Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок «Образ главного героя в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»




Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

- Вы прочитали рассказ до конца. Какое впечатление произвёл на вас рассказВ.П.Астафьева «Васюткино озеро»?

- Как развивался сюжет? Сколько частей вы выделили, какие подобрали заголовки? (Ответы учащихся).

Тревожная ночь.

Поиски Енисея.

Ночлег на берегу озера.

Поиски дома продолжаются.

Родная река.

Спасение.

- Вы хорошо справились с заданием. А теперь поделитесь впечатлениями о главном герое рассказа.

2. Беседа с учащимися о главном герое рассказа.

- Как Васютка собирался в тайгу? Он идёт просто за шишками, почему он так основательно готовится?

- Как случилось, что Васютка заблудился в тайге? Можно ли его назвать непослушным?

- Как он ведёт себя в тайге? Какие мысли и поступки Васютки соответствуют наказу его отца и деда: «Тайга, наша кормилица, хлипких не любит!»?

- Приведи примеры из текста, свидетельствующие о том, что маленькому Васютке было всё же одиноко и страшно в тайге? Можно ли его назвать трусом?

- Как знание природы, опыт родителей помогли Васютке самостоятельно найти путь к спасению?

- Васютка думал не только о себе, но и о рыбаках. Чем он помог им? Почему они назвали озеро его именем?

- Какое отношение сложилось у тебя к Васютке? Хотелось бы тебе иметь такого друга? Почему? (Обобщение о характере героя).

Работа с текстом произведения.

Задание: сравните «Кладовую солнца» М.М.Пришвина и « Васюткино озеро» В.П.Астафьева.

Чем похожи события, о которых рассказывается в этих произведениях?

Чем похожи герои?

Какова роль природы в этих произведениях?

Что помогло героям справиться с трудностями?

Объясните, почему М.М.Пришвин назвал «Кладовую солнца» сказкой-былью, а В.П.Астафьев «Васюткино озеро» - рассказом?

Скажите, переживания героев, оказавшихся наедине с природой, знакомы вам, или вы никогда не попадали в подобные ситуации?

4. Домашнее задание: составить рассказ «Как я заблудился». Приходилось ли вам терять дорогу в лесу? Может быть, кто-то из членов вашей семьи когда-нибудь заблудился? Подготовьте об этом небольшой рассказ, а может, вы выберете жанр сказки? Обязательно опишите состояние человека, осознавшего сложность положения, расскажите, кто помог в трудной ситуации?

 

 

Урок 1. «Слово о В.П.Астафьеве. Первое знакомство с рассказом «Васюткино озеро»

 Предварительное домашнее задание:

1. Чем похожи герои «Сказания о Кише» и «Кладовой солнца»? Чем отличаются?

2. Задание Г учебника литературы (с. 183).

3. Задание А учебника литературы (с. 183).

Проверка домашнего задания.

Конкурс исполнителей роли Киша.

Беседа. Размышления о сходстве и различии Киша и героев «Кладовой солнца»?

Подготовительная беседа.

Почему герои произведений по воле автора оказываются в сложных обстоятельствах?

Какие обстоятельства мы могли бы назвать чрезвычайными?

Случались ли в вашей жизни непростые ситуации? Что вы чувствовали? Как справились с трудностями? Чему вы научились?

Могут ли личные воспоминания стать поводом для создания художественного произведения?

Вспомните известные вам произведения, в основу которых положены детские воспоминания автора.

Сегодня мы обратимся к рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро» и проследим, как главный герой повел себя в сложной ситуации.

3. Чтение Работа с учебником. Чтение статьи об авторе.

В.П.Астафьев – писатель-сибиряк. Что вы знаете о Сибири? (суровый, богатый природными ресурсами край).

Работа над вопросами Б учебника литературы (с.184).

Выразительное чтение рассказа вслух.

Подведение итогов.

Чьё имя вынесено в название рассказа?

Какое событие стало поводом для создания рассказа?

Почему события, положенные в основу рассказа можно назвать чрезвычайными?

6. Домашнее задание: дочитать рассказ; вопр. Б (с.211, 212); для любознательных: вопр. Ж (с.184).

 

Урок 2. «Человек в чрезвычайных обстоятельствах в рассказе В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

1. Беседа. Повторение материала предыдущего урока.

- Что узнали об авторе рассказа?

- Как вы поняли выражение «сибирский характер»?

Кто из русских писателей родом из Сибири? (для любознательных) О чем они писали?

2. Работа с текстом произведения. Беседа. Анализ эпизода. Природа в рассказе.

- Какой увидели сибирскую природу в рассказе?

- Как относятся к тайге члены семьи Васютки? Любят ли они лес?

- Что знает Васютка о тайге?

- Как приобрел он эти знания? Чему научил мальчика дед?

Конкурс знатоков текста: Соберём копилку знаний о лесе.

- О каких правилах поведения в тайге вы узнали из рассказа?

- «Страшное в жизни часто начинается очень просто», - пишет автор.

Анализ эпизода.Проследим, как Васютка заблудился (чт. с.189, 190 от слов «Васютка же, как назло, не позвал с собою Дружка» до слов «…пел, что на ум приходило»).

Как автор изобразил азарт мальчика?

Как проявляется охотничье мастерство?

Что можно сказать о характере героя?

Что почувствовал герой, когда понял, что заблудился? (с.191)

Анализ эпизода «Васютка в лесу».

Как ведет себя герой в тайге?

Что помогло ему найти озеро? Почему на берегу озера впервые заплакал?

Что помогает ему справиться со страхом?

Какое открытие сделал мальчик, оказавшись у озера? Что подтвердило его догадку?

Какие знания о лесе можем добавить в нашу копилку?

Что помогло Васютке найти верную дорогу?

Анализ эпизода «Спасение мальчика».

Что чувствует мальчик, выйдя к Енисею? (чтение с.203, 204)

Как автор передает радость героя?

Когда смелость и упорство оставили его? (подробный пересказ)

Как поведение мальчика доказывает, что за прошедшие дни он многое пережил и испытал?

Почему в конце рассказа Астафьев называет Васютку «заправским провожатым»?

Подведение итогов.

- Какие качества характера помогли Васютке справиться с чрезвычайными обстоятельствами?

- Почему озеро назвали Васюткиным?

- Какую роль сыграло оно в жизни героя?

- Как перекликаются между собой начало и конец рассказа? Найдите предложение, которое, на ваш взгляд, выражает авторское отношение к событиям рассказа.

Сравнение финала «Кладовой солнца» и начала рассказа «Васюткино озеро».

- Что объединяет эти два произведения? В чем различие?

4. Домашнее задание: задание В вопр. 2 по учебнику литературы (с.212); задание Г с.212: подготовиться к сочинению.

 

Материалы к ролевой игре (на 2-ом уроке) по рассказу В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Группа – «Художники»

Задание: выделите в тексте описание тайги (птицы, деревья и т.д.). Зачем автор даёт такое подробное описание тайги?

Группа – «Учёные-исследователи»

Вопрос: какие открытия в тайге (согласно тексту) можно сделать?

Ответ:

- «Кедровка – птица полезная; она разносит по тайге семена кедра».

- «Почти голая сторона у ели – значит, в ту сторону север, а глее ветвей побольше – юг».

- Чтобы убить глухаря, надо пользоваться крупной дробью; мелкой – только ранишь.

- «Заполярная тайга не страшна зверьём».

- «Коротка августовская ночь в Заполярье».

- В тайге водятся птицы: кедровка, дятел, желна, синичка, сойка, гагары.

- В тайге водятся животные: олень, белки, медведи.

- «Лиственный лес обычно тянется по берегам реки».

- Трава растёт обычно вблизи водоёмов.

- и т.д.

Группа – «Спасатели»

Задание:определите правила поведения в тайге.

Ответы:

- «От затесей далеко не отходи - сгинешь».

- «Идёшь в лес – бери еду, бери спички».

- Если идёшь один – бери с собой собаку.

- «Тайга хлипких не любит!».

- Нельзя отчаиваться, паниковать, метаться.

- и т.д.

Группа – «Психологи»

Задание: найдите в тексте слова и выражения, характеризующие состояние Васютки, когда он заблудился. Какое состояние у него было в тот момент?

Ответ:

- «Васютка не сразу пришёл в себя…»

- «оцепенение длилось до тех пор…»

- «Он вскрикнул и кинулся бежать…»

- «спотыкался, падал, вставал и снова бежал…»

- «отчаяние охватило его, и сразу не стало сил…»

- «отрешённо подумал…» и т.д.

 

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 517.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...