Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Принципы употребления знаков




Язык, выступающий средством построения или изучения другого языка, называют метаязыком, а основной (изучаемый) язык называется языком–объектом. Иногда они совпадают, например, при изучении и использовании родного языка. Данное обстоятельство может вызвать затруднения в отношении точности и однозначности использования языковых знаков.

Трудности и нежелательные последствия, к которым приводит совмещение языка–объекта и метаязыка, неоднозначность слов и другие моменты, делающие естественные языки недостаточно точными для использования в науке, привели к необходимости выработки некоторых принципов употребления языковых знаков и знаков вообще. Рассмотрим их вкратце.

Принцип однозначноститребует употребления знака языка в каждом процессе рассуждения с одним и тем же значением.

Этот принцип, в частности, исключает омонимию, т.е. обозначение одним словом разных предметов.

Принцип предметностиозначает,что, высказывая нечто о каком-то предмете, нужно употреблять знак этого предмета.

Этот принцип предупреждает смешения языковых знаков в процессе их употребления с их предметными значениями. При нарушении принципа предметности возникают так называемые семантические парадоксы. Чтобы избежать таких парадоксов, необходимо различать в одном языке объектный и метаязыковый уровни. С этой целью используются кавычки или курсив.

Принцип взаимозаменимостипредполагает, что любой знак в составе некоторого сложного знака (например, предложения или сложного имени) может быть заменен другим знаком с тем же предметным значением без изменения предметного значения этого сложного знака.

 

 

1.4. Значение логики

 

Можно логично рассуждать и не зная логики, так же как можно практически владеть языком, не изучив грамматики. Но как изучение грамматики повышает культуру нашей устной и письменной речи, так изучение логики повышает культуру нашего мышления.

Человек, владеющий навыками логического мышления, всегда излагает свои мысли ясно, четко, последовательно. Он понятен другим. Кроме того, он способен быстро находить рациональное зерно даже в сбивчивой чужой речи, оценивать доказательную силу высказываний в споре, дискуссии, находить кратчайшие правильные пути исправления ошибок.

Изучение логики оказывает большую помощь в процессе овладения новыми знаниями, содержанием любого учебного материала. Зная логику, можно легко выделить главное, основное в изучаемом материале, а отсюда легко усвоить его содержание.

Знание логики имеет большое значение в любой области практической и научной работы, требующей точности мышления, обоснованности выводов.

Но для того, чтобы мыслить логично, мало знать правила логики. Польза от изучения логики будет только тогда, когда мы научимся применять правила логики к конкретным ситуациям.

Для каждого человека интеллектуального труда первостепенно важным является умение понимать высказанные или записанные мысли других людей и выражать в ясной и доступной форме свои мысли. Но это умение не приходит само собой. Кому не приходилось видеть людей, “не умеющих говорить” (отчетливо выражать свои мысли), еще чаще встречаются “не умеющие писать”. А бывают и “не умеющие читать” (“слушать”), т.е. быстро и легко понимать смысл читаемого.

Учиться всему этому, а также учиться рассуждать, строить цепь связанных друг с другом мыслей, учиться доказывать, полемизировать, опровергать, ставить вопросы и давать ответы - значит учиться грамотно и культурно мыслить.

Ещё Гёте в «Фаусте» писал:

Хочу вначале вам вменить

На курсы логики ходить.

Ваш ум, нетронутый доныне,

Приучат быстро к дисциплине,

Чтоб взял он направленья ось,

Не разбегаясь вширь и вкось.

В заключение отметим, что умение правильно мыслить, наряду с некоторыми другими умениями (хорошо говорить, писать, разбираться в музыке и т.д.), включалось в идеал образованного человека. Поэтому логика рассматривалась как обязательный элемент обучения и с возникновением первых европейских университетов вошла в состав так называемого тривиума - начальной ступени образования (в тривиум кроме логики входили грамматика и риторика) (см.: Свинцов В.И. Логика. М., 1998. С.11).

 

 

2. ПОНЯТИЕ

2.1. Общая характеристика

 

Понятие - это единица мышления, одна из форм логического познания, основа интеллектуальной деятельности. Без понятий мышление невозможно. Мыслить - это значит отражать мир через понятия (это понятийное отражение действительности), это значит уметь оперировать понятиями, уметь устанавливать отношения между ними. Всякое утверждение или отрицание базируется на использовании понятий.

Предметы и явления обладают различными свойствами, которые в логике называют признаками.

Любой предмет имеет множество разнообразных признаков. Одни из них характеризуют отдельный предмет, являются единичными, другие принадлежат определенной группе предметов и являются общими. Так, каждый человек имеет признаки: 1) такие, которые принадлежат только данному человеку и отличают его от других людей. Это – черты лица, телосложение, походка, жестикуляция, мимика, т.н. особые приметы. 2) признаки, которые являются общими для определенной группы людей. Это – профессия, национальность, социальная принадлежность и т.д. 3) Наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых существ. К ним относятся: способность создавать орудия труда, способность к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Но надо иметь в виду, что признаками могут быть не только свойства, принадлежащие предмету. Отсутствующее свойство также рассматривается как признак. Например, отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника или собственник его неизвестен.

Кроме единичных (индивидуальных) и общих признаков логика выделяетсущественные и несущественные признаки. Существенные признаки - это признаки, которые необходимо принадлежат предмету, выражают его внутреннюю природу, его сущность. Эти признаки связаны с его носителем таким образом, что, теряя эти признаки, их носитель перестает быть самим собой, он становится другим предметом. Это можно наглядно показать на примере квадрата, существенными признаками которого являются четырехугольность, прямоугольность, равносторонность. Если хотя бы один из этих признаков не принадлежит некоторой геометрической фигуре, то ее уже нельзя назвать квадратом.

Несущественные признаки - это признаки, которые могут принадлежать, но могут и не принадлежать предмету и которые не выражают его сущности. Это такие признаки, приобретая или теряя которые их носитель не меняет своей сущности, он остается самим собой. Так, человек остается человеком независимо от цвета его глаз, кожи или волос, возраста и т.д.

Считается, что для образования понятий решающее значение имеют существенные признаки. Действительно, на основе суммы таких признаков происходит выделение предметов в некоторый класс. Отсюда такое, очень распространенное определение понятия: Понятие - это форма мышления, отражающая предметы в их существенных и общих признаках.

Но можно выделять предметы в определенный класс и по несущественным признакам. Поэтому можно дать такое определение понятия: Понятие - это мысль, в которой отражаются отличительные свойства предметов и отношения между ними.

Но наиболее универсальным, на наш взгляд, является такое определение: Понятие - это мысль, которая путем указания на некоторый признак выделяет из универсума и собирает в класс (обобщает) все предметы, обладающие этим признаком (Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. М., 1994. С.12).










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 554.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...