Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция

Соответствие программы по литературе авторов




Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.

Требованиям Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения

Данная программа курса и линия учебников разработаны на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения. Представленный курс литературы строится на основе традиций отечественной методики преподавания литературы, характеризующейся фундаментальностью и системностью.

В соответствии с Фундаментальным ядром содержания общего образования в представленной программе отобраны основополагающие элементы научного знания из истории и теории литературы, эстетики, философии, психологии, лингвистики, истории, а также определены ведущие универсальные учебные действия, формирование которых осуществляется в ходе освоения литературы как учебного предмета.

Учебный курс построен на основе примерной программы по литературе для основной школы. Материал изложен системно, соответствует требованиям ФГОС к результатам обучения и фундаментальному ядру содержания образования.

Учебники ориентированы на достижение целей основного общего образования, а также на полноценный вклад в развитие личности школьника, в подготовку его к жизни и продолжение образования. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность.     

В основе изучения литературы на каждом этапе -- текст, представленный в учебниках тремя его разновидностями: текст об авторе, текст о произведении, собственно художественный текст;

Цели и задачи каждого этапа формирования познавательной компетенции достигаются в осознании и усвоении актуального для данного этапа понятийного аппарата (когнитивная, эстетическая и теоретико-литературная концептосферы). При этом понятия, вводимые на одном этапе, поддерживаются и углубляются на последующих;

Методический аппарат учебников, реализующий деятельностный подход в обучении, нацелен на формирование читательской (и шире – коммуникативной) компетенции школьников, на развитие их творческих способностей, на формирование речевых умений (владения всеми видами речевой деятельности: чтением, говорением, слушанием и письмом);

В учебнике представлена следующая система заданий:

 – задания передкаждым текстом, помещенным в учебнике, нацеливающие на его осмысленное чтение и понимание;

 – вопросы, которые помогают выяснить, внимательно ли учащиеся читали текст и адекватно ли восприняли его содержание;

 – вопросы, предоставляющие возможность рассуждать, опираясь на прочитанный текст, спорить, аргументировано отстаивать свою позицию;

 – вопросы и задания, нацеливающие на работу с иллюстрациями, формирующие умение воспринимать и интерпретировать поликодовый текст;

 – специальные вопросы и задания к анализу текстов лирических произведений, учитывающие специфику лирики как рода литературы, ее субъективно-эмоциональное воздействие на читателя;

 – задания, развивающие речевые умения; особая роль в системе этих заданий отведена словарной работе: выделение ключевых слов текста, их толкование, включение в активный словарь;

 – задания-проекты, задания-исследования, которые ориентируют на самостоятельный поиск истины, учат работать с разными источниками информации, ставить перед собой цели и определять пути их достижения; с ними логически связаны специальные задания, развивающие умение читать, анализировать и конспектировать научную литературу, успешно участвовать в научном дискурсе;

– творческие задания, выполняя которые можно рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах, сочинять тексты, выступать на сцене;

– задания, выполняемые в паре: школьники учатся принимать совместное решение, прислушиваясь к позиции партнера и отстаивая собственное мнение[2];

– коллективные задание формируют умение сотрудничать, распределять обязанности в команде, вырабатывать общее решение и отстаивать его – необходимое условие успешного решения учебных и жизненных задач;

– рефлексивные задания позволяют учащемуся оценить эффективность своей работы, проанализировать уровень актуальности и доступности полученной информации.

Формулировки всех вопросов и заданий в учебниках содержат алгоритм их выполнения, определяют последовательность действий для достижения цели.

Многие задания предусматривают возможность выбора учащимся формы их выполнения (письменно или устно, самостоятельно или в паре, с предварительной подготовкой или без нее). 

 

II. УМК реализует основные задачи «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» посредством синетеза двух составляющих курса:

- содержательной, заключающейся в отборе для изучения лучших произведений русской и зарубежной литературы, аккумулирующих духовный опыт человечества, оказывающих колоссальное духовно-нравственное воздействие на читателя;

- деятельностной,реализующей задачу формирования духовно-нравственного облика ученика в процессе чтения, анализа, интерпретации, обсуждения художественных текстов.

В учебнике каждого класса предусмотрена система заданий, направленная на формирование ведущих нравственных ценностей, обозначенных в ФОГС.

Патриотизм —любовь к России, к своему народу, к своей малой родине, служение Отечеству

5 класс.Задания к разделу «Мы помним»:

Перед текстом о произведениях: Что тебе известно о событиях Великой Отечественной войны? Может быть, в твоей семье есть ветераны этой войны. Расскажи о них. Какими воспоминаниями они делятся с тобой?

В.П.Катаев. Повесть «Сын полка»

Прочти внимательно девятнадцатую главу повести, найди в ней слова о патриотизме. Объясни, как ты понимаешь, что такое истинный патриотизм.

Прав ли был командир полка, когда говорил Ване: «Ты был достойным сыном капитана Енакиева – хорошим, храбрым, исполнительным»? Подтверди свою мысль.

В этом году ты уже познакомился с повестью, которая рассказывает о детях, чья жизнь была покалечена войной, – с «Кладовой солнца» М. М. Пришвина. Сравни два эти произведения: чем похожи и чем отличаются время, изображенное в них, герои, события. 

Представь, о чем мог бы рассказать Ваня в письме Биденко из суворовского училища. Напиши это письмо.

Социальная солидарность —свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство

Класс

<К разделу «Фольклор»>

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

Гражданственность —служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания

Класс

К «Повести временных лет…»

На основании прочитанных фрагментов сделай вывод: какие события истории Руси летописец считает наиболее важными. Какие качества людей ценит? Какие – осуждает? Выражает ли он открыто свою позицию? Как ты думаешь, почему?

Семья —любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода

Класс

М.М. Пришвин «Кладовая солнца»

Расскажи, как жили Настя и Митраша, оставшись сиротами.

Как случилось, что дети пошли за клюквой разными доргами?

Кто, по-твоему, главный герой этого произведения? Почему?

Зачем в повествование о Насте и Митраше Пришвин включает воспоминания об Антипыче, который не участвует непосредственно в происходящих событиях?

Какую же правду «перешептал» Антипыч Травке?

Расскажи, какие особенности характеров детей посволили односельчанам называть их «золотой курочкой» и «мужичком в мешочке»?

Почему маленькие герои изменились? Расскажи, какими они стали в конце повествования?

Труд и творчество —уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость

Класс

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Почему машинист Мальцев проявлял равнодушие к своим помощникам?

Как случилось, что машинист потерял зрение?

Почему, ослепнув, Мальцев не заметил этого и продолжал вести поезд?

За что Мальцева отдали под суд и посадили в тюрьму?

Зачем помощник решил подвергнуть Мальцева физическому эксперименту?

Почему изображенное в рассказе Платонов назвал «прекрасным» миром?

Что явилось смыслом жизни машиниста Мальцева? В чем проявилось мужество этого человека?

Каким ты представил себе помощника машиниста? Как ты думаешь, прав ли он был, когда подвергал Мальцева эксперименту? Обоснуй свою жизнь?

Наука —ценность знания, стремление к истине, научная картина мира

Класс

<Задание к вводному тексту> Найди в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, что такое латинский язык. Когда и где не нем говорили?

Искусство и литература —красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие

Класс

А.С. Грин. Рассказ «Зеленая лампа»

Какое подтверждение словам «Если желание сильно, то исполнение не замедлит» можно найти с тексте рассказа?

За что судьба сурово наказала Стильтона?

Какие качества личности и особенности характера помогли Иву добиться успеха в жизни?

Как ты думаешь, почему рассказ назван «Зеленая лампа»?

Рассказ написан почти 80 лет назад. Интересен ли он современному читателю? Обоснуй свою точку зрения.

Природа —эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание

Класс

К стихотворениям Ф.И.Тютчева

Подчеркни карандашом, что в тексте говорится об особенностях поэзии Тютчева. Теперь попробуй доказать, что все четыре стихотворения, помещенный в этом разделе, принадлежат именно Тютчеву.

Найди эпитеты в стихотворениях «весенняя гроза» и «Весенние воды». Какое настроение они передают? Как ты полагаешь, почему именно такое настроение вызывает у лирического героя приход весны?

Какие чувства вызывает у тебя эта картина природы? Постарайся описать свое состояние как можно более подробно. Из прочитанных стихотворений выбери те, которые можно было бы проиллюстрировать с помощью приведенных иллюстраций.

Человечество —мир во всём мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество

Класс

<К разделу внеклассного чтения, посвященного творчеству Гейне и Гете>

Найди в прочитанном тексте подтверждение мысли: «Гете – одни из самых великих людей Германии».

Как ты думаешь, почему, переводя стихотворения Гете «Ночная песня странника», Лермонтов отказался от такого названия? Как изменилось при этом содержание стихотворения?

Проанализируй перевод этого стихотворения, сделанный другим русским поэтом, Валерием Брюсовым. Какие отличия от перевода Лермонтова ты заметил?

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются: 

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов (подробно раскрыто при характеристике реализации в УМК концепции духовно-нравственного развития);

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Примеры заданий по классам: 

Класс

Найди в энциклопедии, интернете или спроси у старших, кто такой В.И. Даль. Чем он известен?

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:

• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

Класс

А.П. Платонов «В прекрасном и яростном мире»

Посмотри в словаре, что означает слово «яростный». С каким из значений этого слова связано содержание рассказа? Раскрой свою мысль. В случае затруднения обратись за помощью к старшим.

 

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

Класс

<Задание к вводному тексту>

Проверь себя. Знаешь ли ты, что означают эти слова? В случае затруднения обратись к словарю. Передай содержание текста, опираясь на выделенные слова.

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

Класс

<Работа с иллюстрациями, приведенными в учебнике>

Внимательно рассмотри иллюстрацию, на которой представлена картина И.И.Шишкина «На севере диком…» Как ты думаешь, удалось ли художнику передать настроение стихотворения Г.Гейне? Почему ты так думаешь?

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем: 

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы

Класс

<Раздел «Фольклор»>

Какие еще сказки о животных ты читал и слышал? Какой изображена лиса в этих сказках? Во всех ли сказках она одинакова? Почему?

Почему героями этих произведений являются не люди, а «говорящие» животные?

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» есть ли «намек» в сказке «Лиса и тетерев»? как ты об этом догадался?

 

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания

Класс

<К стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»>

Прочитай стихотворение. Перед началом чтения вспомни изученное на уроках истории, посмотри в энциклопедии, Интернете или спроси у старших, каких крестьян называли крепостными. В каких условиях они жили и трудились? Когда был принят указ, по которому крепостные крестьяне получили право стать свободными людьми?

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений

Класс

<Внеклассное чтение после раздела «Басня»>

Как ты понимаешь слова: «лирическое отношение к миру»? (Прежде чем ответить на этот вопрос, перечитай первый абзац текста…)

 

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

Класс

Сколько частей в прочитанном тобой тексте? Озаглавь каждую, используя цитаты из текста (можешь подчеркнуть эти предложения карандашом).

 

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка

Класс

Есть ли у тебя любимое лирическое стихотворение? Если есть, то прочитай его; объясни, почему оно тебе нравится. Если нет, объясни, почему ты не любишь поэзию. Какой род литературы тебе ближе, почему.

 

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней

Класс

А.П. Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире»

Почему изображенное в рассказе автор назвал «прекрасным» миром?

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие

Класс

А.П. Платонов. В прекрасном и яростном мире

Прочитай рассказ. Он разделен автором на несколько частей. В ходе чтения последовательно озаглавливай каждую часть.

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог

Класс

М.М.Пришвин. Повесть-быль «Кладовая солнца»

В тексте повествуется о судьбе нескольких персонажей. Подготовь три устных рассказа: история Насти, история Митраши, История Травки. Постарайся рассказывать подробно, не упуская важных деталей текста, но и не увлекайся: не включай в рассказ то, что не имеет отношения к истории твоего героя.

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы

Класс

<К разделу «Фольклор»>

Попробуй составить необычный Устав твоей школы. Пусть он состоит из 10 пунктов. Каждый пункт – пословица. Какие пословицы ты отберешь? В каком порядке поместишь в Устав?

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса

Класс

<К тексту «Что такое пьеса»>

Объясни, как получается, то на сцене нет автора, не слышно его голоса.

Что значит: «пьеса подражает жизни»?

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений

Класс

Пушкин. Послания «Няне», «И.И.Пущину»

Какое стихотворение кажется тебе более энергичным, оптимистичным, а какое – более печальным и лиричным? Объясни свою точку зрения. При овеете опирайся на текст стихотворения (обрати внимание на прилагательные, на наличие восклицательных предложений, на ритм стихотворений). Чем можно объяснить различие в настроении стихотворений?

Таким образом, содержание и методический аппарат учебника способствуют формированию у учащихся личностных результатов обучения, отражающих формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; метапредметных результатов,формируемых через освоение универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; предметных результатов обучения, соответствующих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

   

Тематическое планирование курса «Литература» с характеристикой основных видов деятельности учащихся

 

Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения и Примерной программы по литературе (2011 год).

 

 

Раздел программы

Программное содержание

Характеристика основных видов деятельности учащихся (учебных действий)

5 класс

Литература как искусство слова

Литература и жизнь. Литература как искусство слова. Вымысел. Литература как учебный предмет.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Реальность и вымысел

Фольклор

Малые жанры фольклора

Загадки, пословицы и поговорки как основные малые жанры фольклора. Выражение народного миропонимания. Роль средств художественной изобразительности. Роль фольклора в национальной культуре, современном языке и речи.

Различать пословицы и поговорки. Выявлять художественные приемы, характерные для малых жанров фольклора. Создавать творческие работы с использованием пословиц и поговорок.

Русские народные сказки

Сказка как выражение народного миропонимания и мироотношения. Сказка как явление фольклора. Художественный мир сказок. Виды сказок.

Выявлять признаки сказки как жанра фольклора. Различать волшебные, бытовые и сказки о животных. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Сжимать полученную информацию и представлять результаты сжатия в форме таблицы. Устно отвечать на вопросы.

«Хрустальная гора…». Волшебная сказка. Нравственно-философские основы волшебной сказки. Чудесное как условие достижения идеала. Структура волшебной сказки. Герой волшебной сказки.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки волшебной сказки. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Устно отвечать на вопросы.

«Как старик домовничал». Бытовая сказка. Своеобразие содержания. Отражение народного уклада жизни и нравов. Поучительность бытовой сказки.

«Лиса и тетерев». Сказка о животных. Иносказательность. Своеобразие сюжета. Мораль сказки о животных.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Выявлять в тексте признаки бытовой сказки. Выявлять в тексте признаки сказки о животных. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

ВН. ЧТЕНИЕ.

«Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Авторская и литературная сказка

 

Литературная сказка и фольклорная сказка. Народность литературной сказки.

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Слово о писателе. Сюжет сказки. Образы героев.

Выявлять признаки литературного произведения и произведения устного народного творчества. Сопоставлять произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку.
 

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Нравственная проблематика: проблема добра и зла, истинного и ложного. Поэтическое мастерство Пушкина.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
 

Е.Л.Шварц. Сказка «Два клена». Слово о писателе. Специфика драматургического произведения: предназначенность для сценического воплощения. Сказка-пьеса. Читатель и зритель.

Выявлять признаки драматургического произведения. Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
 

Е.Л.Шварц. Сказка «Два клена». Фольклорная основа сюжета. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Торжество добра и справедливости.

Выразительно читать сказку. Пересказывать сказку. Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством» . Слово о писателе. Фантастическая повесть.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы. Выделять смысловые части художественного текста.
 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Волшебные и фольклорные основы повести.

Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством». Художественные средства.

Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию.
 

Н.В.Гоголь. Повесть «Ночь перед Рождеством».  Юмор.

Характеризовать героев произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Создавать письменный текст на заданную тему.
 

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца». Слово о писателе. Специфика сказки-были. Сказочные элементы в произведениях.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

М.М.Пришвин. Сказка-быль «Кладовая солнца. Образы героев. Нравственная проблематика.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения.
 

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка».Слово о писателе. Специфика сказа. Сказочные элементы в произведении.

Воспринимать текст литературного произведения. Выразительно читать фрагменты произведения. Находит в тексте незнакомые слова и определять их значение. Выявлять признаки сказа в тексте произведения.
 

П.П.Бажов. Сказ «Медной горы хозяйка». Образы героев. Нравственная проблематика.

Устно отвечать на вопросы. Формулировать и доказывать свою позицию. Характеризовать героев произведения.
 

В.М.Гаршин. Сказка «То, чего не было». Слово о писателе. Специфика сказки-притчи. Иносказательность.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы.
ВН. ЧТЕНИЕ.

В. Гауф. Слово о писателе. Сказка «Холодное сердце».

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Формулировать идею сказки. Характеризовать героев сказки. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Басня

 

И.А.Крылов. Басни «Свинья под Дубом», «Волк и ягненок», «Ворона и лисица». Слово о писателе. Специфика басни. Басня и сказки о животных. Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни.
 

И.А.Крылов. Басни «Демьянова уха», «Лебедь, Рак и Щука», «Слон и моська». Образы и сюжеты. Аллегория и мораль.

Выразительно читать басню. Выявлять художественные особенности произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Формулировать мораль басни.
ВН. ЧТЕНИЕ.

Эзоп. Басни «Крестьянин и его сыновья». «Соловей и ястреб». Жан де Лафонтен. Басни «Лев, который собирался на войну», «Обезьяна и кот». Г.Э.Лессинг. Басня «Свинья и дуб»

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Этот необычный мир…

Легенда

 

А.С.Пушкин. Стихотворение «Анчар». Специфика легенды. Ее отличие от сказки. Добро и зло в человеке и мире. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
 

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Три пальмы». Слово о писателе.Поэтическая легенда. Проблема жизненного выбора. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Предание

 

Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге).

Летопись как одни из истоков древнерусской литературы. История и предание.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Выявлять характерные особенности летописи как жанра древнерусской литературы. Характеризовать героев древнерусской литературы.
 

Повесть временных лет» («Основание Киева», «Призвание варяжских князей», из сказаний о князьях Олеге, Игоре, княгине Ольге). Проблема автора. Фольклорные элементы.

Воспринимать древнерусский текст в современном переводе. Характеризовать героев древнерусской литературы. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Легендарное и художественное. Летописная основа произведения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
 

А.С.Пушкин. Баллада «Песнь о вещем Олеге». Человек и судьба. Поэтический мир произведения.

Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
ВН. ЧТЕНИЕ.

Легенда о Томасе Лермонте

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Лирическое стихотворение

 

Первоначальное понятие о лирике. Мир души и чувств.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Устно отвечать на вопросы.

Мир чувств

А.С.Пушкин. Стихотворения «Няне», «Пущину». Жизненная основа душевных переживаний. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Листок». Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Определять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.

М.Ю.Лермонтов. Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Стремление человека к гармонии с миром. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Мир природы

А.А.Фет. Стихотворение «Я пришел к тебе с приветом…». Слово о писателе. Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы.

АА.Фет. Стихотворения «Кот поет, глаза прищуря…», «Мотылек мальчику». Лирические переживания человеком мира: впечатления, чувства, душевные состояния. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Весенняя гроза», «Весенние воды». Слово о писателе. Образы природы в лирическом произведении. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы.

Ф.И.Тютчев. Стихотворения «Осенний вечер», «Летний вечер». Человек и жизнь природы. Поэтический мир стихотворений.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять идею произведения. Сопоставлять произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Слово о писателе. Отображение реальной жизни в лирике.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети». Сюжетность в лирике. Поэтический мир произведения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Давать письменный аргументированный ответ на вопрос.

И.А.Бунин. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» Слово о писателе. Композиция стихотворения. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

С.А.Есенин. Стихотворение «Береза» Слово о писателе. Образ природы. Поэтический мир стихотворения.

Выразительно читать стихотворение. Выявлять художественные особенности произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
ВН. ЧТЕНИЕ.  

Г.Гейне. «На севере диком…» (пер. М.Ю.Лермонтова). И.В.Гете. «Ночная песня странника» (пер. М.Ю.Лермонтова), «Мальчик с сурком» (пер. С.Заяицкого)

Устанавливать связь прочитанных произведений с ранее изученным материалом. Выразительно читать стихотворения. Сопоставлять литературные произведения. Устно отвечать на вопросы.

Роман, повесть, рассказ

 

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать сюжет и проблематику произведения.
 

Д.Дефо. Роман «Робинзон Крузо» (фрагменты). Воля и труд. Образ главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героя произведения. Письменно отвечать на вопросы.
 

А.С.Грин. Рассказ «Зеленая лампа». Слово о писателе.Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления.

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения.
 

А.С.Грин. Рассказ «Зеленая лампа».Нравственная проблематика.

Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Слово о писателе. Человек в экстремальной ситуации.

Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Устно отвечать на вопросы.
 

А.П.Платонов. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Проблема испытания силы духа. Образ главного героя.

Выявлять проблему и идею произведения. Составлять план произведения. Письменно отвечать на вопросы.
 

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Слово о писателе.Природа как тайна. Человек и природа в рассказе.

Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
 

И.С.Тургенев. Рассказ «Бежин луг». Образы главных героев.

Выявлять проблему и идею произведения. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Письменно отвечать на вопрос.
 

Ю.П.Казаков. Рассказ «Оленьи рога». Слово о писателе. Внутренний мир человека. Характер главной героини. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
 

Дж.Лондон. Повесть «Сказание о Кише». Слово о писателе. Тема человека и природы. Особенности характера главного героя.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героя произведения. Сопоставлять произведения.
 

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.
 

В.П.Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Преодоление себя. Образ главного героя.

Письменно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения.
 

О’Генри. Новелла «Вождь краснокожих». Слово о писателе. Необычная ситуация. Комическое.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
 

М.М.Зощенко. Рассказы из цикла «Лелька и Минька»: «Елка», «Галоши и мороженое». Слово о писателе.Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
 

М.М.Зощенко. Рассказ из цикла «Лелька и Минька»: «Золотые слова».  Столкновение мира взрослых и мира детей. Комическое.

Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.
ВН. ЧТЕНИЕ.  

Мы помним (произведения о ВОВ)










Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 343.

stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда...