Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Работа над новым материалом.




Рассмотренный на предыдущем уроке прием деления с остатком легко применяется детьми, хорошо усвоившими ряды чисел, которые делятся на любое заданное однозначное число. Только в этом случае «легко» вспомнить самое большое число, предшествующее делимому, которое делится без остатка на делитель. Именно поэтому для некоторых детей этот прием может оказаться подходящим в одних случаях и трудным – в других, когда соответствующие ряды чисел усвоены ими еще недостаточно прочно. В связи с этим представляется важным познакомить всех учащихся со способом подбора частного при делении с остатком, который хорошо был усвоен для случаев деления без остатка при изучении табличного и внетабличного деления.

Так, решая пример 48 : 8 = 8, ученики рассуждали следующим образом:

– На какое число надо умножить 8, чтобы получилось 48?

– Это число 6, так как 8 · 6 = 48, значит, 48 : 8 = 6.

Если им трудно было сразу указать нужное число, то они использовали метод подбора, пробуя, например, умножить 8 на 5. Получив при этом 40, они легко переходили от этого примера к нужному:

– Если умножить 8 на 5, получится 40, а надо получить 48, значит, надо взять не 5 раз по 8, а 6 раз.

– В частном будет 6.

Аналогично строится и рассуждение при делении с остатком.

– Пусть надо 50 : 8.

– Будем подбирать частное: возьмем 5, умножим 8 · 5 = 40, то тогда остаток будет 50 – 40 = 10, а 10 больше, чем 8, значит, взяли мало, в частном будет больше.

– Пробуем 8 · 6 = 48, остаток 50 – 48 = 2. Он меньше делителя, значит, в частном получится 6, а в остатке 2.

Чтобы подготовить детей к сознательному восприятию рассмотренного приема, как это видно из приведенного выше объяснения, важно предварительно вспомнить с ними прием подбора частного на примерах из табличного и внетабличного умножения:

48 : 8         96 : 32

Повторить ещё, что остаток всегда должен быть меньше делителя. Проведя после этого приведенное выше объяснение (в случае необходимости можно в ходе этого объяснения использовать и наглядность), учитель должен предложить детям прочитать объяснение по учебнику и решить с пояснением задание № 1 (можно использовать оба рассмотренных способа).

№1:

53 : 8

I способ:

Учащиеся. 53 не делится на 8 без остатка. Вспомним, какое самое большое число до 53 делится на 8 без остатка. Это 48.

Найдём частное: 48 : 8 = 6

Найдём остаток: 53 – 48 = 5

53 : 8 = 6 (ост. 5)

II способ:

53 : 8

Учащиеся. Надо 53 разделить на 8. Пробуем в частном 2. Проверим 8 · 2 =16; найдём остаток и сравним его с делителем: 53 – 16 = 37, 37 > 8, значит, 2 мало.

Пробуем в частном 3. Проверим: 8 · 3 = 24, 53 – 24 = 29, 29 > 8, значит, 3 мало.

Пробуем в частном 4. Проверим: 8 · 4 = 32, 53 – 32 = 21, 21 > 8, значит, 4 мало.

Пробуем в частном 5. 8 · 5 = 40, 53 – 40 = 13, 13 > 8, значит, 5 мало.

Пробуем в частном 6. 8 ·6 = 48, 53 – 48 = 5, 5 < 8, значит, частное 6, а остаток 5.

С записью на доске и в тетрадях решается задача на деление с остатком (задание № 2).

№ 2:

20 : 3 = 6 (ост. 2)

О т в е т: 6 троек самолётов поднимется в воздух и 2 самолёта останется на земле.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Для самостоятельной работы можно предложить задачу № 3 (учащимся полезно предварительно под диктовку записать ее кратко в форме таблицы):

 

В 1 день Кол-во дней Всего мешков

Одинаковое

3 д. 48 меш.
? 80 меш.

 

1) 48 : 3 = 16 (меш.) – в 1-й день

2) 80 : 16 = 5 (д.)

О т в е т: на 5 дней хватит 80 мешков.

2. Примеры № 6.

V. Итоги урока.

Учитель.Ребята, чему учились вы сегодня на уроке?

Дети.Мы учились решать примеры на деление с остатком методом подбора.

Учитель.Что закрепляли сегодня на уроке?

Дети.Закрепляли умение решать задачи и примеры.

Домашнее задание:с. 26, № 6.

У р о к 24. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ
С ОСТАТКОМ
(с. 27)

Цели: учить детей решать задачи на деление с остатком; совершенствовать вычислительные навыки.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

В устный счет на уроке включить задания № 3, № 5 и задание «Найди лишнее выражение».

1. № 3:

Какое самое большое число до 53 делится без остатка на 9? на 8? на 7?

2. № 5:

В среду в библиотеке побывало 34 человека, в четверг – на 25 человек меньше, а в пятницу в 3 раза больше, чем в четверг. Объясните, что обозначают выражения, и вычислите их значения: 34 – 25, (34 – 25) · 3.

Задание «Найди лишнее выражение»

27 + 30                20 + 37                    50 + 7

34 + 23                45 + 12                    40 + 16

III. Работа над пройденным материалом.

Решение задач.

Дети читают задачу № 1, ее условие и вопрос должны быть повторены вслух (по вопросам учителя). Затем ученики еще раз читают первый вопрос задачи и записывают решение.

19 : 3 = 6 (ост. 1)

Учитель обращает внимание детей на то, что в ответе будет 2 числа.

О т в е т: 6 порций и 1 блин останется.

Аналогичная работа проводится по остальным двум вопросам.

18 : 3 = 6 (ост. 0)

О т в е т: 6 порций.

25 : 3 = 8 (ост. 1)

О т в е т: 8 порций и 1 блин останется.

Также под руководством учителя разбирается задача № 2.

Решение примеров.

Задание № 4 учащиеся выполняют с проверкой, несколько примеров ученики решают с комментированием у доски.

99 : 33 = 3           84 : 7 = 12      56 : 2 = 28      72 : 3 = 24

3 · 33 = 99          12 · 7 = 84      28 · 2 = 56      24 · 3 = 72

Учащийся. Частное умножаю на делитель. Сравниваю полученный результат с делимым. Если эти числа равны, деление выполнено верно.

Задание № 6 дети выполняют самостоятельно.

IV. Игротека.

V. Итоги урока.

Учитель.Ребята, что нового узнали вы сегодня на уроке?

Дети.Мы учились решать задачи на деление с остатком, используя рисунок.

Учитель.Что повторяли сегодня на уроке?

Дети.Повторяли решение задач и примеров.

Домашнее задание:с. 27, № 6.

У р о к 25. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ НА ДЕЛЕНИЕ
С ОСТАТКОМ
(с. 28)

Цели: продолжать работу по решению задач на деление с остатком; закреплять умение решать уравнения и находить значение выражений с переменной; совершенствовать вычислительные навыки.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

Для закрепления знания таблиц умножения и деления в устные упражнения включить задания такого вида, которые даны в упражнении № 3, а также повторение рядов чисел, которые получаются при умножении чисел 4, 6, 9 и др., и вопросы по составу чисел из двух множителей, например: «При умножении каких двух однозначных чисел может получиться в ответе 36? 54? 48?» и др.

№ 3.

Какое самое большое число до 40 делится без остатка на 9? на 7? на 6?

Задание на смекалку.

Сравните уравнения каждой пары и, не вычисляя, скажите, в каком из них значение х будет больше.

19 · х = 57                    40 : х = 4                  х : 3 = 18

19 · х = 76                    40 : х = 8                  х : 3 = 24

Полезно включить в устные упражнения и более простые случаи внетабличного умножения и деления:

48 : 2         48 : 4              80 : 40            36 : 3     72 : 4

28 : 2         33 : 3              56 : 2              46 : 2     72 : 3

III. Работа над пройденным материалом.

Решение задач.

Урок построен на уже знакомом детям материале. Однако с решением сюжетных задач на деление с остатком они встретились на предыдущем уроке впервые, а потому задание № 1 (1 и 2) следует выполнить под руководством учителя. Дети выполняют к задаче схематический рисунок (вместо каждой планки, например, обвести клеточку в тетради, а затем показать на рисунке, сколько раз по 4 содержится в 16, в 10).

О т в е т: можно сделать 2 рамки и 2 планки останется.

Особое внимание должен уделить учитель случаю № 1 (2), где делимое меньше делителя, поэтому в частном получается ноль, а остаток равен делимому.

Для закрепления разбирается еще задача № 2.

Задание № 4 учащимся можно предложить выполнить самостоятельно, предварительно спросив ход решения.

Учитель. Что будем находить первым действием?

Дети. Сначала надо узнать, сколько досок взяли.

Учитель. Каким действием?

Дети. Вычитанием. Из 36 вычтем 27.

Учитель. А что узнаем потом?

Дети. Потом ответим на первый вопрос задачи: «Во сколько раз больше осталось досок, чем израсходовали?».

Учитель. Каким действием?

Дети. Делением.

Учитель. А что узнаем потом?

Дети. А затем ответим на последний вопрос задачи: «На сколько меньше досок израсходовали, чем осталось?».

Учитель. Каким действием?

Дети. Вычитанием.

2. Для самостоятельной работы можно предложить задания № 5 (1, 2), № 6, № 7.

IV. Игротека.

V. Итоги урока.

Учитель.Над чем работали сегодня на уроке?

Дети.Мы продолжали работать над задачами на деление с остатком.

Учитель.А что повторяли и закрепляли на уроке?

Дети.Мы повторяли решение примеров, уравнений, выражений с переменной.

Домашнее задание:с. 28, № 6, № 7.

У р о к 26. ПРОВЕРКА ДЕЛЕНИЯ С ОСТАТКОМ (с. 29)

Цели: научить выполнять проверку деления с остатком; повторить решение задач с долями и на нахождение периметра геометрических фигур; отрабатывать вычислительные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

 В устный счет на уроке можно включить задания № 2, «Найди лишнее выражение» (на полях учебника), а также игру «Молчанка».

№ 2.

а 72 72       72 72
в 2 3 4 6 8    
а : в     18 12 9 72 1

 

Задание «Найди лишнее выражение»

18 · 4     6 · 12     36 · 2     3 · 24     13 · 7     9 · 8

 

Игра «Молчанка»










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 297.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...