Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Индуктивные методы установления причинных связей




Упражнение 4.8.1

Определите, какой из методов установления причинных связей применяется в следующих ситуациях. Примените указанные схемы.

1. Сравнительный анализ роста прибыли и объема продаж нескольких компаний показал, что компании, где эти показатели были ниже средних, имели значительно больший штат работников управления, чем компании, где эти же показатели были выше средних.

2. «Витамины воздуха» - отрицательно заряженные аэроионы. Они так же необходимы человеку, как и витамины пищи. Впервые это доказал А.Л. Чижевский. Он поставил такой эксперимент: помещал мышей в герметическую камеру и пропускал туда воздух сквозь плотный слой ваты (фильтр). Через 5-10 дней животные становились вялыми, как при авитаминозе, отказывались от пищи и, наконец, гибли. Чижевский назвал это аэроионным голоданием: химический состав воздуха после фильтрации стал «мертвым», воздух потерял все свои электрические заряды, в том числе – отрицательные аэроионы – «витамины воздуха».

В других опытах в такую же камеру он вводил иглу, на которую подавалось высокое напряжение. На острие иглы образовывались отрицательные аэроионы. Теперь подопытные животные чувствовали себя прекрасно. Благодаря «витаминам воздуха» их жизнедеятельнсть становилась даже выше, чем у животных на воле. (П.Ф. – позже был создан аэроионизатор – «люстра Чижевского»).

3. Между ценой спроса и количеством продаваемой продукции существует взаимная связь. С одной стороны, чем меньше количество товара, тем выше потребитель оценивает его полезность, тем большую цену согласен за него уплатить, и наоборот. С другой стороны, когда цена спроса велика, к товару не подступишься. Поскольку покупателей находится сравнительно немного, сохраняется небольшой объем продаж. Если же цена спроса идет вниз, товар становится более доступным, число потребителей растет вместе с количеством продаваемых изделий.

4. В социологии труда учеными установлена интересная закономерность.Оказывается, что изменяя (плавно повышая) заработную плату рабочих, можно добиться изменения (увеличения) производительности их труда. У этого эффекта есть свои граничные условия. Так, незначительное повышение заработной платы не вызывает никакого изменения в мотивации, и наоборот, когда повышение зарплаты превосходит определенную границу, наблюдается обратный эффект – мотивация падает, а вместе с ней уменьшается и производительность.

 5. В одном из районов республики ограбили спортивную базу. В разоблачении преступников следственным органам помогли рабочие, обнаружившие часть инвентаря у граждан Р., Н. и К. Следствие установило виновность всех троих. Однако следователя волновало одно обстоятельство: в помещение склада можно было проникнуть только через узкий проем в решетке в подвальном окне склада, но ни Р., ни Н., ни К. по размерам тела этого сделать не могли. Следователь пришел к выводу, что в ограблении принимало участие четвертое лицо. Как было затем установлено, им оказался несовершеннолетний М.

6. Изучая условные рефлексы, академик И.П. Павлов заметил, что при удалении затылочной доли головного мозга у собак зрительный рефлекс исчезает. При постановке новых экспериментов результаты были те же: собака практически слепла. На этом основании ученый сделал вывод, что затылочная доля коры головного мозга является центром образования зрительных рефлексов.

7. На почтамте при отправке ценностей за шесть дней декабря произошло три случая хищения без повреждения мешков. Следователь решил определить круг лиц, участвовавших в эти дни в отправке почты и составил следующую таблицу:

Дата Круг лиц Происшествие
6.12 Иванов Петров Сидоров Хищение
7.12 Иванов Чуйкин Сидоров Нет
8.12 Шаронов Петров Кузнецов Хищение
9.12 Шаронов Кравец Кузнецов Нет
10.12 Чуйкин Петров Кравец Хищение
11.12 Чуйкин Иванов Кравец Нет

Следователь заметил, что хищение происходит всякий раз, когда работает Петров, и не происходит, когда он не работает. «Скорее всего, виновником хищения является Петров», - заключил следователь.

8. Сотрудники ГИБДД преследовали угнанную машину. Угонщики заехали в парк и, бросив машину, кинулись бежать. Двое из них были задержаны, ими оказались Самсонов и Щербин. В процессе же проведения следственного эксперимента выяснилось, что ни Самсонов, ни Щербин не владеют навыками вождения автомобиля. Был сделан вывод, что у них имелся соучастник, владеющий навыками вождения. (Дальнейшие действия будут предприниматься уже с учетом выдвинутого предположения).

Образцы

1. Как показано мировой экономической наукой, связь между доходом и сбережением является не прямо пропорциональной, а нелинейной: по мере роста потребительских доходов их обладатели все больше склонны к сбережению и все меньше — к текущему потреблению.

Метод сопутствующих изменений.

2. В первой половине XIX века в Европе свирепствовала родильная горячка. В акушерских клиниках Вены погибала иногда треть рожениц. Молодой венгерский врач Игнац Земмельвейс догадался, отчего они погибают. После вскрытия врачи не отмывают рук и переносят трупные частицы к здоровым женщинам. Чтобы проверить свою догадку, Земмельвейс заставил врачей в своей клинике мыть руки хлорной известью. За полгода смертность в клинике прекратилась совсем. Прекратилась только потому, что врачи стали дезинфицировать руки не только после операции, но и до операции.

Метод различия.

Задание

В научной или учебной литературе найдите примеры применения полной и неполной индукции, а также индуктивных методов установления причинных связей.

Умозаключения по аналогии

Упражнение 4.9.1

Установите, к какому виду относятся умозаключения по аналогии: аналогии свойств или аналогии отношений, строгой или нестрогой.

1. Однажды немецкий химик Кекуле обратил внимание на клетку с обезьянами, которых куда-то перевозили. Обезьяны висели в клетке, сцепившись друг с другом лапами. И у Кекуле возникла ассоциация: обезьяны — атомы углерода, их лапы — валентности, которыми эти атомы сцепляются между собой, а их хвосты — те свободные валентности углерода, которые насыщаются водородом. Эта ассоциация способствовала открытию Кекуле формулы бензола.

2. «Человека ослепляет переоценка самого себя. И чем выше он себя оценивает, тем обычно становится хуже. Человек подобен дроби: числитель ее есть то, что он есть, а знаменатель — то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь» (Л.Н. Толстой).

3. Между общеутвердительным и частноутвердительным суждениями существует отношение подчинения. Это отношение характеризуется тем, что при истинности общеутвердительного будет истинным и частноутвердительное. Но известно, что между общеотрицательным и частноотрицательным суждениями также существует отношение подчинения. Можно предположить, что истинность первого влечет истинность второго.

4. Один мудрец сказал: «Ученье придает еще больше ума умному, но глупцу оно идет во вред. Точно так же солнце помогает видеть здоровым глазам и причиняет страдания глазам больным».

5. «Как лекарство не достигает своей цели, если доза слишком велика, так и порицание и критика — когда они переходят меру справедливости» (А. Шопенгауэр).

6. Х.Гюйгенс, создатель волновой теории света, заметил, что звук и свет сопровождаются одними и теми же явлениями — отражением, преломлением, дисперсией, интерференцией и т.д. Это привело его к мысли, что свет так же, как и звук, имеет волнообразную природу.

7. Рассуждая о связи мышления и языка, математик Гамильтон просит своих читателей представить себе строительство тоннеля в песчаной почве. Нельзя двигаться вперед, если не укреплять каждый метр каменной кладкой. Речь в процессе мышления — то же, что и каменная кладка при строительстве тоннеля. Умение думать и умение копать не зависят от слов и от каменной кладки, но без слов и кладки мы бы не ушли далеко. Одна мысль может прийти на смену другой, только если первая закреплена словом.

8. Однажды в Древнем Риме взбунтовались плебеи, и сенатор Менений Агриппа умиротворял их следующими словами: «Каждый из вас знает, что в организме человека существуют разные части, причем каждая выполняет свою определенную роль: ноги переносят человека с одного места на другое, голова думает, руки работают.

Государство — это организм, в котором каждая часть предназначена для выполнения своей определенной роли: патриции — это мозг государства, плебеи — это его руки. Что было бы с человеком, если бы отдельные его части взбунтовались и отказались выполнять предназначенную роль? Тогда человек обречен был бы на гибель. То же самое случится и с государством, если его граждане будут отказываться выполнять свои естественные обязанности».

9. Б.Франклин, исследуя природу молнии, сравнил ее с электрической искрой и обнаружил, что они обладают многими сходными признаками: сходный свет и треск, мгновенный характер, зажигают тела, убивают живое тело, производят механическое разрушение, имеют одинаковый запах, проходят по одним и тем же проводникам, намагничивают и размагничивают металлические тела, расплавляют металлы. Следовательно, природа молнии та же, что и у искры.

10. Резерфорд на основании проведенных им экспериментов установил целый ряд сходных отношений, существующих между электронами и атомным ядром, с одной стороны, и планетами и Солнцем – с другой. Исходя из этого, он сделал вывод о планетарном строении атомов, выдвинув гипотезу, что электроны вращаются вокруг ядра по орбитам наподобие того, как планеты вращаются вокруг Солнца.

11. «Достойно внимания,что нервные системы человека и животных 

способные, как известно, совершать такие же действия, как и вычислительная система, содержат элементы, идеально приспособленные

для работы в качестве реле. Речь идет о так называемых нейронах или нервных клетках.Таким образом, нерв можно уподобить реле с двумя существенными состояниями активности: возбуждением и покоем. Чрезвычайно важной функцией нервной системы и столь же необходимой функцией вычислительных машин является память, то есть способность сохранять результаты прежних действий для использования в будущем» (Винер Н. Кибернетика, или управление и связь.1948).

12. «Математика, подобно жерновам мельницы, перемалывает то, что в нее засыпали. И как, засыпав плевелы, мы не получим доброкачественной муки, так и, построив неправильную физическую модель, мы не получим правильного ответа, какой бы математикой мы не пользовались» (Т. Гексли).

13.  Капля долбит камень не силой, а частым падением, так и человек становится мудрым, не от двукратного, но от многократного чтения (Латинская пословица).

 

Образец

Рассматривая соперничество между корпускулярной и волновой теориями света, американский математик Д.Пойа пишет: «Вообще, отношение между двумя соперничающими предположениями похоже на отношение между соперниками в любом соревновании…ослабление позиции любого из ваших соперников означает некоторое усиление вашей позиции…. Вы выигрываете много, если такая задержка случилась с сильным соперником. Вы выигрываете еще больше, если ваш наиболее опасный соперник выбывает из состязания. Если же вы имеете единственного соперника, то любое ослабление или усиление его позиции ощутимо сказывается на вашей позиции. И нечто подобное происходит между состязающимися предположениями» (Д. Пойа. Математика и правдоподобные рассуждения).

В рассуждении Д.Пойа использована аналогия отношений. Переносимым признаком является свойство отношений между соперниками в соревновании на отношения между соперничающими предположениями (гипотезами). Можно рассматривать как строгую аналогию.

Задание

В научной или учебной литературе найдите примеры применения аналогии свойств и аналогии отношений, оцените их по степени обоснованности вывода как строгую или нестрогую.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 235.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...