Студопедия КАТЕГОРИИ: АвтоАвтоматизацияАрхитектураАстрономияАудитБиологияБухгалтерияВоенное делоГенетикаГеографияГеологияГосударствоДомЖурналистика и СМИИзобретательствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИсторияКомпьютерыКулинарияКультураЛексикологияЛитератураЛогикаМаркетингМатематикаМашиностроениеМедицинаМенеджментМеталлы и СваркаМеханикаМузыкаНаселениеОбразованиеОхрана безопасности жизниОхрана ТрудаПедагогикаПолитикаПравоПриборостроениеПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРадиоРегилияСвязьСоциологияСпортСтандартизацияСтроительствоТехнологииТорговляТуризмФизикаФизиологияФилософияФинансыХимияХозяйствоЦеннообразованиеЧерчениеЭкологияЭконометрикаЭкономикаЭлектроникаЮриспунденкция |
Лекция 9.Социальная терапия и методы ее осуществления.
ПЛАН 1.Социальная терапия — основа практики социальной работы. 2.Сущность социальной терапии и ее разновидности. 3.Использование психотерапии в социальной работе для развития у детей-инвалидов чувств уверенности в своих силах, воспитания социальных, трудовых и эстетических установок. 4.Методы социальной терапии: арттерапия, игротерапия, изотерапия, музыкотерапия, хобби-терапия, зоотерапия, гарденотерапия. 5.Групповые методы психотерапевтической работы. 6.Оккупационная терапия как технология медико-социальной работы с инвалидами .
В сфере социальной защиты, социально-трудового права значимой является классификация причин возникновения физического и (или) психологического нарушения, недостатка (это связано с особенностями предоставления материальной или иной социальной помощи, компенсационных выплат, льгот и др.): врожденное нарушение развития, инвалидность с детства;несчастный случай, стихийное бедствие;профессиональное заболевание;трудовое увечье;общее заболевание;участие в боевых действиях;дорожно-транспортное происшествие;экологические преступления; иные причины. Существует классификация нарушений основных функций организма человека: психических(восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, эмоций, воли); сенсорных (зрения, слуха, обоняния, осязания);статодинамической (обеспечивающей стояние, движение и подвижность, в том числе суставов, костей, мышц, рефлексы); соматических (кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, обмена веществ и энергии, внутренней секреции). Большую часть из общего количества детей-инвалидов составляют дети, относящиеся к первым трем категориям. Все они, независимо от вида нарушения, имеют отклонения (в той или иной степени) в развитии и требуют особых методов изучения, воспитания и обучения. В социальной работе с детьми с нарушениями психических функций необходимо учитывать ряд присущих им особенностей. Во-первых, нарушение интеллекта (умственная отсталость) — это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки — стойкость, необратимость нарушения и его органическое происхождение — должны учитываться в первую очередь. При нарушениях интеллекта ведущими неблагоприятными факторами являются слабая любознательность и замедленная обучаемость ребенка, его плохая восприимчивость нового. У детей с нарушением интеллекта со временем не возникает эмоционального общения со взрослыми, т.е. «комплекс оживления» отсутствует или неполноценен; пропадает интерес к игрушкам, подвешенным над кроваткой или находящимся в руках взрослого, возникает новая форма общения — жестовое общение, появляющееся на основе совместных действий со взрослыми, не развивается умение различать своих и чужих людей. Работа с детьми с нарушением интеллекта должна быть направлена прежде всего на их развитие ее содержание заключается в том, чтобы организовать компетентное сопровождение. Это касается посредничества социального работника в создании соответствующих условий и привлечении различных социальных институтов помощи для развития у ребенка с интеллектуальной недостаточностью социально значимых навыков, способностей, личностных качеств, умений приспосабливаться к требованиям общества, в котором он живет. Основной задачей должна стать организация комплексного обслуживания ребенка с нарушением интеллекта в учреждении таким образом, чтобы создать все условия для развития его способностей, уменьшения его зависимости от других людей и постепенного повышения возможности действовать самостоятельно. Следовательно, социальная работа с такими детьми должна быть направлена на создание благоприятных условий для развития личности ребенка (физического, социального, духовно-нравственного); оказание ребенку комплексной помощи в саморазвитии и самореализации в процессе восприятия мира и адаптации в нем; защиту ребенка в его личностном пространстве; установление связей и партнерских отношений между семьей и специальным учреждением (образовательным учреждением); подготовку родителей к взаимодействию с этими детьми. Особенно это проявляется в нарушениях коммуникативной деятельности. Важно проводить коррекционные занятия в более раннем возрасте, реализуя абилитационные программы. Абилитация — комплекс услуг, направленный на формирование новых и мобилизацию, усиление имеющихся ресурсов социального, психического и физического развития ребенка.Дети с нарушением интеллекта в силу особенностей своего развития не могут самостоятельно приобретать знания и умения. Участие семьи в подготовке таких детей к самостоятельнойжизни должно быть подкреплено взаимодействием со специалистами: врачом, психологом, социальным работником, дефектологом. Программы социального развития предусматривают следующие направления социальной работы с такими детьми: формирование у них представлений о самом себе и воспитание элементарных навыков для выстраивания адекватной системы положительных личностных оценок и позитивного отношения такого ребенка к себе (концентр «Я сам»); развитие его сотрудничества со взрослыми и сверстниками и воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельно- сти (концентр «Я и другие»); формирование адекватного восприятия окружающих предметов и явлений, воспитание положительного отношения к предметам живой и неживой природы, создание предпосылок и закладка первоначальных основ нравственного отношения к позитивным национальным традициям и общечеловеческим ценностям В первую очередь это касается занятий по развитию внимания и расширению зоны восприятия. Следующей задачей социальной работы является повышение социального статуса такого ребенка. Используя приемы телесно-ориентированной терапии, сочетания песочной терапии со сказкотерапией, групповые занятия с различными практическими формами деятельности в совокупности с методами артпедагогики и арттерапии, обучения сюжетно-ролевым и театрализованным играм (режиссерским играм и играм-драматизациям), где основной целью является выявление, осознание и воспроизведение социальных отношений, продуктивных видов деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования, различных видов труда) с усилением социальной направленности их содержания. Социальная работа с такими детьми складывается из следующих направлений:выявление лиц и семей, нуждающихся в социально-консультативной помощи; профилактика различного рода социально-психологических отклонений;взаимодействие с медицинскими учреждениями ПМПК;участие в создании и реализации индивидуальной программы абилитации с привлечением всех необходимых социальных институтов помощи; подготовка среды для посещения ребенком дошкольного образовательного учреждения в зависимости от уровня развития ребенка и его возможностей; Детская инвалидность–интерактивные методы Она существенно отличается от инвалидности взрослой, а инвалид с детства – от человека, ставшего инвалидом уже во взрослой жизни. Дети с нарушением развития нуждаются в комплексном реабилитационном подходе, сочетающем медицинские, психолого-педагогические, социальные мероприятия. В настоящее время существует множество методов работы, которые предоставляют интерес для сотрудников в социальной сфере. Сегодня мы подробно остановимся на следующих новых интегративных методах, эти методы в своей работе мы используем давно, сейчас они нося т научный термин: - игротерапия (игра) - глинотерапия (труд) - хобби-терапия (кружки) Игротерапия- наиболее распространенный метод работы с детьми. Игры способствуют снятию эмоционального напряжения, раздражения, возбудимости. Для коррекционных целей используются сюжетно-ролевые игры. В таких играх ярко проявляются эмоциональные отношения к людям и предметам. Основной принцип проведения игротерапии с детьми ограниченными возможностями заключается в необходимости позволить ребенку отреагировать, изжить отрицательные эмоции, а затем помочь, заменить их на противоположные, положительные действия и поступки, сопровождающиеся положительными эмоциональными переживаниями. Уникальность игротерапии состоит еще в том, что травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в в условном ослабленном виде. Игротерапия помогает опробовать типы поведения, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние. Одним из главных достоинств игротерапии является коррекция и развитие всех видов отношений. Отношения межличностные и отношения к самому себе. С целью изменения отношения к себе и другим, улучшения психологического самочувствия ( повышения самооценки)применятся две формы игротерапи: направленная (директивная) и ненаправленная (не директивная). При использовании направленной игротерапии, педагог сам участвует в игре. Здесь применяются методичесике приемы и игры со структурированным игровым материалом и сюжетом. Это педагогически организованные сюжетно-ролевые игры. В этих играх дети сами создают роли и игровые ситуации с воссозданием деятельности и отношений в социуме. К видам направленной иготерапии отнсятся: игры-драматизации, занятия в театральных и кукольных кружках, познавательные игры, конкурсы, соревнования, подвижные игры. Применение направленной игротерапии , ориентировано на самостоятельную работу (игру). Такой вид игровой деятельности позволяет решать такие коррекционные задачи как: - расширение репертуара самовыражения; - достижение саморегуляции и эмоциональной устойчивости; - коррекция отношений; В ходе игротерапии общения речь идет об игре, как о своеобразном средстве налаживания отношений детей с нарушением интеллекта с окружающим миром, которое устраняет аффективные препятствия в межличностных отношениях и помогает преодолевать многие проблемы самовыражения и самопроявления. Существует шесть основных методов организации игровой деятельности: - непосредственного игрового тренинга; - театрализации (основан, на множестве сюжетов и социальных ролей); - состязательности; - равноправного духовного контакта ( основан на совместной деятельности) («на равных»)). - воспитывающих ситуаций, то есть вызванных к жизни процедур самореализации, взаимного доверия, организованного успеха, саморазвивающего дела. - импровизация (выводит участников на практическую теоретическую предприимчивость и базируется на синдроме подражания с привнесением своего творческого начала). В выборе форм игротерапии следует исходить из задач коррекции и анализа динамики эффективности применения игровых средств и процесса социализации: - повышение степени контактности в микросреде. - участие в различных видах деятельности: - улучшения психологического самочувствия: - желание включиться в активный образ жизни. - повышение интереса к явлениям жизни. Среди многочисленных видов игр особый интерес вызывают так называемые проективные игры. Они получили свои названия от понятия «проекция», то естьот переноса состояний внутреннего мира личности во внешний план, когда ребенок-инвалид через ролевое действие выражает свои интересы, мысли, переживания, которые долгое время носил, скрывал в себе. Для этого педагоги, психологи и другие специалисты должны соблюдать такие принципы как: - создание естественной стимулирующей среды, в которой инвалид чувствует себя комфортно, защищено, без всякого напряжения; - наличие активной деятельности; - оживление абстрактных символов (букв, линий, предметов) для формирования положительных мотиваций; Методика организации реабилитирующей игровой среды не сложна. Главное – поддержание интереса участника к игровому процессу. Для начала можно дать детям несложное задание или, создать ситуацию сопровождая, словами: «Представьте себе», «Сейчас мы с вами поедем или полетим» и т.д. то есть то, что мы с вами систематически используем как на занятиях, так и в игровой деятельности. Обязательным условием игры является уяснение ребенком собственных действий и действий участников: откуда, зачем, какие у них взаимоотношения – что отражает картину его внутренних переживаний. Для многих детей игра- любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе детьми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения являются наиболее органичным и освоенным для любого возраста, где ребенок может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, попробовать себя в конкретной социальной роли, установить коммуникативные связи, овладеть социальными навыками. Игра способствует активизации личности детей с нарушением интеллекта, обогащает опыт межличностного общения взаимодействия, учит формам контактирования на уровне индивидуальных, групповых дифференцированных отношений. Психолого-педагогическая поддержка средствами игры является динамичным способом коррекции эмоционально-волевой, коммуникативной двигательной сферы. Игра позволяет играющим наиболее естественно самовыражаться и преодолевать субъективные комплексы, связанные с дефектом и фрустрациями (неудовлетворенными потребностями в общении). Издавна известно о лечебных свойствах глины. Замечено, что гончары, много работающие с вышеуказанным материалом, никогда не имели заболеваний суставов, не знали, что такое отложение солей, гипертония и другие заболевания. Глина обладает антисептическими, адсорбирующими свойствами. В Рязани с 1994 года работает центр дополнительного образования под руководством художника О.В. Шустиновой, коллектив которого занимается глинотерапией в целях социокультурной реабилитации людей с ограниченными возможностями. В центре занимаются инвалиды разного возраста, имеющие различные виды дефектов. Основной вид деятельности центра – изготовление глиняной игрушки. В нашем детском доме комплексная реабилитация. Чтобы изготовить игрушку необходимо постичь все ее тайны происхождения, смысловое значение, специфику изготовления. Поэтому практические занятия должны сочетаться с рассказом об истории возникновения игрушки, сложившихся народных традициях и техники изготовления. Потом проводится процесс росписи игрушки. Здесь используется не только кисть, но и прием пальцевой росписи, облив. Ставятся две емкости, а значит два цвета и попеременно их наносить на фигурки, ориентируясь на пояснения педагога-руководителя. Особенно, здесь следует отметить положительное влияние цветотерапии. В основном используются положительные энергоемкие цвета – красный, коричневый, желтый, белый. Символизирующий цвет солнца, земли, цветов, радости, восторга, удивления, добра. Специалисты отмечают, что дети очень раннего возраста, еще не осознавая увиденное, инстинктивно тянутся к глиняной игрушке. Это реакция на яркость росписи, удовлетворение «цветового голода». Цвета должны настраивать на определенные положительные эмоции, нести терапевтический эффект. Раскрашивание происходит таким образом, чтобы не было диссонансов, чтобы цвета сочетались. И, как правило не бывает одинаковых игрушек. У каждой свое выражение лица, свои одежда, цвет, форма. Настроение, которое у мастера отражается в глине. Должны присутствовать элементы сказочности, загадочности, которые делают игрушку волшебной, притягательной. Часто игрушка рождает ассоциации с конкретным человеком, что мотивирует желание ее приобрести. Работая над игрушкой, ребенок проецирует свой духовный мир. В ходе изготовления игрушек среди участников занятий возникает атмосфера заинтересованного общения, звучат различные мелодии, органично сочетающиеся с основным делом. В детском коллективе, таким образом, формируется положительная аура, способствующая созданию гармонии в отношениях, доверия, любви, столь необходимые каждому. Изготовив игрушку целесообразно ее оживить, представить в сюжете, придумать новые модели. Все это развивает фантазию, творческое и ассоциативное мышление. Тематика должна предусматривает повышение степени сложности выполнения работ. Показателями реабилитационной эффективности глинотерапии служат повышение уровня и качества общения детей, развитие их интеллекта, мотивация активного участия в социокультурном пространстве. Так же, сегодня все больше внимания уделяется развитию творческих способностей креативности ребенка. Творческое начало в человеке – это способность принимать и создавать новое; инициативность, гибкость мышления и поведения, умение слушать себя и других, проявление себя адекватно жизненным ситуациям. Процесс познания собственных возможностей полон неожиданных находок, так как метод хобби терапии способствует расширению сознания и совершенствованию взаимодействия с окружающим миром. В процессе хобби-терапии ребенок может попробовать свои силы в различных видах деятельности; макраме, рисование, вязание, резьба по дереву, изготовление игрушек, поделок из природного материала, пении, танцев, кукольном театре. При этом выбор той или иной сферы деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях. При склонностях к тому или иному виду деятельности. Замечено, что дети, увлеченные тем или иным занятием, гораздо успешнее проходят процесс реабилитации. Структурирование занятия по хобби-терпапии нет, поэтому педагог в этом процессе может применить все свои творческие способности и возможности.
Лекция 10. Социальная профилактика: особенности и методы ее проведения с детьми, имеющими инвалидность.
Профилактика: сущность и содержание. Профилактика как технология социальной работы. Направление профилактической деятельности: предотвращение, поддержание и защита, содействие в достижении целей. Профилактика, суицида, безнадзорности, подростковой преступности, употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков с функциональными ограничениями. Правовые основы профилактической деятельности. Система социальных служб по профилактике асоциальных явлений.
|
||
Последнее изменение этой страницы: 2018-04-12; просмотров: 642. stydopedya.ru не претендует на авторское право материалов, которые вылажены, но предоставляет бесплатный доступ к ним. В случае нарушения авторского права или персональных данных напишите сюда... |