Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

III. Работа над новым материалом.




Объяснение нового материала лучше всего провести на основе практических действий и демонстраций.

Вызываемым к доске ученикам учитель может предложить разложить по 3 сначала 6 яблок, затем 12 яблок (решение каждый раз записывается на доске), затем 7 яблок (при этом выясняется, что 7 яблок разложить по 3 нельзя, что получится 2 раза по 3 яблока, но еще 1 яблоко останется). На доске выполняется запись: 7 : 3 = 2 (ост. 1). Необходимо сообщить детям, что прочитать эту запись можно так: «7 разделить на 3, получится 2 и 1 в остатке». Или: «Делимое – 7, делитель – 3, частное – 2, остаток – 1».

Затем аналогичные демонстрации должны провести дети, используя кружки, раскладывая их на заданные группы или раскладывая их на две (или три) полочки наборного полотна поровну. Важно, чтобы при этом в одних случаях деление выполнялось без остатка, а в других – с остатком.

Сравнивая выполненные на доске записи, легко будет сделать вывод, что при делении одних чисел остаток получается, а при делении других – его нет (или он равен нулю).

После такой подготовки можно перейти к работе по учебнику. Детям следует самостоятельно рассмотреть данный в учебнике рисунок, прочитать запись решения и объяснить ее по вопросам учителя.

Учитель. Ребята, рассмотрите рисунок. Сколько всего кружочков взяли?

Дети. 17 кружочков.

Учитель. Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 17. Что вы видите по рисунку?

Дети. В 17 содержится 5 раз по 3, и ещё остаётся 2.

Для первичного закрепления предназначено задание № 1.

Используя рисунки, дети по вызову учителя должны объяснить, почему 15 : 2 = 7 (ост. 1) и т. д. Полезно, чтобы каждый раз в объяснении звучала формулировка: «Надо узнать, сколько раз по 2 (по 4, по 3) содержится в 15». Особое внимание следует обратить на последний пример из этого упражнения, где в остатке получен нуль. Дети должны объяснить, что 15 делится на 3 без остатка, можно сказать, что остаток в этом случае равен нулю.

Для закрепления дети выполняют задание № 2 с комментированием.

Учащиеся. Надо узнать, сколько раз по 3 содержится в 7. Для этого сделаем рисунок.

                

7 : 3

 

Учащиеся. По рисунку мы видим, что по 3 в 7 содержится 2 раза и ещё 1 кружок остаётся. Запишем решение: 7 : 3 = 2 (ост. 1).

Аналогично комментируются другие примеры.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

IV. Работа над пройденным материалом.

1. Решение задач.Задачу № 3 можно предложить учащимся решить самостоятельно, по вариантам (I вариант отвечает на первый вопрос, II вариант отвечает на второй вопрос задачи).

I вариант

В 1 т. Кол-во т. Всего л.

Одинаковое

3 т. 54 л.
? 90 л.

 

1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради

2) 90 : 18 = 5 (т.)

О т в е т: 5 тетрадей из 90 листов.

II вариант

В 1 т. Кол-во т. Всего л.

Одинаковое

3 т. 54 л.
? 72 л.

1) 54 : 3 = 18 (л.) – в 1-й тетради

2) 72 : 18 = 4 (т.)

О т в е т: 4 тетради из 72 листов.

Условие задачи № 4 учитель записывает вместе с учащимися, а после этого дети приступают к самостоятельному решению.

1/8 часть – 5 см2

S – ? см2.

5 · 8 = 40 (см2)

Ответ: S = 40 см2.

2. Для самостоятельной работы можно предложить решить примеры № 5.

V. Итоги урока.

Учитель. Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?

Дети. Мы начали тему «Деление с остатком». Сегодня мы учились делить с остатком, используя рисунок.

Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?

Дети. Сегодня мы повторяли решение задач и примеров.

Домашнее задание:с. 23, № 5.

У р о к 21. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ТЕМ, ЧТО ОСТАТОК
ПРИ ДЕЛЕНИИ ВСЕГДА МЕНЬШЕ ДЕЛИТЕЛЯ
(с. 24)

Цели: познакомить учащихся с тем, что остаток при делении всегда меньше делителя; отрабатывать внетабличные случаи умножения и деления, а также навык решения задач.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счёт.

1. В устный счет можно включить решение цепочек примеров:

 

7     12     19     27     51  
··5     :3     +6     +18     –9  
–8     ··8     :5     :5     :6  
:9     –9     ··3     ··4     ··8  
··7     +17     ··2     :6     +16  
+79     :8     :5     ··8     :9  
                           

2.Сравните:

7 м 8 дм … 78 дм                  95 см … 8 дм 9 см

6 м 5 см … 7 дм                    18 дм … 1 м 8 дм

III. Работа над новым материалом.

Для того чтобы дети сознательно усвоили, что остаток при делении всегда меньше делителя, важно, чтобы этот вывод опирался на их собственные наблюдения. Работу можно организовать так.

Учитель(предлагает вызванному ученику). Разложи 20 цветных карандашей: по 6 карандашей в каждую коробку.

Ученик (выполняя действия, поясняет). Можно уложить 3 коробки, по 6 карандашей в каждой, но еще 2 карандаша останется.

Выполняется запись: 20 : 6 = 3 (ост. 2).

Учитель дает ему еще 1 (2, 3) карандаша и предлагает решить ту же задачу, если всего 21 (22, 23) карандаша. При этом в остатке получается соответственно 2, 3, 4, 5.

Наконец учитель, давая ученику еще 1 карандаш, спрашивает:

– Может ли в остатке получиться 6?

Хорошо, если ученик сам объяснит, почему такого остатка быть не может.

Ученик. Если у меня будет еще 6 карандашей, то я смогу уложить еще одну коробку, в ответе получится 4 коробки, а остатка не будет.

К этому выводу и надо подвести детей, обратив еще раз внимание на то, что в последнем случае остаток равен нулю. При этом полезно еще раз перечислить все остатки, которые получились при делении на 6.

После такой подготовки можно предложить учащимся с комментированием выполнить задание № 1 (1, 2, 3). Затем читают правило в рамочке.

При делении остаток всегда должен быть меньше делителя.

Учитель говорит, что правило надо запомнить и использовать при делении с остатком.

Ф и з к у л ь т м и н у т к а










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 310.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...