![]() Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Соответствие программы по литературе авторов
Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. Требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения Данная программа курса и линия учебников разработаны на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Представленный курс литературы строится на основе традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью. В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования в представленной программе отобраны основополагающие элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии, психологии, лингвистики, истории, а также определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы как учебного предмета. Учебный курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования. Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность. В основе изучения литературы на каждом этапе -- текст, представленный в учебниках тремя его разновидностями: текст об авторе, текст о произведении, собственно художественный текст; Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих; Методический аппарат учебников, реализующий деятельностный подход в обучении, нацелен на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей, на формирование речевых умений (владения всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом); В учебнике представлена следующая система заданий: – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание; – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание; – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию; – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст; – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя; – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь; – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе; – творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене; – задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение[2]; – коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач; – рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации. Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели. Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее).
II. УМК реализует основные задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» посредством синетеза двух составляющих курса: - содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя; - деятельностной,реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов. В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС. Патриотизм —любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству 5 класс.Задания к разделу «Мы помним»: Перед текстом о произведениях: Что тебе известно о событиях Великой Отечественной войны? Может быть, в твоей семье есть ветераны этой войны. Расскажи о них. Какими воспоминаниями они делятся с тобой? В.П.Катаев. Повесть «Сын полка» Прочти внимательно девятнадцатую главу повести, найди в ней слова о патриотизме. Объясни, как ты понимаешь, что такое истинный патриотизм. Прав ли был командир полка, когда говорил Ване: «Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным»? Подтверди свою мысль. В этом году ты уже познакомился с повестью, которая рассказывает о детях, чья жизнь была покалечена войной, – с «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. Сравни два эти произведения: чем похожи и чем отличаются время, изображенное в них, герои, события. Представь, о чем мог бы рассказать Ваня в письме Биденко из суворовского училища. Напиши это письмо. Социальная солидарность —свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство Класс <К разделу «Фольклор»> Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав? Гражданственность —служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания Класс К «Повести временных лет…» На основании прочитанных фрагментов сделай вывод: какие события истории Руси летописец считает наиболее важными. Какие качества людей ценит? Какие – осуждает? Выражает ли он открыто свою позицию? Как ты думаешь, почему? Семья —любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода Класс М.М. Пришвин «Кладовая солнца» Расскажи, как жили Настя и Митраша, оставшись сиротами. Как случилось, что дети пошли за клюквой разными доргами? Кто, по-твоему, главный герой этого произведения? Почему? Зачем в повествование о Насте и Митраше Пришвин включает воспоминания об Антипыче, который не участвует непосредственно в происходящих событиях? Какую же правду «перешептал» Антипыч Травке? Расскажи, какие особенности характеров детей посволили односельчанам называть их «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»? Почему маленькие герои изменились? Расскажи, какими они стали в конце повествования? Труд и творчество —уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость Класс А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам? Как случилось, что машинист потерял зрение? Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд? За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму? Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту? Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром? Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека? Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь? Наука —ценность знания, стремление к истине, научная картина мира Класс <Задание к вводному тексту> Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили? Искусство и литература —красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие Класс А.С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа» Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа? За что судьба сурово наказала Стильтона? Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни? Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»? Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения. Природа —эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание Класс К стихотворениям Ф.И.Тютчева Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву. Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны? Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций. Человечество —мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество Класс <К разделу внеклассного чтения, посвященного творчеству Гейне и Гете> Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии». Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения? Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил? Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: • совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития); • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.). Примеры заданий по классам: Класс Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен? Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в: • умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы Класс А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире» Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим.
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов Класс <Задание к вводному тексту> Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова. • умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности Класс <Работа с иллюстрациями, приведенными в учебнике> Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…» Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь? Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 1) в познавательной сфере: • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы Класс <Раздел «Фольклор»> Какие еще сказки о животных ты читал и слышал? Какой изображена лиса в этих сказках? Во всех ли сказках она одинакова? Почему? Почему героями этих произведений являются не люди, а «говорящие» животные? «Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» есть ли «намек» в сказке «Лиса и тетерев»? как ты об этом догадался?
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания Класс <К стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»> Прочитай стихотворение. Перед началом чтения вспомни изученное на уроках истории, посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, каких крестьян называли крепостными. В каких условиях они жили и трудились? Когда был принят указ, по которому крепостные крестьяне получили право стать свободными людьми? • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений Класс <Внеклассное чтение после раздела «Басня»> Как ты понимаешь слова: «лирическое отношение к миру»? (Прежде чем ответить на этот вопрос, перечитай первый абзац текста…)
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения Класс Сколько частей в прочитанном тобой тексте? Озаглавь каждую, используя цитаты из текста (можешь подчеркнуть эти предложения карандашом).
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка Класс Есть ли у тебя любимое лирическое стихотворение? Если есть, то прочитай его; объясни, почему оно тебе нравится. Если нет, объясни, почему ты не любишь поэзию. Какой род литературы тебе ближе, почему.
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней Класс А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире» Почему изображенное в рассказе автор назвал «прекрасным» миром? 3) в коммуникативной сфере: • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие Класс А.П. Платонов. В прекрасном и яростном мире Прочитай рассказ. Он разделен автором на несколько частей. В ходе чтения последовательно озаглавливай каждую часть. • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог Класс М.М.Пришвин. Повесть-быль «Кладовая солнца» В тексте повествуется о судьбе нескольких персонажей. Подготовь три устных рассказа: история Насти, история Митраши, История Травки. Постарайся рассказывать подробно, не упуская важных деталей текста, но и не увлекайся: не включай в рассказ то, что не имеет отношения к истории твоего героя. • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы Класс <К разделу «Фольклор»> Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав? 4) в эстетической сфере: • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса Класс <К тексту «Что такое пьеса»> Объясни, как получается, то на сцене нет автора, не слышно его голоса. Что значит: «пьеса подражает жизни»? • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений Класс Пушкин. Послания «Няне», «И.И.Пущину» Какое стихотворение кажется тебе более энергичным, оптимистичным, а какое – более печальным и лиричным? Объясни свою точку зрения. При овеете опирайся на текст стихотворения (обрати внимание на прилагательные, на наличие восклицательных предложений, на ритм стихотворений). Чем можно объяснить различие в настроении стихотворений? Таким образом, содержание и методический аппарат учебника способствуют формированию у учащихся личностных результатов обучения, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных результатов,формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Тематическое планирование курса «Литература» с характеристикой основных видов деятельности учащихся
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы по литературе (2011 год).
|