Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок 2. «Даниель Дефо. «Робинзон Крузо». Можно ли выжить на необитаемом острове?»




1. Беседа. «Погружение» в тему урока.

- Понравилось то, что прочитали дома?

- Какие эпизоды особенно запомнились? Чем?

- Глава 10 написана в виде дневниковых записей. А что такое личный дневник? Зачем его пишут?

- Почему автор предлагает нам именно дневниковые записи Робинзона?

2. Проверка домашнего задания:

ответы на вопросы учебника, «тонкие» и «толстые» вопросы учащихся;

какие советы мог бы дать Робинзон Крузо другим людям, чтобы выжить в экстремальной ситуации?

3. Чтение главы 28. Беседа по содержанию.Вопросы для обсуждения:

- Чем закончились испытания нашего героя?

- Какие чувства испытывал Робинзон, когда возвращался домой? Докажите это словами текста.

4. Работа по группам.Обсуждаем два вопроса:

- Можно ли всё-таки выжить на необитаемом острове?

- Какие жизненные уроки преподносит нам история о Робинзоне Крузо?

5. Домашнее задание: доделать итоговую творческую работу; по желанию: создать рисунки или поделки к произведению.

 

Урок «А.П. Платонов. О писателе. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Ход урока

1. Слово учителя о писателе (можно использовать портрет писателя; презентация 5-7 слайдов о писателе).

2. Работа с текстом рассказа. Беседа. Комментированное чтение отрывков текста. Словарная работа: лексическое значение слов; понятийный аппарат: сюжет, герой и др.

Талантливость мастера. Почему в первых строках рассказа Александр Васильевич Мальцев назван лучшим паровозным машинистом?

Почему Мальцев проверял все своими руками, не доверяя помощникам? Что такое талант?

С помощью каких приемов показывает автор талант мастера?:

а) введение профессиональных слов (крейцкопф);

б) сравнение работы мастера с работой обычного человека;

в) прямое авторское утверждение о таланте мастера.

Мальцев и помощник. Когда Мальцев называет помощника по имени? Какие чувства владеют им в этот момент?

Почему следователь не верит мальчику?

Как изображает автор следователя?

Как анализирует случившееся Мальцев и Костя?

Как относится к правде Мальцева следователь?

Две правды

Правда Мальцева Правда следователя
И я тоже прав, я не виноват. «Он прав» (Костя).

Что же теперь будет?

Установка Тесла. «Я сел на стул в усталости, во мне мгновенно сгорела душа» Мальцева посадили в тюрьму. Проведен эксперимент над человеком. «Мы вас благодарить не будем. Вы дали плохой совет: Мальцев опять слепой». Виноват тот, кто дал плохой совет. Есть ли у следователя душа? В волнении: «Я рисковал человеком, а он не вынес риска»

Что лучше – свободный слепой человек или зрячий, но невинно заключенный?

Дальнейшая судьба Мальцева. Почему он постарел, похудел? Почему он грубо отталкивает Костю с его «доброжелательными словами»?

Зачем Костя взял Мальцева на паровоз? Как передает автор ощущение слепого Мальцева, вернувшегося к привычной работе?

Что же помогло Мальцеву вновь увидеть свет?

Какой смысл вложен в слова: «Веди машину до конца, Александр Васильевич, ты видишь теперь весь свет!»

Найдите последние слова рассказа. «Я боялся остановить его одного, как родного сына, без защиты против действия внезапных и враждебных сил нашего прекрасного и яростного мира».

Что нового появилось теперь в отношениях героев?

А хотели бы вы изменить эту картину, чтобы мир стал «ручным», не требовал от человека постоянной борьбы? Тогда не будет радости преодоления! Выходит, что и ярость мира прекрасна.

3. Домашнее задание: подготовить ответ на вопросы «Какое значение в жизни Александра Васильевича имеет труд?» «Как вы понимаете смысл названия рассказа?»; индивидуальное задание: подготовить сообщение «Тема правды в рассказе».

 

Урок «Образы главных героев в рассказе

И.С.Тургенева «Бежин луг»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: конкурс на лучшего чтеца отрывка из прозаического произведения.

2. Беседа о героях рассказа.

- Сколько мальчиков было у костра?

- Расскажите о каждом из них. Выделите в описании каждого мальчика то, что особенно привлекло рассказчика. Можно ли сказать, что рассказчик – очень наблюдательный человек? Обоснуйте свою точку зрения.

- Кто из мальчиков заинтересовал тебя больше всего? Чем именно? Опиши этого героя подробно.

Рассказы учащихся о героях рассказа.

- О чём разговаривают мальчики у костра? Попробуйте сосчитать, сколько историй услышал рассказчик?

- Откуда они берут сюжеты и героев для своих рассказов?

- Как ты думаешь, почему все эти истории о необычном, неизведанном, страшном и трагичном в жизни человека?

- Как относятся герои к тому, о чём они рассказывают?

- Какое отношение сложилось у тебя к героям?

- Почему И.С.Тургенев так печально заканчивает свой рассказ? Почему погибает наиболее понравившийся рассказчику мальчик?

4. Письменный ответ на вопрос: «Чем похожи стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» и рассказ И.С.Тургенева «Бежин луг», чем они отличаются?

5. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру «Прекрасное рядом»; прочитать рассказ Ю.П.Казакова «Оленьи Рога».

 

Урок «Ю.П.Казаков «Оленьи рога» «Тайна старого дома»

Аннотация содержания урока: урок включает в себя небольшой сопоставительный анализ ранее изученных рассказов И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова. Творчество Ю.П.Казакова рассматривается как продолжение традиций классической русской литературы. В ходе анализа рассказа «Оленьи рога» раскрывается внутренний мир главной героини, ее отношения с окружающим миром, роль фантазии в жизни человека.

Проверка домашнего задания.

· Чтение наизусть отрывка из рассказа И.С.Тургенева «Бежин луг»

· Задание А (с.161) (Следует рекомендовать учащимся обратиться к материалу учебника: часть 1 с.206, часть 2 с.137,138).

· Беседа:

Вспомните, какие произведения И.С.Тургенева, В.М.Гаршина, А.П.Чехова вы читали.

Можем ли мы говорить о сходстве тематики произведений, героев? Объясните свою позицию (сравнение тем и героев).

Подумайте, как эти русские писатели относились к миру и людям.

Примерный вывод: В своих произведениях И.С.Тургенев, В.М.Гаршин и А.П.Чехов часто рассуждают о несправедливости мира и в то же время любуются его многообразием. Некоторые свои рассказы эти писатели посвящали детям. Судьбы маленьких героев иногда трагичны. Но они всегда умеют видеть красоту окружающего мира, верят в добро и стремятся к справедливости.

Продолжателем традиций русской классической прозы можно назвать Ю.П.Казакова.

Работа с учебником. Чтение статьи о Ю.П.Казакове (с. 162).

Почему авторы учебника считают, что Ю.П.Казаков – наследник традиций русской классической литературы?

Как вы поняли выражение: писатель-пейзажист и психолог?

Что означают слова «внутренний мир человека?

Почему жанр рассказа «Оленьи рога» определяется как «рассказ-фантазия»? Знакомы ли вам другие произведения этого жанра? (В.М.Гаршин «То, чего не было») Как переплетаются в рассказе реальность и фантазия?

Цель нашего урока – понять, какую роль фантазия может сыграть в жизни человека.










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 323.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...