Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Формы организации обучения и виды контроля




Программа обучения по дисциплине «Нарушение психического развития в детском возрасте» для студентов факультета социальной работы и клинической психологии включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение одного семестра и включает в себя 10 лекций (18 часов в VIII семестре), 36 часов аудиторной практической подготовки (VIII семестр) и 54 часа внеаудиторной самостоятельной работы (всего 108 часов).

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью тестового контроля и контрольных работ по каждому разделу дисциплины.

Итоговый контроль осуществляется в форме зачета по окончанию курса (8 семестр).

ЧАСТЬ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Закономерности нарушений психического развития у детей.

Тема 2. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием.

Тема 3. Особенности психического развития детей с отставанием в развитии.

Тема 4. Особенности психического развития детей с поломкой в развитии.

Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии.

 

Объем дисциплины и виды учебной работы

Факультет Семестр Кол-во часов Лекции Семинарские занятия СРС Зачет
Социальной работы и клинической психологии VIII 108 18 36 54

VIII семестр

Всего

108 18 36 54

Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий

Тема 1. Закономерности нарушений психического развития у детей (6 ч).

1.  Предмет, задачи курса «психология аномального развития», его место в ряду смежных дисциплин (психология нормального детства, дефектология, детская психиатрия, генетика, биохимия, эмбриология, нейрофизиология и др.)

2.  Соотношение биологического, психологического и социального в возникновении психических заболеваний в детском возрасте.

3. Влияние возрастного фактора на происхождение и структуру психических нарушений в детском возрасте. Основные уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

4. Закономерности нарушения психического развития (дизонтогенез) у детей:

• стадии психического развития ребенка. Понятие о критических и сензитивных периодах возрастного развития. Основные задачи развития ребенка на разных возрастных этапах;

• первичные и вторичные нарушения (по Л.С. Выготскому);

• роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом системогенезе;

• основные симптомы асинхронии развития: акселерация, ретардация, патологическая фиксация, временный и стойкий регресс, изоляция, инволюция.

5. Типы асинхронии развития.

Основные понятия темы: аномальное развитие, гетерохрония дизонтогенез, первичный и вторичный дефекты, инволюция, изоляция, фиксация, «преморбид», новообразование, социальная ситуация развития, ведущая деятельность.

Тема 2. Психологические методы обследования и коррекции детей с аномальным развитием  (6 ч).

1. Общая характеристика стратегий психологического исследования.

2. Принципы построения патопсихологического исследования.

3. Специфика методов изучения детей с аномальным развитием.

Основные понятия темы: патопсихологическое исследование, наблюдение, эксперимент, проективные методики.

 

Тема 3. Особенности психического развития детей с отставанием в развитии (2 ч).

1. Психологическая классификация аномалий психического развития.

2. Психическое недоразвитие. Психологическая характеристика познавательной деятельности детей-олигофренов. Формирование личности ребенка с умственным снижением.

3. Задержанное развитие. Клинические варианты задержки психического развития. Дифференциальная диагностика задержки психического развития (отличие от олигофрении и педагогической запущенности).

Основные понятия темы:психика, психические процессы, психические состояния, психические свойства, эмоционально-психологические процессы, ощущение, восприятие, рецепторы, восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения, внимание, память, мышление, потребности, мотивация, принципы, ценности, воля, борьба мотивов, эмоции, настроение, чувства,  аффект, деятельность, действие, самоконтроль.

Тема 4: Особенности психического развития детей с поломкой в развитии  (2 ч).

1. Поврежденное психическое развитие. Психологическая характеристика детей с явлениями деменции. Типы органической деменции (травматическая, эпилептическая и др.).

2. Дефицитарное развитие. Психологическая характеристика детей с грубым недоразвитием либо повреждением отдельных анализаторных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.

3. Особенности эмоционально-личностной сферы детей в условиях дефицитарного развития; возможности их компенсации.

Основные понятия темы:речь, рефлексия, дефицитарность, компенсация, де-компенсация, повреждение.

 

Тема 5. Особенности психического развития детей с асинхронией в развитии (2 ч).

1. Искаженное развитие. Психологическая характеристика познавательных процессов и эмоциональной сферы при синдроме раннего детского аутизма различного генеза. Виды коррекции.

2. Дисгармоническое развитие. Психологическая характеристика отдельных видов психопатий. Виды патохарактерологического развития личности.

Основные понятия темы:личность, акселерация, ретардация, психопатия, акцентуации, психогенные реакции, уровень субъективного контроля, патохарактерологическое развитие.

 

Тематический план семинарских занятий.

ТЕМА 1: Основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Соотношение социального и биологического в возникновении аномалий детского возраста.

2. Понятие «преморбидной почвы» (по Г.Е. Сухаревой).

3. Понятие сензитивного и критического периода.

4. Роль гетерохронии и асинхронии в нормальном и патологическом развитии.

5. Патопсихологические механизмы асинхронии развития (явления изоляции, ретардации, акселерации, инволюции, фиксации).

6. Проблема нормы и индивидуальных различий.

ЦЕЛЬ:Знать основные закономерности формирования психических аномалий детского возраста

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Социальное и биологическое в возникновении аномалий детского возраста.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В. В. Психофизиологические закономерности нормального и аномального развития // Психология аномального развития ребенка: Хрестоматия: В 2т. / Под ред. В.В.Лебединского, М.К. Бардышевской. М.: Черо; Высш. шк.; Изд-во Моск. ун-та, 2006. Т.1. С. 182—191.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 2: Задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием.  

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Критика Л.С. Выготским симптоматического направления в психологической диагностике.

2. Понятие психологического диагноза. Л.С. Выготский о первичном и вторичном дефектах.

3. Механизмы формирования вторичных нарушений (на примере олигофрении, психопатии, раннего детского аутизма).

4. Проблема дефекта и компенсации.

5. Схема психологического исследования, разработанная Л.С. Выготским.

ЦЕЛЬ:Знать задачи и принципы психологической диагностики ребенка с аномальным развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

Симптоматическое направление в психологической диагностике.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 3: Особенности психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Особенности установления контакта с ребенком с аномальным развитием (игра, рисунок).

2. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

3. Методы диагностики развития: а) метод наблюдения (способы регистрации). Особенности этологического наблюдения; б) варианты опросников, используемых при обследовании детей с аномальным развитием, а также при изучении детско-родительских отношений в их семьях. Сочетание опросов с наблюдением; в) клинико-психологические методы исследования. Сочетание эксперимента с обучением; г) психометрические методы. Границы их применения; д) проективные методы (ТАТ, САТ, тест Розенцвейга, варианты игровых методик, графические методы).

4. Принципы комбинации разных методов.

ЦЕЛЬ:Знать принципы организации и содержание психологического обследования ребенка с аномальным развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Роль возрастного фактора в выборе методов психологического обследования.

2. Игровая терапия     

3.Специфика применения проективных методов в работе с ребенком с аномальным развитием

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. М.: Академия, 2010.

2. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 4: Возрастные особенности клиники психических нарушений у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Функциональная незрелость органов и систем детского организма.

2. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

3. Основные синдромы детского возраста.

ЦЕЛЬ:Знать возрастные особенности клиники психических нарушений у детей

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Уровни нервно-психического реагирования в детском возрасте.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

2. Мэш, Э. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка. / Э. Мэш, Д.Вольф. – М.: АСТ; СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Петрова, Н.Н. Психология для медицинских специальностей / Н. Н. Петрова. – М.: Академия, 2008.

 

ТЕМА 5: Психическое недоразвитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика олигофрении.

2. Особенности нарушений познавательных процессов при олигофрении.

3. Проблема соотношения аффективных и интеллектуальных нарушений при олигофрении.

4. Вторичные невротические образования, возникающие в неблагоприятных условиях воспитания и обучения.

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с психическим недоразвитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с разными формами олигофрении.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010

 

ТЕМА 6: Задержанное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клиническая характеристика детей с задержкой психического развития.

2. Особенности эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.

3. Структура интеллектуального дефекта.

4. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и олигофрении.

5. Дифференциальная диагностика задержки психического развития и органической деменции.

6. Вторичные психогенные образования, возникающие при неблагоприятной социальной ситуации развития.

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с задержкой психического развития.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с задержанным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 7: Дефицитарное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика детей с сенсорными дефектами.

2. Динамика развития детей с сенсорными дефектами.

3. Взаимоотношение первичных и вторичных нарушений у детей с сенсорными дефектами.

4. Нарушения отдельных компонентов психомоторики и их влияние на психическое развитие ребенка.

5. Компенсаторное левшество.

6. Типы аномального развития двигательной сферы у детей.

7. Клинико-психологическая характеристика развития детей с детским церебральным параличом.

8. Особенности эмоциональной сферы у детей с детским церебральным параличом.

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с дефицитарным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Трудности личностного становления детей с дефицитарным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

ТЕМА 8: Искаженное психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Клинико-психологическая характеристика развития ребенка с синдромом раннего детского аутизма.

2. Варианты нарушений развития детей с расстройствами аутистического спектра.

3. Нарушения познавательных процессов и психической деятельности у детей с ранней детской шизофренией.

4. Принципы коррекции при синдроме раннего детского аутизма.

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с искаженным психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с искаженным психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                                  

ТЕМА 9: Дисгармоническое психическое развитие.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Варианты дисгармонического развития (по Г.Е. Сухаревой).

2. Клинико-психологическая характеристика дисгармонического инфантилизма.

3. Клинико-психологическая характеристика конституциональных («истинных») и «органических» психопатий.

4. Проблемы дифференциальной диагностики психопатий.

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с дисгармоническим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1.Особенности личностного становления детей с дисгармоничексим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

 

ТЕМА 10: Невротическое развитие. Реактивные состояния у детей.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1. Роль возраста и неблагоприятных условий воспитания в невротическом развитии ребенка.

2. Клинико-психологическая характеристика психогенных реактивных состояний (неврастении, невроза страха, истерии).

3. Патохарактерологическое развитие личности (невроз навязчивых состояний, астеническое, ипохондрическое и истерическое развитие личности) как затяжная форма реактивных состояний.

 

ЦЕЛЬ:Знать психологические особенности развития детей с невротическим психическим развитием.

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Особенности личностного становления детей с невротическим психическим развитием.

ЛИТЕРАТУРА:

1.Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Хрестоматия / В.М.Астапов, Ю.В. Микадзе. – СПб.: Питер, 2008.

2. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте.

М.: Академия, 2010.

3. Психология и педагогика: учебно-методическое пособие для студентов медицинских и фармацевтических вузов / М.Е. Волчанский, В.В. Деларю, В.В. Болучевская, О.С. Золотарёва. – Волгоград: Изд-во ВолГМУ, 2010.

                         










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 284.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...