Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Выразительное чтение стихотворения учащимися.




7. Домашнее задание: подготовить выразительное чтение стихотворения наизусть; ответить на вопрос (устно): «Приходилось ли тебе помогать животным?»

 

Урок «Пейзажная лирика И.А.Бунина»

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Два – три ученика читают наизусть подготовленные ими стихотворения И.А.Бунина. Решаем, можно ли отнести эти стихотворения к жанру пейзажной лирики. Просим назвать основные цвета из поэтической палитры Бунина (золотой, серебряный, зеленый, синий, малиновый, алый, голубой и т.д.).

Слово учителя.

Да, все многоцветье русской природой: синеву небес, алые зорьки, серебряные ручьи – можно увидеть в поэзии Бунина. Литература, поэзия созданы, чтобы радовать читателя, показать ему ту красоту каждого дня, которую мы иногда не замечаем. Проникновенное изображение русской природы, ее красок и оттенков во все времена года удивительно хороши и в стихах Ивана Алексеевича Бунина. Прочитаем его стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги».

Выразительное чтение стихотворения и комментарий.

*…и много хвойных крестиков, остинок… - ость, тонкие, острые длинные щетинки, здесь: иглы.

*Собачий гон – стая охотничьих собак, преследующая зверя.

Беседа.

Какую пейзажную зарисовку видим мы в стихотворении И.А.Бунина?

(Зимний лес, дорога, глубокий снег.)

Видит ли автор в этой картине оленя? А что он видит?

(Нет, оленя уже нет у дороги. Остались только его следы на снегу.)

Что еще заинтересовало поэта? На чем сосредоточен его взор?

(Те метки, которые оставил олень на елках: осыпавшиеся иглы, прогрызенная кора, след собак, от которых олень убежал).

Прочитайте, как Бунин описывает оленя. Какие чувства испытывает, представляя его?

(«Могучий», «тонконогий», с «тяжелыми рогами», сильный и красивый. Поэт восхищается им и рад, что олень ушел от охотников.)

Одинаково ли настроение поэта во всех строфах? Как оно меняется?

(Первая и вторая строфа спокойные. В третьей – поэт взволнован. Четвертая передает торжество и радость автора.)

Почему поэт взволнован, с чем связано нарастание напряженности, драматизма?

(Следы на снегу рассказали ему, что красавец-олень в опасности.)

Олень в стихотворении И.А.Бунина – символ красоты. Автор не хочет, чтобы красота погибла. Олень – часть природы, так же, как «густой зеленый ельник», «пушистые снега». Авторское отношение к природе, к красоте эмоционально выражено в последних строчках стихов: «Он красоту от смерти уносил!»

Прочитаем еще одно стихотворение Бунина – «Детство» - и подумаем, какие еще образы связаны в пейзажной лирике поэта с понятием «прекрасное».

Выразительное чтение стихотворения и комментарий.

*Бор – хвойный лес.

*Аромат – душистый, приятный запах.

*Палаты – большое, богатое задание, помещение.

*Гигант – существо громадных размеров, великан.

Какое время года вспоминает И.А. Бунин в стихотворении «Детство»?

(Солнечное лето: день жаркий, кора на сосне теплая от солнца.)

Поэт хочет, чтобы читатель не просто увидел летний день, но полностью почувствовал, ощутил его. Как он этого добивается?

(Передает те запахи, которые его окружают: пахнет смолой, соснами. Ощущение прикосновения к предметам: «песок – как шелк», «кора груба, морщиста». Подчеркивает, что вокруг много солнца и света: «повсюду блеск», «яркий свет», все «все «прогрето солнцем».)

Чем восхищен Бунин, что он ощущает прекрасным?

(Все: и морщинистую кору, и корявую сосну, и тяжелый ствол, даже обычный песок.)

Что хотел сказать своим стихотворением автор?

Для чего он описывает в стихах обыкновенный сосновый бор, летний день?

(Бунин хочет передать читателям чувство своей любви к родной земле. Чтобы читатели ощутили его настроение, его восхищение, он создает пейзажную картину в стихах.)

Да, пейзажная лирика очень часто используется И.А. Буниным для того, чтобы создавать определенное настроение.

Подберите самостоятельно и выучите наизусть такое его стихотворение о природе, где звучали бы нотки грусти, тоски, сожаления. Скорее всего, это будет картина осени. Увядание природы часто рождает именно эти чувства в поэте.

4. Домашнее задание: выучить наизусть стихотворение И.А.Бунина, в котором присутствовал бы осенний пейзаж; определить, какими поэтическими средствами языка пользуется поэт.

 

Урок «Стихотворение С.А.Есенина «Берёза»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…». Рассказы учащихся о помощи беззащитным животным.

2. Слово учителя. Одним из любимых поэтов-лириков для любого русского человека является С.А.Есенин. Спросите своих родителей, и вы легко убедитесь в этом. Почему? Да потому что никто другой не сумел, пожалуй, так искренне, так ярко и так задушевно изобразить мир природы, который окружает нас и который мы, к сожалению, не всегда замечаем.

3. Работа с учебником.

- Прочитайте статью об авторе, всмотритесь на его портрет и скажите, что вы уже знаете о поэте? (Свободный ответ). Прочитайте выразительно стихотворение « Берёза».

Выразительное чтение стихотворения « Берёза» учащимися.

Беседа.

- Какое настроение создаёт у вас изображённый поэтом пейзаж?

- Найдите в тексте прилагательные-эпитеты, которые помогают поэту передать это настроение?

- Прочтите внимательно последнее четверостишие. Не показалось ли вам необычным, что заря похожа на живое существо? Какие слова помогают поэту создать такое впечатление?

- Какие слова помогли автору нарисовать выразительный образ берёзы?

- Найдите в тексте повторяющиеся слова. Как вы думаете, с какой целью автор использует повторы? Обоснуйте свой ответ.

Чтение стихотворения. Беседа по содержанию. Сравнение двух стихотворений.

- В русской литературе образ берёзы привлекал внимание многих поэтов. Послушайте стихотворение «Печальная берёза» А.А.Фета.

- Чем отличаются эти два стихотворения и что между ними общего?

Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина «Берёза» наизусть, нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

 

Урок «С.Есенин. «Берёза». Поэтический мир стихотворения»

Урок построен на основе сопоставления двух стихотворений: А.А.Фет. «Печальная берёза» и С.А.Есенин. «Берёза». Анализ художественного образа берёзы в том и другом стихотворениях: какими средствами он создаётся, какой эмоциональной окраской отличается, как выражены чувства автора.

Ход урока

Чтение стихотворения А.А.Фета «Печальная берёза».

Беседа.

Какой предстаёт перед нами берёза в этом стихотворении?

Какие слова в тексте на это указывают?

Какие приёмы использует автор: метафора «И прихотью мороза разубрана она». Что позволяет передать? (пышность убранства); эпитет «печальная» (создаёт грустное настроение); сравнение «Как гроздья винограда» (помогает создать сказочное описание веток зимой).

Как вы понимаете фразу «игра денницы»? (лучи зари); Что описывает автор с помощью этой фразы? (свет и блеск).

Что называет автор красою ветвей? (снег).

Какими эпитетами можно описать берёзу? (прекрасная, восхитительная).

Почему же эта красота выглядит как траурный наряд? (Зимой берёза спит, она находится в покое, а все движение в стихотворении представлено птицами и светом).

Какое настроение автора? (радость, восхищение, сожаление, если облетит наряд).

Обратите внимание на противопоставление настроений: у берёзы – печаль, у автора – радость, но они взаимодействуют, взаимосвязаны.

Чтение стихотворения С.А.Есенина «Берёза».

Беседа.

Каков образ берёзы? Похож ли он на предыдущий? Чем именно? (находится у окна, в снежном уборе, также блестят ветки, усыпанные снегом).

Какой эпитет употребляет С.А.Есенин вместо «печальная»? (белая).

Как подчёркивается «белизна берёзы»? (сравнение: принакрылась снегом, точно серебром; распустились кисти белой бахромой, снежною каймой).

Какие ещё приёмы использует автор при описании берёзы? (метафора «и горят снежинки в золотом огне» передаёт яркость т блеск).

Обратите внимание: привычно ли воспринимать снег как серебро, а ветки называть пушистыми? Не теряет ли картина С.А.Есенина свою привлекательность? (использование точных эпитетов только украшает и придаёт простоту образу).

Какие образы в стихотворении созданы с помощью олицетворения? (не только берёза, но и окружающая природа: тишина сонная, заря лениво обходит кругом и осыпает ветки).

Говорит ли С.А.Есенин нам прямо о красоте мира?

Каково его настроение?

Что же общего и различного в стихотворениях? (образ берёзы очень похож, но настроение авторов совершенно различно).

Итог урока.

6. Домашнее задание: выучить стихотворение С.А.Есенина наизусть; по желанию – выучить оба стихотворения.

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 440.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...