![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Роль пейзажа в русской литературе.
Как часто, изучая русскую литературу, мы обращаемся к описанию природы? Вспомните эти произведения и их авторов. Составление схемы: Для чего поэты и прозаики обращаются к пейзажу? Размышляя, приводите примеры из изученных произведений.
Упоение русской природой Отражение внутреннего мира человека Обращение к философским проблемам Природа в произведениях И.А.Бунина. Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Помню – долгий зимний вечер» (исп. В.Герасимов). Каким представляется вам автор этого стихотворения? О чем думает герой, о чем грезит? Какие сказочные мотивы услышали в стихотворении? Кто из известных вам поэтов писал стихи уже в детстве? 3. Работа со статьей учебника на с.56: Какое чувство стало главным в жизни И.А.Бунина? Почему автор характеризует отношения человека и природы как единение и противостояние? Встречались ли вам произведения, в которых звучала та же проблема? 4. Беседа по тексту: Прослушивание аудиозаписи стихотворения «Густой зеленый ельник у дороги» (исп. В.Герасимов). На сколько частей можно разделить стихотворение? Почему? Одинаково ли настроение каждой из частей? Каково оно в 1-ой части? Как автору удается передать красоту зимнего леса? Нарушает ли покой олень? Какие слова передают покой и царственность этого животного? Что делает в зимнем лесу олень? Почему автор дважды повторяет: «Вот след»? Какое предложение можно назвать переломным? Как оно определяет настроение следующей части стихотворения? (контрастное настроение: покой и тревога) Какие приметы помогают понять, что жизни оленя угрожает опасность? Что такое «гон»? Перечитаем последнюю строфу. Почему в ней используются восклицательные предложения? Как они передают настроение автора? Что чувствует он, наблюдая за гонкой? Найдите эпитеты, которые передают противоречивые чувства поэта. Почему строфа заканчивается многоточием? Объясните последнюю фразу: «Он красоту от смерти уносил». Почему предполагаемая гибель оленя воспринимается как мировая трагедия? Что символизирует олень в этом стихотворении? Каким предстает образ природы в стихотворении Бунина? Кто ответствен за нарушение гармонии в мире природы? О чем размышляет Бунин в стихотворении «Густой зеленый ельник у дороги»? Сформулируйте ответ на это вопрос в нескольких предложениях. 5. Работа с иллюстрацией учебника на с.57. 6. Подведение итогов урока. Вспомните, что такое лирическое стихотворение (см. статью учебника с.20). Какими чертами лирического стихотворения обладает данное произведение? (эмоциональное отношение к событиям, исток этих переживаний – природа, ее бездумное уничтожение, ритм и рифма). Докажите, что в данном произведении есть рифма и ритм. Начертите ритмическую схему. Домашнее задание. По выбору: чтецам – выучить стихотворение наизусть, поэтам – сочинить стихотворение о природе, художникам – нарисовать иллюстрацию к поэтическому произведению.
Урок «Природа в стихотворении И.А.Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» Ход урока 1. Проверка домашнего задания: чтение наизусть отрывка из стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети». Слово учителя. - Сегодня мы познакомимся с творчеством поэта необычной судьбы. Иван Алексеевич Бунин. Посмотрите на его портрет и обратите внимание на годы его жизни. Ему довелось жить в переломную эпоху, так называют годы великих перемен и потрясений. Последствия переломной эпохи Иван Алексеевич Бунин испытал на себе. Он был вынужден покинуть Родину (как оказалось, навсегда) и жить в разлуке с ней, но все лучшие произведения написаны о родине и с большой любовью к ней. - Прочтите статью об авторе и скажите, каким вы представляете себе этого человека? (Ответы учащихся). - Послушайте его стихотворение. 3. Чтение учителем стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…». Беседа. - Какой пейзажной зарисовкой открывается стихотворение? - Какие эпитеты обращают на себя внимание? - Почему автор так подробно описывает все следы пребывания оленя в лесу? - Найдите строку, которая разделяет стихотворение и ритмически, и по настроению? - Как вы объясните такое разнообразие знаков препинания в третьей строфе? Что они передают? - Как автор передаёт своё отношение к благополучному завершению трагического противостояния всесильного человека и беззащитной природы? - Какие чувства испытывали вы, слушая стихотворение? - Как вы считаете, может ли природа сама защитить себя? Готовы ли вы встать на её защиту? Что вы считаете возможным сделать для защиты природы? 5. Работа с иллюстративным материалом. Рассмотрите репродукцию картины М.П.Федотова «Олень». Опишите её. Можно ли считать её иллюстрацией к прочитанному стихотворению? Почему? - Приготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. |
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 351. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |