Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Урок «Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»




«Черты философской легенды в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы»

Цель урока: установить, какие черты философской легенды свойственны стихотворению М.Ю.Лермонтова «Три пальмы».

Аннотация содержания урока: урок включает в себя дальнейшую работу по углублению понятия «философская легенда», беседу по тексту стихотворения, сопоставление стихотворений М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина.

Ход урока

1. Конкурс сказителей. Проверка домашнего задания (по выбору учащихся): рассказ легенды, связанной с каким-либо растением (Ж с.217) или чтение наизусть стихотворения «Анчар».

Задание классу: Определить победителя в конкурсе сказителей.

Повторение теоретического материала.

Чем характеризуется жанр легенды? Какими бывают легенды?

Почему стихотворение «Анчар» можно отнести к жанру философской легенды?

3. Работа с учебником: статьей «Три пальмы» - философская легенда» (с. 218).

Задания А (с. 218) и Б (с. 219):

Знакомо ли вам такое выражение – «восточная мудрость»? Существует ли «западная мудрость»?

Какие выражения со словом «западный» вы знаете? (западные ценности, западный образ жизни).

Почему в первом случае мы говорим о мудрости, а во втором о ценностях? (мудрость вечна, ценности преходящи).

Что, по мнению авторов статьи, стало причиной гибели пальм?

4. Комментированное чтение. Обратимся к стихотворению и понаблюдаем, как Лермонтову удалось в поэтической форме передать свои размышления об истинных ценностях жизни.

Чтение и анализ стихотворения.

Задание перед чтением (А с. 219).

Карандашом отметьте слова и выражения, которые показались непонятными.

Чтение стихотворения «Три пальмы»

Словарная работа.

Беседа по тексту.

На сколько смысловых частей вы разделили текст?

Одинаковы ли они по настроению? Как оно меняется?

Перечитаем начало стихотворения (1 и 2 строфы). Каким предстает перед нами этот кусочек пустыни? Выделите прилагательные, которые помогают передать благодать оазиса? (Пустыня: песчаные, бесплодные, знойные, летучие. Оазис: холодный, хранимый, зеленый, студеный, роскошный, звучный)

Каким прилагательным автор характеризует пальмы? Как вы понимаете слово «гордый»? Подберите синонимы (устная работа или предлагается список синонимов, с которым ведется дальнейшая работа). Честь, достоинство, важность, украшение, самолюбие, краса, амбиция, гордыня, брезгливость, высокомерие, спесь, надменность, гонор, самоуважение, заносчивость, чванство, барство, напыщенность, горделивость, претенциозность, чванливость, кичливость, спесивость, надутость, высокомудрие, чувство собственного достоинства, мания величия, звездная болезнь, предмет гордости.

Какой из них можно отнести к героиням легенды?

Чем недовольны пальмы? (строфа 3) Почему называют свою жизнь «приговором»? О чем они мечтают?

Каким образом сбываются их мечты? (строфы 4-6). Как автор передает богатство каравана? Какие слова и выражения для этого использует? Найдите сравнения, которые используются в этой части стихотворения? Почему верблюды сравниваются с челноком, а конь с барсом?

Как пальмы встречают караван? (строфа 7) Какое значение приобретает слово «гордо»? Как изменился оазис?

Какая участь постигла пальмы? (строфа 8) Почему, описывая пальмы, автор использует слова «глава», «одежды», «тела»? Что чувствует он, рассказывая о гибели гордых пальм? Зачем называет их «питомцами столетий»?

Перечитаем две последние строфы. Как изменился оазис? Какие прилагательные использует автор? Какие детали усиливают картину запустения, безжизненности?

Определение главной мысли стихотворения.

Еще раз обратимся к статье на с. 218. Как авторы учебника определяют главную мысль стихотворения «Три пальмы»? Согласны ли вы с этим утверждением?

Почему это стихотворение Лермонтов называет «восточным сказанием»? Какие черты легенды вы в нем увидели?

Можно ли говорить о философском смысле легенды, героинями которой стали деревья? Действительно ли в стихотворении повествуется только о деревьях? Какими человеческими чертами наделены героини сказания? Введение понятия «уподобление».

Найдите второй смысл в этом стихотворении. Вспомните, каким был оазис до прихода человека, а каким стал после ухода каравана. Сделайте вывод.

Сравнение стихотворений «Анчар» и «Три пальмы»

Подумайте, почему и Пушкин, и Лермонтов обратились в своем творчестве к восточным легендам? Чем перекликаются эти два стихотворения? В чем между ними разница? (главные герои, место действия, настроение стихотворений, тема зла и добра, отношение автора к своим героям, ответственность человека за происходящее на земле и т.д.).

Домашнее задание.

1. Разделиться на группы по три человека и выучить наизусть стихотворение «Три пальмы». Привести примеры произведений, в которых используется прием уподобления.

 

Материалы к уроку по «Повести временных лет»

О создании славянской азбуки


1.В темной келье у лучины

Слышен только скрип пера.

Старца Нестора морщины

Прорезает глубже мгла.

 

2.Много лет прошло, а старец

Поколеньям шлет завет –

Чтить историй этих глянец

Уж давно прошедших лет.

 

3.Есть преданья в его книге

О Крещеньи, о Руси,

О победах русских князей,

О преданьях старины.

 

4.Но задумался глубоко:

«Что еще бы написать?

Чем попотчевать мне око,

Что еще мне рассказать?

 

5.Напишу-ка я преданье

О салунских братьях тож.

Как велико их созданье,

Что правдиво то, не ложь.




Чтение отрывка из «Повести временных лет»

(О создании славянской азбуки)

Когда славяне жили уже крещеными, князья их пошли к царю Михаилу, говоря:

- Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы поучил нас и объяснил святые книги. Пошлите нам такого мужа, который смог бы рассказать о книжных словах и о смысле их.

Царь Михаил, услышав это, согласился и обратился к философам. Те отвечали:

- В Селуни есть муж, именем Лев, есть у него два сына, знающих славянский язык.

Царь Михаил послал за ними ко Льву, пришли они в славянскую землю, начали составлять славянскую азбуку и перевели священные книги.

 


6.С той поры прошло немало

Славных, трудных, быстрых лет.

Что Россия не видала,

В книге мы найдем ответ.

 

7.Братьям низко поклонимся,

Что создали алфавит.

Именами их гордимся,

Их трудами мир открыт!


 



Конспект

урока-беседы по стихотворению А.С.Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»[17]

(Проведен 10 декабря 2009 в Сретенской СОШ, Рыбинского р-на Ярославкой области)

О каком времени рассказывает «Песнь о вещем Олеге»? – о древнерусской истории.

Почему называется «Песнь…», а не песня? Ее поют? – такой фольклорный жанр.

А как назывался человек, который пел или сказывал? – баян.

Итак, получается, что песнь – жанр фольклора. А что такое фольклор? – народное творчество.

Народное творчество, т.е. нет автора. А кто написал «Песнь о вещем Олеге?» - Пушкин.

Значит, это не фольклорное произведение. Вспомним, когда жил Пушкин. – называют даты жизни.

Пушкин жил в древней Руси? – нет

А в каком году написал стихотворение, сколько лет ему было? – в 1822, 23 года.

Хорошо, значит, Пушкин не древнерусский поэт, он использовал древнерусскую историю в своем стихотворении.

И давайте вернемся к вопросу, почему песнь, а не песня. Вы знаете такое слово хотя. А есть хоть. Оно означает то же самое, т.е. есть чередование а/ь. Теперь подумайте, песнь – старое или новое, торжественное или обычное? – старое, торжественное.

Правильно. Поэтому Пушкин выбрал для своего произведения название «Песнь…»

 

Кто такой Олег? – князь

Пушкин называет его «Вещий». Что это значит? – мудрый, знающий будущее.

Это Пушкин его так назвал? – нет, до него

А где его так называли? – в книгах по истории.

Совершенно верно, а еще раньше – в летописях. Вы читали о князе Олеге в «Повести временных лет». Пушкин же использовал как источник книгу по истории Карамзина «История государства Российского». Этот источник был очень популярен в начале 19 в.

А кто еще Олег, кроме того, что он князь? – завоеватель, человек.

А помните, чей он родственник? Он племянник Рюрика, первого князя на Руси.

 

О чем это произведение? Что заинтересовало Пушкина? – Поход Олега. Как он умер.

А почему заинтересовало? – умер из-за коня.

Да., т.е. это непонятная, загадочная смерть.

 

Любая история делится на части. В «Песни…» есть части, этапы истории князя Олега? Давайте разделим.

1. Поход

2. Встреча и предсказание.

3. Потом проходят годы. Пир

4. Смерть Олега

Теперь откроем учебники на стр 229. Прочитай (какому-либо ученику) 1ый этап. Остановись, когда закончится. Обрати внимание, что читать быстро нельзя. Пушкин выбирает неспешный ритм, которые соответствует теме. – читает

 

В этой части какие есть исторические имена или названия? – Вещий Олег

Когда жил Вещий Олег? Посмотрите в рабочей тетради. – называют годы жизни.

Сколько лет он жил? – 33 года

В каких веках? - В 9 и 10

 

Есть еще исторические слова? – хозары.

Да, коротко о них.

Хозар называют «неразумные». Почему? Они неумные? – обозвался.

А может быть, по мнению князя Олега, они ведут неправильную жизнь.

За что отомстил Олег? – за набег

Что такое «буйный набег»? – очень сильный.

 

Следующая строчка «С дружиной своей в цареградской броне». Есть историческое? – цареградская

Что значит? – очень хорошая.

Да, а откуда она? Посмотрите в рабочей тетради – из Царьграда.

Что такое дружина? – войско

Это современное слово? Сейчас есть? – нет

 

Теперь вторая часть. – кто-то читает

Найдите в прочитанном отрывке неупотребляемые сейчас слова. – вещий, сбирается (нет, собирается) отмстить (нет – отомстить), набег, обрек (нет – обрёк) цареградская броня, кудесник.

А кто такой кудесник? – волхв, волшебник.

 

Провести эту работу до конца: выделить в каждой части а) историзмы б) малоупотребительные слова

 

Зачем написана эта история? Почему это произошло? – Он хотел избежать того, что будет

Зачем знать, что будет? – можно предотвратить. Но можно ждать и бояться.

 

Мы с вами подошли к важнейшей теме для Пушкина: не бояться своей судьбы, жить активной жизнью, т.е. делать, что делаешь. Нельзя сомневаться, это ошибка. – Князь Олег умер по своей глупости

Да, князь Олег умер из-за своего сомнения. В самом ли деле Олег вещий? Что имел в виду Пушкин? – вещий как хороший военный. Для своего времени

 

Совершенно верно. А оказало, что не совсем вещий.

- почему гробовая змея?

Что такое гроб, ты знаешь. Змея предвещает смерть. В поэтическом языке змея, несущая смерть – гробовая (вспомнить о метафоре)

 










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 428.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...