Выготский о первичном и вторичном дефектах. 3. Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма). 4. Проблема дефекта и компенсации. 5. Схема психологического исследования, разработанная Л.С. Выготским. ЦЕЛЬ:Знать задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: Симптоматическое направление в психологической диагностике. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
ТЕМА 3: Особенности психологического обследования ребенка с аномальным развитием. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием (игра, рисунок). 2. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования. 3. Методы диагностики развития: а) метод наблюдения (способы регистрации). Особенности этологического наблюдения; б) варианты опросников, используемых при обследовании детей с аномальным развитием, а также при изучении детско-родительских отношений в их семьях. Сочетание опросов с наблюдением; в) клинико-психологические методы исследования. Сочетание эксперимента с обучением; г) психометрические методы. Границы их применения; д) проективные методы (ТАТ, САТ, тест Розенцвейга, варианты игровых методик, графические методы). 4. Принципы комбинации разных методов. ЦЕЛЬ:Знать принципы организации и содержание психологического обследования ребенка с аномальным развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования. 2. Игровая терапия 3.Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием ЛИТЕРАТУРА: 1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
ТЕМА 4: Возрастные особенности клиники психических нарушений у детей. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Функциональная незрелость органов и систем детского организма. 2. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. 3. Основные синдромы детского возраста. ЦЕЛЬ:Знать возрастные особенности клиники психических нарушений у детей ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте. ЛИТЕРАТУРА: 1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.
ТЕМА 5: Психическое недоразвитие. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Клиническая характеристика олигофрении. 2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении. 3. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении. 4. Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения. ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с психическим недоразвитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1.Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010
ТЕМА 6: Задержанное психическое развитие. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития. 2. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития. 3. Структура интеллектуального дефекта. 4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении. 5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции. 6. Вторичные психогенные образования, возникающие при неблагоприятной социальной ситуации развития. ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с задержкой психического развития. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. ТЕМА 7: Дефицитарное психическое развитие. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами. 2. Динамика развития детей с сенсорными дефектами. 3. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений у детей с сенсорными дефектами. 4. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка. 5. Компенсаторное левшество. 6. Типы аномального развития двигательной сферы у детей. 7. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом. 8. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом. ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с дефицитарным психическим развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1.Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010. ТЕМА 8: Искаженное психическое развитие. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Клинико-психологическая характеристика развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма. 2. Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра. 3. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией. 4. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма. ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с искаженным психическим развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
ТЕМА 9: Дисгармоническое психическое развитие. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Варианты дисгармонического развития (по Г.Е. Сухаревой). 2. Клинико-психологическая характеристика дисгармонического инфантилизма. 3. Клинико-психологическая характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий. 4. Проблемы дифференциальной диагностики психопатий. ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с дисгармоническим психическим развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1.Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
ТЕМА 10: Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей. ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ: 1. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка. 2. Клинико-психологическая характеристика психогенных реактивных состояний (неврастении, невроза страха, истерии). 3. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.
ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с невротическим психическим развитием. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ: 1. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием. ЛИТЕРАТУРА: 1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008. 2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010. 3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.
|
||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |