Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Понятия, образованные в результате отражения других, отличительных признаков, можно назвать описательными.




Как формируются понятия? При формировании понятий применяется целый ряд логических приемов, а именно - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование и обобщение. Анализ - мысленное расчленение предметов на их составные части, мысленное выделение в них признаков.

Синтез - мысленное соединение в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.

Сравнение - мысленное установление сходства или различия предметов по существенным или несущественным признакам.

Абстрагирование - мысленное выделение одних предметов и их свойств и отвлечение от других признаков.

Обобщение - мысленное объединение знаний об отдельных предметах и получение знаний о классе предметов. При обобщении мы отвлекаемся от всех индивидуальных различий внутри класса изучаемых предметов. Например, в понятии “студент” мы не обращаем внимания на его специальность, успеваемость, национальность и другие конкретные особенности.

Ещё раз. Всякое понятие как совокупность существенных признаков предмета, объединенных в одной мысли, есть результат логической абстракции: от всех предметов данного рода мы отвлекаем их существенные признаки и затем объединяем эти признаки в одну цельную мысль, или в одну идею о данном предмете. Так, понятие «человек» отражает такие существенные признаки, свойственные всем людям, как способность мыслить и трудиться и одновременно отвлекаться от многих других свойств.

Понятие, в отличие от форм чувственного познания (ощущений, восприятий и представлений), лишено наглядности. Например, в понятии «здание» отсутствуют единичные признаки отдельных зданий, в нем отражаются признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся общими для всех зданий.

Понятие и слово. Понятие неразрывно связано с языковой единицей - словом. Слово – единица языка, служащая для наименования предметов, лиц, «действий», признаков и понятий. Понятия выражаются и закрепляются в словах и словосочетаниях, которые называются именами. Простые имена – «право», сложные имена – «крайняя необходимость». Например, “право”, “закон”, “соучастие”, «депутат Государственной думы».

Слово является материальной, языковой основой понятия, без которой невозможно ни их формирование, ни оперирование ими.

Однако единство слова и понятия, языка и мышления не означает их тождества. В отличие от понятий слова во всех языках различны: одно и то же понятие выражается в разных языках по-разному.

Кроме того, в одном языке также нет тождества слова и понятия, подтверждением чему являются слова синонимы и слова-омонимы.

Синонимами называются слова, близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значений или стилистической окраской. Например, “труд” и “работа”, “родина” и “отечество”, “договор” и “контракт”.

Омонимы - это слова, совпадающие по звучанию, одинаковые по форме, но выражающие различные понятия.

 Например, коса - сельскохозяйственное орудие для косьбы травы, коса - пряди волос, сплетенные вместе, коса - длинная узкая отмель, идущая от берега, коса - узкая полоса леса.

Или: свет – светское государство и электромагнитная волна.

Мир – Вселенная и отношения между народами и государствами.

Кулак – кисть руки со сжатыми пальцами и кулак – богатый крестьянин-собственник.

Понятие и термин. Слова, обозначающие понятия, называются терминами. Итак, термин – это слово или словосочетание, обозначающее строго определённое понятие и характеризующееся однозначностью, по крайней мере, в пределах данной науки или родственной группы наук.

Термин – слово или словосочетание, являющееся точным обозначением предметов, процессов науки, искусства, техники, промышленности и т.д. Отличаются от слов обиходной лексики специализированностью значения, однозначностью, точностью (семасилогических границ). Система терминов какой-либо определенной области обычно называется терминологией. Например, лингвистическая терминология, юридическая терминология и т. д.

Так как все понятия мыслятся нами в форме слов, то, стало быть, каждый предмет научной мысли должен иметь свое определенное словесное выражение. Наблюдая какое-нибудь явление, определяя его, описывая его признаки, ученые обыкновенно закрепляют за данным явлением его техническое название, его термин. При этом следует заметить, что отношение слов как научных терминов к тем вещам, которые они обозначают, всегда условно и основано на взаимном соглашении ученых обозначать данным термином это, а не какое-либо другое явление.

Наука предъявляет к терминологии основное требование: термины должны быть ясно и точно определены и закреплены как общеупотребительные. Важное значение разработке и уточнению терминологии придается в правовых науках, которые, как правило, дают разъяснение терминов, употребляемых в определенной отрасли права. Это позволяет однозначно применять правовые термины.

 

 

                      2.2. Содержание и объем понятия Виды понятия

 

Каждое понятие имеет содержание и объем, которые являются важнейшими логическими характеристиками понятия. Они составляют логическую структуру понятия.

Содержание понятия - это совокупность существенных и отличительных признаков предмета мысли. Например, содержанием понятия “преступление” является совокупность таких признаков, как общественно опасный характер деяния, противоправность, виновность, наказуемость.

Содержанием понятия «комета» являются следующие признаки: 1) светило, 2) состоит из крайне разреженных газов, 3)при приближении к Солнцу постепенно выбрасывает светящийся хвост.

На основании этих признаков, выделенных и зафиксированных, данный объект четко отличается от другого, мы отличаем объект от другого. Эти существеннее признаки называются понятиеобразующими.

 

Если содержание понятия верно отражает действительность, соответствует действительности, то такое понятие будет правильным (или истинным), в противном случае оно будет неправильным, ложным.

В ходе человеческой практики, по мере того, как люди глубже познают мир, содержание понятий обогащается новыми признаками, а устаревшие признаки понятия отбрасываются. Например, содержание понятия «электричество» менялось, обогащалось новыми признаками, по мере того, как познавались новые, ранее неизвестные свойства электричества. Современное научное понятие об электричестве глубже и вернее отражает сущность явлений электричества, чем, скажем, понятие об электричестве, существовавшее в конце Х1Х в.

Но понятия изменяются не только потому, что люди глубже проникают в сущность вещей, но также и потому, что сами явления с течением времени изменяются. Однако в течение какого-то периода времени содержание наших понятий бывает устойчивым, оно сохраняет свою определенность.

В понятиях содержится знание не только о признаках предметов, но также знание и о том, на какие предметы данное понятие распространяется. Иначе говоря, каждое понятие имеет не только содержание, но и объем.

Объем понятия - совокупность предметов, обладающих признаками понятия, или: совокупность предметов, которая мыслится в понятии. Эта совокупность именуется также логическим классом, а каждый предмет, принадлежащий классу, называют его элементом. Так, каждый человек, живущий ныне и живший в прошлом, входит в объем понятия “человек”. Объем понятия преступление охватывает все преступления, поскольку они имеют общие существенные признаки.

Круг предметов, входящих в объем понятия, может быть различным. Например, понятие «растение» распространяется на неограниченный круг растений: на все те растения, которые когда-либо были, есть и будут.

Понятие «полюс Земли» распространяется только на две точки земного шара. Могут быть понятия, которые относятся только к одному предмету, например, понятие о реке Волга, о центре Земли и т.д.

Содержание и объем понятия тесно связаны друг с другом; эта связь выражается в законе обратного отношения между объемом и содержанием понятия: чем шире содержание понятия, тем уже его объем. И наоборот: чем уже содержание понятия, тем шире его объем.

Увеличение содержания понятия ведет к образованию понятия с меньшим объемом, и наоборот. Рассмотрим это на понятиях “береза” и “дерево”. Всякая береза есть дерево, значит, понятие “береза” содержит в себе признак понятия “дерева”. Но береза имеет и свои, особые признаки. Следовательно, в содержании понятия “береза” признаков больше, чем в содержании понятия “дерево”. Но по объему понятие “береза” уже, чем понятие “дерево”.

Или еще. Возьмем понятие “преступление” и “преступление против собственности”. «Преступление» шире по объему, но уже по содержанию. “Генеральный прокурор” и “прокурор”. Первое понятие уже по объему, но шире по содержанию.

«Порок сердца» и «ревматический порок сердца». Первое понятие шире по объему, но уже по содержанию, но и наоборот.

Знание соотношения содержания и объема понятия очень важно при диагностическом обозначении заболеваний. Чем шире по объему диагностический термин, тем беднее его содержательное значение. Значит, поверхностное знание врача о сущности заболевания, Сравним такие понятия, как «очаговая пневмония» и «абседирующая очаговая пневмония в 1У сегменте левого легкого». Или: «цирроз печени» и «постнекротический цирроз печени в исходе болезни Боткина».

В научной и практической деятельности часто возникает необходимость раскрыть содержание понятий, которые употребляются в рассуждениях. Так, чтобы правильно квалифицировать совершенное преступление как спекуляцию, нужно знать содержание понятия «спекуляция» (скупка и перепродажа товаров или иных предметов с целью наживы). Если наказание за спекуляцию предусматривает конфискацию имущества, необходимо знать содержание этого понятия (принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства всего или части имущества осужденного, которое является его личной собственностью).

Закон обратного отношения между содержанием и объемом понятия лежит в основе ряда логических операций, которые будут рассмотрены в дальнейшем.

 

Виды понятий

Понятия можно классифицировать по объему и по содержанию. По объему понятия делятся на нулевые (пустые), единичные и общие. Знание понятий с точки зрения их объема позволяет нам производить логические операции с понятиями.

Нулевое понятие - это понятие с нулевым объемом, пустое множество. В объем такого понятия не входит ни один предмет. Например, вечный двигатель, русалка, черт, сын бездетной матери.

Единичное понятие - это понятие, объем которого состоит из одного предмета. В этом понятии отражаются признаки одного предмета. Такими понятиями являются, например, г.Чебоксары, река Волга, Верховный суд РФ.

Общее понятие - это понятие, в объем которого входит неопределенно большое число предметов (не менее двух). В общих понятиях отображается множество однородных предметов. Например, книга, школа, суд, велосипед, компьютер и др.

Общие понятия могут быть регистрирующими и нерегистрирующими.

Регистрирующее понятие - это понятие, множество мыслимых предметов в котором поддается учету, регистрации. Это значит, что регистрирующее понятие имеет конечный объем. Например, “города России”, “участник Великой отечественной войны”, “планета Солнечной системы”, “произведения Л.Н.Толстого” и др.

Нерегистрирующее понятие - это общее понятие, относящееся к неопределенному числу предметов. Такие понятия имеют бесконечный объем. Такими понятиями являются, например, понятия “человек”, “следователь” “указ”, ибо множество мыслимых в них предметов не поддается учету. В них мыслятся все люди, все следователи, все указы прошлого, настоящего и будущего.

По содержанию можно выделить четыре пары понятий: конкретные и абстрактные, положительные и отрицательные, относительные и безотносительные, собирательные и несобирательные.

Конкретное понятие - это понятие, в котором мыслится предмет (или совокупность предметов) как нечто самостоятельно существующее. Примеры конкретных понятий: “книга”, “свидетель”, “школа”.

Абстрактное понятие - это понятие, в котором мыслится свойство предмета или отношение между предметами. Например, “белизна”, “смелость”, “ответственность”, “неравенство”, “подобие”, “тождество”, “сходство”, «усидчивость», «старательность» и др. Эти свойства абстрагируются от самих предметов и рассматриваются как самостоятельный объект мысли.

Различие между конкретными и абстрактными понятиями основано на различии между предметом, который мыслится как целое, и свойством предмета, отвлеченным от предмета и отдельно от него несуществующим. Абстрактные понятия образуются в результате отвлечения, абстрагирования определенного признака предмета. Эти признаки мыслятся как самостоятельные объекты мысли. Так, понятия “смелость”, “инвалидность”, “невменяемость” отражают признаки, не существующие сами по себе, в отрыве от лиц, обладающих этими признаками. Это абстрактные понятия.

Положительное понятие - это понятие, в котором отражаются признаки, присущие предмету.

Отрицательное понятие - это понятие, в содержании которого указывается на отсутствие у предметов признаков, составляющих содержание положительного понятия.

Так, понятия “грамотный”, “порядок”, “верующий”, “живущий по средствам”, “говорящий по-чувашски” являются положительными, а понятия - “неграмотный”, “беспорядок”, “неверующий”, “живущий не по средствам”, “не говоряший по-чувашски” - отрицательными.

Если частица “не” или предлог “без” (“бес”) слились со словом и слово без них не употребляется (например, “ненастье”, “беспечность”, “безупречность”, “ненависть”, “неряха”), то понятия, выраженные такими словами, являются положительными, потому что характеризуют наличие у предмета определенного качества (хотя, может быть, и плохого - “неряха”, “беспечность”).

Отрицательные понятия в русском языке выражаются обычно словами с отрицательными приставками не- и без; в словах иностранного происхождения - чаще всего словами с приставкой “а”.

Безотносительное понятие - это понятие, в котором мыслятся предметы, существующие самостоятельно, вне зависимости от другого предмета (“студент”, “карандаш”, “город”, “сильное наводнение”, “государство”).

Относительное (соотносительное) понятие - это понятие, в котором мыслятся предметы, существование одного из которых предполагает существование другого. В таких понятиях отражаются предметы, существующие только в связи и одновременно друг с другом и поэтому не мыслящиеся один без другого. Примеры таких понятий: “дети” - “родители”, “ученик - “учитель”, “начальник” - “подчиненный”, “северный полюс магнита” - “южный полюс магнита”, “получение взятки” - “дача взятки”, «жених» - «невеста», «преступление» - «наказание», «спрос» - «предложение» (supply and demand).  

Собирательное понятие - это понятие, в котором мыслится (отражается)  группа однородных предметов, мыслимых как целое (например, “полк”, “народ”, “студенческая группа”, “коллектив”, “стадо”, “стая”, “созвездие”). Очень важно иметь в виду, что содержание собирательного понятия нельзя отнести к каждому отдельному элементу, входящему в его объем. Это содержание относится ко всей совокупности элементов. Например, об одном дереве мы не можем сказать, что это лес; один корабль не является флотом; один футболист не составляет футбольной команды.

Собирательные понятия могут быть общими (“народ”, “коллектив”, “полк”, “созвездие”) и единичными (“российский народ”, “коллектив Чувашского государственного университета”, “созвездие Большой медведицы”).

«Лес» (деревьев), «библиотека» (книг) - ???

Несобирательное понятие - это понятие, содержание которого относится к каждому предмету данного класса, мыслимого в понятии (“ручка”, “река”, “растение”).

Определить, к какому виду относится то или иное понятие, значит дать ему логическую характеристику. Так, логическая характеристика понятий может выглядеть, например, следующим образом:

“Чувашская Республика” - единичное, конкретное, положительное, безотносительное.

“Невменяемость” - общее, нерегистрирующее, абстрактное, отрицательное, безотносительное.

“Коллекция” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, собирательное (? м.б. несобирательное).

“Нерешительность” - общее, абстрактное, безотносительное, отрицательное, несобирательное.

“Поэма” - общее, конкретное, безотносительное, положительное, несобирательное.

Логическая характеристика понятий помогает уточнить их содержание и объем, вырабатывает навыки точного употребления понятий в процессе рассуждения.

 

2.4. Отношения между понятиями (по объему)

 

Все предметы окружающего мира взаимосвязаны. Понятия отражают мир, поэтому находятся во взаимной связи друг с другом, в том или ином отношении друг к другу. Но эти связи и отношения между понятиями бывают разными.

Поэтому понятия делятся на сравнимые и несравнимые. Если в содержании двух понятий есть хотя один общий признак, то они являются сравнимыми. Несравнимые понятия отражают разные, весьма отдаленные друг от друга области действительности, они не имеют общих признаков, на основании которых их можно было бы сравнивать друг с другом. Например, “медведь” и “классная доска”; “квадрат” и “общественное порицание”; “романс” и “кирпич”; “государство” и “симфоническая музыка”. Связь между этими понятиями очень слабая, мало заметная. Единственное, что можно сказать о них, это то, что они представляют собой отражение определенных явлений действительности.

Рассмотрим подробнее сравнимые понятия. Сравнимые понятия делятся, в свою очередь, на две группы: 1). совместимые понятия и 2). несовместимые понятия. Если объемы двух (или более) понятий совпадают полностью или частично, то это будут совместимые понятия, если же не совпадают, то это будут несовместимые понятия.

В целях наглядности эти отношения изображаются графически в виде кругов (кругов Эйлера). В пределах круга мысленно «размещаются» все объекты, входящие в объем данного понятия. Каждый круг обозначает объем понятия, а каждая точка круга - предмет, входящий в его объем.

 Существует три вида отношений совместимости: равнозначность (или тождество), пересечение (перекрещивание) и подчинение (субординация).

1. Отношение равнозначности имеет место тогда и только тогда, когда объемы двух понятий совпадают. Это значит, что в них мыслится один и тот же предмет. Содержание этих понятий различно, но различными являются только их специфические, видовые признаки. Родовой признак является общим.

“Квадрат” - “ромб с прямыми углами”; “г. Чебоксары” - “столица Чувашской Республики”; “первая мировая война” - “империалистическая война 1914 г.”; «берега туманного Альбиона – Великобритания».

Отношение равнозначности изображается в виде двух кругов, совпадающих при их наложении, ибо объем одного понятия (А) полностью совпадает с объемом другого понятия (В). Другими словами, каждый предмет, мыслимый в объеме понятия А, входит в объем понятия В и наоборот.

 


АВ

 

 

Установив отношение равнозначности между понятиями, скажем, “квадрат” и “равносторонний прямоугольник”, мы образовали два истинных суждения:

 

1. Все квадраты - равносторонние прямоугольники.

2. Все равносторонние прямоугольники - квадраты.

 

2. Отношение пересечения. В отношении пересечения (перекрещивания) находятся понятия, объемы которых частично совпадают. Два понятия имеют хотя бы один общий элемент.

 

 


А В

 

В отношении пересечения находятся понятия “юрист” и “депутат Госдумы”: некоторые юристы являются депутатами Госдумы (и наоборот). С помощью круговых схем это отношение изображается в виде двух перекрещивающихся кругов. В совместившейся части кругов А и В (заштрихованная часть кругов) мыслятся те юристы, которые являются депутатами Госдумы, вне совместившейся части круга А - юристы, не являющиеся депутатами Госдумы, в не совместившейся части круга В - не юристы.

В отношении пересечения находятся и такие понятия: атеросклероз коронарных сосудов и ишемическая болезнь сердца; тиреотоксикоз и гипертиреоз.

3. Отношение подчинения (субординации). В отношении подчинения находятся понятия, объем одного из которых полностью входит в объем другого, составляя его часть.

 





В А

 

 

В таком отношении, находятся, например, понятия “преступление” (А) и “должностное преступление” (В). Объем первого понятия шире объема второго понятия: кроме должностных преступлений существуют и другие виды преступлений: государственные, хозяйственные и т.д. Понятие же “должностное преступление” полностью входит в объем понятия “преступление”.

Заболевание почек – аллергическое заболевание почек – гломерулонефрит.

Понятие, имеющее больший объем и включающее объем другого понятия, называется подчиняющим (А), а понятие, имеющее меньший объем и составляющее часть объема другого понятия, - подчиненным ).

Если в отношении подчинения находятся два общих понятия, то подчиняющее понятие называется родом, подчиненное - видом. Следовательно, здесь мы имеем отношение рода и вида. Так, “должностное преступление” будет видом по отношению к понятию “преступление”.

Понятие может быть одновременно видом (по отношению к более общему понятию) и родом (по отношению к менее общему понятию). Например, понятие “должностное преступление” - это род по отношению к понятию “служебный подлог” и в то же время вид по отношению к понятию “преступление”.

Если в отношении подчинения находятся общее и единичное (индивидуальное) понятия, то общее (подчиняющее) понятие является видом, а единичное (подчиненное) - индивидом. В таком отношении будут находиться, например, понятия “адвокат” и “Ф.Н. Плевако”.

Родовое понятие (или род) не может существовать отдельно от видовых понятий, а видовые понятия (или виды) не могут существовать отдельно от рода. Род и вид всегда взаимосвязаны. Эта взаимная связь рода и вида отражает существующую в предметах связь общего и отдельно, а именно каждый предмет объективного мира содержит в себе и общие свойства, которые объединяют его с однородными предметами, и свои, особые свойства.

Отношения род - вид - индивид широко используются в логических операциях с понятиями - «обобщение», «ограничение», «определение» и «деление».

Установив отношение подчинения, например, между понятиями “государство” и “буржуазное государство”, мы образовали два истинных суждения:

 

1. Всякое буржуазное государство есть государство,

2. Не всякое государство есть буржуазное государство.

 

Понятия, объемы которых не совпадают ни полностью, ни частично, называются несовместимыми (внеположными). Эти понятия содержат признаки, исключающие совпадение их объемов, Так, понятие “лев” несовместимо с понятием “тигр”, так как ни один элемент объема первого понятия не является элементом второго понятия и наоборот (т.е. нет такого эмпирического объекта, который одновременно был бы и львом и тигром).

Несовместимые понятия нельзя смешивать с несравнимыми. Содержание несравнимых понятий абсолютно различно, а в содержании несовместимых понятий, кроме признаков, исключающих друг друга, мыслятся признаки более широкого по объему понятия, объединяющего несовместимые понятия.

Между несовместимыми понятиями также существуют три вида отношений: отношение соподчинения, отношение противоположности и отношение противоречия.

 В отношении соподчинения находятся два и более понятия неперекрещивающихся понятий, объемы которых являются частью объема некоторого третьего понятия. Это видовые понятия, подчиненные одному и тому же родовому понятию, т.е. входящие в объем одного родового понятия.

Понятия “юридический институт” (В) и “медицинский институт” (С) находятся в отношении соподчинения, так как каждое из них является видом по отношению к понятию “вуз” (А). Соподчиненными также являются понятия “стол” и “стул” относительно понятия “предмет мебели”, “лейтенант” и “капитан” относительно понятия “офицер”, “фиолетовый” и “синий” относительно понятия “цвет”. Понятия “живопись”, “графика”, “ваяние” соподчинены понятию “вид изобразительного искусства”. Понятия «гипертензия», «нормотензия» и «гипотензия» соподчинены понятию «уровень артериального давления».

 

 


В А С

 

Объемы соподчиненных понятий не пересекаются и вместе они не исчерпывают объема родового понятия. И еще: поскольку соподчиненные понятия относятся к видам одного рода, то признаки родового понятия являются для них общими. Но в то же время каждое из них имеет в своем содержании свои собственные признаки, отличающие его от других видовых понятий.

В отношении противоположности (контрарности) находятся два понятия, содержащие предельно противоположные (полярные) признаки. Два свойства называются полярными, если они одинаково удалены в противоположных направлениях от средней, или нейтральной, точки на некоторой шкале свойств. Следовательно, эти понятия отражают два класса предметов (свойств, действий, состояний), занимающих крайние положения в ряду однородных предметов (свойств, действий, состояний). Поэтому содержание одного из них не только отрицает содержание другого, но и противоположно ему.

Противоположными являются понятия: “старость” - “молодость”, “горячий” - “холодный”, “богач” - “бедняк”, “храбрость” - “трусость”, “подъем” - “спуск”, “отличник” - “неуспевающий”, “черный цвет” - “белый цвет”. Воспали тельное заболевание – опухолевое заболевание, болевая форма инфаркта – аритмическая форма инфаркта, гипофизарный уровень поражения – надпочечниковый уровень поражения.

В языке многие противоположные понятия выражаются с помощью антонимов. Противоположными являются понятия “консерватор” и “радикал” относительно нейтральной точки - понятия “центрист”; северный полюс” и “южный полюс” - относительно нейтральной точки - понятия “экватор”.

Не всегда можно выразить нейтральную точку, но она всегда существует. Для шкалы, изображенной ниже, противоположными относительно точки 3 будут точки 1 и 5, 2 и 4. Относительно точки 2 противоположными будут точки 1 и 3, относительно точки 4 - точки 3 и 5.

 

      1 2 3 4 5

 

 


Интересно отметить, что этические концепции Аристотеля и Конфуция построены на допущениях существования нейтральной, или средней, точки для всех нравственных качеств. Так, у Аристотеля читаем: “Благородство - это середина между расточительностью и приниженностью”, “щедрость - среднее между расточительностью и скупостью”, “негодование - середина между завистью и злорадством”. Аналогично у Конфуция: “Такой принцип, как “золотая середина”, представляет собой высший принцип”. ( Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т.4. С.320 - 322; Древнекитайская философия. М., 1973. Т.1. С.153)

Объемы двух противоположных понятий В и С не исчерпывают объема подчиняющего их родового понятия А, т.е. В+С меньше А. Между этими понятиями существуют промежуточные виды. Поэтому если предмет не входит в объем одного из них, то это не значит, что он входит в объем другого. Этот предмет может относиться к какому-то третьему виду данного рода. Но один и тот же предмет не может находиться одновременно в объемах обоих противоположных понятий.

 

 

 


В    А   С

 

Отношение противоречия (контрадикторности). В отношении противоречия находятся такие два понятия, одно из которых полностью отрицает другое, но содержание отрицаемого понятия остается неопределенным. В отношении противоречия находятся положительные и отрицательные понятия: “черный” и “не черный” (цвет); “высокий” (предмет) и “не высокий” (предмет); “успевающий” (ученик) и “неуспевающий” (ученик); “радость” и “не радость” (чувство); “деньги” и “не деньги” (средство платежа); воспалительное заболевание – невоспалительное заболевание; болевой инфаркт миокарда – безболевой инфаркт миокарда. 

Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия. Объемы противоречащих понятий не пересекаются, но вместе с тем исчерпывают весь объем ближайшего родового понятия, видами которого они являются и которому они соподчинены. Поэтому B+неB = А. Положительное понятие В и отрицательное понятие неВ исчерпывают весь объем понятия А: “цвет”, “высота предмета”, “учащиеся”, “чувство”, “средства платежа”. Между двумя противоречащими понятиями не может быть никакого третьего понятия.

 

А

 

                                              В неВ

 

Противоречащие и противоположные понятия имеют много общих черт. Те и другие являются соподчиненными, т.е. понятиями, относящимися к одному роду, но исключающими друг друга. Признаки одного из этих понятий несовместимы с признаками другого,

В силу близкого сходства этих отношений возникает необходимость быть внимательным при их определении. Чтобы отличить противоречащие понятия от противоположных, необходимо руководствоваться следующим:

1) Противоречащие понятия - это пары понятий, одно из которых положительное, а другое - отрицательное; противоположные понятия - оба положительные. Например, понятие “далекий” и “недалекий” - противоречащие, а понятия “далекий” и “близкий” - противоположные.

2) Исключая друг друга, противоречащие понятия вместе исчерпывают класс предметов, мыслимых в их родовом понятии, в отличие от противоположных понятий, которые хотя и исключают друг друга, но не исчерпывают класса предметов, мыслимых в их родовом понятии.

В заключение отметим, что знание отношений, существующих между понятиями, позволяет правильно оперировать ими, избегать многих логических ошибок.

 

2.5. Логические операциями с понятиями

(ограничение, обобщение, определение и деление, а также сложение, умножение, отрицание).)

 

 

 Ограничение и обобщение понятий. В практике мышления нередко приходится переходить от понятия одного объема к понятию другого объема, как в направлении ограничения (уменьшения), так и в направлении обобщения (увеличения) их. В основе ограничения и обобщения понятий лежит формально-логический закон обратного отношения между содержанием и объемом понятий.

Ограничение понятия - это логическая операция, посредством которой совершается переход от понятия с большим объемом к понятию с меньшим объемом, от родового понятия к видовому. Это равносильно переходу от понятия с меньшим содержанием к понятию с большим содержанием.

В процессе ограничения понятия к содержанию родового понятия прибавляется новый отличительный признак. Добавляемый признак должен содержать новую информацию и быть присущим не всем, а только некоторым мыслимым в понятии предметам. Только в этом случае происходит уточнение (уяснение) содержания понятия: его объем сужается, оно превращается в видовое понятие.

Возьмем понятие “химический элемент”. Вводя в понятие “химический элемент” некоторые признаки, свойственные металлу, мы получаем понятие с меньшим объемом - “металл”. Далее, вводя в понятие “металл” признаки, свойственные натрию, мы ограничиваем понятие “металл” и получаем вместо него понятие “натрий”. Итак, химический элемент - металл - натрий.

Еще пример: «порок сердца» - «ревматический порок сердца» - «ревматический митральный порок сердца».

Но не любое добавление информации дает ограничение понятия. Возьмем понятие “периодическое издание” и добавим признак “выходящее через определенные промежутки времени”. Такой признак информации не прибавляет, так как периодичность именно это и подразумевает. Значит, ограничить понятие таким способом нельзя.

Уточнение содержания понятия, уменьшающее объем, может быть произведено и путем замены менее определенного признака более определенным. Например, понятие “человек, прочитавший некоторые романы Л.Н. Толстого”, можно ограничить, заменив указанный признак более конкретным: “прочитавший романы “Воскресение” и “Война и мир”.

Пределом ограничения является единичное понятие, отражающее признаки одного предмета. Так, ограничивая понятие “юрист”, мы можем переходить к следующим понятиям: “следователь” - “следователь прокуратуры” - ”следователь прокуратуры Иванов”.

Обобщение понятия - это логическая операция перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом (от видового понятия к родовому). При обобщении из содержания видового понятия исключается какой-нибудь видообразующий признак. При этом сокращается содержание и одновременно расширяется объем понятия. Видовое понятие, потеряв свой отличительный признак, превращается в родовое понятие. Процесс обобщения понятия происходит на основе того, что круг рассматриваемых предметов все более и более расширяется за счет новых, отличных по своим качествам предметов.

Чтобы обобщить, например, понятие “человек”, нужно исключить существенный признак этого понятия - “производитель орудия труда”. В результате мы получим понятие “животное”, объем которого, несомненно, больше, чем объем обобщаемого понятия “человек”, но содержание меньше. Еще примеры обобщения:

Порок сердца – заболевание сердца – болезнь сердечнососудистой системы

Береза - дерево - растение - живой организм

Геометрия - математика - наука.

Министерство юстиции РФ - министерство юстиции - орган государственного управления.

 

Полученное в результате обобщения понятие может подвергаться дальнейшему обобщению. Но процесс обобщения понятий, как и процесс ограничения, не является беспредельным. Пределом обобщения понятий являются категории, т.е. предельно широкие понятия, которые не подлежат дальнейшему обобщению.

Так, подвергнув последовательному обобщению понятие “животное”, мы получим ряд понятий: “животное” - “организм” - “предмет”. Понятие “предмет” не поддается дальнейшему обобщению, так как его содержание состоит из одного признака - “быть мыслимым”. Но поскольку бессодержательных понятий не существует, то попытка обобщить его путем исключения единственного признака приводит к уничтожению понятия.

Обобщением понятий широко пользуется наука, которая всегда стремится вскрыть в предметах наиболее общие их свойства.

Логические операции обобщения и ограничения понятия часто применяются в практике мышления: переходя от понятия одного объема к понятию другого объема, мы уточняем предмет нашей мысли, делаем наше мышление более определенным и последовательным.

Так, расследование преступления связано с установлением его признаков. Установив, например, что данное деяние является преступным, следователь обнаруживает у него признаки преступления против личности. Дополнительное расследование вскрывает новые признаки, позволяющие квалифицировать это как преступление против здоровья. Мысль движется от понятия большего объема к понятию меньшего объема: деяние - преступление - хозяйственное преступление - обман покупателя.

Возможен и противоположный ход мыслей. Установив, например, что данное конкретное деяние является оскорблением, мы относим его к преступлениям против достоинства личности, осуществляя, таким образом, операцию обобщения понятия.

Таким образом, при помощи процесса обобщения образуется род (родовое понятие), и, наоборот, при помощи процесса ограничения образуются виды (видовые понятия). Эти процессы можно изобразить при помощи следующей схемы:

А                     Наука

Аа                   Математика

Ааб                 Геометрия

Аабс                 Планиметрия

Предположим, что у нас есть понятие А (наука). Из него при помощи видового различия а мы можем образовать вид Аа (математика). Прибавив к понятию Аа видовое различие б (определение пространственных отношений), получим геометрию Ааб. Прибавив к этому виду признак с (определение пространственных отношений на плоскости), получим планиметрию Аабс. И наоборот.

Определение понятия. Как в повседневной жизни, так и в науке на каждом шагу приходится отличать один предмет от другого, выяснять, какими признаками данный предмет отличается от смежных с ним, раскрывая при этом его содержание. Это и сеть определение понятия. Итак, определение понятия - это такая логическая операция, посредством которой раскрывается содержание понятия. Раскрыть содержание понятия - это значит указать отличительные и существенные признаки отражаемого в понятии предмета. Без уяснения содержания понятия сознательное оперирование понятиями невозможно.

Чтобы определить понятие о предмете, необходимо детально изучить сам предмет, сравнить его с другими предметами, проанализировать его свойства и отношения. Поэтому определение является естественным и закономерным итогом сложного познавательного процесса. В нем сжатой форме содержится (выражается) основное знание о предмете. Главное назначение определений - подытожить результат исследования, закрепить в краткой форме достигнутые знания. То, что это так, показывают широко известные слова: “понятия не имею”. Это значит, что человек не знает данного предмета. Понятие у него появляется только после его познания.

Содержание понятий не остается застывшим и неизменным. Следовательно, не может быть и навсегда установившихся определений. Их уточнение обусловлено, с одной стороны, изменением самого предмета, с другой – развитием наших знаний об этом предмете.

Очень важно правильное использование понятий. Многие недоразумения в отношениях между людьми, многие дискуссии и споры связаны с тем, что разные люди вкладывают разный смысл в одни и те же слова, т.е. понятия. Кроме того, многие слова имеют несколько значений.Многозначность слов (полисемия) нередко приводит к смешению понятий, а следовательно, к ошибкам в рассуждениях. Поэтому необходимо точно установить значение слов с тем, чтобы употреблять их в строго определенном смысле. Ещё Р. Декарт писал: “Уточняйте значение слов, и вы избавите человечество от половины его заблуждений”.Эти слова не потеряли своего значения и в наше время.

Каждый предмет имеет бесконечное число признаков и пытаться указать все признаки предмета в одном определении невозможно. Поэтому любое определение содержит в себе лишь такие признаки, которые, являясь в каком-то отношении отличительными и существенными, ограничивают понятие от других понятий. Определение - это всегда ограничение, оно указывает на одни признаки, а от других отвлекается.

По своему строению определение состоит из двух основных частей: определяемого понятия (называемого дефиниендиумом, сокращенно Dfd) и определяющего понятия (называемого дефиниенсом, сокращенно Dfn).

Самым распространенным видом определений является родовидовое определение. В таком определении сначала указывается ближайший род предмета, а затем его видовое отличие. То множество предметов, среди которых необходимо выделить интересующие нас предметы, называется родом. Видовое отличие - это система признаков, с помощью которых определяемые предметы выделяются среди других предметов рода. Видовое отличие указывает на признак, отличающий определяемый предмет от других предметов, относящихся к тому же роду. Видовое отличие принадлежит только данному виду и отличает его от других видов, входящих в данный род.

Состав определения схематически можно изобразить так:

“ВИД” есть “РОД и ВИДОВОЕ ОТЛИЧИЕ” (А=Вс)

Педагогика - это наука (род) о воспитании, образовании и обучении (видовое отличие этой науки).

Сахарный диабет – эндокринное заболевание, вызываемое абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью.

Кража - тайное хищение чужого имущества (УК РФ, ст. 158). Ближайшим родом в этом определении является понятие “хищение чужого имущества”, видовым отличием - понятие “тайное”. Этот признак отличает кражу от грабежа (признак «открытое»): разбоя (с применением оружия или с угрозой такого применения) и других видов хищения имущества.

Грабеж – открытое хищение чужого имущества (УК РФ, ст. 161),

Разбой – нападение в целях хищения чужого имущества, совершенное с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (УК РФ, ст. 162) Родовидовые, в свою очередь, делятся на три вида определений:

а) атрибутивно-реляционные;

б) генетические;

в) операциональные .

Рассмотрим эти виды определений через род и видовое отличие.

Атрибутивно-реляционное определение. В таких определениях видовым отличием являются качества (атрибуты) и отношения (реляции). Качества - это то, что присуще предметам самим по себе, а отношения - это проявление качеств во взаимодействии предметов с другими предметами. Приведенные выше определения относятся к такому типу определений.

Генетическое определение. Это такое определение, в котором видовым отличием выступает способ происхождения, образования определяемого предмета. Пример: “Окружность есть замкнутая кривая, образованная путем вращения отрезка прямой вокруг одной из точек”. Понятие “замкнутая кривая” является ближайшим родом, а способ образования - видовым отличием.

Генетические определения достаточны лишь при определении простых объектов, например объектов геометрии. При определении сложных явлений нужно показывать не только их возникновение, но и их качества. Генетическое определение должно быть дополнено атрибутивным.

Опеpaциональное определение. Это такое определение, в котором указываются действия (операции), с помощью которых можно распознать определяемые предметы. Например, “Щелочь - это жидкость, окрашивающая лакмус в синий цвет”. В таких определениях операция распознавания выполняет роль видового отличия.

Правила определения понятий. Определение должно быть не только истинным по содержанию, но и правильным по своему строению, по форме. Определение истинно тогда, когда указанные в нем признаки соответствуют признакам определяемого предмета. Правильность определения зависит от его структуры, которая регулируется логическими правилами. Этих правил четыре:

Первое правило. Определение должно быть соразмерным, т.е. таким, в котором объемы определяемого и определяющего понятий тождественны или одинаково велики. Соразмерность легко проверяется через перестановку мест определительного суждения. Это значит, что определение должно быть взаимообратным. Например: “Всякий человек есть животное разумное”, соответственно: “Всякое разумное животное есть человек”.

Рассмотрим определение сахарного диабета. В этом определении равенство соблюдено. В самом деле, есть ли другие «эндокринные заболевания, связанные с абсолютной или относительной недостаточностью инсулина», которые не являются сахарным диабетом? Нет, таких заболеваний не существует. С другой стороны, есть ли формы сахарного диабета, не являющиеся «эндокринным заболеванием, обусловленным абсолютной или относительной инсулиновой недостаточностью»? Нет, сущность сахарного диабета при всем многообразии его патогенетических и клинических вариантов всегда состоит только в этом.

Итак, определение не должно быть ни теснее, ни обширнее вещи определяемой. Нарушение правила соразмерности ведет к двум типам ошибок:

1) Широкое определение. Такая ошибка имеет место тогда, когда определяющее понятие шире по объему, чем определяемое понятие. Примеры: “Лампа - источник света”; “Кость - это орган, обладающий сложным строением”. Такая ошибка свойственна и платоновскому определению человека: “Человек - двуногое существо без перьев”. В объем понятия “двуногое бесперое существо” входит также понятие “ощипанная курица”, поэтому определение неверно.

2) Узкое определение. Такая ошибка имеет место, когда объем определяющего понятия меньше, чем объем определяемого. Примеры таких ошибочных определений: “математика - наука о числах”; «треугольник есть плоская прямолинейная фигура, имеющая три равные стороны»; “совесть - это осознание человеком ответственности перед самим собой за свои действия и поступки” (а перед обществом?); “Смерть - естественный конец всякого живого существа” (а не естественный?); “Астрономия есть наука о звездах”.

Рассмотрим эти ошибки на следующем примере. Определение “рецидивист - лицо, совершившее преступление после осуждения за преступления, совершенные ранее” является соразмерным, правильным. Если же рецидивист определяется как лицо, совершившее преступление, то правило соразмерности будет нарушено: объем определяющего понятия (“лицо, совершившее преступление”) шире объема определяемого понятия (“рецидивист”). Возьмем другое определение: “Рецидивист - лицо, совершившее преступление после осуждения за ранее совершенные преступления против личной собственности граждан”. В этом определении определяющее понятие не охватывает других видов преступлений, за которые рецидивист мог быть осужден в прошлом. Здесь определяющее понятие по своему объему уже определяемого. Это - ошибка узкого определения,

Второе правило. Определение не должно делать круга. При нарушении этого правила возникает ошибка, имеющая название “круг в определении”. Суть этой ошибки в том, что определяемое и определяющее понятия определяются одно через другое. Такая ошибка будет иметь место, если мы скажем: “Вращение - это движение вокруг оси”, а “ось - прямая, вокруг которой происходит вращение”.

Разновидностью круга в определении является “тавтология” - ошибочное определение, в котором определяющее понятие повторяет определяемое. Тавтология от круга в определении отличается меньшей сложностью построения. Примеры “тавтологий”: “Идеалист - это человек идеалистических убеждений”; «Гипертоническая болезнь – это заболевание, в основе которого лежит гипертония»; «Анемия – заболевание, проявляющееся в малокровии»; “Неосторожное преступление - это преступление, совершенное по неосторожности”. Тавтологиями являются и такие выражения: “масляное масло”, “трудоемкий труд”, “порученное поручение” и др.

Такие ошибочные определения называются “то же через то же самое”. Эти и им подобные “определения” не раскрывают содержания понятия. Так, если мы не знаем, что такое идеалист, то указание на то, что это человек идеалистических убеждений, ничего не прибавляет к нашим знаниям.

Третье правило. Определение не должно быть отрицательным. Оно должно указывать признаки, присущие данному понятию, а не чуждые ему, ибо эти последние для нас не важны и, кроме того, их можно указать очень много.

Примеры определений, которые вследствие своего отрицательного характера непригодны: “Театр есть здание, не служащее для жилья”; “Животное - это не растение”; “Свет есть отсутствие темноты”; «Инфекционно-аллергический миокардит – это неревматический миокардит»; «Хроническая неспецифическая пневмония – нетуберкулезное хроническое заболевание».

Отрицательные определения неприемлемы потому, что они не раскрывают содержания понятия, оставляют содержание понятия неопределенным. Отрицательные определения могут быть употребляемы только тогда, когда определяемое понятие имеет отрицательный характер. Например: “чужестранец - это человек, не принадлежащий к данной стране”.

Четвертое правило. Определение должно быть кратким, ясным, точным. Это значит, что содержащиеся в определении признаки должны быть известными и совершенно конкретными, не нуждающимися в дополнительных определениях.

При нарушении этого правила возникает ошибка “неясное определение”. Определение может быть неясным по нескольким причинам: если определяемое понятие разъясняется с помощью непонятных, расплывчатых терминов. В этом случае пытаются сделать понятным неизвестное через посредство еще менее известного. Примеры: “Доктринер - это схоласт”; “Красота есть индивидуально неповторимое выражение родового”; “эксцентричность - это своеобразная идиосинкразия” (Идиосинкразия - термин, обозначающий измененную чувствительность).

Иногда за определения выдаются высказывания, содержащие метафоры. Эти метафоры в какой-то степени поясняют определяемое понятие, но как определения являются неясными. К неясным определениям относятся и сравнения. Вот примеры: “Краткость - сестра таланта”; “Повторенье - мать ученья”; “Архитектура есть застывшая музыка”; “Нужда - мать изобретения”; “Человек - всего лишь тростник, слабейший из творений природы, но он тростник мыслящий” (Б. Паскаль).

Слишком многословное определение тоже выходит за рамки своего назначения и может превратиться в простое описание.

Рассмотренные выше родовидовые определения являются реальными. Реальным называется определение, раскрывающее отличительные и существенные признаки определяемого предмета. Кроме реальных различают также номинальное определение.

Номинальное определение - это разъяснение смысла слова, имени, выражающего данное понятие. Номинальное определение - это соглашение о том, как будет употребляться термин. Примеры номинальных определений: “Генезис - это значит происхождение, источник”, “Вещества, растворы которых проводят электрический ток, называются электролитами”, “Будем называть гомеостазисом совокупность внешних условий, обеспечивающих возможность существования данного организма”. Номинальные определения часто предваряются словом “называется”: “Ромбом называется равносторонний параллелограмм, квадратом - равноугольный ромб” и т.д.

Номинальное определение по сути не представляет собой определения понятий, следовательно, предметов, отражением которых являются понятия. Номинальное определение лишь по форме может иногда совпадать с определением понятий. Так как номинальное определение не раскрывает содержания понятия, а только выясняет смысл слова, то важно уметь отличать определение понятия от номинального определения, чтобы не подменять одно другим.

Сравним два вида определений:

1) Номинальное определение: «Атом – значит неделимый».

2) Определение понятия: «Атом – это мельчайшая частица вещества, состоящая из ядра и электронов».

В первом определении лишь разъясняется значение слова. Это значение не соответствует современному знанию об атомах, оно устарело. Во втором определении раскрываются существенные признаки атома.

Номинальные определения бывают необходимы в определенных случаях, особенно в отношении заимствованных слов, однако они не могут заменить собой определений понятий.

Объяснить термин можно и с помощью синонимов, т.е. слов, различных по звучанию, но совпадающих или близких по значению. Например, генерация – поколение; релятивный – относительный; дискурсивный – рассудочный; конфронтация – противопоставление, противоборство, столкновение. Это позволяет через слово, знакомое слушателям, раскрыть значение научного термина, сделать его понятным. О действенности такого приема писал ещё Аристотель.

В отдельных случаях, поясняя значение того или иного слова, целесообразно обратиться к его этимологии, т.е. к происхождению слова или выражения. Этимология устанавливает исходное значение слова, его первоначальный смысл, а также определяет принципы возникновения слова, этапы его исторического развития, характеризует изменения, которые оно претерпевает.

Приемы, сходные с определением понятий. При определении понятия мы указываем его ближайший род и видовое отличие. Однако не каждое понятие имеет род и не для каждого понятия мы можем указать видовое отличие. Поэтому не каждое понятие можно определить этим способом. Например, нельзя таким образом определять категории, являющиеся предельно широкими понятиями и поэтому для них не существует более широких (родовых) понятий.

Через ближайший род и видовое отличие нельзя определить также некоторые понятия, отражающие элементарные свойства вещей, ибо для них трудно указать видовое отличие (например: “прямой”, “сухость”, “желтизна” и др.).

Но и в тех случаях, когда мы можем определить понятие, мы не ограничиваемся одним определением. Существуют логические приемы, которые дополняют определение: - описание, характеристика, сравнение, различение, указание.

Описание - это перечисление тех признаков (как существенных, так и несущественных), которые присущи предмету и которые помогают отличить предмет от сходных с ним предметов. Цель описания - указать наиболее точно и полно признаки предмета. Описание всегда основывается на чувственном материале. Поэтому по описанию можно составить чувственно-наглядный образ предмета, т.е. его представление. Описание широко применяется в художественной литературе, географии, истории. Вот как С. Аксаков описывал лебедя: “Белый, как снег, с блестящими прозрачными небольшими глазами, с черным носом и черными лапами, с длинною, гибкою и красивою шеей, он невыразимо прекрасен, когда спокойно плывет между зеленых камышей по темно-синей, гладкой поверхности воды”.

Характеристика - это перечисление некоторых отличительных, важных в каком-либо отношении признаков предмета. Цель характеристики - подчеркнуть, что предмет обладает или не обладает какими-то определенными признаками. Некоторое время назад были широко распространены “школьные характеристики”. В них указывались признаки учеников, как - то: прилежен в учебе, находится в постоянном конфликте с учителями, примерного поведения, высокой идейной закалки, безобразно ведет себя на уроках и т.д.

Иногда характеристика дается путем указания одного признака: “Аристотель - выдающийся мыслитель древности”; “Леность - это отвращение человека от усилий”.

Сравнение - это такой логический прием, используемый для пояснения одного предмета с помощью другого. Сравнение применяется в тех случаях, когда понятие о предмете хотят сделать более ясным и наглядным. Например, говорят: “Дети - цветы жизни”. Разумеется, никак нельзя предположить, что в этом сравнении понятие “цветы” будет родом по отношению к понятию “дети”. Цветы сами по себе вообще не являются признаком, присущим детям. Но образное сравнение детей с цветами дает возможность понять присущие детям свойства (красоту, нежность и др.).

Другие примеры сравнения: “Ленинград - колыбель революции”; “Писатели - инженеры человеческих душ”; “Ирония - та щепотка соли, без которой всякое блюдо вообще несъедобно” (Гете); “Почки - небольшие парные органы, имеющие форму бобов”; “Тело медузы студенистое, похожее на зонтик”.

Различение - это логический прием, с помощью которого, мысленно сопоставляя два предмета, указывают не на их сходство (как при сравнении), а на различие. Например: “Водород от кислорода отличается тем, что сам горит, а горения не поддерживает”.

Указание - это логический прием, когда понятие определяется путем называния видов или индивидов, входящих в объем определяемого понятия. Например: “Элементарная частица - это электрон, протон, нейтрон и т.д.”; “Близкие родственники - родители, дети, усыновители, усыновленные, братья, сестры, дед, бабка, внуки, а также супруг” (Гражданский кодекс РФ).

Разновидностью указания являются остенсивные определения. Эти определения сводятся к называнию предметов с последующей их демонстрацией (это - стол, это - жираф и т.п.). При остенсивном определении называют и показывают предмет (или картинку с его изображением). Такое определение широко применяется при изучении иностранного языка, а также при разъяснении слов родного языка. Еще больше это определение применяется при обучении детей, например, мама показывает малышу на собаку и говорит: “Смотри, какая хорошая собачка!”. Тем самым она помогает ребенку в выработке понятия “собака”.

Но определить путем показа можно не все понятия, а только самые простые, самые конкретные. Можно предъявить стол и сказать: “Это - стол, и все вещи, похожие на него, тоже столы”. Но нельзя показать и увидеть бесконечное, абстрактное, конкретное и т.д. Нет предмета, указав на который, можно было бы заявить: “Это и есть то, что обозначается словом “конкретное”.

 

Деление понятия. Классификация. Деление понятия - это логическая операция, в ходе которой раскрывается объем понятия. Раскрыть объем понятия - это значит указать видовые понятия, соподчиненные делимому понятию. В операции деления, предметы, мыслимые в исходном понятии, распределяются на группы.

В каждом делении имеются делимое понятие, основание деления и члены деления. Делимое понятие есть родовое понятие. Члены деления - это видовые понятия, полученные в результате деления. Основание деления - это признак, по которому производится деление. Этот признак позволяет провести различие между видами предметов, мыслимых в делимом понятии.

Чтобы произвести деление понятия, можно взять в качестве основания любой признак из числа тех, которые входят в содержание делимого понятия. Выбор того или иного признака в качестве основания деления зависит прежде всего от тех целей, которые ставятся человеком в процессе теоретического и практического освоения им объективного мира.

Так, понятие “река” можно делить на основании признаков: пригодности - непригодности для судоходства на судоходную и несудоходную; скорости течения воды в реке - на быструю и тихую; глубины реки - на мелкую и глубокую.

Как видим, в зависимости от того или иного основания деления, мы, производя деление, можем получить разные видовые понятия. Возьмем понятие: “студенты нашей группы”. Основанием деления этого понятия могут быть: национальность, возраст, рост, успеваемость, поведение, место проживания студентов, занятие их спортом и т.д. И каждый раз, в зависимости от принятого нами основания деления мы получим разные видовые понятия. Так, по успеваемости студенты могут подразделяться на отличников, хорошистов, троечников, или успевающих и неуспевающих и т.д.

Видовые понятия, полученные в результате деления, можно снова делить по какому-либо основанию, вновь полученные понятия делить вновь. Такое многоступенчатое деление принято называть классификацией.

К операции деления приходится прибегать едва ли не в каждом рассуждении. Определяя понятие, мы раскрываем его содержание, указываем признаки предметов, мыслимых в этом понятии. Производя деление понятия, мы даем обзор того круга предметов, который отображен в нем. Если у нас есть, скажем, определение понятия “линза”, мы знаем наиболее важные признаки линз. Но при этом у нас нет точного представления о видах линз. Только разделив линзы на выпуклые, двояковыпуклые, вогнутые, двояковогнутые и так далее, мы получим знание не только того, что такое линза, но и того, какие линзы бывают.

Важно уметь, таким образом, не только определять содержание понятия, но и раскрывать его объем, прослеживать те виды, из которых он слагается.

Деление понятия нельзя смешивать с мысленным расчленением предмета на его составные части.

Мы говорим, что все деревья делятся на хвойные и лиственные. Это - деление понятия. Но мы можем также сказать, что дерево делится на крону, ствол и корни. Это уже не деление понятия “дерево”, а расчленение дерева как предмета на его части.

Различие здесь важное и вместе с тем простое. О каждой из частей логического деления можно высказать все то, что говорится в содержании делимого понятия. И хвойные деревья и лиственные - это деревья. И в отношении первых и в отношении вторых справедливо все то, что верно для деревьев вообще. Но части, получающиеся в результате расчленения дерева, вовсе не являются деревьями. О кроне, стволе или корнях нельзя сказать: “это - дерево”, общую характеристику деревьев нельзя распространить на части отдельного дерева.

Делимое понятие и члены деления находятся между собой в родовидовых отношениях, причем делимое понятие является подчиняющим, а члены деления - соподчиненными видами.

Целью расчленения предмета является выявление его структуры, обнаружение тех элементов, которые в своей совокупности составляют целостный предмет. Расчленяемый предмет и получившиеся в результате членения элементы находятся между собой в отношении части к целому. Поэтому если мы расчленяем предмет на его составные части, то каждую его часть уже нельзя называть именем расчленяемого предмета. Так, дом расчленяется на комнаты, коридоры, крышу, крыльцо. И мы не можем сказать, “комната есть дом”, а можем только сказать: “Комната есть часть дома”.

Есть простой способ проверить, является ли некоторый список терминов результатом деления или расчленения. Достаточно перед этим списком поставить выражение “...состоит из...”. В случае членения полученное предложение будет осмысленным, а в случае деления понятия оно будет семантически неправильным. Например, “автомобиль состоит из кузова, мотора, колес и т.д.”. А для деления понятия следует употребить характеристический термин “...бывает...”. Например, “автомобиль бывает легковой, грузовой и т.д.”.

Итак, при делении понятия мы указываем на то, какими бывают предметы, входящие в объем делимого понятия. При мысленном расчленении предмета на части указываем на то, из чего состоят эти предметы.

Правила деления. Чтобы деление было правильным, надо соблюдать правила деления. Их четыре:

Первое правило. Деление должно быть соразмерным (адекватным). Это значит, что при правильном делении сумма объемов членов деления должна равняться объему делимого понятия.

V1 V2 V3

 

Или V1+V2+V3= V

Нарушение этого правила ведет к двум типам ошибок:

К неполному делению, т.е. делению, в ходе которого пропускаются отдельные члены деления. Это наиболее распространенный случай нарушения правила соразмерности. Примеры неполного деления: деление треугольников на остроугольные и прямоугольные (пропущены тупоугольные треугольники); деление людей с точки зрения образования на имеющих начальное, среднее и высшее образование (пропущены те, кто не имеет никакого образования);

К  делению с излишними членами (или чрезмерно широкому делению), т.е. включению в число членов деления такого класса, который в действительности не принадлежит делимому множеству. Таким делением является деление химических элементов на металлы, неметаллы и сплавы. Здесь излишним членом является понятие “сплавы”.

Второе правило. Деление должно производиться по одному основанию. Это требование означает, что избранный в начале в качестве основания деления признак мы не должны в ходе деления подменять другими признаками.

Нарушение этого правила ведет к ошибке “сбивчивое деление”, которая имеет место при изменении основания на одном из шагов деления. Так, правильно понятие “население города” делить на мужчин и женщин, но неверно это же понятие делить на мужчин, женщин и детей. Неверно, потому что здесь смешаны два признака: признак пола и признак возраста. Точно так же неверным является деление людей на мужчин, женщин и стариков; обуви - на мужскую, женскую и резиновую; веществ - на жидкие, твердые, газообразные и металлы и т.д.

Третье правило. Члены деления должны взаимно исключать друг друга. Это значит, что каждый отдельный предмет должен находиться в объеме только одного видового понятия и не входить в объемы других видовых понятий. Объемы членов деления не должны перекрещиваться.

Так, неправильно делить зубы на резцы, клыки, коренные и молочные, здесь члены деления не исключают друг друга, потому что в основу деления положены разные признаки. Ошибочно деление людей на тех, кто ходит в кино, и тех, которые ходят в театр, есть люди, которые ходят и в кино и в театр.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 420.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...