Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Работа с текстом произведения. Беседа. Комментированное чтение. Анализ.




Опишите, какой вы представляете главную героиню рассказа (внешность, предыстория, восприятие природы, богатая внутренняя жизнь, отсутствие имени). Какие детали помогли нарисовать ее психологический портрет?

Как чувствует себя героиня среди людей? Что мешает ей быть общительной?

В каком мире она живет? Что становится для нее главным развлечением? Почему ее влекут пустые дома?

Найдите описание дома, который героиня называет «Оленьими рогами». Чем он отличается от своих соседей? Каким представляет его внутреннее убранство героиня? Случайно ли этот дом облюбовали тролли?

Что вы знаете об этих таинственных существах? Как произошла первая встреча героини с троллями? Найдите этот эпизод в тексте (с.167).

Что чувствует героиня? Как автор передает ее состояние героини? Почему девочка, которая избегает людей, спешит на встречу с троллями? Найдите описание праздника. Какие детали привлекают внимание героини?

Почему тролли не рады гостье? Каким взглядом провожает девочка сказочных человечков? Чего она ждет?

Какой ответ на свою просьбу получает героиня? Как изменилась ее жизнь после этой ночи?

Подведение итогов беседы. Выразительное чтение эпизода.

Чтение отрывка на с. 171 (2 и 3 абзацы).

Что же произошло на самом деле? Может быть, встреча с троллями была всего лишь сном? Или она состоялась на самом деле? Какие доказательства вашей точки зрения есть в тексте?

Почему боль и одиночество героини сменяются радостью?

Что, по мнению автора, наполняет жизнь человека радостью? Почему в начале повествования сны и сказки отделяли героиню от мира, а в конце примирили?

Какие традиции русской классической прозы продолжает в своем произведении Ю.П.Казаков? (жанр рассказа, вера автора и его героини в добро и возможность счастья, обращение к пейзажу, исследование внутреннего мира человека).

5. Домашнее задание.Письменная работа: «Какую роль играет фантазия в жизни человека?»

 

Фрагмент урока

«Ю.П.Казаков «Оленьи рога»

Составление заданий и вопросов

В

1.Какой представляется вам героиня рассказа?

Можно ли назвать ее доброй?

Что еще можно о ней сказать?

2. Как вы думаете, почему автор оставил героиню безымянной?

3. На героя какой из прочитанных нами авторских сказок похожа девочка из рассказа Казакова? Чем?

Г

Выберите из текста ключевые слова и словосочетания

(цвет, запах, звук, детали), с помощью которых создается картина внутреннего мира девочки.

Д

1. Посмотрите на иллюстрацию учебника.

Удалось ли художнику верно понять и запечатлеть образ девочки? Обратите внимание на колорит и летали портрета.

2. Какими вы их видите: Дом с оленьими рогами, в который вошла девочка, и троллей, сидящих за столом? Попробуйте изобразить.

Е

Вспомните, чем отличается рассказ от других эпических жанров? Поясните на примере данного произведения.

Ж

1.Прочитайте внимательно последние строки рассказа «И кто найдет ее, кто угадает, чего она ждет?». Напишите продолжение рассказа.

2.Может быть что-то подобное, фантастическое произошло и в вашей жизни? Расскажите.

Урок «Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Оленьи Рога»

Ход урока

Слово учителя.

- Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.

3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Странный дом.

Волшебная встреча с троллями.

Чего ждёт девочка?

Беседа по содержанию рассказа.

- Как вы думаете, почему автор не называет девочку по имени?

- Как она оказалась на Рижском взморье?

- Почему героиня предпочитает проводить время в одиночестве?

- Расскажи о том особом мире, который привлекает девочку, наполняет её внутреннюю жизнь?

- Почему её так интересует заколоченный дом?

- Расскажите, что увидела девочка в этом доме.

- Что произошло на следующий день, когда девочка опять пришла к Оленьим Рогам?

Вывод:

- Скажите, чем необычна героиня рассказа?

- Какое чувство возникло у вас к ней?

- Чем бы вы помогли ей, если бы оказались рядом?

5. Домашнее задание: перечитайте последнее предложение рассказа. Оно содержит вопрос. Дайте письменный ответ на вопрос: «Чего ждёт девочка?»

Урок «Джек Лондон «Сказание о Кише»

Ход урока

Слово учителя.

Дома вы прочитали произведение «Сказание о Кише» замечательного автора Джека Лондона. Многие из вас это имя, наверное, услышали в первый раз.

Его жизнь была сложна и сурова: он не имел возможности даже окончить школу, очень рано пришлось устроиться на работу. Но после рабочего дня он хватался за книги, которые открыли ему ранее неведомый мир. Он прожил жизнь бойцом, стал большим писателем, ушёл от нас сорокалетним, оставив после себя пятьдесят книг. Одна из них включает в себя «Сказание о Кише».

2. Работа с учебником. Прочитайте статью об авторе и дайте ответы на вопросы – стр.173.

Беседа.

- Какое впечатление произвело на вас произведение?

- С каким чувством закрыли последнюю страницу?

- Почему автор назвал произведение «сказание»?

Введение определения жанра сказания. (Имеет сказовую основу, опирающуюся на реальное событие; передается от отцов к детям в устной форме).

4. Проверка домашнего задания. Составляли план.

1. Жизнь Киша у Полярного моря.

2. Потеря отца.

3.Защита матери.

4. Охота в одиночестве.

5. Обвинение в колдовстве.

6. Смекалка Киша.

7. Настоящий вождь племени.

5. Беседа по содержанию «Сказания»:

- Почему автор указал на возраст мальчика?

- Как охотники восприняли справедливые слова Киша на совете? Почему?

- Как изменилось отношение охотников к мальчику? Какие события повлияли на их мнение?

- Какие качества личности и особенности характера Киша позволили ему стать вождём племени?

- Почему вовсе не удивительная история мальчика легла в основу сказания?

- Чем похож Киш на других героев прочитанных тобой произведений? Чем отличается от них?

Вывод: - Что значит быть взрослым?

6. Домашнее задание: выучить монолог Киша; ответить на вопрос: Какие качества Киша ты хотел бы воспитать в себе?

 

Урок «Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть монолога Киша из повести Джека Лондона «Сказание о Кише».

Слово учителя.

Благодаря писателю Джеку Лондону мы познакомились с особенностями трудной жизни и быта эскимосов, а смекалистый, самостоятельный мальчик Киш стал любимым героем. Сегодня на уроке мы обратимся к творчеству очень интересного писателя, с которым вы уже знакомы с уроков литературного чтения, многие из вас читали его произведения самостоятельно. Это Виктор Петрович Астафьев. Какие рассказы вы читали? О чём они? Кто может поделиться впечатлениями о прочитанных произведениях? (Свободные ответы учащихся).

В учебнике на с.183 посмотрим на портрет этого замечательного писателя.

- Что вы можете сказать о нём? (Ещё не старый, красиво зачёсанные волосы, изображён вполоборота, как будто пристально рассматривает что-то, мягкий, спокойный взгляд, располагает к себе).

- Прочитайте вопрос, предшествующий статье об авторе, и дайте на него ответ. (Действительно, таких произведений много: о своём детстве писали Л.Толстой, М.Горький С.Аксаков и др.)

- Познакомимся с содержанием статьи, которая расскажет о трудном детстве писателя. О своеобразии его творчества.

3. Работа с учебником. Чтение статьи на с.183 – 184. Беседа по вопросам.

- Что такое сибирский характер?

- Чем он привлекал Астафьева-прозаика?

- Как ты думаешь, почему события, произошедшие много лет назад, оставили яркий след в памяти писателя и легли в основу его произведения?

- На вопрос о других писателях-сибиряках вы дадите ответ на следующем уроке, посоветовавшись с родителями, библиотекарем, обратившись к ресурсам Интернет.

- Познакомимся с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Читая рассказ, мы будем выделять смысловые части и подбирать к ним соответствующие заголовки.

4. Чтение рассказа, подбор заголовков частей.

Неудачи рыбаков.

В тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

Заблудился.

5. Домашнее задание: дочитать рассказ, разбить на части, подобрать заголовок к каждой части.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 543.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...