Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Сборы за загрязнение окружающей




Природной среды и ухудшение качества

Природных ресурсов

Важным направлением согласования экономических и экологи­ческих интересов предприятий, концентрации средств для решения экологических региональных проблем является введение сбора за загрязнение окружающей природной среды в виде обязательных (фиксированных) и штрафных сборов. Первые из них могут осу­ществляться в пределах, установленных для конкретных предпри­ятий нормативов относительно выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов, а вторые — взиматься за аварийное, сверхнормативное загрязнение окружающей среды.

Сбор за загрязнение окружающей среды рассматривается как один из главных экономических стимулов для того, чтобы предпри-ятия-природопользователи, деятельность которых связана с воздей-

1 Действующая редакция Закона Украины «Об охране атмосферного воздуха» не содержит норм, посвященных специальному использованию атмосферного воздуха.


 


206


207


ствием на окружающую среду, сами осуществляли мероприятия по сокращению загрязнения окружающей среды в соответствии с тре­бованиями законодательства. Такие мероприятия могут проявлять­ся в различных формах. Во-первых, большие размеры регулярных сборов за чрезмерное загрязнение побуждают природопользователей обеспечивать высокую эффективность работы действующих очистных сооружений или же совершенствовать технологию производства. Во-вторых, значительный эффект по снижению уровней загрязнения окружающей среды может достигаться природопользователями за счет повышения требовательности к работникам и обеспечения со­блюдения трудовой и технологической дисциплины.

Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» предусматривает сборы за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, и размещение отходов промышленного, сельскохозяйственного, строительного и иного производства. Кроме того, надо иметь в виду, что в законодательстве говорится, во-первых, о выбросах и сбросах загрязняющих веществ, а также размещении отходов в пределах установленных лимитов, во-вторых, о таких же действиях при превышении лимитов. Последнее обстоятельство имеет практиче­ское значение, которое состоит в следующем. Сборы природополь­зователей (включая граждан) за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение доходов и иные виды вредного воздействия в пределах лимитов относятся на затраты производства, а за превышение лимитов взимаются из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, учреж­дений, организаций и граждан.

Установление лимитов выбросов и сбросов загрязняющих ве­ществ, размещение отходов производства и другие виды вредного воздействия осуществляется в зависимости от того, приводит ли это к загрязнению природных ресурсов государственного значения и территорий других областей. Такие лимиты устанавливаются Ми­нистерством охраны окружающей природной среды. В других слу­чаях — в порядке, который устанавливается Верховной Радой Ав­тономной Республики Крым, областными, городскими советами по представлению органов Минприроды.

Исходными данными при определении сбора за загрязнение окружающей природной среды являются базовые нормативы за выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия, а также коэффициенты, которые учитывают экологические факторы (природно-климатические особенности территорий, значимость природных и социально-культурных объектов и т.п.).

Положения ст. 44 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» детализируются и конкретизируются постанов­лением Кабинета Министров Украины от 1 марта 1999 года, которым утвержден Порядок установления нормативов сбора за загрязнение


окружающей природной среды и взимания этого сбора. Такой сбор взимается за: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих ве­ществ стационарными и передвижными источниками загрязнения; сбросы загрязняющих веществ непосредственно в водные объекты, размещение отходов. Нормативы сбора за выбросы стационарными источниками загрязнения и сбросы, а также нормативы сбора за размещение отходов устанавливаются в соответствии с видом за­грязняющих веществ и классом опасности отходов. Перечень видов загрязняющих веществ, на которые устанавливается сбор за выбро­сы и сбросы, может быть увеличен с учетом фактических условий местными советами по представлению Минприроды.

Суммы сбора исчисляются его плательщиками на основании утвержденных лимитов, исходя из фактических объемов выбросов, сбросов и размещения отходов, нормативов сбора и соответствующих коэффициентов. Общий лимит выбросов стационарными источни­ками загрязнения для загрязняющих веществ устанавливается Минприроды сроком на пять лет.

Лимиты размещения отходов определяются в порядке, установ­ленном Кабинетом Министров Украины. За сверхлимитные объемы выбросов, сбросов и размещения отходов сбор исчисляется в пяти­кратном размере.

Сборы за загрязнение окружающей природной среды платель­щики (кроме расположенных в городах общегосударственного значения) перечисляют в таких размерах:

20 процентов — в местные фонды охраны окружающей природ­ной среды, которые образуются в составе сельских, поселковых, городских бюджетов, на отдельные счета;

50 процентов — в местные фонды охраны окружающей природ­ной среды, которые образуются в составе бюджета Автономной Республики Крым, областных бюджетов, на отдельные счета;

30 процентов — в Государственный фонд охраны окружающей природной среды, который образуется в составе Государственного бюджета Украины, на отдельный счет.

Плательщики сбора, расположенные в городах Киеве и Севасто­поле, сборы за загрязнение окружающей природной среды пересчи­тывают в таких размерах:

70 процентов — в местные фонды охраны окружающей природ­ной среды, которые образуются в составе городских бюджетов, на отдельные счета;

30 процентов — в Государственный фонд охраны окружающей природной среды, который образуется в составе Государственного бюджета Украины, на отдельный счет.

Формирование Государственного фонда охраны окружающей природной среды из средств от сбора за загрязнение окружающей среды и других средств имеет своей целью концентрацию средств и целевое финансирование природоохранных и ресурсосберегающих


 


208


209


мероприятий, в том числе научных исследований по этим вопросам, а также мер по снижению влияния загрязнения окружающей при­родной среды на здоровье населения. Распорядителем средств ука­занного фонда является Минприроды.

В соответствии с Положением о Государственном фонде охраны окружающей природной среды, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 15 февраля 2000 года1, средства этого фонда используются для финансирования затрат, связанных с разработкой и осуществлением общегосударственных и регио­нальных программ охраны окружающей природной среды и рацио­нального использования природных ресурсов; разработкой и вне­дрением экономического механизма природопользования; осуще­ствлением мероприятий, направленных на снижение влияния за­грязнение окружающей природной среды на здоровье населения; организацией мониторинга окружающей природной среды, созда­нием общегосударственных систем и банков экологической инфор­мации; осуществлением природоохранных и ресурсосберегающих мероприятий, мероприятий в чрезвычайных экологических ситуа­циях и т.п.

Сбор, который взимается за выбросы стационарными источни­ками загрязнения, сбросы и размещение отходов в пределах лими­тов, относится на валовые затраты производства и оборота, а за превышение этих лимитов — взимается за счет прибыли, которая остается в распоряжении юридических лиц. Физические лица, которые являются субъектами предпринимательской деятельности, уплачивают этот сбор за счет своего дохода.

Сбор, который взимается за выбросы передвижными источника­ми загрязнения, относится на валовые затраты производства и оборота. Для бюджетных организаций сбор за загрязнение окру­жающей природной среды относится на расходы и предусматрива­ется в смете доходов и расходов.

Уплата этого сбора не освобождает юридических и физических лиц от возмещения убытков, причиненных нарушением природо­охранного законодательства.

Самостоятельное значение в системе экономико-правового меха­низма природопользования имеет сбор за ухудшение качества при­родных ресурсов. Он предусмотрен в случае снижения плодородия почв, производительности лесов, рыбопродуктивности водоемов и т.п. в результате осуществления субъектами владения и пользова­ния. Такой сбор устанавливается на основе нормативов. Порядок установления нормативов указанного сбора определяется Кабинетом Министров Украины.

Статьей 45 Закона Украины «Об охране окружающей природной среды» предусмотрено, что сборы природопользователей за ухуд­шение качества природных ресурсов вследствие владения и поль-

1 Офнцйний В1сник Украши. — 2002. — № 8. — Ст. 357.


зования ими осуществляются за счет прибыли, которая остается в их распоряжении.

Среди новых правовых мер экономического характера отдельное самостоятельное место занимает экологическое страхование. Закон Украины «Об охране окружающей природной среды» (ст. 49) раз­личает добровольное и обязательное государственное страхование, а также другие виды страхования граждан и их имущества и дохо­дов предприятий, учреждений и организаций на случай вреда, при­чиненного вследствие загрязнения окружающей природной среды и ухудшения качества природных ресурсов. В соответствии с этим законом порядок экологического страхования устанавливается законодательством Украины. Институт экологического страхования пока что в Украине не получил достаточного развития.

Существенное значение в системе экономического механизма приобретает экологический аудит, который проводится с целью обеспечения соблюдения законодательства об охране окружающей природной среды в процессе хозяйственной и иной деятельности. Основные правовые и организационные основы осуществления экологического аудита определяются Законом Украины от 24 июня 2004 года1, положения которого распространяются на всех субъек­тов хозяйствования независимо от формы собственности и видов деятельности. Названный закон направлен на повышение экологи­ческой обоснованности и эффективности деятельности субъектов хозяйствования.











Вопросы для самоконтроля

1. Чем обусловлено законодательное закрепление экономико-пра­вового механизма природопользования и охраны окружающей природной среды?

2. Дайте определение экономико-правового механизма в сфере

экологии.

3. Назовите элементы экономико-правового механизма в сфере

экологии.

4. Какие функции экономико-правового механизма в сфере эко­
логии?

5. Дайте характеристику сбора за специальное использование

природных ресурсов.

6. Какие особенности присущи сбору за специальное использо­вание отдельных природных ресурсов?

7. Назовите принципы формирования системы платежей за ис­пользование природных ресурсов, закрепленные Законом Украины «Об охране окружающей природной среды».

8. Назовите формы сборов за специальное использование отдель­ных природных ресурсов.

1 Офщшний в1сник Украши. — 2004. — № 29. — Ст. 1948.


 


210


211


9. Какие особенности сборов за загрязнение окружающей при­
родной среды и ухудшение качества природных ресурсов?

10. Дайте характеристику экологического страхования и эколо­
гического аудита как самостоятельных элементов экономико-пра­
вового механизма.








Темы рефератов

1. Понятие экономико-правового механизма в сфере экологии.

2. Состав экономико-правового механизма в сфере экологии.

3. Функции экономико-правового механизма в сфере экологии.

4. Платность природопользования.

5. Плата за использование природных ресурсов.

6. Плата за загрязнение окружающей природной среды.

7. Виды сборов за специальное использование природных ре­сурсов.

8. Сборы за специальное использование природных ресурсов в пределах установленных лимитов.

9. Сборы за сверхлимитное использование природных ресурсов.

 

10. Сборы за снижение качества природных ресурсов.

11. Виды сборов за загрязнение окружающей природной среды.

12. Экологическое страхование.

13. Экологический аудит.

Рекомендованная литература

Костицький В.В. Еколопя перехцгного перюду: держава, право, економша (економшо-правовий мехашзм охорони навколишнього природного середовища в У крапп). — 2-е вид. — К.: Украшський шформащйно-правовий центр, 2001. — 390 с.

Костицький В.В. Оподаткування: економша, право, еколопя. — К.: 1н-т законодавчих передбачень 1 правовое експертизи, 2003. — 124 с.

Костицький В.В. Охорона довшлля: економшо-правове забезпе-чення. — К.: 1н-т законодавчих передбачень 1 правово!' експертизи, 2002. — 52 с.

Костицький В.В. Економша переходного перюду: право, дер­жава, економша. (Еколого-правовий мехатзм охорони навколиш­нього природного середовища в Украйп). — К.: 13П 1 ПЗ, 2003. — 772 с.

Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. — Москва: Зерцало, 2000. — 192 с.

Трегобчук В. Еколопя, науково-техшчний прогрес // Економша Украши. — 1993. — № 2. — С. 15.

Шемшученко Ю.С. Правовые проблемы экологии. — К.: Науко-ва думка, 1989. — С. 64-75.

212



Раздел IX










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 388.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...